Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Кочемасова Л.А. 1 Панина А.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В данной статье предлагаются для рассмотрения актуальные вопросы формирования научно-исследовательской деятельности обучающихся в детских общественных организациях; обосновываются основные аспекты научно-исследовательской деятельности обучающихся в детских общественных организациях. Главная цель исследования – показать организацию научно-исследовательской деятельности обучающихся в детских общественных организациях. Представлен анализ работы детских общественных организаций их становление и перспективы развития. Результатом исследования является рассмотрение функционирования детских общественных организаций и проведение научно-исследовательской деятельности обучающихся в детских общественных организациях. Представлены характеристики и свойства образовательной структуры детских общественных объединений, взаимодействие обучающихся и преподавателей в научно-исследовательской деятельности. Практическая значимость изучения организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в детских общественных организациях заключается в том, что проанализирована деятельность детских общественных организаций их становление и перспективы развития.
обучающийся
детские общественные организации
научно-исследовательская деятельность
1. Борытно Н.М. Педагогические технологии / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 59 с.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие. — М.: Академия, 2001. — 192 с.
3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. —165 с
4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. — М., 2003, Издание МГДД(Ю)Т.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.researcher.ru/methodics/teor/.html (дата обращения 29.09.2015)
5. Педагогика. учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 576 с.
6. Оренбургская областная общественная организация «Федерация детских организаций» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fdo56.ru/pages/federacija-segodnja (дата обращения 29.09.2015)
Исследовательская деятельность связанна с решением обучающимися исследовательских, творческих задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в научной деятельности. В педагогической науке научно-исследовательская деятельность определяется как  индивидуальное и коллективное взаимодействие ученых по обогащению, развитию культуры и цивилизации с помощью точного, объективного и системного знания о мире, человеке и его деятельности работа педагогов-ученых (теоретиков и методистов), занимающихся обоснованием (проектированием, конструированием) оптимально функционирующих учебно-воспитательных систем на каждом уровне образования и педагогической системы в целом, создающих необходимые предпосылки для последующей оптимальной организации учебно-воспитательного процесса[6].

К исследованию организации научно-исследовательской деятельности обучающихся  в контексте детских общественных организаций имеют непосредственное отношение работы В.В. Краевского, В.И. Загвязинского, Н.М. Борытко, А.М. Новикова, С.Г. Вершловского [1,2,3].

Образовательное учреждение не может не принимать во внимание воздействие на развитие ребенка разных общественных социальных институтов. Наиболее значимыми являются детские общественные объединения. Опыт показывает, что для детских объединений пагубными являются глобальные цели, возложенные на них другими общественными или государственными институтами. Перспектива детских общественных объединений - это помощь детям найти в себе возможности и силы заполнить «пробелы» в реализации детских интересов, сохраняя при этом свои подходы и лицо.
На смену Всесоюзной пионерской организации - пришло множество разновидностей детского движения. Создана Международная Федерация детских организаций (СПО-ФДО), в состав которой входит 65 субъектов Российской Федерации и СНГ - республиканские, краевые, областные, городские детские структуры. В настоящее время детское движение представляется  как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни [4]. В современном мире ситуация деполитизации детского движения,  ориентированность его на гуманистические принципы, раскрытие потенциала и творческой личности в  ребенке, его природных данных обусловливают предпочтение более демократических и  открытых форм общественного детского движения. Так, детские общественные объединения стали самостоятельными юридическими лицами и определяют свои отношения  государственными структурами как равноправные партнеры на основе взаимодействия, сотрудничества.

Рассмотреть структуру становления детской общественной организации следует на примере Оренбургской Областной Общественной Организации «Федерации Детских Организаций».  Становление детских организаций и  детского движения в Оренбургской области начинается  с 1990 года, когда была образована Республика оренбургских пионеров. В последующие годы в образовательных учреждениях стали появляться детские общественные организации, которые не имели ничего общего с  пионерскими организациями. На 2 слете РОП 03 октября 1993 года было принято решение об объединении  детских и пионерских организаций нашей области в единую областную детскую организацию. Первые мероприятия проведенные ОФПДО стали «Большая Хоббитская игра», лагерь актива «Успех», областной конкурс «Вожатый года», встречи с ветеранами пионерского движения, областной детский праздник игровых программ «Уральские забавы», областной сбор вожатых и работников детских общественных организаций, областной фестиваль детских общественных организаций.

В 1995-1996 гг. ОФПДО работает по программам «Зеленый щит», «Свой голос»,  «Коллги», «Игра-дело серьезное», «Региональное взаимодействие», «Летняя республика»[5].

В 1996 г. состоялась вторая конференция ОФПДО, на которой были приняты новый Устав и название организации. Нововведения были вызваны требованиями изменившегося законодательства Российской Федерации. В этом же году была разработана программа лидерского направления «Команда», главной целью которой стало создание сплоченных команд лидеров, способных креативно мыслить и решать возникающие  проблемы на уровне школы, района, области и детской организации.

06 февраля 1997 года был зарегистрирован Устав Оренбургской областной общественной организации «Федерация пионерских и детских организаций» (ОООО «ФПДО»)[5]. Организация объединяет 71 детскую организацию, общая численность которых составляет 42080 человек. В ОООО  «ОФПДО» начинает функционировать новая программа «Игра - дело серьезное», в рамках которой в образовательных учреждениях г. Оренбурга проходят фестивали «Твой друг -  «Лего»».

В 1999 г. состоялась 3 конференция ОООО «ФПДО», на которой было принято решение об объединении первичных (школьных) детских общественных организаций в районные и городские детские организации. В  ОООО «ФПДО» создается один из первых  педагогических отрядов «Команда», в состав которого входят студенты и школьники  Оренбурга и Оренбургской области. На протяжении  своей деятельности федерация пионерских детских организаций   сотрудничает с органами государственной власти. Между Главным управлением образования администрации Оренбургской области и ОООО «ФПДО» был заключен договор о совместных действиях в области воспитания детей и активизации деятельности детских общественных организаций области на основе формирования социально-гражданской позиции [5].

В 2001 г. ОООО «ФПДО» вошла в состав  Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций». Первый  грант организация получила по итогам участия в конкурсе проектов молодежных и детских общественных объединений, организованный департаментом  молодежной политике Министерства образования РФ. В мае 2002 года прошел областной слет-фестиваль детских общественных организаций «Пионерии-80!», участниками которой стали более 200 активистов и руководителей детских общественных организаций. В рамках слета прошла 4 конференция ОООО «ФПДО», в результате которой было принято решение считать одним из символов организации галстук-триколор. К этому моменту численность ОООО «ФПДО» составляла 111111 человек.

ОООО «ФПДО» при участии министерства образования и комитета по делам молодежи Оренбургской области организовала самое масштабное мероприятие за всю историю своей деятельности - областной детский референдум, участниками которого стали 66758 детей и подростков из 908 образовательных учреждений города и области.

Результатом проведения референдума стала разработка проекта «Детская общественная правовая палата» (ДОПП). Этот проект  впоследствии принял участие в конкурсе на получение государственной поддержки некоммерческих организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, организованном Администрацией Президента РФ. По итогам  конкурса ОООО «ФПДО» получила финансирование на реализацию и продвижение данного проекта. В 2007 году была создана ДОПП-детская общественная правовая палата, являющаяся показательным, колониальным и консультативным органом, в рамках которого осуществляется координация вопросов, затрагивающих интересы ребенка, между органами государственной власти и юными гражданами, осуществление мониторинга соблюдения прав детей в муниципальных образованиях. В состав ДОПП вошли представители всех муниципальных образований Оренбурга и Оренбургской области. Детские общественные организации  получил финансирование на организацию и проведение акций «Обелиск», «Чистота и порядок - дело наших рук», «Дорога добра».

В ноябре 2011 года состоялась VII конференция ОООО «ФПДО», в результате которой были определены направления деятельности организации. На момент проведения конференции, в состав организации входило 79 918 человек.  ОООО «ФПДО» создала «Ресурсный центр детского движения». Он был открыт благодаря победе организации на конкурсном отборе социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета[5].

Юбилейным для Оренбургской областной общественной организации «Федерация пионерских и детских организаций» стал 2013 год, Так, 05 ноября состоялась VIII (внеочередная) конференция, результатом которой стало принятие изменений в Уставе и решение о переименовании Федерации пионерских и детских организаций в Федерацию детских организаций (ОООО «ФДО»).

В 2014 году произошли структурные перемены и обновления. Районные (городские) детские организации Оренбургской области получили статус отделений ОООО «ФДО» и приняли измененные Уставы. Начинает свою работу новый педагогический отряд «Грани».

В настоящее время в Федерации Детских Организаций функционируют три педагогических отряда. Педагогический отряд «Команда» начал свою работу в 1999 году. В состав педагогического отряда входят старшеклассники и студенты ВУЗов Оренбургской области. Педагогический отряд «Команда» занимается  организацией  и проведением  региональных и муниципальных профильных смен лидерского, правового и добровольческого направления, сборы активистов детских и молодёжных общественных объединений, семинары-практикумы для методистов районных и городских организаций. Так же в «ФДО» успешно функционирует педагогический отряд «Наследники» образованный в 2011 году. В этот педагогический отряд входят студенты оренбургских ВУЗов и активисты детских организаций, самые активные  участники профильных лагерей ОООО «ФДО», прошедшие специальный конкурсный отбор. Педагогический отряд работает по программе ОООО «ФДО» гражданско-патриотического направления, организует и проводит областную профильную смену «Летняя республика», акции «Обелиск» и «Георгиевская ленточка», реализует проект «ШАГ: школа активного гражданина». Самый «молодой» педагогический отряд «Грани» начал свою деятельность в 2014 году. Этот педагогический отряд работает над профильными сменами областного эколого-туристического палаточного лагеря «Зелёный щит», областного Фестиваля начинающих журналистов «ТуЖурка», регионального многопрофильного образовательного лагеря «Грани», работает по программе «Тебе младший школьник - ТеМлаШко», сотрудничает с интернатными учреждениями Оренбургской области.

 Федерация Детских Организаций постоянно находится в разработке новых проектов и   инноваций. Так одним из проектов является «Георгиевская ленточка» С 2007 года ОООО «ФПДО» стала участником  общественной акции «Георгиевская ленточка». Ежегодно в период с 27 апреля по 9 мая в городах и районах Оренбургской области активисты детских организаций, а на улице - члены педагогического отряда «Наследники», раздают гражданам символ Великой Победы над фашизмом в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг - георгиевкие ленточки. За 8 лет  прохождения акции  было роздано более 750 тыс. георгиевских ленточек. Проект «Областной детский референдум» начал свое действие в 2006 году. Детский референдум - это возможность детским сообществам высказать свое мнение по вопросам, затрагивающим интересы ребенка. Голосование проходит раз в год во всех образовательных учреждениях Оренбурга и Оренбургской области. Участниками являются школьники 6-11 классов. Свое мнение высказывают ежегодно от 60-80 тыс. человек. За 9 лет проведения референдума проголосовало более 630000 детей и молодежи. Тематика детского Референдума стали такие темы: «Отношение к Конституции РФ», «Жестокое обращение к детям», «Толерантность и межнациональные отношения», «Детское движение» и другие. В 2015 году состоится 10 Областной Детский Референдум.

Проект «Детская общественная Правовая Палата» функционирует  в Оренбургской области с 2007 года, удостоен грант Президента Российской Федерации. Детская общественная Правовая Палата - эффективный механизм участия детей и молодежи в процессах принятия решений, затрагивающих интересы ребёнка[5]. Члены ДоПП - это представители детских общественных объединений со всех муниципальных образовательных учреждений региона. Сборы ДоПП проходят три раза в год,  на которых  участники обсуждают проблемы детского сообщества, встречаются с представителями власти  и вместе обсуждают пути их  решения, пропагандируют права детей среди сверстников, доносят своё мнение на встречах с муниципальными администрациями.

Проект «Команда позитивного развития молодёжи» реализуется с 2008 года. Проект направлен на профилактику правонарушений среди подростков и молодежи с помощью обучения участников теории позитивного развития молодежи, умению работать в команде и развития лидерских качеств. Главной задачей проекта является поддержка каждого ребенка в его осознании своих возможностей в позитивном развитии. В рамках проекта обученные волонтеры (члены педагогических отрядов) пропагандируют теорию позитивного развития молодежи. Проект получил высокую оценку экспертов и вошел в перечень 100 лучших программ отдыха и оздоровления детей и подростков.

Проект «Школа тренинг-лидеров» проводимый в рамках Национальной Школы молодёжных тренеров организуется Оренбургской областной общественной организацией «Федерация детских организаций» и Авторским агентством «Новые социальные и педагогические технологии», проект подготавливает тренинг-лидеров которые являются первой ступенькой для становления молодёжным тренером. Цель школы: подготовка тренинг-лидеров, способных работать в педагогических отрядах актива школьных, районных и городских детских общественных организаций; способных обучать сверстников[5]. Участниками становятся учащиеся 8-10 классов в возрасте от 14 до 17 лет. В рамках «Школы тренинг-лидеров» проводятся занятия направленные на умение проводить лагеря актива; Искусство обучать сверстников; Навыки игротехника и аниматора; Семь видов деятельности тренинг-лидера; Как быть интересным человеком; Умение выступать публично; Как провести свой мастер-класс; Как организовать досуговое мероприятие; Молодежное тренерство [5]. Школа действует с декабря 2014 года. Участниками лагеря стали 120 человек.

Проект «ШАГ: школа активного гражданина» начал свою работу  в рамках проведения областного профильного лагеря «Летняя республика» проходившего в 2013 году.  Этот сбор был разработан  в рамках программы гражданско-патриотического направления «Наследники», и реализуемый совместно с представителями педагогического отряда «Наследники». Проект был представлен на всероссийском конкурсе Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодёжь».

Областной Фестиваль начинающих журналистов «ТуЖурка» берет свое начало с 1990 года и ежегодно организует сбор в г. Оренбурге более восьмидесяти начинающих журналистов со всей области. В рамках прохождения Фестиваля проводятся мастер-классы, брифинги, встречи с ведущими журналистами областных и городских СМИ, сотрудниками пресс-служб, осуществляются творческие командировки в редакции газет, типографии, теле- и радиостудии [5]. Участники получают возможность самостоятельно увидеть, как делаются новости, общения с практикующими журналистами.

Рецензенты:

Пак Л.Г., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Иванищева Н.А., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.   


Библиографическая ссылка

Кочемасова Л.А., Панина А.С. ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22201 (дата обращения: 09.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674