Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ

Малыгин Д.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
В статье раскрывается педагогическое и культурное значение русской хоровой музыки православной традиции. Автор говорит о мировоззренческой, нравственно-эстетической и коммуникативной функциях рассматриваемого явления, подчеркивает гносеологические и этические возможности духовной музыки, которая оказывает комплексное воздействие на человека. Подчеркиваются отличия духовных песнопений от музыки других традиций. И внутренняя форма, и эстетические достоинства этой традиции основаны на каноничности, молитвенности; мелодической основой песнопения является знаменный распев. Далее в статье рассматриваются различные формы духовно-певческого образования в России, к которым относятся воскресные школы, отделения при храмах, система дополнительного образования детей и взрослых. Материалом для обучения являются как подлинные храмовые песнопения, так и образцы народной и классической музыки, соотносимые с ценностями традиционной отечественной культуры. Через приобщение молодежи к духовной музыке решается задача возрождения и сохранения культурных ценностей, духовно-нравственного обновления общества.
духовная музыка
русская православная традиция
музыкальное искусство
культурные ценности
нравственное воспитание
духовные песнопения
музыкальное образование
1. Барковская С. П. Русская православная музыка как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях: дис. канд. пед. наук / С. П. Барковская. – М., 1999. – 160 с.
2. Булгаков С. Н. Свет невечерний / С. Н. Булгаков. М.: Знание, 1994. -280 с.
3. Замятина И.А. Музыкальные занятия в православном приходе и проблемы детского мировосприятия / И. А. Замятина // Музыка в школе. – 2001. № 1. – C. 45-50.
4. Иоанн Златоуст (св.). Для чего употребляется пение / св. Иоанн Златоуст // О церковном пении: сб. ст. – М.: Ладья, 2001.
5. Корсакова И.А. Язык музыки как средство коммуникации // Инициативы XXI века. 2014. № 3. С. 107-109.
6. Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебной системе / В. И. Мартынов. – М.: Филология, 1997. – 208 с.
7. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Исследование / Е.В. Николаева. – М.: Прометей, 2002. – 345 с.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 14 / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – М.: Русский язык, 1981. – 812 с.
9. Столица А.А. Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза / А. А. Столица. Дис… кандидата педагогических наук. – Таганрог, 2008.
Возрождение веры в современной России позволило вернуться к ее истокам и обратиться к православным традициям образования и воспитания.

Интерес к западной культуре, иностранным языкам и иностранным традициям на протяжении многих десятилетий привел к  подмене традиционных ценностей отечественной культуры более современными, западными.

Важнейшая ценность русской культуры - духовность. С.И. Ожегов определяет понятие «духовное» как «относящееся к богу, вере, Церкви; все относимое к душе человека» [8, с. 163]. Духовное воспитание - это, прежде всего, нравственное воспитание, воспитание чистоты и целомудрия.

Основная идея христианской культуры состоит в учении о человеке как «образе и подобии Божьем». Воспитание в православной традиции основано на вере в возможность преображения души человека.

Духовная музыка играет огромную роль в постижении высших духовных ценностей. Искусство оказывает огромное воздействие на души людей, их вкусы, привычки, нравы. С древних времен благотворное воздействие музыки использовалось как средство воспитания молодого поколения. Потенциал духовной музыки, несомненно, велик для становления развивающейся личности и раскрывается через ее функции: мировоззренческую, нравственно-эстетическую, коммуникативную.

Мировоззренческая функция духовной музыки основана на специфическом осознании мира сквозь призму православных ценностей. Способность к культурной самоидентификации и интериоризации культурных ценностей православной традиции определяет человека как личность в общекультурном контексте. Приобщение к духовной традиции формирует целостную картину мира, способствует формированию национального менталитета.

Нравственно-эстетическая функция направлена на формирование в сознании исполнителей и слушателей ценностей Православия, зафиксированных в Священном писании и нашедших отражение в текстах богослужебных песнопений. Приобщение к православной традиции - это построение индивидуальной аксиологической матрицына основе постижения абсолютных ценностей - Истины, Добра, Красоты.

Коммуникативная функция обеспечивает духовную связь между участниками песнопения и слушателямиспецифическими средствами: текст песнопения несет большую смысловую нагрузку и ориентирует на принятие высших духовных ценностей; исполнение этой музыки требует особого внутреннего настроя, а также слаженности и взаимопонимания.

Влияние православной духовной культуры на формирование личности носит комплексный характер, поскольку происходит воздействие на чувства, волю и сознание человека. Через исполнение песнопений передается духовный опыт человечества, реализуются высшие духовные потребности личности: в познании, в установлении гармонии с миром и самим собой, в ощущении счастья и решении вопроса о смысле жизни, в стремлении к идеалу и воплощении всех личностных стремлений.

Духовная музыка православной традиции обладает большими гносеологическими возможностями. В текстах служебных песнопений запечатлены события священной истории, нравственные подвиги святых. Годовой круг богослужений несет участникам знания о библейских событиях и приобщает исполнителей и слушателей к определенным формам поведения. При этом познание как ценность выступает не в традиционном когнитивном контексте, а основано на эмоциональном восприятии, переживании и сопереживании, благодаря которым постижение духовной истины происходит на онтологическом уровне.

Этические ценности, такие как вера, благочестие, добро, любовь, долг, бескорыстие, справедливость являются важнейшими составляющими православной духовной традиции, без которых немыслимо подлинное понимание и исполнение песнопений. Православная духовная музыка ориентирована не на внешнюю красоту искусства, а на внутреннюю духовную красоту, основанную на этической составляющей. Православная духовная музыка гуманистична по своей природе, поскольку несет идею человека как «образа Божия». Это позволяет использовать нравственный потенциал духовной православной традиции в деле воспитания подрастающего поколения.

Неоспоримы художественные достоинства церковных духовных песнопений. Прежде всего, это необыкновенная простота при богатстве их внутреннего содержания. Исполнители и слушатели, не отвлекаясь на внешние украшения и сложные гармонические обороты, полностью погружаются в содержание богослужебных песнопений. Еще одна черта духовной музыки - бесстрастие. Если музыкальное искусство - это отражение эмоций и страстей, то духовное песнопение - возвышенное мудрое бесстрастие. В основе исполнения лежит передача содержания текста, в основе восприятия - сосредоточенность и умосозерцание. Красота духовных песнопений также особенная. Прекрасное трактуется в онтологическом аспекте как проявление веры и благодати в отличие от земных чувств и эмоций, присущих традиционно эстетическому осознанию произведений искусства.

Духовная музыка в отличие от других направлений музыкального искусства имеет свои отличительные особенности: особый внутренний настрой, отсутствие излишней эмоциональности. По мысли Иоанна Златоуста, «ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать» [4, с. 16]. Святитель говорит о «великой пользе», «великом назидании» и «великом освящении» духовных песен, которые очищают душу и открывают врата для нисхождения Духа Святого. Произнося каждый день священные тексты, человек «приобретает навык», который побуждает помимо воли «совершать это прекрасное служение» [4, с. 16]. Духовное пение можно характеризовать как молитвенное, а, следовательно, благоговейное, смиренное. Отсутствие сопровождающего музыкального инструмента «соответствует духу православной трезвенности, которая не мирится с заменой духовного возношения эстетической эмоциональностью» [2, с. 51]. Инструментальная музыка считалась сферой развлечения и «самоуслаждения души» (В. И. Мартынов). Одной из отличительных особенностей православного песнопения является сочетание импровизационной природы древнерусской музыки и строгой каноничностью духовных стихов. Мелодической основой песнопения является знаменный распев, отличающийся плавностью мелодической линии, отсутствием скачков, несимметричностью ритма, подчиненности всей музыкальной композиции словесному тексту [6, с. 173]. Исполняемые мужским хором песнопения «Достойно есть», «Херувимская путевая», «Да почтется Всепетая Мати Божия» отличаются медленным темпом, поступенным движением, возвышенным характером мировосприятия.

Исторически понятия «музыка» и «духовные песнопения» были разведены, богослужебное пение не являлось музыкой вплоть до 17 века [7].

В истории России духовно-певческому образованию отводилось значительное место. В духовных академиях велась профессиональная подготовка певчих и регентов. В средних школах в дореволюционной России изучение основ православия и духовной музыки входило в обязательную программу. На этой основе формировалась национальная русская культура, важнейшими составляющими которой являются соборность, любовь, вера, святость.

В настоящее время одной из наиболее распространенных форм православного образования является воскресная школа. Наряду с этим в общеобразовательных школах элементы духовного образования включаются в программы циклов общих и дополнительных дисциплин: уроки музыки ведутся по программам, включающим знакомство учащихся с русской православной традицией (от фрагментарного знакомства до глубокого ознакомления, например, по программе И. Кошминой). В музыкальных школах в последние годы педагоги нередко используют образцы богослужебного пения как обучающий материал на уроках сольфеджио.

Воскресные школы организуются как при храмах, так и при клубах или общеобразовательных школах. При этом исследователями выделяется несколько типов (уровней) подобных школ:

- школы начальной катехизации, которые посещают дети из невоцерковленных семей, но лишь сочувствующих христианству и православию;

- школы повышенной катехизации для детей из семей, считающих себя православными, но не приученных регулярно посещать воскресную школу;

- школы церковно-евхаристического типа, в которых дети приучены жить церковной жизнью, в которых закрепляются навыки, приобретенные в семье, и дети регулярно посещают храм [9, с. 114-115].

Духовное пение в воскресных школах является составной частью православного образования, включающего изучение Закона Божия, уроки иконописи, экологии и краеведения, имеющие христианскую направленность. Цикл предметов определяется как возможностями прихожан, так и позицией священников, осуществляющих деятельность в рамках того или иного прихода.

Православное образование осуществляется также в рамках дополнительного образования взрослых. Пение является самым доступным способом духовного образования, и прихожане «делают это с большим удовольствием» [3, с. 45]. Перед руководителем хора открываются большие возможности для глубокого вовлечения воспитанников в исполняемые духовные песнопения.

Материалом для изучения и исполнения становятся как подлинные храмовые песнопения, так и образцы народной и классической музыки, соотносимые с ценностями традиционной отечественной культуры. Среди подлинных образцов храмовой музыки можно выделить материал, которые исполняется постоянно, от службы к службе - этот материал необходимо разучивать довольно тщательно и доводить до совершенства с целью участия прихожан в церковном хоре конкретного прихода. Вторым разделом изучения являются песнопения, исполняемые несколько раз в течение года (в зависимости от постов и событий церковной жизни). Внехрамовое народное творчество отражает возрождающиеся традиции рождественского колядования, масленичного гуляния и т.п. Классическая музыка является источником культурного багажа; через ее изучение понятнее становится роль и место духовной музыки в наследии отечественной культуры.

Такие песнопения как «Хвали, душе моя Господа», «Блажен муж, иже не идее на совет нечестивых» и т.п. построены на обращении человека к своей душе, а потому способствуют формированию личностной системы ценностей, формируют христианское отношение к людям. Среди духовных произведений ХХ века можно назвать произведения В. В. Рябова «Хвалите имя Господне», Литургические песнопения Г. В. Свиридова, хоровые концерты «Покаянный стих» и «Плач Царя Давида» Н. Н. Сидельникова и др. Исследователь С. П. Барковская отмечает, что православное искусство многофункционально: в своих образцах оно несет как общечеловеческое нравственно-эстетическое содержание, так и религиозное [1, с. 154].

Русские композиторы признавали непреходящее значение духовной музыки. М. И. Глинка назвал ее «прародительницей» симфонической музыки, С. В. Рахманинов в «Всенощном бдении» и «Литургии» творчески переосмыслил традиционное духовное наследие. Восприятие духовной музыки неверующими людьми, безусловно, отличается от восприятия ее верующими, однако она оказывает огромное влияние на сознание и чувства любого человека.

Приобщение взрослых и детей в рамках православного образования, как основного, так и дополнительного, осуществляется путем:

- слушания духовных песнопений в исполнении лучших хоровых коллективов с целью «впитывания» духовных ценностей и расширения опыта ценностной коммуникации;

- осмысления содержания духовных песнопений, постижения художественных особенностей и музыкального языка данной традиции;

- исполнения духовной музыки и непосредственного включения в вокально-хоровую деятельность.

Преимущества вокально-хоровой деятельности состоят в коллективном характере деятельности, являющимся мощным средством воспитания таких качеств, как толерантность, взаимоуважение, взаимопомощь, ответственность, коллективизм. Через исполнение духовных песнопений происходит осмысление нравственных норм и эстетических ценностей, как религиозного, так и культурного значения. Концерты духовной музыки способствуют возрождению и сохранению культурных ценностей.

Рецензенты:

Щербакова А.И., д.п.н., д.культурологии, зав. кафедрой социологии и философии культуры, профессор, декан факультета искусств и социокультурной деятельности ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва;

Смирнов А.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры искусств и художественного творчества факультета искусств и социокультурной деятельности ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Малыгин Д.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21972 (дата обращения: 14.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674