Необходимо отметить, что педагог в своей профессиональной деятельности должен опираться на принципы законности, гуманности, демократичности, справедливости, профессионализма и взаимного уважения. Именно от этого будет зависеть эффективность работы преподавательского коллектива в целом и каждого преподавателя в отдельности. Наука об этике имеет самостоятельный раздел «Педагогическая этика». Данный раздел посвящен изучению особенностей педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий, изучает характер нравственной деятельности преподавателя и нравственных отношений в профессиональной среде, а также особенности педагогической морали. В процессе этого изучения происходит разработка основ педагогического этикета, который представляет собой совокупность выработанных в преподавательской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением, воспитанием и образованием.
Необходимо отметить также, что педагогическая этика занимается исследованием характера нравственной деятельности преподавателя и отношений всех участников в профессиональной среде. По результатам исследований существует и постоянно обновляется целый комплекс правил и норм общения, манер поведения педагога в образовательной среде. Все это является достаточно значимым, так как преподаватель (учитель) занимается не только воспитанием и обучением, но и развитием личности обучающегося. Перед педагогической этикой стоит ряд задач, которые условно можно разделить на теоретические и прикладные задачи. В число этих задач входят: исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей педагога, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и многое другое. Практическая деятельность педагога не всегда соответствует нормам профессиональной этики. Вызвано это, прежде всего, сложностью и противоречиями педагогической практики. В связи с чем одной из важных задач педагогической этики является изучение состояния нравственного сознания педагога. Но нельзя забывать, что, преследуя данную цель, необходимо располагать достаточно корректными и, в первую очередь, научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области педагогической этики, прежде всего, направлены на выяснение ценностных ориентаций и мотивационной сферы личности, и немаловажную роль играют оценочные суждения участников всего педагогического процесса. Социальные методы позволяют изучить этическую эрудицию преподавателя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. В числе методов исследования педагогической этики такие, как: метод «частотных словарей», метод этического практикума, контент анализ, метод общественной аттестации и др.
В настоящее время необходимо задуматься о поднятии уровня морально-педагогической подготовки и вооружить обучающихся знаниями, пользуясь которыми противоречия в учебно-воспитательном процессе ими могут быть решены более эффективно. Необходимо отметить, что подчиняющееся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты, педагогическое общение является специфической формой общения, которая имеет свои особенности. Педагогическое общение выступает в роли совокупности средств и методов, которые обеспечивают реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяют характер взаимодействия педагога и обучающихся. Говоря об этике, нельзя не отметить, что содержание педагогической культуры составляет профессиональная компетентность педагога, выступающая условием становления и развития его педагогического мастерства. В последние годы понятие «педагогическая культура» широко используется и разрабатывается педагогами, которые занимаются исследованием проблем педагогической деонтологии: Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др. Профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлении педагогической деятельности. В реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности преподавателя. Исследования показали, что данное единство является выражением гуманитарной культуры, в свою очередь характеризующую цельность облика педагога.
Анализируя биографию выдающихся педагогов, таких как: А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т Шацкий, В.А. Сухомлинского и др., мы видим, что именно их гуманитарная культура, которая проявилась в широкой образованности, интеллигентности, высоком чувстве долга и ответственности, послужила основой зарождения гуманистических идей. Их идеи прорвали замкнутый круг привычных педагогических представлений и подняли теорию педагогики на новый уровень развития. Отмечено, что наивысшие результаты в педагогической деятельности, прежде всего, связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать узкопрофессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.
Категорию «культура» рассматривают в разном ключе, но общим для них является понимание культуры как целостного явления, центральным звеном которого выступает человек как субъект культурного развития. В самом широком смысле понятие «культура» выражает качественную характеристику того, насколько конкретные люди смогли возвыситься над своей естественной биологической природой, тем самым развив свою вторую природу - социальную. Итак: культурой является то из произведенного самим человеком, что направлено на саморазвитие и самосовершенствование. Следуя вышеизложенному, отметим, что культура специалиста - это его способность к развитию и совершенствованию своих творческих возможностей в решении нестандартных задач.
Культура гуманитарная выступает оптимальной совокупностью общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. Педагогический такт - это форма реализации педагогической морали в деятельности педагога, где совпадают мысль и действие. Тактом принято считать нравственное поведение, которое включает предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия. Он представляет собой переход от нравственного сознания к нравственной практике и включает в себя особый элемент нравственного творчества: осмысление нормы и её значимости в отношении к социуму; значимость педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств, условия возникновения сложных и нестандартных ситуаций; необходимость выбора лучшего поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой и т.д.
Основными составляющими элементами такта преподавателя являются уважительное, внимательное и чуткое отношение к личности, высокая требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства и т.д. Неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса в вузе являются возникающие в ходе педагогического общения отношения преподавателей и обучающихся. Педагогами-исследователями выявлены типы вузовского педагога как субъекта учебно-воспитательного процесса: «Профессионал» - данный тип имеет четко выраженную педагогическую направленность, обладает высоким интеллектом и глубоким знанием своей специальности, как в теории, так и на практике. «Организатор» - в данном типе активирована направленность на общественную работу, что отвлекает от основного вида деятельности. В достаточной степени владеет специализацией и методикой, умеет наладить контакт со студентами. «Методист» - тип имеет выраженную склонность к постоянному совершенствованию педагогического мастерства, развития методических и речевых способностей, что является преобладающим над глубиной научного содержания материала. Невысокий научный потенциал снижает его авторитет. «Учёный» - тип отличает творческий, аналитический характер ума, склонность к теоретической деятельности, творческой переработке информации и т.д. В большинстве случаев его научно-исследовательская деятельность превышает способности и склонности к преподавательской деятельности, зачастую его устная речь беднее письменной. Сосредоточенность на научной деятельности не позволяет профессионально выполнять порученную ему воспитательную работу. «Пассивный» отличается индифферентным отношением ко всем участкам работы в вузе: преподаванию, воспитанию, научно-исследовательской и общественной деятельности. Контакт с воспитанниками не несёт воспитательного потенциала. Интересно и то, что сами обучающиеся выделяют группы современных преподавателей следующим образом: 1) преподаватели «вечные студенты», которые понимают студентов, видят в них личность, охотно дискутируют на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом; 2) преподаватели «бывшие вояки», проявляются попытками навести военную дисциплину в стенах образовательной организации. При этом под словом дисциплина такие преподаватели понимают тотальное безоговорочное разделение их точек зрения, они ценят так называемое «рабство», а не интеллект и умение логически мыслить, пытаются задавить личность студента путём административных мер; 3) группа преподавателей, которые отбывают часы, позволяют студентам всё делать, лишь бы им не мешали.
Общение со старшекурсниками дает возможность выделить еще несколько определений и типов преподавателей: «безразличные», «завистливые», «цари», «роботы». Радует и то, что выделяют и такие типы, как: «горит на работе», «наслаждающийся работой со студентами», «рубаха-парень», «Учитель». По их мнению, наиболее распространённый тип преподавателя в высшей школе - это «преподаватель-стандарт»: «знает предмет, живёт своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам».
Процесс обучения и воспитания студента делится на три этапа: 1 курс - происходит формирование нравственно-волевой основы личности в период адаптации; 2 и 3 курсы -происходит расширение и углубление нравственного потенциала личности в период специализации; 4 курс - завершение формирования нравственности молодого специалиста в период самовыражения и личностной самореализации.
На первом этапе выдвигается ряд конкретных педагогических задач: установление в процессе преподавания, воспитательного воздействия такого стиля отношений преподавателей к студентам, который предопределит и послужил примером для осуществления будущим специалистом социально значимых деловых и межличностных отношений. Важно, чтобы студенты видели образец коллективизма, гуманизма, оптимизма, честности и справедливости в самих преподавателях.
Стимулирование активных, инициативных обратных связей является важным звеном воспитательного процесса. Лишь к завершению обучения, сущностным содержанием воспитательной деятельности станут индивидуализированные педагогические отношения «на равных». Этим будет достигаться опосредованное воспитательное воздействие на закрепление и развитие положительных нравственных устоев личности современного высококвалифицированного специалиста.
Чаще всего в вузе отмечаются проблемы общения профессорско-преподавательского состава и студентов. В педагогической науке под общением понимают взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации, а результатом - установление взаимоотношений между людьми. Учёные подсчитали, что четыре пятых всей информации человек получает по каналам межличностного общения, поэтому важное значение для формирования личности современного специалиста имеет общение преподавателя вуза и студента.
Психолого-педагогическими условиями, способствующими успешному решению проблем общения, являются: всестороннее и глубокое изучение студентов, их индивидуальных особенностей, тех видов деятельности, к которым они склонны; чёткая организация общения, как на занятиях, так и на экзамене; организация общения не только на информационном, но и на дискуссионном уровне; проявление доброжелательного отношения преподавателя к студентам, что должно проявляться в речи, мимике, пантомимике; формирование у будущих специалистов высоких мотивов учебной деятельности. Все педагогические средства, в том числе и общение, должны быть направлены, прежде всего, на формирование деловых и тесных взаимоотношений между наставниками и студентами, а в конечном итоге - на формирование настоящего высококвалифицированного и востребованного на рынке труда специалиста.
Наблюдения позволяют сделать вывод, что далеко не каждому преподавателю удаётся преодолеть барьер фиксированной ролевой позиции, найти подобающую обстоятельствам манеру общения, отмобилизовать адекватные лингвистические и паралингвистические средства, снять внутренне напряжение. Таким образом, педагогическое общение преподавателя и студента должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Слагаемыми оптимального педагогического общения являются: высокий авторитет педагога; владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог; накопленный опыт. Одной из наиболее важных задач следует считать установление в процессе преподавания, воспитательного воздействия такого стиля отношений преподавателей к студентам, который бы предопределил и служил примером для осуществления будущим специалистом социально значимых деловых и межличностных отношений. В отношениях «преподаватель - студент» в большей степени должны развиваться обратные связи «студент - преподаватель», так называемое «младшее партнёрство».
Рецензенты:
Чагилов В.Р., д.пол.н., профессор, проректор по НР, ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск;
Филимонюк Л.А., д.п.н., профессор кафедры профессионального обучения, ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск.
Библиографическая ссылка
Бурляева В.А., Чебанов К.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22227 (дата обращения: 13.02.2025).