Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КЛАССИЧЕСКИЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Боровлева О.В. 1 Мартынчук Д.В. 1 Черданцева Д.Д. 1 Батухтина Н.П. 1 Ефремова В.П. 1 Синдеева Л.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»
В статье представлены фрагменты учебно-исследовательской работы студентов, проведенной в рамках Конкурса морфологических работ им. М.Г. Привеса в Красноярском медицинском университете. Основным методом, используемым при подготовке к конкурсу, является анатомическое препарирование, являющееся классическим в анатомии. Помимо классических методов в КрасГМУ успешно внедрено использование учебно-методических фильмов, которые создаются при участии студентов. В качестве примера приводятся результаты изучения вариантной анатомии желчевыводящих протоков и создание фильма, предназначенного для самостоятельной подготовки студентов по теме «Частная анатомия зубов человека».
анатомия человека
анатомическое препарирование
учебный фильм
желчевыводящие пути
зубы
1. Горбунов Н.С., Русских А.Н., Шабоха А.Д. и др. Вариантная анатомия вен прямой кишки в зависимости от ее формы // Сиб. мед. журн. (г. Иркутск). – 2013. – № 7. – С. 47-51.
2. Колесников Л.Л. Международная анатомическая терминология. – М.: Медицина, 2003. – 424 с.
3. Михайлов С.С., Колесников Л.Л., Чукбар А.В., Цыбулькин А.Г. Анатомия человека. – М.: Гэотар-Медиа, 2011. – Т. 2. – 608 с.
4. Самохина А.В. Современные представления о вариантах желчного пузыря и желчевыводящих протоков при использовании современных методов инструментального исследования // Журн. Гродненского государственного медицинского университета. – 2011. – № 3. – С. 3-6.
5. Спирина Г.А. Формы воспитательной работы со студентами на кафедре анатомии человека // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 6. – С. 47-48.
6. Спирина Г.А. Учебно-исследовательская работа студентов – важное звено учебного процесса на кафедре анатомии человека // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 12. – С. 76-78.

Одной из самых трудоемких дисциплин в системе медицинского образования является анатомия человека. Она требует большой самостоятельности в овладении программным материалом [6]. По этой причине в педагогическом процессе на кафедре анатомии и гистологии человека важная роль отводится самостоятельной работе студентов, раскрытию творческих способностей. Самостоятельная работа студентов осуществляется как в учебное, так и во внеучебное время.

На первом-втором курсах любого вуза внеучебная деятельность является важнейшим способом приобщения к избранной профессии, формирования умений и качеств, необходимых будущему специалисту, обладающего высокой культурой, гражданской ответственностью и самореализацией. Общение студентов с преподавателем, начавшееся на занятиях, получает естественное продолжение во внеучебной работе, направленной на усвоение обучающимися профессиональных умений и навыков. Внеучебная деятельность, находясь в тесной связи с учебной, рассматривается как совокупность разнообразных видов и форм воспитательной работы со студентами, проводимыми за пределами занятий и учебного времени [5].

На кафедре анатомии и гистологии человека КрасМУ ежегодно проводится конкурс морфологических препаратов им. проф. М.Г. Привеса. Работа в рамках конкурса проводится по трем номинациям: изготовление анатомических препаратов, изготовление гистологических препаратов и создание учебно-методических фильмов, что является новым направлением в структуре данного конкурса и одной из форм организации внеучебной работы студентов.

Цель исследования:

Показать значимость учебно-исследовательской работы студентов по дисциплине анатомия человека.

Материалы и методы исследования

В рамках учебно-исследовательской работы студентов на кафедре анатомии и гистологии человека организовано анатомическое препарирование. Для изучения вариантов анатомического строения внепеченочных желчевыводящих путей проведено выделение структур с пошаговым рассечением тканей гепатодуоденальной связки. Макроскопически и морфометрически исследовано 15 препаратов печени с желчным пузырем и желчевыводящими протоками от трупов мужчин первого и второго периода зрелого возраста. Морфометрические показатели сравнивались с данными, приведенными в исследовании Белорусского государственного медицинского университета [4]. Количественные показатели подверглись статистической обработке с определением средней величины и ее ошибки, достоверности различия признаков по критерию Стьюдента.

Создание учебного фильма для самостоятельной подготовки студентов к занятию осуществлялось при помощи следующих программ: Flash Pro, Blender, Sony Vegas Pro 11, Cubase 5, Photoshop.

Результаты и обсуждение

Новые факты об особенностях строения и топографии органов имеют важное практическое значение для правильной интерпретации результатов современных инструментальных методов диагностики таких, как ультразвуковое исследование, рентгеновская компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, а также для хирургической практики [1].

В ходе изучения вариантной анатомии желчевыводящих путей были получены следующие результаты: левый и правый печеночные протоки сливались вне паренхимы печени в 100 % случаев. Правый печеночный проток имел длину 11,6±3,1 мм, что достоверно больше (p<0,001) длины аналогичного протока в группе сравнения и диаметр 4,6±1,1 мм (табл. 1). Длина левого печеночного протока несколько больше, чем правого и равна 12,43±5,21 мм, а диаметр составил 6,0±1,28 мм (табл. 1). Общий печеночный проток, образующийся из слияния правого и левого печеночных протоков, достигал длины 25,8±9,1 мм и диаметр 5,5±1,39 мм, занимал крайне правое положение в гепатодуоденальной связке в 94,64 % случаев. Длина левого печеночного и общего печеночного протоков достоверно (p<0,001) меньше значений данных показателей группы сравнения. На 1 препарате выявлено отсутствие общего печеночного протока, что составляет 6,6 % исследуемых препаратов, пузырный проток на данном препарате впадал в правый печеночный проток.

Таблица 1

Морфометрические характеристики внепеченочных желчных протоков (в мм).

Желчный проток

Параметр

В целом по выборке

n=98

Мужчины (Беларусь)

n=47

Мужчины
(Красноярск)

n=15

Ductus hepaticus dexter

длина

8,29±0,30

10,32±0,35

11,60±0,31

P<0,001

диаметр

4,79±0,26

4,17±0,26

4,6±0,11

Ductus hepaticus sinister

длина

11,43±0,35

13,72±0,49

12,00±0,52

P<0,001

диаметр

4,80±0,20

4,15±0,24

6,00±1,28

Ductus hepaticus communis

длина

28,56±0,88

33,40±1,16

25,80±0,91

P<0,001

диаметр

6,06±0,19

5,28±0,25

5,5±0,13

Ductus cysticus

длина

27,40±0,88

32,81±1,22

21,81±1,07

P<0,001

диаметр

5,84±0,22

4,77±0,25

3,60±0,71

Ductus choledochus

длина

57,25±1,69

66,68±2,09

54,30±1,99

диаметр

7,10±0,21

6,04±0,22

5,60±0,18

В нашем исследовании из особенностей строения пузырного протока следует отметить:

1. Короткий, имел слишком маленькую длину, менее 10мм (6–9 мм) – 3 препарата, 20 %;

2. Длинный, более 30мм (33–46 мм) – 3 препарата, 20 %;

3. Извитой (с перегибами) – 2 препарата; 13,3 %;

4. Длинный, расположенный параллельно с общим печеночным протоком, – 1 препарат, 6,6 % (рис. 1);

5. В одном случае (6,6 %) соединение пузырного и обоих печеночных протоков происходило в виде «триплета» – печеночные и пузырный протоки сливались в одном месте вблизи ворот печени (рис. 2).

Общий желчный проток от места впадения пузырного протока в общий печеночный до двенадцатиперстной кишки имел длину 54,3±1,69 мм и диаметр 5,60±1,8 мм.

Описание: 1.png

Рис. 1. Длинный, расположенный параллельно общему печеночному, пузырный проток

Описание: 2.png

Рис. 2. Соединение пузырного и обоих печеночных протоков в виде «триплета»

Таким образом, в нашем исследовании установлено, что показатели длины правого печеночного протока достоверно больше значений, приводимых в литературных источниках. Показатели длины левого печеночного, общего печеночного, пузырного протоков характеризуются достоверно меньшими значениями, чем в группе сравнения. Морфометрические показатели диаметров желчных протоков, длины общего желчного протока не имеют достоверных отличий от значений, приводимых в литературных источниках. Особенности анатомического строения внепеченочных желчных протоков являются предрасполагающим фактором возникновения их заболеваний и развития послеоперационных осложнений.

Рабочая программа дисциплины «Анатомия человека – анатомия головы и шеи» предусматривает овладение рядом важнейших практических навыков для будущего врача-стоматолога, одним из которых является определение группы зубов и их латерализации. С целью обеспечения возможности закрепления практических умений во время внеаудиторной самостоятельной работы был создан учебно-методический фильм «Определение групп зубов, их принадлежности верхней или нижней челюсти и их латерализация».

Фильм начинается с демонстрации ортопантомограммы, позволяющей увидеть все группы зубов, их корни и окружающие ткани. Затем следует демонстрация на натуральных препаратах анатомического строения каждого зуба верхней и нижней челюстей (резцов, клыков, премоляров и моляров). Детально представлены особенности строения коронок (бугорки, борозды, валики на пяти составляющих поверхностях) и корней различных групп зубов. Особое внимание уделяется латерализации зубов. Все особенности строения зубов параллельно сопровождаются демонстрацией 3D-моделей с анимационными эффектами, акцентирующими внимание на основных признаках. Основу закадрового текста составил материал учебника «Анатомия человека» под ред. Л.Л. Колесникова, предназначенного для студентов медицинских вузов специальности «Стоматология» [3]. Весь фильм выполнен в строгом соответствии с Международной анатомической терминологией [2].

По отзывам обучающихся, аудиовизуальное представление информации играет важную роль для самостоятельной работы студента и, несомненно, способствует закреплению полученных знаний и систематизации изученного. Изложенные в статье материалы были представлены на 70-й Всероссийской с международным участием конференции молодых ученых и студентов «Актуальные вопросы медицинской науки и здравоохранения» (г. Екатеринбург, 2015).

Работа выполнена при поддержке гранта Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности (Конкурс по организации участия студентов, аспирантов и молодых ученых и студентов во всероссийских и международных конференциях, научных мероприятиях и стажировках 2015 года).

Рецензенты:

Чикун В.И., д.м.н., профессор, зав. кафедрой судебной медицины ИПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск;

Горбунов Н.С., д.м.н., профессор, зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Боровлева О.В., Мартынчук Д.В., Черданцева Д.Д., Батухтина Н.П., Ефремова В.П., Синдеева Л.В. КЛАССИЧЕСКИЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22181 (дата обращения: 25.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074