Приступая к разработке теоретических основ мониторинга системы непрерывного профессионального образования, считаем необходимым определить термин «мониторинг». Как отмечается в литературе [13,с.110], [22,с.20], термин «мониторинг» является высокочастотным по употреблению: он встречается в международных документах, законодательных актах, нормативно-методической документации и научной литературе. В частности, в российском законодательстве этот термин упоминается более чем в 6 тыс. документов.
Обратимся к этимологии слова «мониторинг». Оно происходит от латинского monitor - напоминающий, надзирающий [5]. Как отмечают Иванова В.А., Левина Т.В. [5], первоначально данный термин активно использовался в научных исследованиях по экологическим проблемам и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В настоящее время экологическая направленность мониторинга не утеряла своей значимости [2,25,27], однако, она уже не является единственно возможной. В последнее время термин «мониторинг» получил более широкий смысл. Данным термином обозначают постоянное наблюдение за каким-либо процессом, системой с целью выявления соответствия фактических результатов деятельности желаемому результату. Такое расширительное понимание термина привело к тому, что он приобрел общенаучный характер. Так термин «мониторинг» рассматривается в такой области научного знания, как экономика труда [9]. Малышев М.Л. [9, с.20] рассматривает социально-трудовую сферу как объект мониторинга и определяет мониторинг этой сферы как систему непрерывного сбора, обработки, накопления, анализа и интерпретации различного рода информации о ходе и тенденциях развития социально-трудовых процессов. Неизменно обращаются к термину «мониторинг» социологи. В частности исследователи в этой области научного знания утверждают, что получение всемирной или региональной картины движения по пути достижения международных целей возможно только в результате мониторинга ряда определенных показателей [12, с.85]. Не стала исключением в отношении оперирования термином «мониторинг» и такая область научного знания, как медицина [24]. В частности Решетников А.В. прослеживает прямую связь развития профилактического направления в деятельности служб охраны здоровья населения с созданием и внедрением технологии регулярных, многоплановых медико-социологических мониторинговых обследований [24,с.23]. Проанализировав трактовки термина «мониторинг» во всех вышеперечисленных изданиях, мы нашли много общего в подходах представителей различных наук к пониманию данного термина. Наиболее точно данное понимание, на наш взгляд, выразили авторы коллективной монографии, посвященной проблеме разработке новой методологии мониторинга системы дополнительного профессионального образования [22, с.22]: «... можно считать мониторинг обособленной деятельностью по наблюдению за состоянием некоего объекта (объектов) и (или) процессов, по анализу этого состояния, оценке состояния и происходящих в нем изменений, а также прогнозированию состояния в будущем».
Не вызывает сомнения тот факт, что термин «мониторинг» получил широкое распространение и в педагогике. Возникает вопрос о том, какую смысловую нагрузку получил этот термин в рамках педагогической науки?
Анализ литературы показал, что в педагогике существуют различные варианты понимания термина «мониторинг». Эти различные варианты близки к понятиям обратной связи, рефлексии, контроля, аттестации, однако понятие «мониторинг», на наш взгляд, значительно шире данных процессов, которые являются лишь отдельными элементами мониторинга. Все эти понятия можно рассматривать как частные случаи мониторинга. Другой отличительной особенностью трактовки термина «мониторинг» в педагогике является сложившаяся градация различных видов педагогического мониторинга: мониторинг дидактический [21,29], в рамках которого ведется наблюдение за различными сторонами учебного процесса; мониторинг воспитательный [3], целью которого является контроль над различными сторонами воспитательного процесса, а предметом такого вида мониторинга выступают [3,с.52-53]: личность самого воспитанника, детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ребенка, профессиональная позиция педагога как одно из важнейших условий развития личности обучающегося, организационные условия, обеспечивающие эффективность процессов воспитания.; мониторинг социально-психологический и психолого-педагогический [20], в центре внимания которых находятся межличностные отношения, процессы формирования коллектива, феномены межличностных отношений (социально-психологический климат, сплоченность групповая и др.), а также личностные особенности участников педагогического процесса; мониторинг управленческий [26], в ходе которого отслеживается характер взаимодействия субъектов образовательного процесса (руководитель - педагогический коллектив; руководитель - коллектив обучающихся; руководитель - родительский коллектив; руководитель - внешняя среда образовательного учреждения; педагог - педагог; педагог - обучающийся; педагог - семья).
Возможна и другая классификация видов педагогического мониторинга, например, по уровням общего [11] и профессионального [1] образования.
Особое место занимает в педагогике такой вид мониторинга как мониторинг экономики образования. Значимость данного вида педагогического мониторинга особенно возрастает в условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации и подчеркивает возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Учитывая данную тенденцию Министерством образования и науки Российской Федерации и государственным университетом «Высшая школа экономики» был создан информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования», который поднимает актуальные вопросы взаимодействия рынка труда, работодателей, системы образования и потребителей образовательных услуг (обучающихся, родителей). На страницах данного издания обсуждаются насущные педагогические проблемы, возникающие на стыке этого взаимодействия, такие как: учащиеся на рынке образовательных услуг [18]; образовательные траектории детей и взрослых [14]; механизм сотрудничества рынка труда и профессионального образования [15]; мнение работодателей по поводу спроса на рабочую силу [16]; стратегии учреждений профессионального образования в современных социально-экономических условиях [17]; преподаватели на рынке образовательных услуг [19]. Отличительной особенностью данного вида педагогического мониторинга (мониторинг экономики образования) является его междисциплинарный исследовательский аппарат, который широко использует социологические методы исследования (социологические опросы), статистические методы исследования (динамические ряды, графический анализ) в научно-педагогической деятельности. Такой подход не является новым, о нем в педагогике было известно давно [8,с.14,106], но в настоящее время, на наш взгляд, этот подход переживает свое второе рождение и получает рекомендации к широкому применению [4].
Сегодня термин «мониторинг» активно используется в педагогике в связи с проблемой оценки качества обучения, оказания образовательных услуг [6,28,23,31].
Вершиной управленческого подхода в понимании педагогического мониторинга, на наш взгляд, является Закон «Об образовании в Российской Федерации»[30]. Статья 89 данного Закона гласит[30, с.296-297]: «Управление системой образования включает в себя: ... проведение мониторинга в системе образования; .... Осуществление стратегического планирования развития системы образования...». Далее в ст. 97 Закон определяет термин «мониторинг системы образования» следующим образом [30, с.333]: «Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Мониторингом же непрерывного профессионального образования можно считать обособленную деятельность по наблюдению за состоянием и отображению состояния непрерывного профессионального образования как системы и происходящих в нем процессов, анализу и оценке состояния и происходящих изменений в системе непрерывного профессионального образования, а также прогнозированию состояния этой системы. Поскольку основное содержание образовательной политики заключается в поддержании и развитии способности непрерывного профессионального образования обеспечивать потребности государства и региона в кадрах специалистов (наряду с обеспечением выполнения конституционных гарантий в образовании), то общую цель мониторинга можно определить, как выделение информации, позволяющей определить, насколько непрерывное профессиональное образование справляется с задачей обеспечения региона необходимыми кадрами.
Обобщая итоги анализа термина «мониторинг» в педагогике, приходим к выводу, что цель нашего исследования актуализирует необходимость проведения системного мониторинга, в основе которого лежит методология системного исследования. Системный мониторинг не разрушает общей схемы и структуры педагогического исследования и не отменяет проверенных на практике основных методов педагогического исследования, однако системный мониторинг расширяет исследовательский инструментарий за счет методов других наук. В соответствии с темой нашего исследования объектом системного мониторинга была выбрана система непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона. В качестве существенных элементов объекта выступают выпускники образовательных организаций профессионального образования; работники предприятий и организаций; руководители предприятий, руководители образовательных организаций; статистические данные о системе непрерывного профессионального образования
В качестве методов мониторинга системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона мы определяем следующие методы:
- анкетирования (выпускники образовательных организаций профессионального образования; работники предприятий и организаций);
- экспертных оценок (руководители предприятий, руководители образовательных организаций);
- анализа документации (анализ статистических данных о системе непрерывного профессионального образования).
Дальнейшим направлением развития исследований в рамках данной темы мы планируем проведение анализа и интерпретации данных, полученных в ходе проведения мониторинга системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона вышеуказанными методами.
Рецензенты:
Маврин С.А. , д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;
Жигадло А.П., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой «Инженерная педагогика» ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)», г. Омск.
Библиографическая ссылка
Дусь Т.Э. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21821 (дата обращения: 09.11.2024).