Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ ВЫПУСКНИКА КРАСГМУ

Сергеева И.В. 1 Тихонова Е.П. 1 Кузьмина Т.Ю. 1 Андронова Н.В. 1 Зотина Г.П. 1 Борисов А.Г. 1
1 ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения России
Роль преподавателя высшей школы на современном этапе заключается не только в научении студентов определенным знаниям, умениям и навыкам, но и в формировании у них определенного набора профессиональных и общекультурных компетенций, которые в совокупности с полученными знаниями помогут в становлении профессионала в своей сфере. Современный специалист для достижения профессиональных высот не должен ограничиваться только знаниями и умениями в своей узкой специализации, он должен владеть общекультурными компетенциями для своевременной адаптации в быстро изменяющихся условиях жизни и труда. Целью нашего исследования явилось изучение роли личности преподавателя в подготовке будущих специалистов. Для исследования была разработана анкета, которую использовали для проведения анонимного опроса среди выпускников. В исследовании приняли участие 230 выпускников лечебного факультета. В результате анализа данных, полученных при анкетировании, был сделан вывод, что, несмотря на активное внедрение в процесс новых методик и современных технологий, роль преподавателя в учебном процессе остается самой значимой.
личность преподавателя
личность студента
учебный процесс
1. Андропов В.А., Профессиональное становление личности специалиста в период обучения в вузе / В.А. Андропов, Т.В. Туманов, И.Е. Семенко // Екатеринбург: изд-во Урал. Гос. ун-та путей сообщения. − 2007. − С. 109–111.
2. Бордовская Н.В., Педагогика. Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан // Издательство: Питер. – 2011. — 304 с.
3. Кислинская Н.В., Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учебное пособие для вузов / Н.В. Кислинская, Н.Н. Никитина // Серия: Высшее профессиональное образование. Издательство: ИЦ Академия. – 2007. – 224 с.
4. Портных В. О воспитании самостоятельности студентов // Высшее образование в России. − 2006. − № 7. − С. 155–157.
5. Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания: Т. 2: Отечественная история // Издательства: НИИ школьных технологий, Народное образование. – 2007. — 400 с.

Внедрение системы менеджмента качества (СМК) в медицинском университете, участие его в конкурсе по внедрению СМК среди других вузов России позволяют обобщать отдельные разделы названной работы и представлять их для публикации.

Преподаватели высшей медицинской школы - особая категория педагогов, имеющих специфические функции, условия и методы работы, квалификационные и личностные характеристики. Сегодня в условиях реформы высшего образования повышается ответственность преподавателей медицинских вузов за результаты своего труда, поэтому значимым становится обеспечение соответствия квалификации преподавателей компетентностному подходу в высшем профессиональном образовании в условиях его непрерывности. Это становится возможным при условии использования модульной модели учебного процесса, где меняется соотношение учебной нагрузки в сторону увеличения самостоятельной работы обучающихся с учебно-методической литературой и электронными образовательными ресурсами. При таком подходе предполагается тесное взаимодействие обучающегося и преподавателя, ориентированное на приобретение профессиональных навыков (компетенций). Совершенствование высшего медицинского образования предполагает следование основным принципам Болонской декларации: преподаватель медицинского вуза должен дополнительно иметь педагогическое образование по дидактическим основам разработки и применения традиционных и современных педагогических технологий. Принцип модульного построения и совместимости программ позволяет решать проблему целесообразности достаточности и избирательности в подготовке преподавателей медицинских вузов разных уровней квалификации.

За годы внедрения СМК в организации учебного процесса появились и закрепились такие номинации, как ежегодное постсессионное анкетирование студентов «Преподаватель глазами студентов», «Анкета выпускника». Результаты анкетирования по оценке профессиональных и личностных качеств преподавателей используются для работы с преподавателями. Обращается внимание как на негативные (низкие) оценки их профессиональных и личностных качеств, данных студентами, так и на положительные характеристики. Одновременно внедрились такие номинации, как «открытые лекции» или лекции - «мастер-класс» на кафедре, на факультете, открытые практические занятия или занятия «мастер-класс» на кафедре. Проводится работа на кафедрах с молодыми преподавателями, с 2005 г. ведется подготовка кадров по программе «Педагогика высшей школы». Внедрен систематический контроль текущей успеваемости в форме «Экрана успеваемости» на кафедрах и на факультете, а также контроль качества обучения на всех этапах. Все это находит отражение в «Рейтинге работы кафедр за год».

В настоящее время проводится внедрение в образовательный процесс, научную, административно-хозяйственную деятельность и управление университетом новых информационных технологий и вычислительной техники, а также новых технологий образования. Значительно увеличилось оснащение учебных подразделений современной вычислительной техникой нового поколения. В университете создана информационная служба. На кафедре медицинской информатики и инновационных технологий студентам преподается дисциплина «Медицинская информатика». Сотрудники кафедры медицинской информатики и инновационных технологий с курсом ПО ежеквартально проводят циклы повышения квалификации для преподавателей университета по применению дистанционного обучения в медицинской практике и организации здравоохранения.

Весь профессорско-преподавательский состав (ППС) университета прошел курсы усовершенствования по СМК и постоянно совершенствуется на курсах по медицинской информатике. Таким образом, и студенты, и преподаватели находятся в «поле» Системы Менеджмента Качества, и это позволяет проводить анализ и оценивать полученные результаты.

Личность преподавателя играет огромную роль в процессе профессионального становления специалиста. В личности преподавателя сочетаются высокая профессиональная компетенция и владение новыми образовательными технологиями со способностями к руководящей деятельности, в которой он выступает как наставник, старший товарищ, передающий студентам свои знания, опыт и «частицу своего я». Преподаватель должен быть в полной мере заинтересован в успешной деятельности студентов, должен уметь увлечь их решением важных и актуальных задач и на этой основе развивать их творческое мышление, склонности и способности будущих специалистов к конкретным видам профессиональной деятельности. В таких условиях появляется реальная отдача от студентов как от специалистов уже в стенах высшего учебного заведения [1, 3, 4].

Выступая как компетентный представитель конкретной научной дисциплины, преподаватель одновременно вносит в процесс образования и воспитания студентов элементы своей личности. Таким образом, авторитет преподавателя определяется как научным авторитетом, так и личностными человеческими качествами.

Важнейшим условием совершенствования учебного процесса является повышение педагогического мастерства преподавателя, который был и остается стержневым звеном любой педагогической системы. Решающее место в системе социального взаимодействия, характеризующего образовательный процесс, занимают взаимоотношения между преподавателем  и студентом. Надо отметить, во-первых, присущее этим отношениям неравенство: статус преподавателя неизмеримо выше статуса студента, первый занимает господствующее положение, второй - положение подчиненного.

Доминирующее положение преподавателя обусловлено тем, что он организует учебный процесс и управляет им, является источником знаний для студентов, моральным авторитетом. Господствующая позиция преподавателя в учебной группе порождает авторитарный стиль в преподавании, означающий безусловное подчинение студента авторитету преподавателя. Этот стиль предполагает, что преподаватель должен быть строг с учащимися и наказывать провинившихся. Именно этот стиль взаимоотношений многие столетия господствовал в системе формального образования вплоть до последнего времени [2, 5].

Содержательной основой авторитарного стиля преподавания в педагогике является традиционное понимание целей образования как процесса передачи знаний от учителя к ученику. Первый является специалистом в определенной области знаний, умений и культуры, и его главная задача заключалась в том, чтобы передать ученику определенный объем знаний, умений и научить ими пользоваться. Роль ученика сводится к пассивному усвоению и запоминанию той информации, которую дает ему педагог.

Однако в современную эпоху традиционный авторитарный стиль в обучении оказывается все более неэффективным, утрачивает свою былую популярность. Объясняется это тем фактором, что современное высокоразвитое индустриальное общество в силу большой сложности хозяйственного механизма, уникальности новейшей техники, ее громадного воздействия на все стороны общественной жизни, включая и окружающую природную среду, требует нового типа специалиста, будь то врач, предприниматель, инженер, экономист или юрист. Этот специалист должен не только обладать большими познаниями в соответствующей области, но и быть творческой, инициативной личностью, умеющей принимать смелые и нестандартные решения, учитывать множество факторов, связанных с использованием новейшей техники и технологии, с ее социальными и культурными последствиями.

Новый, демократический стиль в построении образовательного процесса характеризуется следующими особенностями: формальный процесс передачи знаний заменяется решением конкретных задач, которые совместно обсуждают учитель и ученик; сущность передаваемого содержания не сводится к пассивному запоминанию, а заключается в овладении разнообразной информацией; формой общения учителя с учеником становится не научение, а взаимный обмен информацией, что, естественно, предполагает большую самостоятельную работу ученика; инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает учащийся; характер отношений между участниками - попеременное доминирование или равенство учителя и ученика; в роли обучающего может выступать не обязательно учитель-профессионал, а любой носитель ценной информации [3, 4].

Обсуждение

Студенты 1-2-3-х курсов специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» обучаются на факультете фундаментального медицинского образования (ФФМО). На каждом курсе от 350 до 840 студентов. В каждой группе от 10 до 15 студентов.

Для изучения зависимости успешности учебной деятельности студентов лечебного факультета от их субъективной оценки личности преподавателя по результатам сессии был вычислен средний экзаменационный балл по предметам по итогам сессий. Личностные и профессиональные характеристики преподавателей оценивались посредством одной и той же анонимной анкеты «Преподаватель глазами студентов», где каждое из представленных качеств преподавателей студент оценивал по пятибалльной шкале. Для большей объективности полученных оценок анкетирование осуществлялось после экзаменационной сессии.

Студенты оценивали в итоге на 16-18 кафедрах до 80 преподавателей, среди которых 12% составляют заведующие кафедрами и профессора, остальные доценты, ассистенты и преподаватели. Итоги разные. Есть кафедры и дисциплины на кафедрах, где оценки у всего профессорско-преподавательского состава выше 4,0. Есть дисциплины, преподаватели которых оценены ниже 4,0. Анкетирование преподавателей студентами показало, что более высоко они оценивали так называемые показатели демократического стиля (более высокие баллы присуждены качествам, характеризующим стиль преподавательской деятельности: умение снять напряженность, усталость аудитории, активность, интенсивность, насыщенность занятий). Успеваемость студентов остается на хорошем уровне.

Можно сказать, что современное поколение студентов уже настроено на демократический стиль преподавания, чему не способствуют настоящие учебные планы. Распределение учебных часов на самостоятельную работу студента без участия преподавателя не позволяет изменить режим преподавания в сторону демократического. Самостоятельного времени недостаточно, чтобы студент изучил какой-то раздел и был в состоянии обмениваться информацией, как это предполагает демократический стиль.

Личность преподавателя формирует и отношение студентов к предмету изучения: интерес к предмету, степень восприятия предмета, значимость для будущей профессиональной деятельности. В итоге между оценками личностных и профессиональных качеств преподавателей и отношением студентов к изучаемым предметам отмечены прямые связи.

Интересные анкетные данные получены от 230 выпускников 2014 г. Это они на протяжении шести лет оценивали преподавателей, а их оценивали преподаватели. Анкета посвящена вопросам выбора профессии. Анкетирование было осуществлено после проведения «Ярмарки вакансий». Анкета не анонимная. Это позволило сравнить успеваемость отдельных категорий студентов за 6 лет обучения, отношение к выбранной профессии и на этом фоне еще раз оценить заслугу преподавателей в успешности профессионального становления выпускника.

Среди выпускников 8 (3,5%) учатся только на отлично, 44 (19 %) претендуют на диплом с отличием, 143 (63%) - со средним баллом выше 4,0, а 87 (37 %) - ниже 4,0.  

Решение о выборе специальности 65 (28 %) выпускников приняли за несколько лет до поступления в вуз, 58 (25 %) - за последний год обучения в школе, по 3 - за месяц до окончания школы и в период подачи документов в вуз, остальные 47% - на 4-5-м курсах обучения. В итоге почти у половины студентов (47%) выбор профессии сформировался в процессе обучения и контакта с преподавателями.

Оказалось, что в правильности выбора профессии утвердились 146 (63%) выпускников, которые готовы продолжить обучение по избранной специальности. Не решили еще для себя вопрос  выбора профессии - 37 (16%), разочаровались - 17 (7%). Среди последних выпускников 7 (15%) претендуют на диплом с отличием, 25 (69%) - учатся хорошо, 8 (16%) - со средним баллом ниже 4,0.

Среди тех, кто еще не решил и разочаровался, можно выделить мотивы, какими они руководствовались при поступлении в вуз.

На вопрос: «Какими мотивами Вы руководствовались при выборе вуза, факультета?»

40% шли по стопам или совету родителей и знакомых, на втором месте - под влиянием рекламной информации, на третьем - профессия соответствовала интересам, склонностям, 10% - мечтали с детства.

Выводы

Таким образом, личность преподавателя, формируя субъективное отношение студентов к предмету изучения, не только оказывает прямое воздействие на качество знаний по предмету, т.е. успешность обучения, но и определяет отношение студентов к самому предмету изучения и выбору профессии.

На современном этапе должны котироваться творческие личности, способные приобретать нужные компетентности и на их основе - новые методы подготовки других специалистов. Важна творческая педагогическая индивидуальность, которая всегда опосредована личными качествами преподавателя, ведь творческое своеобразие - это высшая характеристика педагога. Россия должна входить в Болонский процесс, не разрушая основ своего образования, а развивая его, совершенствуя систему национального медицинского образования с учетом образовательных стандартов.

Рецензенты:

Мартынова Г.П., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой инфекционных болезней с курсом ПО Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск;

Савченко А.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой физиологии им. проф. А.Т. Пшоника Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Сергеева И.В., Тихонова Е.П., Кузьмина Т.Ю., Андронова Н.В., Зотина Г.П., Борисов А.Г. РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ ВЫПУСКНИКА КРАСГМУ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21956 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674