Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО БАЗОВОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО МЕЗОЦИКЛА, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ТРЕНИРОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 16-18 ЛЕТ

Ушаков А.Г. 1 Притыкин В.Н. 1 Лалаков Г.С. 1
1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет Минздрава России»
В работе изучалось влияние оптимального базового тренировочного мезоцикла, направленного на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств с различным структурным образованием, на уровень развития физических качеств и функциональное состояние организма футболистов 16–18 лет в подготовительном периоде тренировки. Данные исследования позволили: установить рациональную структуру организации базового тренировочного мезоцикла, направленного на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств; выявить динамику развития физических качеств в процессе реализации тренировочных микроциклов различной направленности в структуре данного мезоцикла; обосновать оптимальное соотношение объема и направленности тренировочных нагрузок в базовом тренировочном мезоцикле на специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировки у футболистов 16–18 лет; показать эффективность использования оптимального варианта базового тренировочного мезоцикла в достоверном повышении уровня развития физических качеств у футболистов 16–18 лет.
футболисты 16-18 лет
скоростные и скоростно-силовые качества
подготовительный период тренировки
базовый тренировочный мезоцикл
1. Базилевич О.П. Управление подготовкой футболистов на основе моделирования тренировочного процесса: дис. … канд. пед. наук. — М., 1983. — 176 с.
2. Золотарёв А.П. Структура и содержание многолетней тренировки спортивного резерва в футболе: дис. ... д-ра. пед. наук. — Краснодар, 1997. — 444 с.
3. Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки футболистов: дис. … д-ра пед. наук. — Омск, 1998. – 328 с.
4. Лисенчук Г.А. Управление подготовкой футболистов: (моног.) / Г.А. Лисенчук. — Киев: Олимп. лит., 2003. — 271 с.
5. Люкшинов Н.М. Искусство подготовки высококлассных футболистов: научно-методическое пособие / Под ред. проф. Н.М. Люкшинова. – М.: Советский спорт, ТВТ Дивизион, 2006. – 432. — с. 3.
6. Степанов А.В. Планирование подготовительного периода футболистов групп спортивного совершенствования на основе комплексного воздействия тренировочных нагрузок: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Малаховка, 2013. — 24 с.
7. Тюленьков С.Ю. Теоретико-методические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации : моногр.: рек. к изд. науч.-метод. советом РФС / С. Ю. Тюленьков; Рос. футбол. союз. — М.: Физ. культура, 2007. — 349 с.
8. Ушаков А.Г. Исследование влияния базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств у футболистов на этапе спортивного совершенствования (16–18 лет) // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3; URL: http://www.science-education.ru/123-20264 (дата обращения: 02.07.2015).
9. Шамардин А.И. Технология оптимизации функциональной подготовленности футболистов: дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2000. — 352 с.
В настоящее время в российском футболе можно наблюдать отсутствие необходимого пополнения ведущих команд страны молодыми, перспективными, хорошо подготовленными игроками. Причин может быть множество, основной из них является возрастающая конкуренция со стороны игроков-легионеров. Одним из основных положений в рассматриваемом аспекте представляется дальнейшее повышение эффективности подготовки ближайшего резерва на основе совершенствования методики планирования тренировочного процесса [6, 7, 9].

Вопросы планирования тренировочного процесса у футболистов нашли свое отражение в работах многих ученых и специалистов [1-3]. Однако вопросы построения тренировочного процесса на основе оптимизации тренировочных нагрузок на специально-подготовительном этапе подготовки футболистов 16-18 лет не нашли обоснования в научных исследованиях. Поиск оптимальных вариантов построения базовых мезоциклов как важного промежуточного звена в системе планирования является актуальным и перспективным направлением научного исследования.

Цель исследования

Разработать и экспериментально обосновать оптимальный вариант базового тренировочного мезоцикла, направленного на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств на специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировки футболистов 16-18 лет.

Задачи исследования

1. Определить рациональное соотношение объема тренировочной нагрузки в микроциклах тренировочных базовых мезоциклов, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств.

2. Выявить эффективность использования оптимального варианта базового тренировочного мезоцикла, направленного на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, с учетом особенностей физической и функциональной подготовленности футболистов.

Методы исследования

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, хронометрирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования:

В исследовании приняли участие 40 футболистов 16-18 лет I и II разряда команды «Иртыш-дубль» (г. Омск) - участницы игр чемпионата России среди любительских клубов. Исследование проводилось в два этапа.

Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе исследования определялось оптимальное содержание объема тренировочных нагрузок каждого микроцикла в структуре базового тренировочного мезоцикла, направленного на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств.

По направленности воздействия тренировочные занятия, микроциклы и мезоциклы могут быть направлены на развитие различных видов выносливости (модель А), на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств (модель В), на поддержание функционального состояния и совершенствование технико-тактического мастерства (модель Д) [1, 3, 4].

В основу построения базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств (модель В), было положено исследование влияния трех вариантов мезоциклов с различным соотношением объема тренировочной нагрузки - варианты В-1 (60%), В-2 (50%), В-3 (40%) (табл. 1). Каждый вариант мезоцикла (В-1, В-2, В-3) состоял из четырех микроциклов, два из которых (1 и 4) были преимущественно направлены на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств (модель В). Во втором микроцикле развивались различные виды выносливости (модель А), в третьем микроцикле поддерживалось функциональное состояние и совершенствовалось технико-тактическое мастерство футболистов (модель Д).

Таблица 1

Структура и содержание базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств футболистов 16-18 лет, на специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировки

Направленность тренировочной нагрузки

№ микроцикла, направленность, объем тренировочной нагрузки %

1

2

3

4

Вариант В-1

В

А

Д

В

А

10

40

30

30

В

60

30

30

40

Д

30

30

40

30

Вариант В-2

А

20

40

30

30

В

50

30

30

40

Д

30

30

40

30

Вариант В-3

А

30

40

30

30

В

40

30

30

40

Д

30

30

40

30

Примечание

Тренировочное занятие, микроцикл, мезоцикл направлены: «А» - на развитие различных видов выносливости, «В» - на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, «Д» - на поддержание функционального состояния и совершенствование технико-тактической подготовленности.

По результатам нашего исследования было выявлено, что оптимальным базовым тренировочным мезоциклом, направленным на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств и способностей, является вариант В-2, который предусматривает в первом микроцикле следующее соотношение нагрузок по величине: выносливость - 20%; скоростные и скоростно-силовые качества - 50%; поддержание функционального состояния - 30% по сравнению с вариантами В-1 с процентным соотношением тренировочной нагрузки А, В, Д 10, 60, 30 и В-3 с процентным соотношением тренировочной нагрузки А, В, Д 30, 40, 30.

Использование мезоцикла варианта В-2 способствовало достоверному улучшению функционального состояния футболистов по всем исследуемым двигательным качествам (таким как быстрота, скоростная выносливость, скоростно-силовые, координационные способности), что свидетельствует о целесообразности использования данного тренировочного мезоцикла на специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировки футболистов 16-18 лет [8].

На втором этапе исследования был проведен сравнительный педагогический эксперимент. Основной его задачей было выявление эффективности использования оптимального варианта базового тренировочного мезоцикла В-2 (экспериментальная группа) и мезоцикла В-2, основанного на использовании традиционных подходов в планировании тренировочного процесса (контрольная группа).

В качестве оптимального варианта базового тренировочного мезоцикла, взятого для экспериментальной группы, были использованы четыре микроцикла в структуре мезоцикла (В-2), 1-й и 4-й микроциклы отличались соотношением направленности тренировочных нагрузок, соответственно А, В, Д (%): 20, 50, 30; 30, 40, 30 (табл. 2).

В качестве мезоцикла для контрольной группы послужило выполнение четырех микроциклов различной направленности. Их отличие от экспериментальной группы выражалось в изменении последовательности микроциклов. Так, например, первый микроцикл в структуре мезоцикла был преимущественно направлен на развитие скоростной выносливости (А). Второй микроцикл был направлен на совершенствование техники и поддержание функционального состояния футболистов (Д), тогда как только в 3-м и 4-м микроциклах решались вопросы развития скоростных и скоростно-силовых качеств (В) (табл. 2).

Таблица 2

Структура сравнительного педагогического эксперимента на специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировки у футболистов 16-18 лет

Этап

Специально-подготовительный

Направленность

Скоростные и скоростно-силовые качества

Группа

Экспериментальная

Контрольная

Микроцикл

1 (В)

2 (А)

3 (Д)

4 (В)

1 (А)

2 (Д)

3 (В)

4 (В)

Энергообеспечение

Анаэробно-алактатное

Смешанное

Анаэробно-алактатное

Смешан-ное

Анаэробно-алактатное

Кол-во тр. занятий в день

1

1

1

1

1

1

1

1

Кол-во тр. занятий в микроцикле

6

6

6

6

6

6

6

6

Специализированность упражнений,%

Специальные

70

70

80

80

70

70

80

80

Неспециальные

30

30

20

20

30

30

20

20

Направленность,%

А

20

40

30

30

40

30

20

30

В

50

30

30

40

30

30

50

40

Д

30

30

40

30

30

40

30

30

Объем занятий, %

70-80

80-90

80-90

80-90

70-80

80-90

80-90

80-90

Координационная сложность

Средняя

Примечание

См. табл.1, тр. - тренировочных.

В основу методики построения базового тренировочного мезоцикла для контрольной группы были положены рекомендации, основанные на использовании традиционных подходов к планированию тренировочного процесса футболистов [4, 5, 7]. В соответствии с мнением данных авторов, в начале мезоцикла необходимо заниматься развитием различных видов выносливости, а затем решать вопросы развития скоростных, скоростно-силовых качеств.

Рассмотрим итоги педагогического сравнительного эксперимента с учетом подготовленности футболистов.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (табл. 3) футболистов контрольной и экспериментальной группы по всем изучаемым показателям находилось в пределах физиологических норм. Имеющиеся изменения не достоверны (р>0,05).

Показатели быстроты в беге на 30 и 60 м в контрольной группе остались без изменений (р>0,05), тогда как в экспериментальной группе отмечалось достоверное увеличение скорости бега (р<0,05).

Таблица 3

Изменение показателей функционального состояния футболистов 16-18 лет после выполнения базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств

Показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

исходные

конечные

исходные

конечные

х ± σ

х ± σ

х ± σ

х ± σ

АД систолическое,

мм рт. ст.

116,5

6,7

115,0

5,1

115,5

5,1

118

5,2

АД диастолическое,

мм рт. ст.

73,0

6,6

71,0

4,5

68,5

5,9

68,5

5,9

КВ, усл. ед.

17,9

1,7

17,4

2,0

16,8

1,6

16,1

1,8

Бег 30 м, с

4,23

0,08

4,24

0,09

4,21

0,08

4,16

0,10*

Бег 60 м, с

7,89

0,20

7,94

0,15

7,91

0,23

7,8

0,15*

Бег 4х8 м, с

8,73

0,29

8,71

0,29

8,74

0,24

8,49

0,25*

Бег 7х50 м, с

72,1

1,3

72,0

1,5

71,5

2,0

70,3

1,4*

Прыжок в длину с места, см

244

4,7

247

4,4*

243

5,4

247

5,7*

Дифференцировка усилия, см

8,2

1,3

6,1

1,4*

7,9

1,6

5,7

1,5*

Дифференцировка пространства, град.

8,3

1,5

6,0

1,6*

7,0

1,8

5,7

1,5*

Ведение-Обводка, с

12,4

0,5

12,0

0,4*

12,3

0,6

12,0

0,5*

Комплексный тест на ловкость, с

18,1

0,6

17,7

0,4*

18,3

0,5

17,8

0,4*

Примечание

* - Различия достоверны при Р<0,05; КВ, усл. ед. - коэффициент выносливости, условные единицы.

Скоростно-силовые качества футболистов (прыжок в длину с места и челночный бег 4х8 м) улучшились в экспериментальной группе (р<0,05), тогда как в контрольной группе наблюдалось только улучшение показателей в прыжке в длину с места (р<0,05).

Обращает на себя внимание достоверное улучшение скоростной выносливости (челночный бег 7х50 м) у футболистов в экспериментальной группе (р<0,05) по сравнению с контрольной, где показатели остались неизменными (р˃0,05).

В тестах для оценки координационных способностей можно отметить показатели дифференцировок усилий и пространства, где имеет место достоверное снижение величины ошибки при выполнении как в контрольной, так и в экспериментальной группах (р<0,05). Это еще раз подтверждает благоприятное воздействие программы мезоцикла В-2 на координационные способности футболистов.

Также положительные темпы прироста результатов имеют место в тесте «ведение и обводка (р<0,05) и в «тесте на ловкость» (Р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии исследуемых мезоциклов В-2.

Если до эксперимента исходный уровень подготовленности футболистов контрольной и экспериментальной групп по показателям быстроты, скоростно-силовым качествам (челночный бег 4х8 м) и скоростной выносливости был одинаковым, то после выполнения мезоцикла, направленного на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, стал выше в экспериментальной группе, что свидетельствует о положительном влиянии тренировочного мезоцикла (В-2) на данном этапе подготовки футболистов.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Проанализировав динамику показателей физических качеств в тренировочных микроциклах базовых мезоциклов, можно отметить, что в структуре базового мезоцикла, направленного на развитие физических качеств, должны использоваться тренировочные микроциклы, направленные на поддержание функционального состояния организма и повышение уровня технико-тактической подготовленности. Данный вид тренировочных микроциклов позволяет восстанавливать функциональное состояние футболистов после выполнения тренировочных микроциклов, направленных на развитие различных видов выносливости, создавая благоприятные условия в дальнейшем для использования тренировочных микроциклов, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств.

2. Исследуемые тренировочные микроциклы, организованные в структуре мезоциклов, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств (В-1, В-2, В-3), способствуют сохранению высокого уровня скоростной и скоростно-силовой подготовленности. Среди них более эффективен мезоцикл В-2 с соотношением нагрузок по их величине А, В, Д (%) 20, 50, 30, который дополнительно способствует развитию скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Следовательно, мезоцикл В-2 можно считать оптимальным по воздействию на функциональное состояние футболистов на этапе спортивного совершенствования.

3. Проанализировав показатели функционального состояния футболистов как в контрольной, так и в экспериментальной группах после выполнения базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств с процентным соотношением нагрузки 50% от всех тренировочных занятий, можно заключить, что данные виды базовых мезоциклов улучшают уровень развития быстроты, скоростной выносливости координационных и скоростно-силовых способностей.

4. Достоинством базового мезоцикла экспериментальной группы явилось улучшения уровня показателей быстроты (бег 30 и 60 м) и скоростной выносливости (челночный бег 7х50 м), тогда как в контрольной группе показатели данных тестов остались без изменений. Следовательно, изменение структурной организации современной методики построения базового тренировочного мезоцикла, направленного на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, позволит усовершенствовать методику построения базовых тренировочных мезоциклов у футболистов на специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировки у футболистов 16-18 лет.

Рецензенты:

Горская И.Ю., д.п.н., профессор кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск;

Кравчук А.И., д.п.н., профессор кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.


Библиографическая ссылка

Ушаков А.Г., Притыкин В.Н., Лалаков Г.С. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО БАЗОВОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО МЕЗОЦИКЛА, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ТРЕНИРОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 16-18 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22448 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674