В современной концепции высшего образования в России акцент с узко профильного подхода в подготовке специалистов переносится на становление личности профессионала, обладающего готовностью к непрерывному самообразованию, способного адаптироваться к изменяющимся социальным, трудовым условиям. Исходя из этого, приоритетным направлением высшей школы сегодня является организация процесса образовательной деятельности, в котором каждый студент может стать субъектом собственного профессионального развития.
Актуальной задачей высшего образования, для успешной реализации личностного потенциала с последующем устройством на рынке труда и карьерным ростом, является обучение студентов способам добывания и переработки информации путем исследовательской практики в рамках компетентностного подхода в вузе. В свою очередь, компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования в учебно-воспитательном плане вуза. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от образовательно-культурной среды, в которой развивается студент. Исследователи рассматривают компетентность как потенциальную готовность решать задачи со знанием дела; включением в себя содержательного (знание) и процессуального (умение) компонентов; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.
Структура компетентности разделяется по определенным сферам:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе вне вузовской (когнитивная сфера);
- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина своей страны, избирателя, потребителя) (общество);
- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать свои личностно-собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);
- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.) (семья);
- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) (личность).
Все вышеуказанные сферы требуют комплексной целенаправленной исследовательской деятельности как одного из средств развития профессиональной компетентности студентов. Функции вуза в современной социокультурном пространстве не могут ограничиваться только одной подготовкой студентов к профессиональной деятельности, в связи с тем, что высшая школа российского образования является важной формой трансляции и воспроизводства культурной этики, норм, ценностей, идей, а первостепенная роль в этом процессе принадлежит дисциплинам гуманитарного цикла.
Практическая значимость изучения исследовательской деятельности как средство развития профессиональной компетентности студента вуза имеет глубокий смысл в то, что:
- o разработан и апробирован комплекс образовательных условий формирования профессиональной компетентности студентов вуза при изучении добровольческого движения для организации образовательного процесса, ориентированного на реализацию исследовательского потенциала студентов, который в свою очередь может быть использован в педагогической практике;
- o описаны способы организации самостоятельной исследовательской работы студентов при изучении добровольческой деятельности, содействующие раскрытию исследовательского и личностного потенциала студентов, на основании которых разработано учебно-воспитательная программа во всех факультетах, институтах в вузе;
- o проверена система взаимосвязанных критериев исследовательской деятельности посредством профессиональной компетентности студентов. Выделена совокупность диагностик определения уровней данного феномена, что нашло применение в практической воспитательно-педагогической деятельности.
Синтез исследовательской деятельности как средство развития профессиональной компетентности студентов в образовательном пространстве вуза представляет собой форму самореализации творческих возможностей преподавателя и студента, направленную на раскрытие исследовательского потенциала и индивидуально-личностных качеств характера как будущего квалифицированного специалиста, в соответствии с потребностью в познании и исследовании, что способствует приобретению студентами собственного мировидения.
Исследовательская компетентность студентов - это интегральное личностное образование, отличающееся устойчивой мотивацией. Оно формируется в процессе как учебно- так и научно-исследовательской деятельности обучающихся и выражается в наличии у них знаний об организации исследовательской деятельности, владении специальными знаниями, умениями и навыками, также опытом творческой деятельности, что является необходимым условием для личностно-профессионального развития.
Структура феномена включает три взаимосвязанных компонента: когнитивно-операциональный, мотивационный, коммуникативный. Использование заявленной проблематики, по нашему мнению, помогает обеспечить способность личности самостоятельно приобретать знания, иметь свою точку зрения и обосновывать грамотные суждения, взгляды и оценки.
Важно отметить, что воспитательно-педагогическими условиями, обеспечивающими развитие исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза, являются: педагогическая поддержка в овладении студентами исследовательскими знаниями, умениями и навыками; насыщение занятий - тренингов по добровольческому движению с исследовательскими, а также творческими формами работы; реализация и обогащение личностного потенциала студентов средствами определенных, уникальных, личностно- развивающих технологий обучения.
Анализируя принципы организации исследовательской деятельности развития профессиональной компетентности, позволяет нам обратиться к положениям отечественного педагога И.А. Коваленко, предложившего принципы организации развития исследовательской деятельности профессиональной компетентности студентов:
- Принцип диалогизма (базовый), включающий в себя утверждение необходимости сотворчества в совместном поиске решения проблемы.
- Принцип самостоятельности и упорства в учении (духовное совершенствование - как основа развития исследовательской компетентности).
- Принцип сугубо индивидуального, субъектного характера процесса познания (личностное восприятие действительности).
- Принцип опоры на творческое мышление и активность [3].
И.А. Коваленко выделяет механизмы развития профессиональной компетентности:
- стимулирование интереса к исследованию, познанию и самопознанию;
- стремление к самоактуализации в процессе исследовательской деятельности, достижению эвристического и креативного уровней интеллектуальной активности;
- творческий подход в познавательно-исследовательской деятельности, актуализирующий развитие креативности, нестандартного мышления, индивидуального стиля действия;
- саморазвитие как деятельность личности, направленная на самоизменение, соответствие внутреннему «образу Я» [3].
Так, определению теоретических основ развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза содействовала совокупность идей, разработанных в философско-педагогических трудах о действенности факторов и эффективности развития исследовательской компетентности определяются наличием соответствующих условий (М.М. Бахтин, В.С. Библер, В.П. Зинченко, М.С. Каган и др.). Проблема творчества в развитии исследовательского потенциала личности анализировалась на основе работ Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, М.К. Мамардашвили и др.
Содержательную основу процесса развития исследовательской профессиональной компетентности студентов в образовательном пространстве вуза составляет развивающая коллективно-творческая деятельность, включающая определенный цикл как микро групповых, так и массовых занятий, дидактических игр и мастер - классов, тематических тренингов. Социально-психологические методики позволяют путем погружения в особую развивающую среду смены в короткий срок получить усиление развития способностей студентов к профилактической деятельности [3].
На основании выявленных условий можно вывести следующие закономерные связи и правила развития исследовательской профессиональной компетентности в вузе: стимулирование познавательной деятельности студентов, насыщение процесса обучения исследовательскими формами работы, непосредственное вовлечение в работу научно-исследовательского клуба студентов.
Целью исследовательской деятельности, как одного из средств формирования профессиональной компетентности студентов в образовательном пространстве вуза, является активизации жизненной позиции студентов и стремление заниматься волонтерской (добровольческой) деятельностью, овладение практическими навыками в социально значимых видах деятельности: творческой, художественно-изобразительной, декоративно- прикладной. Студенты обучаются технологиям социального проектирования и проведения социальных значимых дел, социально - общественных акций, мини-фестивалей и др. изучают современные социальные, социально-педагогические, досуговые технологии. Студенты получают представление о добровольчестве, добровольческих объединениях, технологиях и направлениях деятельности добровольцев.
Современное общество предъявляет высокие требования к молодежной среде вуза, и более актуальным является вопрос о разностороннем развитии каждого индивида-это социально активных, высококвалифицированных специалистов, патриотов своей страны, креативных, организованных и ответственных личностей.
С введением новых технологий, модернизацией социума (общества) появилось больше потребностей в оказании бескорыстной помощи, безвозмездной помощи, добровольцами, осуществляющими благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе, в интересах благотворительной организации. Однако эта задача все еще не находит эффективного решения в современном образовательном процессе вуза, сохраняющем знаниевую ориентацию. Тем не менее в науке накоплен значительный фонд знаний, которые могли стать методологическим и теоретическим основанием специального исследования названной проблемы[3].
Определение ученого в области социологии молодежи Ю.А.Зубок, трактует, что добровольческая (волонтерская) деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности, без расчета на денежное вознаграждение [1].
Исследовательская деятельность на базе ФБГУ «Оренбургский государственный педагогический университет»один из способов формирования профессиональной компетентности студентов является добровольческая деятельность, ведущими интерактивными формами обучения и непосредственного участия, которого, являются социально-психологические тренинги, акции, дискуссии, ролевые игры, обеспечивающие формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции студентов [4,5].
На базе ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» функционирует созданный первый молодежный в высшем учебном заведении города Оренбурга «Центр волонтерства», который направлен на популяризацию идей добровольчества в молодежной студенческой среде, для оказания безвозмездной помощи социально нуждающимся, инвалидам, детям из детских домов, больницам, домам престарелых (и прочее), так же сотрудничают с коммерческими и некоммерческими организациями для совместной социальной значимости деятельности во блага обществу [4].
Воспитательная внеучебная деятельность студентов ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» включает общественную, культурно-массовую, спортивно-оздоровительную, научно-исследовательскую виды деятельности. Воспитательная внеучебная работа осуществляется в соответствии с ежегодным планом воспитательной работы, которая разрабатывается на основе анализа работы прошедшего года и согласуется со студенческим советом, комитетом профсоюзной организации студентов, обсуждается с заместителями деканов факультетов. План воспитательной работы рассматривается Советом по воспитательной работе и утверждается ректором университета. В план включены мероприятия по всем направлениям воспитательной деятельности: формирование условий для развития гражданственности, патриотического, духовно-нравственного, трудового воспитания молодежи; эстетическое воспитание, интеллектуальное и физическое развитие молодежи; профориентационные мероприятия; волонтерская деятельность; профилактика асоциального поведения в студенческой среде.
Следует указать перечень мероприятий и акции, организуемых и проводимых студентами - волонтерами вуза: Городские акции: «Парк - территория заботы»; «Добровольцы - детям»; акция, посвященная Дню памяти умерших от СПИДа (фотокросс «За нами будущее», конкурс плакатов на тему «Мы выбираем жизнь», профилактическая акция «Ушедшим память!Живущим жизнь!»); «Уралу - чистые берега»; акция, посвященная Дню Донора; акция «Касается живых...», направленная на привлечение внимания молодежи к проблеме распространения ВИЧ-инфекции во Всемирный День памяти умерших от СПИДа акция, посвященная Международному дню отказа от курения; акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом; Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью!»;
Проведение недели волонтеров - как погружение для первокурсников - работа опытных, обученных в «Центре волонтерства» тьютеров с новичками и др.
Авторы заявленной проблематики предполагают, что эффективность исследовательской деятельности как средство развития профессиональной компетентности в образовательном пространстве ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» обусловливается рядом следующих предпосылок: актуализация исследовательской профессиональной культуры педагога как показателя способности к культурно-творческой деятельности; создание благоприятного психологического климата на занятиях, обеспечивающее привлекательность изучения дисциплины, построение деятельности на основе принятия личности студента.
Ведущими интерактивными формами обучения являются клубы, организационно-деятельностные игры, педагогическая поддержка в овладении исследовательскими знаниями, умениями, навыками (сотрудничество и взаимодействие преподавателя со студентами, помощь им и одновременно повышение педагогом собственной исследовательской культуры), насыщение занятий исследовательскими и творческими формами работы, посещение студентами специальных курсов, что способствует формированию теоретических и практических знаний, умений и навыков для осуществления исследовательской деятельности профессиональной компетентности. Результатом является овладение студентами навыками организации и осуществления социально-полезной практической деятельности.
Таким образом, исследовательская деятельность как средство развития профессиональной компетентности студентов вуза является важной составляющей современного не только российского, но и зарубежного образования.
Занимаясь процессом формирования профессиональной компетентности студентов в образовательном пространстве вуза, студенты высшей школы повышают коммуникативную компетентность, овладевают навыками взаимодействия и социально позитивного общения со сверстниками, разрешают личностные психологические проблемы. Можно с уверенностью сказать, что участие в исследовательской деятельности реализации волонтерских проектов по праву рассматривается как одно из развития профессиональной компетентности важнейших условий профессионального становления студентов-волонтеров в процессе обучения в вузе.
Рецензенты:
Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;
Пак Л.Г., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Кочемасова Л.А., Остапенко А.С. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22169 (дата обращения: 18.02.2025).