В условиях интенсивной глобализации и непрерывной модернизации образования [9], изменений направлений подготовки и поколений образовательных стандартов [2,3], совершенствования традиционных форм и дистанционных (электронных) систем обучения в условиях открытого информационного пространства [4,7,9], слияния образовательных организаций и их дальнейшего реформирования, использования инновационных моделей обучения [13,14], изменения методик расчета показателей эффективности обучения и оценки качества знаний [10] происходит непрерывная смена целей, оснований, теорий, классификаций и принципов обучения информатике [12]. В частности, система формирования целей обучения определяет направление подготовки бакалавров и объединяет все компоненты образовательного процесса.
Методология анализа и группировки целей обучения информатике в современных условиях с точки зрения таксономии, предполагает, что для каждой условно выделенной группы (области - домена) необходимо разработать организационные модели управления образовательным процессом, которые включают многоуровневые таксоны: 1) функции профессиональной деятельности; 2) критерии (показатели) эффективности и успешности управленческих и профессиональных решений - сервисов [6]; 3) технологии кластеризации возможных неоднородностей целей обучения информатике; 4) технологии моделирования целей обучения информатике [11]; 5) средства снижения избыточности требований и компенсации количества целей обучения информатике; 6) методы определения взаимозависимостей целей обучения информатике.
Рассмотрим группы основных направлений целей обучения информатике в виде иерархической трехуровневой системы, применив к понятию информатика определение - «совокупность дисциплин, изучающих свойства информации, а также способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью технических средств» [8]: 0-ой уровень - оперативные учебные цели конкретных видов занятий формулируются на языке знаний, умений, мыслительных операций, социально-коммуникативных навыков, позволяющих четко организовать учебную деятельность; 1-ый уровень - учебные цели предмета отражают содержание и специфику самой учебной дисциплины; 2-ой уровень - общепедагогические цели обучения предусматривают получение необходимых предметных и профессиональных знаний, умений и качеств личности (компетенции).
В настоящее время российские вузы получили возможность разрабатывать цели обучения информатике, опираясь на российские профессиональные и корпоративные рекомендации на основе современной методологии-таксономии целей [5], учитывая международный передовой опыт обучения студентов информатике в ведущих учебных заведениях Европы и США.
В Российской Федерации к разработке профессиональных стандартов сегодня привлечены Министерство труда и социальной защиты РФ, научно-исследовательские институты (НИИ) труда и социального страхования, объединения работодателей, профессиональные сообщества, саморегулируемые некоммерческие организации, в том числе в области IT - АПКИТ (Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий). За рубежом разработкой стандартов и рекомендаций занимаются ассоциация вычислительной техники АСМ (Association for Computing Machinery), компьютерное сообщество института инженеров по электротехнике и электронике - IEEE, к которым, в частности, относятся: а) Computing Curricula 2001: Computer Science, б) Software Engineering 2004: Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Software Engineering, в) CC2005: международные профессиональные стандарты обучения в области ИКТ, г) Computer Science Curriculum 2008, д) CS2013 - Computer Science Curricula 2013 и, начиная с 1968 года, корректируются примерно каждые десять лет и устанавливают требования к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям в областях: Asoftware Requirements - требования к программному обеспечению (ПО), Software Design - проектирование ПО, Software Construction - конструирование ПО, Software Testing - тестирование ПО, Software Maintenance - сопровождение ПО, Software Configuration Management - управление конфигурацией, Software Engineering Management - управление IT проектом, Software Engineering Process - программная инженерии, Software Engineering Models and Methods - модели и методы разработки, Software Engineering Professional Practice - описание критериев профессионализма и компетентности, Software Quality - качество ПО, Software Engineering Economics - экономические аспекты разработки ПО, Computing Foundations - основы вычислительных технологий, применимых в разработке ПО [1].
Исходя из вышесказанного, практическую разработку и реализацию целей обучения информатике в настоящее время предлагается осуществлять в соответствии со следующими организационными моделями функционирования вузов (образовательных организаций высшего образования), при которых цели обучения:
1. Разрабатываются в российском вузе на основе использования российского и международного опыта, теории и методологии обучения отдельно взятого российского вуза (локальные таксонометрические цели обучения информатике). Для этого вуз формирует или внедряет новые образовательно-политические, административно-правовые и учебно-методические базовые таксоны целей обучения информатике - многомерные доменные поля локального (вузовского) уровня, в рамках которых процессы развития и модернизации традиционной системы высшего профессионального образования и локальные цели обучения информатике должны обеспечивать локально-образовательные запросы и потребности заинтересованных в обучении субъектов: студентов, работодателей, администрацию вуза, преподавателей. При этом цели обучения и содержание образовательной деятельности регламентируются государственными образовательными стандартами и вузовскими нормативными актами.
2. Разрабатываются в российском вузе на основе использования российского и международного опыта, теории и методологии межвузовского (регионального) опыта вуза (региональные таксонометрические цели обучения информатике). Для этого вуз формирует или внедряет новые образовательно-политические, административно-правовые и учебно-методические базовые таксоны целей обучения информатике - многомерные доменные поля регионального уровня, в рамках которых процессы развития и модернизации локальной системы высшего профессионального образования и многомерные доменные поля локального (вузовского) уровня должны обеспечивать развитие региональных целей обучения информатике, региональные образовательные запросы и потребности заинтересованных в обучении субъектов: студентов, работодателей, администрацию вуза, преподавателей. При этом цели обучения и содержание образовательной деятельности регламентируются государственными образовательными стандартами и региональными нормативными актами.
3. Разрабатываются в российском вузе на основе использования российского и международного опыта, теории и методологии межвузовского профильного или корпоративного опыта обучения, например, консорциума экономических вузов (профильные таксонометрические цели обучения информатике). Для этого вуз формирует или внедряет новые образовательно-политические, административно-правовые и учебно-методические базовые таксоны целей обучения информатике - многомерные доменные поля профильного или корпоративного уровня, в рамках которых процессы развития и модернизации региональной системы высшего профессионального образования и многомерных доменных полей регионального уровня на основе профильных или корпоративных целей обучения информатике должны обеспечивать профильные и корпоративные образовательные запросы и потребности заинтересованных в обучении субъектов: студентов, работодателей, администрацию вуза, преподавателей, которые, могут проходить практику в промышленных информатик-лабораториях ведущих мировых и российских информатик-брендов, таких как Fujitsu Lab, Cisco Innovation Center, IOS Lab, Samsung Android Lab, Flat Stack Lab, SmartHead Lab и других [15]. При этом цели обучения и содержание образовательной деятельности регламентируются государственными образовательными стандартами, российскими и международными корпоративными рекомендациями.
4. Разрабатываются в федеральных вузах РФ на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов - федеральные таксонометрические цели обучения информатике, разрабатываемые и реализуемые вузом совместно с международными образовательными и научными центрами, программами, ассоциациями. Для этого вуз формирует или внедряет новые образовательно-политические, административно-правовые и учебно-методические базовые таксоны целей обучения информатике - многомерные доменные поля федерального уровня, в рамках которых процессы профильного или корпоративного развития вуза основаны на использовании многомерных доменных полей профильного или корпоративного уровня при создании и реализации федеральных инновационных услуг и разработок, коммуникаций и модернизации профильной системы высшего профессионального образования. Цели обучения формируются в основном из передового российского опыта и международных профессиональных стандартов, направленных на: 1) обеспечение качества, объективности и эффективности системы аттестации кадров; 2) удовлетворение запросов работодателей и российских профессиональных стандартов; 3) удовлетворение запросов обучаемых. При этом цели обучения и содержание образовательной деятельности регламентируются государственными образовательными стандартами и федеральными нормативными актами.
5. Разрабатываются в исследовательских вузах на основе признаков эффективности образовательной и научно-инновационной деятельности, свидетельств международного и национального признания, качества, обоснованности и ожидаемой результативности образовательных и исследовательских программ на основе исследовательских и инновационных таксонометрических целей обучения информатике, разрабатываемые и реализуемые исследовательским вузом совместно с международными образовательными и научными центрами, программами, ассоциациями. Для этого вуз формирует или внедряет новые образовательно-политические, административно-правовые и учебно-методические базовые таксоны целей обучения информатике - многомерные доменные поля исследовательского и инновационного уровня, в рамках которых процессы федерального развития вуза основаны на использовании многомерных доменных полей федерального уровня при создании и реализации исследовательских и инновационных услуг и разработок. Цели обучения берутся в основном из передового инновационного российского и международного опыта, международных профессиональных стандартов. При этом цели исследовательского и инновационного обучения и содержания образовательной деятельности регламентируются образовательными стандартами исследовательского вуза и системой международной стандартизации.
6. Разрабатываются российским консорциумом федеральных и исследовательских вузов на основе конвергенции и агрегирования российского и международного опыта, теории и методологии обучения в федеральных и исследовательских вузах - конвергенциальные и агрегированные таксонометрические цели обучения информатике. Для этого вуз формирует или внедряет новые образовательно-политические, административно-правовые и учебно-методические базовые таксоны целей обучения информатике - многомерные доменные поля конвергенциального и агрегированного уровней, в рамках которых процессы развития и модернизации федеральной и исследовательской систем высшего профессионального образования основаны на использовании многомерных доменных полей исследовательского и инновационного уровней, что позволяет обеспечить конвергенционные процессы агрегирования федеральных и исследовательских целей обучения информатике, которые должны обеспечивать исследовательские запросы и потребности заинтересованных в обучении субъектов: студентов, работодателей, администрацию вуза, преподавателей. При этом цели конвергенциального агрегированного обучения и содержания образовательной деятельности регламентируются образовательными стандартами, российскими, а также частично международной системой научного распределения труда.
7. Разрабатываются в федеральных и исследовательских вузах на основе кумулятивных процессов, обеспечивающих формирование и усиление глобальных полюсов образовательного, экономического и технологического развития на основе накопления и концентрации образовательных процессов и научно-инновационной деятельности путём их конвергирования и агрегирования в перспективных направлениях - кумулятивные таксонометрические цели обучения информатике. Для этого вуз формирует или внедряет новые образовательно-политические, административно-правовые и учебно-методические базовые таксоны целей обучения информатике - многомерные доменные поля кумулятивного уровня, в рамках которого процессы развития вуза основаны на использовании многомерных доменных полей конвергенциального и агрегированного уровней при создании и реализации глобальных систем кумулятивного уровня глобального образования и научного распределения педагогического и научного труда, исследовательских и инновационных услуг и разработок, распределенных в глобальном пространстве образования с участием ведущих российских и международных образовательных, исследовательских центров, программ и ассоциаций.
Практика показывает, что наибольшее распространение в настоящее время имеют организационные модели функционирования вузов, при которых цели обучения (домены и таксоны) ориентированы на региональные и федеральные модели высших учебных заведений. Учитывая повышение роли научных показателей и критерии оценивания вузов, при разработке целей обучения информатике преподавателям и администрациям образовательных организаций высшего образования рекомендуется ориентироваться на опыт федеральных университетов и международные стандарты.
Рецензенты:
Абрамян Г. В., д.п.н., профессор кафедры информационных и коммуникационных технологий Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург;
Соколов А.В., д.п.н., профессор кафедры информационных систем и мультимедиа ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств», г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Катасонова Г.Р. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВУЗОВ С УЧЕТОМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22036 (дата обращения: 21.11.2024).