В педагогической деятельности каждый преподаватель проявляет себя не только как профессионал, но и как личность. Личность преподавателя любого предмета демонстрируется, прежде всего, в его способности к планированию и организации учебного процесса, что требует от педагога не только профессиональной компетентности, но и личной заинтересованности в результатах педагогической деятельности. Особое значение уделяется планированию при проведении занятия по иностранному языку, поскольку в силу своей специфики этот учебный предмет отличается «беспредельностью», «беспредметностью» и «неоднородностью» [1].
Желание преподавателя придать занятию стройность, логичность, преемственность, системность приводит к тому, что планируя цикл занятий по определенной тематике, преподаватель стремится выйти за рамки учебника и программы, привлечь дополнительный материал, разработать серию взаимосвязанных занятий, преследующих определенную цель. Итогом этой многолетней творческой работы может стать учебно-методическое пособие, направленное на обучение одному из аспектов языка или видов речевой деятельности.
На кафедре иностранных языков факультета истории и международных отношений РГУ имени С.А. Есенина есть опыт создания таких пособий, отвечающих требованиям стандарта, потребностям обучающихся и преподавателей. Для занятий по аналитическому чтению успешно используются в учебном процессе пособия по изучению творчества английского писателя С. Моэма, а также представителей «потерянного поколения» в американской литературе Ф.С. Фицджеральда и Э. Хемингуэя [2, 3].
Учебно-методические пособия по аналитическому чтению ставят своей целью овладение иноязычной культурой как содержанием иноязычного образования. В Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования записано, что в результате освоения основной образовательной программы по направлению «Педагогическое образование» выпускник должен обладать среди прочих общекультурных компетенций «способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3)»; «способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6)»... «готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14)»; ... «способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16)». Среди профессиональных компетенций мы выделяем «готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-12)» [5, c. 6-8].
Эти общекультурные и профессиональные компетенции успешно формируются и развиваются при работе с авторскими пособиями. Что касается пособия по изучению творчества С. Моэма, то оно включает разработки занятий по изучению произведений «Пироги и пиво», «Разрисованная вуаль», «Луна и грош», «Театр», а также 12 рассказов писателя. В пособие включены биографические сведения, информация о стилистических особенностях автора, темы для итоговых эссе. План занятия, как правило, включает упражнения лексического и грамматического характера на усвоение языкового материала (поиск в тексте английских эквивалентов к русским словам и выражениям, обратный перевод, учебный перевод, заполнение пропусков, выписывание из текста слов и грамматических конструкций по заданию); упражнения для проверки понимания прочитанного (восстановить хронологический порядок повествования, найти в тексте описание героя, отношение автора к прочитанному); задания, обучающие стилистическому анализу (проанализировать роль лирических отступлений, символов, других стилистических приемов в описании характера героев и их взаимоотношений).
Авторы пособия мотивируют студентов к высказываниям, давая образец ответа или стилистического анализа, задавая вопросы о личном отношении к героям, автору, сюжету. Неслучайно, в названии пособия отражено желание авторов-составителей узнать отношение к писателю (Maugham with an Attitude). Биографические сведения об авторе помогают понять его личность, характер, проблемы и интересы, его роль в историческом контексте. Таким образом, изучение непосредственно языкового материала пронизано лингвосоциокультурным содержанием, способствует сочетанию и взаимодействию коммуникативных (профессиональных) и общекультурных задач.
Второе упомянутое выше учебно-методическое пособие по изучению творчества Ф.С. Фицджеральда и Э. Хемингуэя развивает идею изучения литературы на английском языке в историческом и культурном контексте. Пособие включает поурочные разработки к произведениям писателей Ф.С. Фицджеральда: «Великий Гэтсби», «Алмазная гора», «Молодой богач», «Возвращение в Вавилон» и Э. Хемингуэя: «Старик и море», «Прощай, оружие!», «Фиеста», «Снега Килиманджаро», рассказы «Индейское лето», «Доктор и его жена», «Что-то кончилось», «Непобежденный», «Кошка под дождем» и другие, а также биографическую информацию, разработки уроков по обсуждению художественных фильмов по мотивам произведений («Великий Гэтсби», «Старик и море», «Снега Килиманджаро»).
Цель занятий заключается в обучении анализу художественной литературы и развитию умения формулировать свое отношение к прочитанному, а также в развитии у студентов коммуникативной компетенции на основе прочитанного материала. Использование биографических материалов и описание исторического фона формирования авторской личности приводит к овладению социокультурной компетенцией. В пособие включена информация о происхождении терминов «потерянное поколение», «век джаза», «американская мечта».
Каждый урок состоит из нескольких разделов, например: работа со словарем, работа с сюжетом, анализ текста, характеристика героев, краткий пересказ, описание исторического фона и другие. Мы считаем, что важным достоинством технологии обучения аналитическому чтению, представленной в данном пособии, является её ориентация на самообучение, на обучение читателя умению ставить важные вопросы при анализе литературного произведения, на обучение видеть информацию, зашифрованную автором. Это подтверждает тот факт, что после изучения творчества писателей студенты продолжали изучать самостоятельно отдельные факты биографии и произведения авторов в рамках научно-исследовательской деятельности и выступили с докладами на секции «Литературоведение» студенческой научной конференции в РГУ имени С.А Есенина. Тематика докладов связана с изученным материалом: «Отражение личности С.Моэма в его творчестве», «Влияние литературы "потерянного поколения" на современного читателя».
Подготовлено к публикации еще одно учебно-методическое пособие по обучению аудированию авторов-составителей Ю. Г. Антоновой и С.В. Сомовой «Творческий подход к обучению английскому языку (смотри и слушай): Learn English Creatively by Watching and Listening». Данное пособие обеспечивает формирование профессиональной и общекультурной компетентности студента-международника. ФГОС ВПО для направления подготовки «международные отношения» ставит задачу овладения следующими профессиональными компетенциями, которые имеют отношение к обучению иностранным языкам: «знание и активное владение, как минимум, двумя иностранными языками, умение применять иностранные языки для решения профессиональных вопросов (ПК-3)» ...; «готовность и умение вести диалог, переписку, переговоры на иностранном языке в рамках уровня поставленных задач (ПК-5); способность выполнять письменные и устные переводы материалов профессиональной направленности с иностранного языка на русский и с русского на иностранный (ПК-6); владение техниками установления профессиональных контактов и развития профессионального общения, в том числе на иностранных языках (ПК-8)» [6,c. 10]. Способность вести переговоры и устанавливать профессиональные контакты связана с аудитивными умениями и навыками. Поэтому обучение аудированию - это важная составляющая иноязычной коммуникативной компетенции.
В пособии предлагаются разработки занятий по практике английского языка для обсуждения художественных и документальных фильмов, а также аудиоматериалов лекций и новостных сообщений на международную и общественно-политическую тематику. Материалы для просмотра и прослушивания сгруппированы по тематическому признаку. Так, в пособие входят разделы: «Американские президенты», «Права человека», «Британские лидеры и королевская семья», «Известные писатели», «Выдающиеся личности», «Международные проблемы», «Проблемы человеческих взаимоотношений», «Экранизации художественных произведений» и другие. В пособие включены тексты выступлений видных политических и общественных деятелей (Барак Обама, Мартин Лютер Кинг), тексты об исторических личностях (Джон Кеннеди, Абрахам Линкольн, Франклин Рузвельт, Маргарет Тэтчер), экранизации произведений английских и американских писателей («Разрисованная вуаль», «Великий Гэтсби»), материалы для обсуждения просмотренных фильмов и прочитанных книг.
В раздел «Британские лидеры и королевская семья» включены фильмы «Елизавета», «Железная леди», «Король говорит», «Диана: история любви». Д.Н. Луферов, например, считает, что фильмы «отображают уникальные культурные особенности страны изучаемого языка, что дает повод для более глубокого изучения и анализа культурологических проблем, ... способствует формированию «вторичной языковой личности» учащихся, что позволит им органично вписаться в иноязычную среду и культуру, почувствовать себя их частью» [4, с. 34].
Использование аутентичных аудиоматериалов и видеоряда на занятии повышает мотивацию, создает эффект присутствия в социокультурном пространстве изучаемого языка, побуждает к активному включению в обсуждение прочитанного и просмотренного, стимулирует участие каждого в учебном процессе. Таким образом, пособие помогает решать задачи овладения обучающимися общекультурными компетенциями: «осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8) ..., способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10)» [6, с. 7].
Задания, включенные в поурочные разработки, разнообразны по форме и содержанию. Для формирования лексических и грамматических навыков используются: заполнение пропусков при прослушивании, определение значения слова, выбор варианта продолжения предложения. Творческий подход и самостоятельный выбор языковых средств предлагается при выполнении заданий на изучение и анализ критических статей, определение темы отрывка, рассуждение по поводу высказывания, дискуссия, выражение собственного мнения о фильме, что способствует формированию социокультурной и дискурсивной компетенций и помогает обучающимся формулировать оценочные суждения о просмотренном и прослушанном.
Таким образом, организуя и систематизируя работу преподавателя и студентов на занятии, авторские учебно-методические пособия отвечают как потребностям преподавателя, так и обучающихся, предусматривают использование современных технологий и аутентичных информативных материалов, способствуют формированию коммуникативной, профессиональной и общекультурной компетентности, обеспечивают мотивацию и автономность в обучении.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 15-06-10316.
Рецензенты:
Лиферов А.П., д.п.н., профессор, профессор РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань;
Костикова Л.П., д.п.н., доцент, профессор РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань.
Библиографическая ссылка
Сомова С.В. РОЛЬ АВТОРСКИХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21768 (дата обращения: 14.10.2024).