Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АДАПТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ГРАФИЧЕСКИХ ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Годлевская Е.В. 1
1 ГБОУ ДПО Челябинский институт развития профессионального образования
В статье раскрывается понятие адаптивных систем графических форм представления информации, описываются их функциональные возможности в процессе профессионального обучения. Обосновывается важность учета когнитивных стилей обучающихся в процессе создания и предъявления обучающимся данных систем. Цель: поиск адекватного нашему времени эффективного инструментария средств представления информации в образовательном процессе. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа теоретических предпосылок в таких областях знаний, как педагогика, психология, психосемиотика, теория адаптивных систем. Результаты: выявлены специфические целевые и содержательные особенности адаптивных систем графических форм представления информации. Впервые введено понятие адаптивные системы графического представления информации с учетом когнитивных стилей обучающихся. Практическая значимость. Проектирование с учетом различных когнитивных стилей обучающихся систем графических форм представления информации позволит организовать у обучающихся равноправный диалог полушарий головного мозга, позволяющий справиться с возрастающими проблемами переработки информации и как следствие – интенсифицировать процесс обучения.
витагенный опыт
когнитивный стиль
адаптивные системы графических форм представления информации
клиповое мышление
1. Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование: многомерно-голографический подход. – Екатеринбург, 2001. – 156 с.
2. Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. – Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. – М.: ИФ РАН, 2002. – С. 415–420, С.23.
3. Годлевская, Е.В. Дидактический потенциал системы графических форм представления информации в процессе профессионального обучения: монография. – Челябинск: ЧГАА, 2014. – 204 с.
4. Джон Гриндер, Р. Фрэнк Пьюселик. Истоки нейро-лингвистического программирования. – М.: Издать Книгу, 2014. – 300 с.
5. Ливер Бетти Лу. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: дис… канд. пед. наук. – М.: Гос. ин-т русского языка им. А.С. Пушкина, 2000. – 192 с.
6. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: учеб. пособие. 3-е изд., испр. – М.: Флинта, 2008. – 280 c.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. – М., 1990. – 200с.
8. Срагович В.Г. Теория адаптивных систем. – М. : Наука, 1976. – 319 с.
9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. – 536 c.
10. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс]. // Топос: литературно-философский журнал. – 2010. – №9. – http://www.topos.ru/article/7371 (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
11. Rayner S., Riding R. Towards a categorisation of cognitive styles and learning styles // Educat. Psychology, 1997. – V. 17 (1 and 2). – P. 5–27.
Проблема понимания смыслов предъявляемой информации волнует ученых в таких областях человеческих знаний, как философия, культурология, социология, педагогика, психология, психосемиотика. В образовательной практике эта проблема стоит особенно остро в связи с изменением типа мышления обучающихся. Впервые о клиповом мышлении заговорил Ф.И. Гиренок, заявив, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире, поэтому в нем «...происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни её византийские, на системе показа. И мы в себе воспитали, может быть, после Дамаскина, понимание картинок. Мы формировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое» [2].

Клиповое мышление - это новый вектор в процессе переработки человеком информации при обучении, диктующий необходимость создания адаптивных средств её представления, с учетом когнитивных стилей обучающихся.

Адаптивные системы графических форм представления информации (СГФПИ) как эффективный инструментарий интенсификации образовательного процесса

Ранее в работе [3] нами было выявлено, что система графических форм представления информации в ходе обучения свертывает информацию, снижая её степень абстракции, обеспечивает максимальную эффективность выполнения операций зрительного поиска, обнаружения, различения, идентификации и присвоения информации. Рассматривая СГФПИ с рациональных позиций, мы выделили её основные функции: видоизменение процессов отражения и отображения дидактических объектов; проецирование элементов знаний и их связей в межполушарном диалоге (полушария головного мозга); придание дидактическому объекту свойств структурированности и связности, моделирование содержания, структуры, свойств и механизмов изучаемых объектов и учебно-познавательных действий; интенсификация действий, направленных на решение педагогических задач при формировании нового способа видения дидактического объекта; генерация образно-концептуальных моделей изучаемого понятия и учебных действий (элементы, система, критерии и др.); корректирование учебных действий в процессе поэтапного усвоения знаний и навыков работы с дидактическим объектом (его моделью); выполнение контрольно-регулятивных и рефлексивных действий, результаты которых информируют о решении педагогической задачи и качестве усвоения (от восприятия знаний - до сознательного применения на практике), предопределяющего переход обучающегося на новый уровень сложности.

Эмоциональная составляющая СГФПИ была представлена следующими функциями: иллюзорно-компенсаторной, интегративной, мировоззренческой, коммуникативной, идеологической, культуротранслирующей.

В данной работе рассматривается функция проецирования элементов знаний и их связей в межполушарном диалоге, так как именно эта функция диктует необходимость персоноцентричного (адаптивного) представления информации.

Как известно, адаптация в кибернетике - процесс накопления и использования информации в системе, направленный на достижение оптимального состояния или поведения системы при начальной неопределенности и изменяющихся внешних условиях. При этом могут изменяться параметры и структура системы, алгоритм функционирования, управляющие воздействия. Адаптация применяется в тех случаях, когда воздействующие на систему внешние и внутренние факторы являются полностью или частично неизвестными. В процессе адаптации система накапливает данные об этих факторах и определяет их характеристики.

В соответствии с подходами теории адаптивных систем (В.Г. Срагович [8]) под адаптивной системой графических форм представления информации будем понимать систему графических форм (создаваемую в процессе обучения обучающимся и/или педагогом, а также совместно), которая в процессе функционирования демонстрирует способность к приспособлению как к внешним, так и внутренним условиям с помощью изменения данных алгоритма своего функционирования и/или своей структуры (формы) с целью достижения оптимального результата процесса понимания смысла информации.

Поведение адаптивных систем графических форм представления информации является дуальным. Так, с одной стороны, невозможно осуществить эффективное управление процессом понимания информации обучающимся, не зная его когнитивного стиля, с другой - можно, изучая его отличительные качества, постепенно улучшать процесс понимания за счет грамотного использования графических форм представления информации, стремясь к оптимальному результату. Обращаясь к психологическому словарю А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, определим категорию понимания: «Понимание - способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат» [7].

Воздействие графических форм представления информации носит двойственный характер. Они служат средством как активного изучения самой графической системы для будущего её использования, так и непосредственного улучшения результативности процесса понимания обучающимися информационного сообщения в текущий момент. В адаптивных системах графических форм представления информации всегда существует известное противоречие между познавательной и направляющей функциями управляющих воздействий.

Для выявления внешних и внутренних факторов, которые необходимо учитывать при создании систем графического представления информации, обратимся кработам Фрумкина К.Г. [10]. Автор выделил следующие основополагающие факторы, способствующие формированию и развитию клипового мышления: возрастающие объемы информации, порождающие проблему извлечения смыслов; потребность человечества в большой скорости получения информации из разных источников; увеличение разнообразия поступающей информации; увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно. Данные факторы в нашем исследовании назовем внешними условиями, в которых должны функционировать адаптивные системы графических форм представления информации в процессе обучения. К внутренним условиям отнесем витагенный опыт обучающихся [1] и их когнитивный стиль [5], который учитывает такие индивидуально-психологические особенности переработки информации, как память, внимание, восприятие, мышление, воображение, речь.

Рассматривая изыскания психологов по вопросу когнитивного стиля, заметим, что Г.А. Берулава в своих трудах определяет два полярных параметра когнитивного стиля «дифференциальность» и «интегральность». С. Райнер и Р. Райдинг [11] выделяют следующие психологические характеристики когнитивных стилей: импульсивность/рефлективность; ригидный/гибкий познавательный контроль; аналитическая/тематическая категоризация; узкий/широкий диапазон эквивалентности; полезависимость/поленезависимость; заострение/сглаживание; когнитивная простота/сложность; конвергентность/дивергентность; глобальность/последовательность; адаптивность/инновативность; логичность/интуитивность; алгоритмичность/ конструктивность; конкретный/абстрактный подход к обучению; аналитический/методологический способ обработки информации.

На наш взгляд, представленные «множественные» и «унитарные» позиции в изучении когнитивных стилей объединил известный отечественный психолог Б.М. Теплов, который выделил «аналитический» (левополушарный) и «синтетический» (правополушарный) стили. [9]. Ниже в табл. 1 представлены индивидуально-психологические особенности переработки информации в соответствии с левополушарным и правополушарным когнитивными стилями [6].

Таблица 1

Функциональная специализация полушарий мозга и различия в стиле обучений

Ведущее полушарие - левое

 

Ведущее полушарие - правое

Дискретное, аналитико-рассудочное. Речи (смыслового аспекта)

Восприятие

Целостное, эмоционально- чувственное

Более медленная в понятиях. Словесно-знако-логически последовательная

Переработка информации

Более быстрая в образах. Мгновенно чувственный анализ сложных сигналов, интуитивная ориентация в окружающем мире

Волнения. Чувство наслаждения, счастья, преимущественно внутреннего (импрессивного) плана

Эмоции

Страх, печаль, гнев, ярость, другие отрицательные эмоции преимущест-венно внешние (экспрессивного) плана

Центр сознания и контроля, управления произвольными психическими процессами. Чувство осознания и выделения себя из окружающей среды

Сознание

Центр бессознательных психических процессов индивидуальности. Чувство единения, общности с природой и людьми

Центр языка и речи, знаковых систем. Смысловая сторона речи. Чтение, счет, письмо, опора на согласные. Дополнительно изученный язык

Речь

Интонационная сторона, мимика, жестикуляции при речи. Опора на гласные. Основной язык

На цифры, формулы и слова. Произвольная, последовательность событий и их вероятностные свойства

Память

Зрительно наглядно - образная, эмоциональная. Непроизвольная. Текущее, реальное время, информация о прошлом

Скорее рациональное, абстрактно - логическое, программируемое. Индукция (выделение частного). Оперирование математическими символами и другими знаковыми системами

Мышление

Эмоциональное наглядно - образное. Интуитивное. Спонтанное. Дедукция. Использование ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных примеров

Вербальный, логический компонент, приверженность теории

Интеллект

Невербальный, интуитивный компонент, приверженность практике

Больше двигательная активность

Деятель-ность

Меньшая двигательная активность. Ориентация в пространстве.Наблюдение за движущимися предметами, управление движениями

Интровертированный

Характер

Экстравертированный

Методы достижения цели

Целепола-гание

Цели - желания

Логическое.Последовательное.

Линейное.Символическое.

Основанное на реальности.

Вербальное.Дискретное

Модель сознания

[4]

Интуитивное. Холистическое.

Хаотическое. Неабстрактное.

Основанное на фантазии. Невер-бальное.Вневременное

СГФПИ должна давать возможность соединять части информации, в одно целое. Простраивать логические цепочки, приводящие к единому заключению. СГФПИ должна содержать классификацию, либо любую другую упорядоченность информации. Использовать СГФПИ для планирования деятельности. Представлять в СГФПИ окружающую реальность, используя при этом различные знаковые системы

Особен-

ности стиля обучения с помощью СГФПИ

СГФПИ должна давать возможность выделять детали (части) из целого. Информация должна быть представ-лена цельным гештальт-образом. В СГФПИ должен содержаться эталон (предполагаемый ответ). СГФПИ должна базироваться на витагенном опыте обучающихся и задействовать их интуицию. Информация, отража-емая в СГФПИ, должна быть конк-ретно-чувственной, осязаемой, содержащая знаковые системы с наименьшей степенью абстрактности

Заключение

Асимметрия полушарий головного мозга приводит к следующим проблемам у обучающихся в процессе переработки информации: 1) доминирующее левое полушарие (с последовательной обработкой информации) не справляется с большой скоростью смены информации; 2) доминирующее правое полушарие приводит к слаборазвитому или полностью отсутствующему опыту построения логических структур информационного сообщения и выявление взаимосвязей внутри структур.

На помощь в решении данных проблем должны прийти адаптивные системы графических форм представления информации, которые в первом случае содержат информацию, представленную в конкретно-чувственных образах с большой информационной емкостью (инфографика), во втором случае содержат знаковые системы, выделяющие в информационном сообщении смысловые опорные пункты. Как доказали психологи, доминирование полушарий в осуществлении различных функций не является фиксированным, а зависит от содержания деятельности. Это положение дает основание утверждать, что используя свойство адаптивности графических систем представления информации, можно организовать у обучающихся гармоничный равноправный диалог полушарий головного мозга, позволяющий справиться с возрастающими проблемами переработки информации и, как следствие - интенсифицировать процесс обучения.

Рецензенты:

Лихолетов  В.В., д.п.н., к.т.н., профессор кафедры экономики и экономической безопасности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск;

Сташкевич И.Р., д.п.н., доцент, проректор по научно-исследовательской и инновационной работе, Челябинский институт развития профессионального образования, г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Годлевская Е.В. АДАПТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ГРАФИЧЕСКИХ ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21737 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674