Подобная характеристика дается и в словарях X. Зигера, О. Мозера, Г. Римана [3, с.15]. Явление зрительно-слуховой синестезии часто называют цветовым слухом. По мнению В. Ковалива, «цветной слух» представляет собой синестезический резонанс высот и тембров со степенью яркости света и красок [5]. В популярных публикациях и репортажах о новом искусстве непосредственная взаимосвязь «цветного слуха» со светомузыкой представляется, как само собой разумеющаяся, однако и в серьезных научных трудах данная теория является ключевой. Практически у всех при первой встрече с понятием «светомузыка» данное искусство ассоциируется с визуализацией слышимых звучаний и переводом музыки в определенную световую последовательность. И только после глубокого изучения происходит осознание более сложных форм синтеза музыки и света.
Процессы динамики культуры следует интерпретировать, как проявление способности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. Динамика культуры в области синтеза музыки и света обусловлена закономерностями адаптации искусства к новым условиям, факторами, определяющими изменения в культуре, условиями и механизмами, реализующими эти изменения.
Особое значение в контексте нашей работы имеет современное практическое воплощение данных идей в визуальной мультимедийной форме. Важно обратить внимание на изучение факторов и условий развития мультимедиа в области синтеза музыки и света как целенаправленной тенденции [1, 7]. Расширенный музыкальный фон - это не только подсознательное накопление музыкального опыта, но и постоянное включение его в опыт психологически значимых ситуаций.
Основа взаимодействия искусств состоит в том, что по мере адаптации к новым жизненным явлениям, по мере возрастания арсенала выразительных средств одно искусство начинает имитировать в чем-то другое искусство. Важным будет то, что при данном влиянии искусство не только сохраняет имеющийся в практике набор материально-выразительных средств, но и всевозможными экспериментальными путями увеличивает его. Интеграция различных видов искусства может иметь несколько направлений: синтез различных видов искусства, синтез различных техник, средств выразительности, стилей и направлений в отдельных видах искусства; синтез искусства с другими формами проявления культуры.
В педагогическом аспекте произведения с конкретным визуальным художественным образом, воплощенным в соответствии с программой, образом и логикой музыкального развития, могут расцениваться как расширение спектра творческого поля деятельности за счет усиления восприятия и обширного включения межчувственного ассоциирования. Это абстрактные схемы визуальной динамики, не зависимые от традиционных художественных схем; конкретный художественный образ как средство «дословной» визуализации музыкального произведения в соответствии с программой, образом и логикой музыкального развития; мультипликационное воплощение различных музыкальных произведений.
Интересным будет определить соотношения мультимедийных аудиовизуальных композиций (обозначив их аббревиатурой МАВК) с принципами музыкального образования, определенными ведущими специалистами в современной музыкальной педагогике. В настоящее время не определена единая позиция в определении принципов музыкального образования. В работе с МАВК основные дидактические принципы и принципы музыкального образования музыкально-педагогической концепции Э.Абдуллина рассматриваются в качестве отправных точек раскрывающих сущность цели, задач, содержания и методов музыкально-педагогического процесса и определяющих позицию педагога в следующих направлениях деятельности.
Дидактические принципы направленности образовательного процесса на всестороннее, гармоничное развитие личности и связи обучения с жизнью реализуются в гуманистической, эстетической и нравственной направленности музыкального образования. МАВК способствуют реализации данного принципа. Будучи в своей основе полихудожественным, оно развивает у студентов разные виды художественного восприятия, мышления и деятельности, а значит, непосредственно служит целям всестороннего эстетического, нравственного и художественного развития. С помощью МАВК возможно глубокое раскрытие эстетической ценности музыки и выявление многообразных связей музыкального искусства с духовной жизнью человека и общества с позиции общекультурных ценностей.
Комплекс творческих заданий и упражнений призван способствовать запоминанию академических музыкальных произведений, развитию интереса к классической музыке, формированию широкого круга ассоциаций у обучающихся, необходимых для коллективной и самостоятельной деятельности при создании МАВК.
Главная предпосылка активизации творческого мышления - элемент неопределенности в ситуации деятельности при подборе визуального ряда к музыкальному произведению. Поэтому для творчества, с одной стороны, важны общекультурный тезаурус, запас имеющихся теоретических знаний и практических умений, с другой стороны, - желание и способность увидеть и осознать музыкальный образ в новых, необычных сочетаниях. В творческом процессе при создании МАВК стадии генерации идей, их критическая оценка и визуальное воплощение разделены во времени.
На первой стадии основная задача - путем генерирования художественных идей максимально осознать музыкальный образ. На второй - найти максимум возможных путей его художественной визуализации и отобрать наиболее подходящий достоверный вариант.
Выполняя творческое задание при создании МАВК, особенно на начальных этапах, встречается очевидная опасность нетождественности содержания визуального выражения содержанию музыкального произведения. Специфичность художественно-творческого задания заключается в том, что индивидуальность каждого обучающегося безгранично расширяет сферу целеполагания его деятельности.
Творческий продукт (МАВК) ценен, прежде всего, глубоким осознанием музыкально-художественного образа произведения, то есть достижением целей, на которые направлен процесс. Характерно, что творческому мышлению в МАВК присуще большое число идей, не все из которых корректны в отношении композиторского замысла и реально технически осуществимы. Поэтому при работе с МАВК иногда наблюдается творческий процесс рекомбинации, то есть представления в новых, необычных визуальных сочетаниях, в необычном контексте общепризнанных стандартов музыкальных образов. Все это расширяет внешний визуальный план и обогащает творческую составляющую занятий. Несоответствие визуального образа в отдельных эпизодах не ведет к ошибочности и искаженности общего художественного результата. Визуальный компонент МАВК выступает лишь базой для творческой рекомбинации, которая позволяет давать музыкальному произведению личностно-субъективную оценку и интерпретацию. Все это способствует развитию интереса субъекта деятельности к изучаемому произведению классической музыки. Фиксируя в сценарии визуального ряда становление музыкального образа, опираясь на рационально-логическое осмысление развития содержания музыкального произведения и его музыкально-образное осознание, обучающиеся отражают субъективный осознанный процесс восприятия музыкального произведения и свое эмоционально-ценностное отношение.
Таким образом, расширение спектра творческой деятельности обучающихся через межчувственное ассоциирование как многоаспектный синтетический вид учебно-творческой деятельности, в основе которого лежит работа над музыкальным произведением и художественным изображением с помощью мультимедийного оборудования и электронных носителей, способствует глубокому развитию эмоционально-ценностного отношения обучающихся к изучению музыкального искусства, развитию их интеллектуально-эмоциональной сферы, реализации творческого потенциала и, как следствие, повышению качества музыкально-педагогического образования в целом, органично сочетающимся с тенденциями современного общества.
Рецензенты:
Щербакова А.И., д.п.н., доктор культурологии, заведующая кафедрой социологии и философии культуры, профессор, декан факультета искусств и социокультурной деятельности ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва;
Смирнов А.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры искусств и художественного творчества факультета искусств и социокультурной деятельности ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Казакова И.С. РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ МЕЖЧУВСТВЕННОЕ АССОЦИИРОВАНИЕ (НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21870 (дата обращения: 07.12.2024).