Клиповое мышление - это новый вектор в процессе переработки человеком информации при обучении, диктующий необходимость создания адаптивных средств её представления, с учетом когнитивных стилей обучающихся.
Адаптивные системы графических форм представления информации (СГФПИ) как эффективный инструментарий интенсификации образовательного процесса
Ранее в работе [3] нами было выявлено, что система графических форм представления информации в ходе обучения свертывает информацию, снижая её степень абстракции, обеспечивает максимальную эффективность выполнения операций зрительного поиска, обнаружения, различения, идентификации и присвоения информации. Рассматривая СГФПИ с рациональных позиций, мы выделили её основные функции: видоизменение процессов отражения и отображения дидактических объектов; проецирование элементов знаний и их связей в межполушарном диалоге (полушария головного мозга); придание дидактическому объекту свойств структурированности и связности, моделирование содержания, структуры, свойств и механизмов изучаемых объектов и учебно-познавательных действий; интенсификация действий, направленных на решение педагогических задач при формировании нового способа видения дидактического объекта; генерация образно-концептуальных моделей изучаемого понятия и учебных действий (элементы, система, критерии и др.); корректирование учебных действий в процессе поэтапного усвоения знаний и навыков работы с дидактическим объектом (его моделью); выполнение контрольно-регулятивных и рефлексивных действий, результаты которых информируют о решении педагогической задачи и качестве усвоения (от восприятия знаний - до сознательного применения на практике), предопределяющего переход обучающегося на новый уровень сложности.
Эмоциональная составляющая СГФПИ была представлена следующими функциями: иллюзорно-компенсаторной, интегративной, мировоззренческой, коммуникативной, идеологической, культуротранслирующей.
В данной работе рассматривается функция проецирования элементов знаний и их связей в межполушарном диалоге, так как именно эта функция диктует необходимость персоноцентричного (адаптивного) представления информации.
Как известно, адаптация в кибернетике - процесс накопления и использования информации в системе, направленный на достижение оптимального состояния или поведения системы при начальной неопределенности и изменяющихся внешних условиях. При этом могут изменяться параметры и структура системы, алгоритм функционирования, управляющие воздействия. Адаптация применяется в тех случаях, когда воздействующие на систему внешние и внутренние факторы являются полностью или частично неизвестными. В процессе адаптации система накапливает данные об этих факторах и определяет их характеристики.
В соответствии с подходами теории адаптивных систем (В.Г. Срагович [8]) под адаптивной системой графических форм представления информации будем понимать систему графических форм (создаваемую в процессе обучения обучающимся и/или педагогом, а также совместно), которая в процессе функционирования демонстрирует способность к приспособлению как к внешним, так и внутренним условиям с помощью изменения данных алгоритма своего функционирования и/или своей структуры (формы) с целью достижения оптимального результата процесса понимания смысла информации.
Поведение адаптивных систем графических форм представления информации является дуальным. Так, с одной стороны, невозможно осуществить эффективное управление процессом понимания информации обучающимся, не зная его когнитивного стиля, с другой - можно, изучая его отличительные качества, постепенно улучшать процесс понимания за счет грамотного использования графических форм представления информации, стремясь к оптимальному результату. Обращаясь к психологическому словарю А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, определим категорию понимания: «Понимание - способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат» [7].
Воздействие графических форм представления информации носит двойственный характер. Они служат средством как активного изучения самой графической системы для будущего её использования, так и непосредственного улучшения результативности процесса понимания обучающимися информационного сообщения в текущий момент. В адаптивных системах графических форм представления информации всегда существует известное противоречие между познавательной и направляющей функциями управляющих воздействий.
Для выявления внешних и внутренних факторов, которые необходимо учитывать при создании систем графического представления информации, обратимся кработам Фрумкина К.Г. [10]. Автор выделил следующие основополагающие факторы, способствующие формированию и развитию клипового мышления: возрастающие объемы информации, порождающие проблему извлечения смыслов; потребность человечества в большой скорости получения информации из разных источников; увеличение разнообразия поступающей информации; увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно. Данные факторы в нашем исследовании назовем внешними условиями, в которых должны функционировать адаптивные системы графических форм представления информации в процессе обучения. К внутренним условиям отнесем витагенный опыт обучающихся [1] и их когнитивный стиль [5], который учитывает такие индивидуально-психологические особенности переработки информации, как память, внимание, восприятие, мышление, воображение, речь.
Рассматривая изыскания психологов по вопросу когнитивного стиля, заметим, что Г.А. Берулава в своих трудах определяет два полярных параметра когнитивного стиля «дифференциальность» и «интегральность». С. Райнер и Р. Райдинг [11] выделяют следующие психологические характеристики когнитивных стилей: импульсивность/рефлективность; ригидный/гибкий познавательный контроль; аналитическая/тематическая категоризация; узкий/широкий диапазон эквивалентности; полезависимость/поленезависимость; заострение/сглаживание; когнитивная простота/сложность; конвергентность/дивергентность; глобальность/последовательность; адаптивность/инновативность; логичность/интуитивность; алгоритмичность/ конструктивность; конкретный/абстрактный подход к обучению; аналитический/методологический способ обработки информации.
На наш взгляд, представленные «множественные» и «унитарные» позиции в изучении когнитивных стилей объединил известный отечественный психолог Б.М. Теплов, который выделил «аналитический» (левополушарный) и «синтетический» (правополушарный) стили. [9]. Ниже в табл. 1 представлены индивидуально-психологические особенности переработки информации в соответствии с левополушарным и правополушарным когнитивными стилями [6].
Таблица 1
Функциональная специализация полушарий мозга и различия в стиле обучений
Ведущее полушарие - левое |
|
Ведущее полушарие - правое |
Дискретное, аналитико-рассудочное. Речи (смыслового аспекта) |
Восприятие |
Целостное, эмоционально- чувственное |
Более медленная в понятиях. Словесно-знако-логически последовательная |
Переработка информации |
Более быстрая в образах. Мгновенно чувственный анализ сложных сигналов, интуитивная ориентация в окружающем мире |
Волнения. Чувство наслаждения, счастья, преимущественно внутреннего (импрессивного) плана |
Эмоции |
Страх, печаль, гнев, ярость, другие отрицательные эмоции преимущест-венно внешние (экспрессивного) плана |
Центр сознания и контроля, управления произвольными психическими процессами. Чувство осознания и выделения себя из окружающей среды |
Сознание |
Центр бессознательных психических процессов индивидуальности. Чувство единения, общности с природой и людьми |
Центр языка и речи, знаковых систем. Смысловая сторона речи. Чтение, счет, письмо, опора на согласные. Дополнительно изученный язык |
Речь |
Интонационная сторона, мимика, жестикуляции при речи. Опора на гласные. Основной язык |
На цифры, формулы и слова. Произвольная, последовательность событий и их вероятностные свойства |
Память |
Зрительно наглядно - образная, эмоциональная. Непроизвольная. Текущее, реальное время, информация о прошлом |
Скорее рациональное, абстрактно - логическое, программируемое. Индукция (выделение частного). Оперирование математическими символами и другими знаковыми системами |
Мышление |
Эмоциональное наглядно - образное. Интуитивное. Спонтанное. Дедукция. Использование ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных примеров |
Вербальный, логический компонент, приверженность теории |
Интеллект |
Невербальный, интуитивный компонент, приверженность практике |
Больше двигательная активность |
Деятель-ность |
Меньшая двигательная активность. Ориентация в пространстве.Наблюдение за движущимися предметами, управление движениями |
Интровертированный |
Характер |
Экстравертированный |
Методы достижения цели |
Целепола-гание |
Цели - желания |
Логическое.Последовательное. Линейное.Символическое. Основанное на реальности. Вербальное.Дискретное |
Модель сознания [4] |
Интуитивное. Холистическое. Хаотическое. Неабстрактное. Основанное на фантазии. Невер-бальное.Вневременное |
СГФПИ должна давать возможность соединять части информации, в одно целое. Простраивать логические цепочки, приводящие к единому заключению. СГФПИ должна содержать классификацию, либо любую другую упорядоченность информации. Использовать СГФПИ для планирования деятельности. Представлять в СГФПИ окружающую реальность, используя при этом различные знаковые системы |
Особен- ности стиля обучения с помощью СГФПИ |
СГФПИ должна давать возможность выделять детали (части) из целого. Информация должна быть представ-лена цельным гештальт-образом. В СГФПИ должен содержаться эталон (предполагаемый ответ). СГФПИ должна базироваться на витагенном опыте обучающихся и задействовать их интуицию. Информация, отража-емая в СГФПИ, должна быть конк-ретно-чувственной, осязаемой, содержащая знаковые системы с наименьшей степенью абстрактности |
Заключение
Асимметрия полушарий головного мозга приводит к следующим проблемам у обучающихся в процессе переработки информации: 1) доминирующее левое полушарие (с последовательной обработкой информации) не справляется с большой скоростью смены информации; 2) доминирующее правое полушарие приводит к слаборазвитому или полностью отсутствующему опыту построения логических структур информационного сообщения и выявление взаимосвязей внутри структур.
На помощь в решении данных проблем должны прийти адаптивные системы графических форм представления информации, которые в первом случае содержат информацию, представленную в конкретно-чувственных образах с большой информационной емкостью (инфографика), во втором случае содержат знаковые системы, выделяющие в информационном сообщении смысловые опорные пункты. Как доказали психологи, доминирование полушарий в осуществлении различных функций не является фиксированным, а зависит от содержания деятельности. Это положение дает основание утверждать, что используя свойство адаптивности графических систем представления информации, можно организовать у обучающихся гармоничный равноправный диалог полушарий головного мозга, позволяющий справиться с возрастающими проблемами переработки информации и, как следствие - интенсифицировать процесс обучения.
Рецензенты:
Лихолетов В.В., д.п.н., к.т.н., профессор кафедры экономики и экономической безопасности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск;
Сташкевич И.Р., д.п.н., доцент, проректор по научно-исследовательской и инновационной работе, Челябинский институт развития профессионального образования, г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Годлевская Е.В. АДАПТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ГРАФИЧЕСКИХ ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21737 (дата обращения: 21.11.2024).