Неизбежные возрастные изменения слуха начинаются у человека после 30 лет [5]. Однако деградация органов слуха нередко начинается намного раньше, и всему виной страсть молодежи к прослушиванию музыки через наушники [1; 2; 6]. Образ современного студента, который не расстаётся с наушниками ни на улице, ни в транспорте, ни дома, получил широкое распространение среди отечественной молодежи [3; 4]. Поэтому вопрос о возможных последствиях данного явления в студенческой среде Кабардино-Балкарского государственного университета представляется нам достаточно актуальным.
Целью данной работы стало изучение распространенности наушников в студенческой среде и оценка их влияния на слух в зависимости от частоты, длительности и характера использования наушников.
Материалом исследования явились данные анкетирования 300 студентов 1, 3 и 5-го курсов специальности «Лечебное дело» медицинского факультета КБГУ и результаты онлайн-тестирования слуха 130 студентов, включенных по результатам анкетирования в «группу риска». Средний возраст исследуемых составил 19,7±0,3 года, половая структура: мужской пол - 30,7±2,7%, женский – 69,3±2,7%. В работе использованы социологический метод (анкетный опрос выборки студентов, сформированной случайным методом отбора по разработанной в соответствии с целью исследования анкете), метод онлайн-тестирования слуха [9]. Статистическая обработка данных проводилась с применением программы Microsoft Excel. Рассчитывались экстенсивные, интенсивные показатели и их средние ошибки, определялась корреляционная зависимость по методу Пирсона. Для оценки достоверности полученных данных использовался t-критерий Стьюдента с уровнем статистической значимости (р), равным 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. Из 300 опрошенных студентов подавляющее большинство - 268 (89,3±1,8%) используют наушники. Из них более половины - 163 (54,3±2,9%) пользуются ими ежедневно, более двух лет используют наушники – 148 (49,3±2,9%), а 122 студента (40,7±2,8%) используют наушники более 1 часа подряд, что включает их в «группу риска», т.к. непрерывное прослушивание музыки в течение 60 минут является предельным (рис. 1). В большинстве отечественных и зарубежных источников литературы указано, что при условии, когда музыка прослушивается в наушниках более одного часа и ежедневно, со временем наступают необратимые изменения слуха [1; 2; 6-8].
Наиболее распространены среди опрошенных студентов медицинского факультета вставные наушники – «вкладыши», признанные большинством авторов наиболее опасными [1; 3; 6] – ими пользуются 238 (79,3±2,3%) студентов. Также было выявлено, что 89 студентов (29,7±2,6%) используют наушники на максимальной громкости (рис. 1). При этом на наличие системы принудительного ограничения громкости в своих аудиоустройствах указали 223 студентов (74,3±2,5%), но пользуется ею только 106 (35,3±2,8%).
Чаще всего студенты используют наушники в общественном транспорте – 219 (73,0±2,6%), реже – во время занятий домашними делами – 97 (32,3±2,7%) и на улице, во время прогулок – 99 (33,0±2,7%), во время тренировок - 42 (14,0±2,0%), засыпают в наушниках – 37 (12,3±1,9%).
Цели использования наушников студентами следующие: подавляющее большинство – 253 (84,3±2,1%) пользуются ими для прослушивания музыки, 28 (9,3±1,7%) - для телефонных разговоров, готовятся к занятиям и экзаменам с их помощью – 52 (17,3±2,2%), слушают аудиокниги художественного содержания 14 (4,7±1,2%), и признались, что сдают экзамены и зачеты с использованием наушников, только 5 студентов (1,7±0,7%).
Важно отметить, что четверть студентов - 74 (24,7±2,5%), после использования наушников испытывают неприятные ощущения: головную боль, шум или звон в ушах, трудности при распознавании речи окружающих, приглушение звуков, нервозность, раздражительность [3].
По результатам анкетирования в группу риска было включено 130 студентов. Им было проведено онлайн-тестирование слуха [9], которое показало достоверное наличие нарушений слуха у 42 студентов (32,3±4,1%). В ходе дополнительного изучения анкет студентов, у которых были обнаружены отклонения от нормы, установлена сильная корреляционная зависимость со следующими факторами риска: использование вставных наушников (rxy=0,97), ежедневное (rxy=0,86) и длительное (более 2 часов подряд) использование наушников (rxy=0,88), прослушивание музыки на максимальной громкости (rxy=0,95).
Выводы
1. Результаты анкетирования студентов показали, что наушники достаточно распространены в студенческой среде КБГУ – 89,3±1,8%, причем большинство (79,3±2,3%) пользуются самым опасным видом наушников - вставными наушниками-вкладышами; более половины (54,3±2,9%) используют их ежедневно; 49,3±2,9% - более 2 лет; 40,7±2,8% более 1 часа подряд и 29,7±2,6% на максимальной громкости, что включает их в «группу риска» по опасности возникновения необратимых изменений слуха.
2. Онлайн-тестирование слуха студентов из «группы риска» показало наличие нарушений слуха у 42 студентов (32,3±4,1%), при этом установлена сильная корреляционная зависимость со следующими факторами риска: использование вставных наушников (rxy=0,97), ежедневное (rxy=0,86) и длительное (более 2 часов подряд) использование наушников (rxy=0,88), прослушивание музыки на максимальной громкости (rxy=0,95).
3. Анализ отечественных и зарубежных литературных источников [1-3; 5-7] позволил выработать следующие рекомендации по наиболее безопасному использованию наушников для экстраполирования на всех студентов КБГУ: соблюдать так называемое правило 60/60 - слушать аудиоустройство не громче 60% от возможного максимума и не более 60 минут подряд; отказаться от вставных наушников-вкладышей, отдав предпочтение накладным наушникам; не использовать наушники на улице, так как теряется адекватное восприятие реальности и возрастает риск несчастных случаев.
Рецензенты:
Уметов М.А., д.м.н., профессор, зав. кафедрой факультетской терапии ФГБОУ «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;
Хараева З.Ф., д.м.н., профессор, зав. кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Тхабисимова И.К., Чочаева М.Ж., Тлакадугова М.Х., Шомахова А.М., Вологиров А.С. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ НАУШНИКОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СЛУХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22012 (дата обращения: 08.12.2024).