По данным современной литературы, цервикогенная головная боль диагностируется в 5- 12% в популяции [6; 8]. Для цервикогенной головной боли характерна шейно-затылочная локализация. Чаще головные боли односторонние, средней интенсивности. Как правило, болевой синдром возникает утром, после сна. Усиление боли происходит после длительного пребывания в одной позе. Приступ цервикогенной головной боли составляет от одного до шести часов. Патологические изменения в шейном отделе позвоночника сопровождаются скованностью и ограничением объема движений в нем. Установлено, что источником цервикогенной головной боли являются шейные мышцы и суставы шейного отдела позвоночника [6; 8].
Известно, что цефалгия является частой причиной развития эмоциональных расстройств у лиц разного возраста и пола [3-5; 8].
Патологические процессы в области шейного отдела позвоночника приводят к постуральным расстройствам [7].
Несмотря на множество работ, посвященных изучению головной боли у подростков, до сих пор не изучена взаимосвязь эмоциональных и координаторных расстройств при ЦГБ у этой возрастной группы пациентов.
Цель исследования - изучить эмоциональные и постуральные расстройства у подростков с цервикогенной головной болью.
Материалы и методы исследования. Нами обследовано 16 подростков в возрасте от 12 до 16 лет, страдающих цервикогенными головными болями, в межприступном периоде (8 девочек и 8 мальчиков). Всем пациентам с ЦГБ проводилась рентгенография шейного отдела позвоночника. У 3 обследованных выявлена аномалия Киммерли, у одного - раздвоение остистого отростка третьего шейного позвонка, у 4 - подвывих атланта, у 12 - нестабильность шейного отдела позвоночника, у 4 - дегенеративно-дистрофические изменения позвонков. Группу из 8 человек составили мальчики с ЦГБ. Цервикогенная головная боль с частыми приступами развивалась от 6 до 15 раз в месяц у 6 мальчиков. Редкая ЦГБ частотой до 1 раза в месяц диагностирована у 8 девочек и у 2 мальчиков.
Контрольную группу составили 20 практически здоровых подростков (14 девочек и 6 мальчиков).
Диагноз устанавливался клинически в соответствии с Международной классификацией головной боли (2003) [2] и по рекомендациям [2].
Помимо клинико-неврологического, комплексное обследование включало в себя следующие методы.
1. Изучение вегетативной нервной системы проводилось с помощью «Вопросника для выявления признаков вегетативных изменений», заполняемого пациентом (ВИ), и «Схемы исследования для выявления признаков вегетативных нарушений» (ВН), оформляемой врачом [1].
2. Анализ ситуационной (реактивной) (ШСТ) и личностной тревожности (ШЛТ) осуществлялся с помощью шкалы самооценки Спилбергера-Ханина.
3. Для регистрации статического компонента равновесия использована компьютерная стабилометрия. Регистрация результатов проекции общего центра массы тела на плоскость опоры и его колебаний в положении обследуемого стоя осуществлялась на аппарате «АМБЛИОКОРTM-01» ДС («Стабилоплатформа», г. Санкт-Петербург) [7]. Показатель статического компонента равновесия регистрировался с использованием проб: I проба - тест Ромберга с открытыми глазами; II проба - тест Ромберга с закрытыми глазами. Через 20 секунд после установки пациента на платформу начиналась регистрация статического компонента равновесия в течение 20 секунд при каждой пробе.
Изучались показатели:
X (мм) - абсолютное положение центра давления (ЦД) относительно фронтальной плоскости;
х (мм) - девиация центра давления (ЦД) относительно среднего положения во фронтальной плоскости (вправо-влево);
Y (мм) - абсолютное положение центра давления (ЦД) относительно сагиттальной плоскости;
y (мм) - девиация центра давления (ЦД) относительно среднего положения в сагиттальной плоскости (вперед-назад) [7].
Статистическая обработка результатов проведена непараметрическими методами Манна-Уитни с использованием программы Microsoft Excel и пакета Statistica 6.0 for Windows. Полученные данные представлены в виде медианы Ме, первого Q1 и третьего Q3 квартилей. За достоверный принимали уровень значимости р<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Установлено преобладание вегетативных изменений в группе подростков с цервикогенной головной болью (р=0,002) при сравнении с группой практически здоровых подростков (таблица 1).
Таблица 1
Выраженность вегетативных расстройств у подростков с цервикогенной головной болью
Шкала (баллы) |
ВИ |
ВН |
||||
Группы сравнения |
Q1 |
Me |
Q3 |
Q1 |
Me |
Q3 |
Контрольная группа (n=20) |
0,00 |
6,00 |
10,00 |
0,00 |
4,00 |
14,00 |
Все подростки с ЦГБ (n=16) |
14,00 |
19,00 |
19,00 |
4,00 |
8,00 |
15,00 |
Р |
0,002 |
|
|
0,335 |
|
|
Обозначения:
Р - уровень достоверности при сравнении контрольной группы и группы подростков с цервикогенной головной болью.
Статистически значимых различий от практически здоровых подростков вегетативных нарушений, при тестировании по схеме исследования вегетативных нарушений (ВН), оформляемой врачом, в группе пациентов с цервикогенной головной болью не наблюдается (р=0,335).
При сравнении результатов исследования тревожных расстройств по шкале самооценки Спилбергера-Ханина между группами девочек с цервикогенной головной болью и практически здоровыми выявлено достоверное преобладание тревожных расстройств у лиц женского пола с цервикогенной головной болью (р=0,014).
Однако обнаружено, что личностная тревожность выше в группе девочек (Q1=50,00; Me =53,00; Q3=58,00) (р=0,004), нежели в группе мальчиков (Q1=40,50; Me =44,00; Q3=49,00).
При исследовании ситуационной тревожности у подростков с цервикогенной головной болью разного пола статистически достоверных различий между группами не установлено (таблица 2).
Таблица 2
Выраженность ситуационной и личностной тревожности у подростков разного пола с ЦГБ
Шкала (баллы) |
ШЛТ (баллы) |
ШСТ (баллы) |
||||
Группы сравнения |
Q1 |
Me |
Q3 |
Q1 |
Me |
Q3 |
Контрольная группа девочек (n=14) |
39,00 |
46,00 |
51,00 |
41,00 |
45,00 |
51,00 |
Контрольная группа мальчиков (n=6) |
42,00 |
44,00 |
44,00 |
43,00 |
47,00 |
51,00 |
Девочки с ЦГБ (1 группа, n=8) |
50,00 |
53,00 |
58,00 |
45,00 |
48,00 |
52,00 |
Мальчики с ЦГБ (2 группа, n=8) |
40,50 |
44,00 |
49,00 |
37,00 |
40,50 |
45,00 |
р0-3 |
0,014 |
|
|
0,203 |
|
|
р0-2 |
0,076 |
|
|
0,102 |
|
|
р1-2 |
0,004 |
|
|
0,957 |
|
|
Обозначения:
р0-1 - уровень достоверности при сравнении контрольной группы девочек и 1 группы;
р0-2 - уровень достоверности при сравнении контрольной группы мальчиков и 2 группы;
p1-2 - уровень достоверности при сравнении 1 и 2 групп.
При изучении стабилометрических параметров у девочек и мальчиков с редкими цервикогенными головными болями выявлено, что девиация абсолютного положения центра давления относительно сагиттальной плоскости в пробе Ромберга с закрытыми глазами достоверно выше в группе мальчиков (р=0,036) (таблица 3).
Таблица 3
Стабилометрические показатели подростков с редкими ЦГБ в зависимости от пола
Проба |
Шкала, мм |
Девочки n=7 |
Мальчики n=3 |
P |
||||
Q1 |
Me |
Q3 |
Q1 |
Me |
Q3 |
|||
ГО |
Х |
-11,50 |
8,00 |
11,50 |
-5,00 |
-1,00 |
3,00 |
0,512 |
х |
1,00 |
2,00 |
2,50 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
0,777 |
|
ГО |
У |
-19,00 |
-6,50 |
2,00 |
-29,00 |
3,50 |
36,00 |
1,000 |
у |
2,50 |
3,50 |
5,00 |
5,00 |
5,50 |
6,00 |
0,142 |
|
ГЗ |
Х |
-8,50 |
5,50 |
12,50 |
-6,00 |
-3,00 |
0,00 |
0,433 |
х |
0,50 |
1,00 |
3,00 |
1,00 |
1,50 |
2,00 |
0,785 |
|
ГЗ |
У |
-11,00 |
-1,50 |
7,00 |
-25,00 |
-23,50 |
-22,00 |
0,036 |
у |
2,00 |
3,50 |
5,00 |
4,00 |
5,00 |
6,00 |
0,231 |
Обозначения здесь и далее:
ГО - тест Ромберга с открытыми глазами;
ГЗ - тест Ромберга с закрытыми глазами;
X (мм) - абсолютное положение ЦД относительно фронтальной плоскости;
х (мм) - девиация ЦД относительно среднего положения во фронтальной плоскости (вправо-влево);
Y (мм) - абсолютное положение ЦД относительно сагиттальной плоскости;
y (мм) - девиация ЦД относительно среднего положения в сагиттальной плоскости (вперед-назад);
n - количество наблюдений;
p - уровень достоверности.
Это свидетельствует о дисфункции зрительно-моторных и вестибуло-моторных связей [7]. Следует отметить, что в группе мальчиков с частыми ЦГБ показатели постуральных нарушений достоверно выше (Q1=6,00; Me =13,50; Q3=20,00), чем в группе мальчиков с редкими ЦГБ (Q1=-25,00; Me =-23,50; Q3=-22,00). Это наиболее ярко выражено при исследовании абсолютного положения ЦД относительно сагиттальной плоскости в пробе с закрытыми глазами (р=0,045) (таблица 4).
Таблица 4
Стабилометрические показатели мальчиков с ЦГБ в зависимости от частоты приступов головной боли
Проба |
Шкала |
редкие ЦГБ n=3 |
частые ЦГБ n=6 |
P |
||||
Q1 |
Me |
Q3 |
Q1 |
Me |
Q3 |
|||
ГЗ |
Х |
-6,00 |
-3,00 |
0,00 |
-2,00 |
2,50 |
6,00 |
0,308 |
х |
1,00 |
1,50 |
2,00 |
1,00 |
1,50 |
2,00 |
1,000 |
|
ГЗ |
У |
-25,00 |
-23,50 |
-22,00 |
6,00 |
13,50 |
20,00 |
0,045 |
у |
4,00 |
5,00 |
6,00 |
2,00 |
2,50 |
4,00 |
0,237 |
Анализируя полученные данные о состоянии вегетативной нервной системы, а также оценивая результаты исследования по шкалам тревожности и данные о функционировании постуральной системы у подростков с цервикогенной головной болью, мы выявили достоверные различия при межгрупповом и внутригрупповом сравнении. Отмечено статистически значимое повышение уровня тревожности и постуральных нарушений у подростков с цервикогенной головной болью.
Выводы
У подростков, страдающих цервикогенной головной болью, в межприступный период развиваются субъективные вегетативные расстройства. При обследовании врачом статистически достоверных различий вегетативных нарушений со здоровыми не наблюдалось.
- Выявлено повышение уровня личностной тревожности у девочек с цервикогенной головной болью в межприступном периоде.
- Высокие показатели нарушений статического равновесия преобладают у мальчиков с цервикогенной головной болью.
Рецензенты:
Шестаков В.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой неврологии и нейрореабилитологии факультета дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Пермь;
Кравцова Е.Ю., д.м.н., профессор кафедры неврологии и нейрореабилитологии факультета дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Семенова Е.В., Семенова Е.В. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОСТУРАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА У ПОДРОСТКОВ С ЦЕРВИКОГЕННОЙ ГОЛОВНОЙ БОЛЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22237 (дата обращения: 04.10.2024).