Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ПРОГРАММ ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ ГЕРИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП, СТРАДАЮЩИМ ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Полторацкий А.Н. 1 Курдяев С.М. 2 Щитикова О.Б. 2 Ткаченко Е.В. 3 Бессарабов В.И. 4
1 Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология»
2 ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр имени П.А. Герцена»
3 ФГБУ «НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова»
4 «Открытый институт человека и природы»
Ускоренный процесс полураспада компетентности в наиболее наукоемких областях знания, который сегодня, по оценкам специалистов, составляет от 18 до 24 месяцев, предполагает активное внедрение в процесс последипломного повышения квалификации и тематического усовершенствования эффективных технологий организации образовательного процесса. Одной из таких технологий является модульная технология организации обучения. Модульный подход к организации и содержанию обучения активно разрабатывался в 1990-х гг. Следует отметить, что модульная технология организации образовательного процесса очень хорошо согласуется как с очной, так и с дистанционной формой обучения. Мы разработали, экспериментально апробировали и внедрили новую универсальную технологию тематического усовершенствования (ТУ) в области геронтологии и гериатрии для всех категорий специалистов и онкологической службы. Вновь разработанная универсальная технология организации тематического усовершенствования в области геронтологии и гериатрии для участников процесса оказания гериатрической помощи пациентам, страдающим раком желудка, при очной форме обучения эффективна с точки зрения положительной динамики изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей до и после ТУ в области различных компетенций, связанных с отдельными вопросами геронтологии, гериатрии.
образование
пожилой возраст
онкология
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 19–26.
2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 4–12.
3. Биков В.Ю. Моделі організаційних систем відкритої освіти: Монографія. – К.: Атіка, 2008. – 684 с.
4. Дмитриченко М.Ф., Хорошун Б.І., Язвінська О.М., Данчук В.Д. Вища освіта і Болонський процес // К.: Знання Уккраїни. — 2006. — 440 с.
5. Ефимова Г.З. Инновационный потенциал профессорско-преподавательского состава вуза как фактор конкурентоспособности выпускников // Современные исследования социальных проблем. — 2010. — № 2(02). — С. 16–17.
6. Ильницкий А.Н., Прощаев К.И., Бессарабов В.И. Современный взгляд на проблемы герогогики / А.Н. Ильницкий, // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 2. – С. 102–112.
7. Шеховцов С.Ю., Бессарабов В.И., Полторацкий А.Н. Эффективность очно-дистанционной формы обучения при повышении квалификации специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: www.science-education.ru/120-15968 (дата обращения: 13.12.2014).

Ускоренный процесс полураспада компетентности в наиболее наукоемких областях знания, который сегодня, по оценкам специалистов, составляет от 18 до 24 месяцев [5], предполагает активное внедрение в процесс последипломного повышения квалификации и тематического усовершенствования эффективных технологий организации образовательного процесса. Одной из таких технологий является модульная технология организации обучения. Модульный подход к организации и содержанию обучения активно разрабатывался в 1990-х гг. В современных условия вопросы модульных технологий детально рассмотрены в работе М.Ф. Дмитриченко и соавт. [4]. Следует отметить, что модульная технология организации образовательного процесса очень хорошо согласуется как с очной, так и с дистанционной формой обучения. При этом ряд авторов полагает, что модульность является обязательным условием обучения в дистанционном режиме [1, 2, 3, 6, 7].

Цель работы

Изучить эффективность внедрения программ тематического усовершенствования для участников процесса оказания гериатрической помощи пациентам старших возрастных групп, страдающим онкологическими заболеваниями.

Материалы и методы

Нами была разработана интегрированная программа обучения специалистов онкологической службы в области онкологии и гериатрии. Данная программа была разработана при методическом руководстве специалистов ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации ФМБА России». Также на этом этапе проведена экспертная оценка разработанной программы. В состав экспертной группы вошли 11 специалистов (4 – в области онкологии, 4 – в области геронтологии и гериатрии, 3 – в области педагогики и психологии среднего специального, высшего и последипломного образования), в том числе 2 доктора медицинских наук, 6 кандидатов медицинских наук, 2 кандидата педагогических наук.

Во второй части реализован педагогический и клинико-организационный эксперимент. Продолжительность организованного эксперимента составила 2 года: с января 2013 г. по декабрь 2014 г.

В ходе эксперимента сформированы экспериментальные группы ТУ из участников процесса оказания гериатрической помощи пациентам, страдающим раком желудка (категории слушателей курсов ТУ). В том числе:

1) врачи-онкологи онкодиспансеров — 46 человек;

2) средний медперсонал онкодиспансеров — 42 человека;

3) младший медперсонал по уходу за больными — 35 человек;

4) социальные работники — 39 человек;

5) специалисты-психологи — 40 человек;

6) Родственники пациентов, страдающих раком желудка, — 45 человек.

Всего: 247 человек.

Параметры курсов ТУ: очная форма обучения; 2 недели; 1,5–2 кредита (в зависимости от категории в соответствии с экспериментальным учебным планом); 54–72 учебных часа (в зависимости от категории в соответствии с экспериментальным учебным планом).

Все слушатели успешно завершили курс ТУ.

С целью изучения динамики изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей проведено входное (до начала обучения) и выходное (в конце обучения) тестирование всех слушателей курсов ПК. Эксперимент проводился на основе изучения индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) при ТУ [В.И. Бессарабов и соавт., 2012].

Результаты и обсуждение

Технология организации тематического усовершенствования в области геронтологии и гериатрии для участников процесса оказания гериатрической помощи пациентам, страдающим раком желудка

Мы разработали, экспериментально апробировали и внедрили новую универсальную технологию тематического усовершенствования (ТУ) в области геронтологии и гериатрии для всех категорий специалистов и неспециалистов онкологической службы, суть которой составляют:

1) ориентация учебного материала на развитие соответствующих компетенций в 5 областях знаний геронтологии и гериатрии;

2) модульность с возможностью произвольного комбинирования модулей;

3) ориентация программы модулей на различные уровни начальной подготовки: МНУ — модули начального уровня; МСУ — модули среднего уровня; МВУ — модули высокого уровня.

Структура курса ТУ, параметры и содержание модулей учитывают особенности последипломной подготовки как специалистов-онкологов, так и неспециалистов онкологической службы — участников процесса оказания помощи пациентам пожилого и старческого возраста, страдающим раком желудка, нацелены на эффективное использование учебного времени, повышение доступности курсов ТУ для специалистов и неспециалистов.

Универсальная технология ТУ может быть внедрена как при очной форме обучения, так и при комбинированной очно-дистанционной.

В предложенном курсе на основе универсальной технологии ТУ реализуются принципы кредитности и модульности.

Основой вновь разработанного курса ТУ является разработанная нами базовая «Программа курса тематического усовершенствования “Гериатрическая помощь пожилым пациентам, страдающим раком желудка”».

Универсальная технология ТУ базируется на вновь разработанной системе образовательных модулей, основное содержание которых представлено в таблице 1.

Таблица 1

Система образовательных модулей универсальной технологии ТУ «Гериатрическая помощь пожилым пациентам, страдающим раком желудка»

п\п

Наименование модуля

Уровень модуля, шифр

Количество часов, ч

Количество кредитов

1.

Теория и терминология геронтологии и гериатрии

МНУ1

9

0,25

МСУ1

9

0,25

МВУ1

9

0,25

2.

Юридические, организационно-методические вопросы и социальные проблемы пожилого возраста

МНУ2

9

0,25

МСУ2

9

0,25

МВУ2

9

0,25

3.

Организация и оказание медицинской помощи людям пожилого и старческого возраста

МНУ3

9

0,25

МСУ3

27

0,75

МВУ3

27

0,75

4.

Особенности образа жизни пожилых людей

МНУ4

9

0,25

МСУ4

27

0,75

МВУ4

9

0,25

5.

Создания среды для людей пожилого и старческого возраста

МНУ5

9

0,25

МСУ5

27

0,75

МВУ5

9

0,25

6.

Успешность тематического усовершенствования (универсальный модуль)

МСУ6

9

0,25

Примечание: 1 кредит принят равным 36 учебным часам.

На основе системы образовательных модулей универсальной технологии ТУ нами разработаны экспериментальные учебные планы курса тематического усовершенствования «Гериатрическая помощь пожилым пациентам, страдающим раком желудка» для различных категорий слушателей. Экспериментальные учебные планы ТУ состоят из обязательных 5 вариативных модулей различного уровня сложности и универсального модуля № 6 «Успешность тематического усовершенствования». Распределение учебного времени в каждом модуле при очной форме организации учебного процесса организовано по следующему принципу: 30–35% учебного времени — аудиторные занятия; 65–70% учебного времени — самостоятельная работа слушателей.

Апробация технологии организации тематического усовершенствования в области геронтологии и гериатрии для участников процесса оказания гериатрической помощи пациентам, страдающим раком желудка

Апробация технологии организации тематического усовершенствования в области геронтологии и гериатрии для участников процесса оказания гериатрической помощи пациентам, страдающим раком желудка, при очной форме обучения реализована нами в виде педагогического эксперимента.

Установлено, что уровень ИДС во всех областях теории и практики геронтологии и гериатрии во всех категориях слушателей курсов увеличился в 2,2–8,0 раза.

Так, в категориях врачей-онкологов и среднего медперсонала онкодиспансеров видно, что уровень ИДС достоверно (р<0,05) увеличился в области: теории и терминологии геронтологии и гериатрии (рис. 1); юридических, организационно-методических вопросов и социальных проблем; организации и оказания медицинской помощи, образа жизни пожилых людей, создания среды для пожилых людей.

Рис. 1. Динамика изменения индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) врачей-онкологов и средних медицинских работников онкодиспансеров, принимающих участие в оказании гериатрической помощи пациентам с раком желудка, в области теории и терминологии геронтологии и гериатрии

В категориях неспециалистов онкологической службы — участников процесса оказания помощи пациентам пожилого и старческого возраста, страдающим раком желудка, также зафиксировано значительное увеличение индивидуальных учебных достижений (ИДС): средний уровень ИДС во всех категориях достоверно (р<0,05) увеличился в 3,7–9,1 раза.

Заключение

Разработанная и апробированная новая универсальная технология организации тематического усовершенствования в области геронтологии и гериатрии для участников процесса оказания гериатрической помощи пациентам, страдающим раком желудка, основана на ориентации учебного материала на развитие соответствующих компетенций в 5 областях знаний геронтологии и гериатрии, модульности с возможностью произвольного комбинирования модулей, направленности программы модулей на различные уровни начальной подготовки слушателей. Вновь разработанная универсальная технология организации тематического усовершенствования в области геронтологии и гериатрии для участников процесса оказания гериатрической помощи пациентам, страдающим раком желудка, при очной форме обучения эффективна с точки зрения положительной динамики изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей до и после ТУ в области различных компетенций, связанных с отдельными вопросами геронтологии, гериатрии.

Рецензенты:

Павлова Т.В., д.м.н., заведующая кафедрой патологии ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород;

Куницына Н.М., д.м.н., главный врач медицинского центра «Поколение», г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Полторацкий А.Н., Курдяев С.М., Щитикова О.Б., Ткаченко Е.В., Бессарабов В.И. К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ПРОГРАММ ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ ГЕРИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП, СТРАДАЮЩИМ ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22131 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674