Вопросы планирования тренировочного процесса у футболистов нашли свое отражение в работах многих ученых и специалистов [1-3]. Однако вопросы построения тренировочного процесса на основе оптимизации тренировочных нагрузок на специально-подготовительном этапе подготовки футболистов 16-18 лет не нашли обоснования в научных исследованиях. Поиск оптимальных вариантов построения базовых мезоциклов как важного промежуточного звена в системе планирования является актуальным и перспективным направлением научного исследования.
Цель исследования
Разработать и экспериментально обосновать оптимальный вариант базового тренировочного мезоцикла, направленного на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств на специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировки футболистов 16-18 лет.
Задачи исследования
1. Определить рациональное соотношение объема тренировочной нагрузки в микроциклах тренировочных базовых мезоциклов, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств.
2. Выявить эффективность использования оптимального варианта базового тренировочного мезоцикла, направленного на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, с учетом особенностей физической и функциональной подготовленности футболистов.
Методы исследования
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, хронометрирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Организация исследования:
В исследовании приняли участие 40 футболистов 16-18 лет I и II разряда команды «Иртыш-дубль» (г. Омск) - участницы игр чемпионата России среди любительских клубов. Исследование проводилось в два этапа.
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе исследования определялось оптимальное содержание объема тренировочных нагрузок каждого микроцикла в структуре базового тренировочного мезоцикла, направленного на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств.
По направленности воздействия тренировочные занятия, микроциклы и мезоциклы могут быть направлены на развитие различных видов выносливости (модель А), на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств (модель В), на поддержание функционального состояния и совершенствование технико-тактического мастерства (модель Д) [1, 3, 4].
В основу построения базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств (модель В), было положено исследование влияния трех вариантов мезоциклов с различным соотношением объема тренировочной нагрузки - варианты В-1 (60%), В-2 (50%), В-3 (40%) (табл. 1). Каждый вариант мезоцикла (В-1, В-2, В-3) состоял из четырех микроциклов, два из которых (1 и 4) были преимущественно направлены на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств (модель В). Во втором микроцикле развивались различные виды выносливости (модель А), в третьем микроцикле поддерживалось функциональное состояние и совершенствовалось технико-тактическое мастерство футболистов (модель Д).
Таблица 1
Структура и содержание базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств футболистов 16-18 лет, на специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировки
Направленность тренировочной нагрузки |
№ микроцикла, направленность, объем тренировочной нагрузки % |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Вариант В-1 |
|||||
В |
А |
Д |
В |
||
А |
10 |
40 |
30 |
30 |
|
В |
60 |
30 |
30 |
40 |
|
Д |
30 |
30 |
40 |
30 |
|
Вариант В-2 |
|||||
А |
20 |
40 |
30 |
30 |
|
В |
50 |
30 |
30 |
40 |
|
Д |
30 |
30 |
40 |
30 |
|
Вариант В-3 |
|||||
А |
30 |
40 |
30 |
30 |
|
В |
40 |
30 |
30 |
40 |
|
Д |
30 |
30 |
40 |
30 |
Примечание
Тренировочное занятие, микроцикл, мезоцикл направлены: «А» - на развитие различных видов выносливости, «В» - на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, «Д» - на поддержание функционального состояния и совершенствование технико-тактической подготовленности.
По результатам нашего исследования было выявлено, что оптимальным базовым тренировочным мезоциклом, направленным на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств и способностей, является вариант В-2, который предусматривает в первом микроцикле следующее соотношение нагрузок по величине: выносливость - 20%; скоростные и скоростно-силовые качества - 50%; поддержание функционального состояния - 30% по сравнению с вариантами В-1 с процентным соотношением тренировочной нагрузки А, В, Д 10, 60, 30 и В-3 с процентным соотношением тренировочной нагрузки А, В, Д 30, 40, 30.
Использование мезоцикла варианта В-2 способствовало достоверному улучшению функционального состояния футболистов по всем исследуемым двигательным качествам (таким как быстрота, скоростная выносливость, скоростно-силовые, координационные способности), что свидетельствует о целесообразности использования данного тренировочного мезоцикла на специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировки футболистов 16-18 лет [8].
На втором этапе исследования был проведен сравнительный педагогический эксперимент. Основной его задачей было выявление эффективности использования оптимального варианта базового тренировочного мезоцикла В-2 (экспериментальная группа) и мезоцикла В-2, основанного на использовании традиционных подходов в планировании тренировочного процесса (контрольная группа).
В качестве оптимального варианта базового тренировочного мезоцикла, взятого для экспериментальной группы, были использованы четыре микроцикла в структуре мезоцикла (В-2), 1-й и 4-й микроциклы отличались соотношением направленности тренировочных нагрузок, соответственно А, В, Д (%): 20, 50, 30; 30, 40, 30 (табл. 2).
В качестве мезоцикла для контрольной группы послужило выполнение четырех микроциклов различной направленности. Их отличие от экспериментальной группы выражалось в изменении последовательности микроциклов. Так, например, первый микроцикл в структуре мезоцикла был преимущественно направлен на развитие скоростной выносливости (А). Второй микроцикл был направлен на совершенствование техники и поддержание функционального состояния футболистов (Д), тогда как только в 3-м и 4-м микроциклах решались вопросы развития скоростных и скоростно-силовых качеств (В) (табл. 2).
Таблица 2
Структура сравнительного педагогического эксперимента на специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировки у футболистов 16-18 лет
Этап |
Специально-подготовительный |
|||||||||||||
Направленность |
Скоростные и скоростно-силовые качества |
|||||||||||||
Группа |
Экспериментальная |
Контрольная |
||||||||||||
Микроцикл |
1 (В) |
2 (А) |
3 (Д) |
4 (В) |
1 (А) |
2 (Д) |
3 (В) |
4 (В) |
||||||
Энергообеспечение |
Анаэробно-алактатное |
Смешанное |
Анаэробно-алактатное |
Смешан-ное |
Анаэробно-алактатное |
|||||||||
Кол-во тр. занятий в день |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||
Кол-во тр. занятий в микроцикле |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
||||||
Специализированность упражнений,% |
Специальные |
70 |
70 |
80 |
80 |
70 |
70 |
80 |
80 |
|||||
Неспециальные |
30 |
30 |
20 |
20 |
30 |
30 |
20 |
20 |
||||||
Направленность,% |
А |
20 |
40 |
30 |
30 |
40 |
30 |
20 |
30 |
|||||
В |
50 |
30 |
30 |
40 |
30 |
30 |
50 |
40 |
||||||
Д |
30 |
30 |
40 |
30 |
30 |
40 |
30 |
30 |
||||||
Объем занятий, % |
70-80 |
80-90 |
80-90 |
80-90 |
70-80 |
80-90 |
80-90 |
80-90 |
||||||
Координационная сложность |
Средняя |
Примечание
См. табл.1, тр. - тренировочных.
В основу методики построения базового тренировочного мезоцикла для контрольной группы были положены рекомендации, основанные на использовании традиционных подходов к планированию тренировочного процесса футболистов [4, 5, 7]. В соответствии с мнением данных авторов, в начале мезоцикла необходимо заниматься развитием различных видов выносливости, а затем решать вопросы развития скоростных, скоростно-силовых качеств.
Рассмотрим итоги педагогического сравнительного эксперимента с учетом подготовленности футболистов.
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (табл. 3) футболистов контрольной и экспериментальной группы по всем изучаемым показателям находилось в пределах физиологических норм. Имеющиеся изменения не достоверны (р>0,05).
Показатели быстроты в беге на 30 и 60 м в контрольной группе остались без изменений (р>0,05), тогда как в экспериментальной группе отмечалось достоверное увеличение скорости бега (р<0,05).
Таблица 3
Изменение показателей функционального состояния футболистов 16-18 лет после выполнения базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств
Показатели |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
исходные |
конечные |
исходные |
конечные |
|
х ± σ |
х ± σ |
х ± σ |
х ± σ |
|
АД систолическое, мм рт. ст. |
116,5 6,7 |
115,0 5,1 |
115,5 5,1 |
118 5,2 |
АД диастолическое, мм рт. ст. |
73,0 6,6 |
71,0 4,5 |
68,5 5,9 |
68,5 5,9 |
КВ, усл. ед. |
17,9 1,7 |
17,4 2,0 |
16,8 1,6 |
16,1 1,8 |
Бег 30 м, с |
4,23 0,08 |
4,24 0,09 |
4,21 0,08 |
4,16 0,10* |
Бег 60 м, с |
7,89 0,20 |
7,94 0,15 |
7,91 0,23 |
7,8 0,15* |
Бег 4х8 м, с |
8,73 0,29 |
8,71 0,29 |
8,74 0,24 |
8,49 0,25* |
Бег 7х50 м, с |
72,1 1,3 |
72,0 1,5 |
71,5 2,0 |
70,3 1,4* |
Прыжок в длину с места, см |
244 4,7 |
247 4,4* |
243 5,4 |
247 5,7* |
Дифференцировка усилия, см |
8,2 1,3 |
6,1 1,4* |
7,9 1,6 |
5,7 1,5* |
Дифференцировка пространства, град. |
8,3 1,5 |
6,0 1,6* |
7,0 1,8 |
5,7 1,5* |
Ведение-Обводка, с |
12,4 0,5 |
12,0 0,4* |
12,3 0,6 |
12,0 0,5* |
Комплексный тест на ловкость, с |
18,1 0,6 |
17,7 0,4* |
18,3 0,5 |
17,8 0,4* |
Примечание
* - Различия достоверны при Р<0,05; КВ, усл. ед. - коэффициент выносливости, условные единицы.
Скоростно-силовые качества футболистов (прыжок в длину с места и челночный бег 4х8 м) улучшились в экспериментальной группе (р<0,05), тогда как в контрольной группе наблюдалось только улучшение показателей в прыжке в длину с места (р<0,05).
Обращает на себя внимание достоверное улучшение скоростной выносливости (челночный бег 7х50 м) у футболистов в экспериментальной группе (р<0,05) по сравнению с контрольной, где показатели остались неизменными (р˃0,05).
В тестах для оценки координационных способностей можно отметить показатели дифференцировок усилий и пространства, где имеет место достоверное снижение величины ошибки при выполнении как в контрольной, так и в экспериментальной группах (р<0,05). Это еще раз подтверждает благоприятное воздействие программы мезоцикла В-2 на координационные способности футболистов.
Также положительные темпы прироста результатов имеют место в тесте «ведение и обводка (р<0,05) и в «тесте на ловкость» (Р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии исследуемых мезоциклов В-2.
Если до эксперимента исходный уровень подготовленности футболистов контрольной и экспериментальной групп по показателям быстроты, скоростно-силовым качествам (челночный бег 4х8 м) и скоростной выносливости был одинаковым, то после выполнения мезоцикла, направленного на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, стал выше в экспериментальной группе, что свидетельствует о положительном влиянии тренировочного мезоцикла (В-2) на данном этапе подготовки футболистов.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. Проанализировав динамику показателей физических качеств в тренировочных микроциклах базовых мезоциклов, можно отметить, что в структуре базового мезоцикла, направленного на развитие физических качеств, должны использоваться тренировочные микроциклы, направленные на поддержание функционального состояния организма и повышение уровня технико-тактической подготовленности. Данный вид тренировочных микроциклов позволяет восстанавливать функциональное состояние футболистов после выполнения тренировочных микроциклов, направленных на развитие различных видов выносливости, создавая благоприятные условия в дальнейшем для использования тренировочных микроциклов, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств.
2. Исследуемые тренировочные микроциклы, организованные в структуре мезоциклов, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств (В-1, В-2, В-3), способствуют сохранению высокого уровня скоростной и скоростно-силовой подготовленности. Среди них более эффективен мезоцикл В-2 с соотношением нагрузок по их величине А, В, Д (%) 20, 50, 30, который дополнительно способствует развитию скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Следовательно, мезоцикл В-2 можно считать оптимальным по воздействию на функциональное состояние футболистов на этапе спортивного совершенствования.
3. Проанализировав показатели функционального состояния футболистов как в контрольной, так и в экспериментальной группах после выполнения базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств с процентным соотношением нагрузки 50% от всех тренировочных занятий, можно заключить, что данные виды базовых мезоциклов улучшают уровень развития быстроты, скоростной выносливости координационных и скоростно-силовых способностей.
4. Достоинством базового мезоцикла экспериментальной группы явилось улучшения уровня показателей быстроты (бег 30 и 60 м) и скоростной выносливости (челночный бег 7х50 м), тогда как в контрольной группе показатели данных тестов остались без изменений. Следовательно, изменение структурной организации современной методики построения базового тренировочного мезоцикла, направленного на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, позволит усовершенствовать методику построения базовых тренировочных мезоциклов у футболистов на специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировки у футболистов 16-18 лет.
Рецензенты:
Горская И.Ю., д.п.н., профессор кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск;
Кравчук А.И., д.п.н., профессор кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Ушаков А.Г., Притыкин В.Н., Лалаков Г.С. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО БАЗОВОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО МЕЗОЦИКЛА, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ТРЕНИРОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 16-18 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22448 (дата обращения: 11.02.2025).