Исследование уверенности проводилось в русле системно-функционального подхода, разработанного А.И. Крупновым для изучения свойств личности. В контексте данного подхода любое свойство личности является сложной функциональной системой и требует изучения в рамках целостной, многомерно-функциональной системной концепции [6].
По мнению А.И. Крупнова, основные свойства личности (базовые) - это такие свойства, которые в своей совокупности достаточно точно и четко отражают главные моменты психического склада личности, функции психического в любой деятельности, проявление общественной сущности человека. Исследование уровня развития и сочетания базовых свойств в психическом складе человека представляет возможность получить объективную количественную и качественную характеристику любого этапа становления личности, новообразований, которые возникают на определенном этапе и достигнутой личности ступени зрелости как социальной, так и психологической [5]. В современном понимании системно-функционального подхода каждое свойство личности включает в себя восемь компонентов: установочно-целевой, мотивационный когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный, рефлексивно-оценочный, которые, в свою очередь, входят в две подсистемы: мотивационно-смысловую и регуляторно-динамическую [6]. Уверенность в русле системно-функционального подхода рассматривается как совокупное свойство личности, которое объединяет в себе все компоненты личности и является целостной системой. Ядром уверенности является стремление быть уверенным, для которого характерны: наличие конкретных целей, намерений и установок - установочно-целевой компонент (общественно и личностно значимые цели); оценка со стороны направленности - мотивационный компонент (социоцентричность и эгоцентичность); осмысление и осознание человеком своих уверенных действий - когнитивный компонент - (предметность, субъектность); направленность на ожидаемые результаты - продуктивный компонент (предметность, субъектность); регуляция уверенных действий (регуляторный компонент (интернальность, экстернальность); позитивные и негативные переживания - эмоциональный компонент (стеничность и астеничность); присутствие силы, частоты и интенсивности - динамический компонент (энергичность, аэргичность); рефлексивно-оценочный компонент (сопровождение уверенности операциональными и личностными трудностями). Каждый перечисленный компонент - биполярная шкала, которая содержит две переменные - гармоническую и агармоническую. Гармонические переменные представляют устойчивость, многообразие стремлений, силу; агармонические указывают на отказ от намерений личности, о ее слабости и неустойчивости [5].
Исследованием уверенности в русле системно-функционального подхода занимались М.А. Селиверстова, проведен сравнительный анализ уверенности студентов и старших школьников, З.В. Бойко изучала уверенность студентов России, Эквадора, Китая и Африки; А.Р. Акимова исследовала особенности уверенности и общительности на различных этапах адаптации в ВУЗе студентов; Е.Л. Никитина выявила психологические особенности уверенности и инициативности одновременно у двух групп испытуемых, которые находились на разных этапах профессионального становления (врачей-хирургов и студентов-медиков); Г.Н. Замалдинова определила наиболее значимые соотношения показателей самоактуализации с показателями уверенности сотрудников коммерческих и некоммерческих организаций и др. [8; 2; 1; 7; 4].
Карьерные ориентации - это социальные установки, ценностные ориентации или же социально-обусловленные побуждения к деятельности, которые характерны для определенного человека. Исследования, посвященные изучению карьерных ориентаций у студентов, показывают, что часть студентов уже имеют практику в планировании собственной карьеры и уже делают первые шаги к её построению, а другая часть даже и не имеет преставления о способах планирования, не имеют абсолютно никакой практики. Проблемой исследования карьеры также занимались: Ф. Парсонс, Ш. Бюлер, Д. Сьюпер, Эрик Эриксон, Абрахам Маслоу, А.К. Маркова, Е.А. Климов, А.М. Кухарчук, Е.А. Могилёвкин, А.В. Леонова, Н.С. Пряжников и др.
О.С. Виханский, В.А. Хащенко указывают на то, что в начальные годы построения карьеры уже возникают карьерные ориентации и во многом определяются склонностями и интересами индивида к какому-либо типу профессиональной деятельности. Они определяются мотивами, ценностями, побуждениями, талантами, они устойчивы и могут быть неизменными на протяжении длительного времени [3;10].
Э. Шейн выделил следующие виды карьерных ориентаций: профессиональная компетентность - быть мастером своего дела, менеджмент - уметь управлять проектами, бизнес-процессами, людьми т.п., автономия (зависимость), стремление к самостоятельному принятию решений, стабильность работы, стабильность места жительства, служение- воплощение в работе своих ценностей и идеалов, вызов - решение уникальных задач, интеграция стилей жизни - гармония между карьерой и уже сложившейся личностью, предпринимательство - создание новых организаций, товаров и услуг.
Целью исследования - изучение взаимосвязи уверенности и карьерных ориентаций студентов старших курсов.
Организация и методы исследования. Исследование было проведено на базе Уфимского государственного колледжа технологии и дизайна. В исследование приняли участие 80 студентов по специальностям «Парикмахерское искусство» и «Дизайнеры» в возрасте 19-20 лет. Для диагностики уверенности и карьерных ориентаций использовался бланковый тест «Уверенность» А.И. Крупнова и методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» Э. Шейна, адаптация В.И. Чикер, В.Э. Винокурова. Для обработки исследования применялись статистические методы (U-критерий Манна -Уитни, метод ранговой корреляции Спирмена).
Результаты исследования и их обсуждение. В результате корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь между переменными уверенности и карьерными ориентациями у студентов-парикмахеров и у студентов-дизайнеров (табл. 1, 2).
Таблица 1
Коэффициенты корреляций переменных уверенности и карьерных ориентаций студентов-парикмахеров (n=40)
Переменные уверенности |
Проф. компетентность |
Менеджмент |
Автономия |
Стабильность работы |
Стабильность места жительства |
Служение |
Вызов |
Интеграция стилей жизни |
Предпринимат-во |
Общ-но знач. цели |
-0.51 |
-0.10 |
-0.11 |
-0.18 |
-0.48 |
-0.10 |
-0.11 |
-0.05 |
-0.01 |
Личн-но знач. цели |
-0.06 |
-0.14 |
-0.15 |
-0.01 |
0.08 |
-0.13 |
-0.16 |
0.09 |
0.06 |
Социоцентричность |
-0.07 |
-0.04 |
0.19 |
0.10 |
0.11 |
0.05 |
-0.14 |
0.10 |
0.05 |
Эгоцентричность |
-0.35 |
-0.03 |
0.12 |
0.11 |
-0.11 |
0.16 |
-0.05 |
-0.02 |
0.02 |
Осмысленность |
-0.28 |
0.05 |
0.06 |
0.04 |
-0.10 |
0.10 |
-0.05 |
0.02 |
0.08 |
Осведомленность |
-0.01 |
0.11 |
0.11 |
0.05 |
-0.15 |
0.31 |
0.17 |
0.07 |
0.15 |
Предметность |
-0.12 |
0.06 |
-0.07 |
0.10 |
-0.16 |
0.15 |
0.15 |
-0.05 |
0.16 |
Субъективность |
-0.10 |
0.13 |
-0.08 |
0.09 |
-0.13 |
0.13 |
0.22 |
-0.01 |
0.17 |
Энергичность |
-0.17 |
0.06 |
-0.07 |
-0.19 |
-0.06 |
-0.05 |
0.11 |
-0.15 |
0.04 |
Аэнергичность |
-0.01 |
0.11 |
0.18 |
0.30 |
0.16 |
0.32 |
0.01 |
0.01 |
0.07 |
Стеничность |
-0.06 |
0.15 |
0.06 |
0.13 |
-0.17 |
0.18 |
0.09 |
0.13 |
0.13 |
Астеничность |
0.02 |
0.12 |
0.18 |
0.39 |
0.05 |
0.49 |
0.15 |
0.06 |
0.40 |
Интернальность |
-0.42 |
0.02 |
0.17 |
-0.00 |
-0.05 |
0.10 |
0.08 |
0.05 |
0.18 |
Экстернальность |
-0.12 |
0.14 |
0.012 |
0.14 |
-0.16 |
0.13 |
0.15 |
-0.02 |
0.13 |
Операц. трудности |
-0.09 |
0.10 |
0.11 |
0.09 |
-0.18 |
0.17 |
0.05 |
0.15 |
0.06 |
Личн-ые трудности |
0.34 |
0.04 |
0.02 |
-0.04 |
-0.45 |
0.04 |
0.01 |
-0.04 |
-0.13 |
Примечание: значимые корреляции выделены жирным шрифтом.
В группе студентов-парикмахеров обратные связи были выявлены между переменными общественно значимые цели, общественная направленность уверенности (r=-0,51), эгоцентричность, сосредоточенность на собственной личности (r=-0,35) и интернальность, контроль «изнутри» посредством собственных усилий (r=-0,42) с карьерной ориентацией «профессиональная компетентность», стремление быть мастером своего дела. То есть, чем больше студенты-парикмахеры общественно ориентированы, сосредоточены на собственной личности и контролем за своей деятельностью, тем меньше у них стремление к успеху в профессиональной сфере. Переменная личностные трудности имеет прямую связь с профессиональной ориентацией «профессиональная компетентность» (r=0,34), что указывает на то, что снижение переживаний в удовлетворении каких-либо потребностей способствует большей ориентированности на успех в профессиональной сфере. Переменная общественно значимые цели, осознание общественного значения, имеет обратную связь с карьерной ориентацией «стабильность места жительства», минимум командировок, переездов (r=-0,48), то есть, чем больше студенты-парикмахеры осознают общественное значение своей профессиональной деятельности, тем меньше им хочется находиться на одном месте продолжительное время. Но в то же время переживание препятствий в самореализации, в удовлетворении каких-либо потребностей, переменная личностные трудности, имеет обратную связь с карьерной ориентацией «стабильность места жительства» (r=-0,45), то есть увеличение препятствий в удовлетворении каких-либо потребностей также уменьшает желание жить и работать на одном месте. Прямые связи были выявлены между переменной астеничность, совокупность отрицательных эмоций, которые тормозят развитие уверенности и карьерной ориентацией «менеджмент», ориентация личности на интеграцию усилий других людей (r=0,32) - увеличение негативных эмоций при проявлении уверенности способствует увеличению ориентированности на интеграцию усилий других людей. Переменные аэнергичность, слабость, неустойчивость при проявлении уверенности и астеничность, совокупность отрицательных эмоций, имеют прямую связь с карьерными ориентациями «стабильность работы» (r=0,30; r=0,39) «служение», воплощение в работе своих ценностей и идеалов (r=0,32; r=0,39), то есть, чем больше наблюдается слабость, неустойчивость и негативные эмоции в проявлении уверенности, тем больше стремление к стабильности в профессиональном плане, отдача профессиональной деятельности, порой в ущерб личной или семейной жизни. Также переменная астеничность имеет прямую связь с карьерной ориентацией «предпринимательство», создание новых товаров и услуг (r=0,40), то есть чем больше недовольство своим поведением, тем активнее действия, направленные на создание новых товаров и услуг.
Таблица 2
Переменные уверенности |
Проф. компетентность |
Менеджмент |
Автономия |
Стабильность работы |
Стабильность места жит-ва |
Служение |
Вызов |
Интеграция стилей жизни |
Предпринимат-во |
Общ-но знач. цели |
0.12 |
-0.01 |
0.02 |
-0.13 |
0.14 |
0.00 |
0.04 |
0.06 |
-0.12 |
Личн-но знач. цели |
0.00 |
-0.31 |
-0.34 |
-0.07 |
-0.05 |
0.11 |
-0.04 |
-0.14 |
-0.14 |
Социоцентричность |
0.02 |
0.18 |
0.20 |
0.13 |
0.10 |
0.11 |
0.09 |
0.10 |
0.10 |
Эгоцентричность |
0.06 |
0.02 |
0.17 |
0.08 |
0.15 |
0.06 |
-0.03 |
0.13 |
0.18 |
Осмысленность |
-0.06 |
0.00 |
-0.04 |
-0.01 |
0.00 |
-0.21 |
-0.15 |
-0.01 |
0.14 |
Осведомленность |
0.32 |
0.06 |
0.21 |
0.01 |
0.22 |
0.26 |
0.16 |
0.10 |
-0.00 |
Предметность |
0.14 |
-0.13 |
-0.09 |
-0.12 |
0.02 |
0.10 |
0.05 |
-0.01 |
-0.10 |
Субъективность |
0.03 |
0.06 |
0.09 |
0.08 |
0.19 |
-0.04 |
-0.09 |
0.00 |
-0.06 |
Энергичность |
-0.11 |
-0.05 |
-0.13 |
0.04 |
-0.14 |
-0.23 |
-0.12 |
-0.13 |
0.13 |
Аэнергичность |
-0.13 |
-0.01 |
-0.07 |
0.35 |
0.05 |
-0.06 |
-0.10 |
-0.11 |
-0.11 |
Стеничность |
0.29 |
0.15 |
0.33 |
-0.05 |
0.14 |
0.17 |
0.21 |
0.14 |
0.18 |
Астеничность |
0.12 |
-0.04 |
0.05 |
0.07 |
0.14 |
-0.03 |
-0.07 |
-0.01 |
-0.14 |
Интернальность |
0.03 |
0.07 |
0.09 |
0.06 |
0.06 |
-0.00 |
0.00 |
0.05 |
0.05 |
Экстернальность |
-0.14 |
-0.03 |
-0.01 |
0.23 |
0.13 |
-0.20 |
-0.12 |
-0.11 |
-0.06 |
Операц. трудности |
-0.14 |
0.34 |
0.11 |
0.08 |
0.11 |
-0.05 |
-0.03 |
0.06 |
0.22 |
Личные трудности |
0.04 |
0.13 |
0.05 |
0.02 |
0.06 |
0.01 |
-0.06 |
0.08 |
0.20 |
Коэффициенты корреляций переменных уверенности и карьерных ориентаций студентов-дизайнеров (n=40)
Примечание: значимые корреляции выделены жирным шрифтом
В группе студентов-дизайнеров обратные связи были выявлены между переменной личностно значимые цели, цели, которые направлены на личность и карьерными ориентациями «менеджмент», ориентация личности на интеграцию усилий других людей, соединение различных функций организации, полная ответственность за конечный результат (r=-0,31) и «автономия», независимость и свобода (r=0,34) - это значит, что чем чаще достигаются личностно-ориентированные цели, тем меньше личность ориентирована на интеграцию усилий других людей и больше свободы и независимости в профессиональной деятельности.
Прямые связи были выявлены между переменными осведомленность, информированность и стеничность, совокупность положительных эмоций, и карьерной ориентацией «профессиональная компетентность», быть мастером своего дела (r=0,32; r=0,29), иными словами, чем больше информированы и чаще эмоционально положительно заряжены студенты-дизайнеры, тем больше их уверенность ориентирована на профессиональную компетентность и желание как можно быстрее стать мастером своего дела. Выявлена прямая связь между переменной операциональные трудности, трудности которые могут возникнуть в процессе общения и карьерной ориентацией «менеджемент», соединение различных функций организации, полная ответственность за конечный результат (r=0,34) - чем больше трудностей извне, тем выше ориентированность на интеграцию усилий других людей. Переменная стеничность, совокупность положительных эмоций, имеет прямую связь с карьерной ориентацией «автономия», независимость и свобода (при r=0,33) - увеличение положительных эмоций от проявления уверенного поведения способствует развитию индивидуальных качеств, росту независимости и свободы. Переменная аэнергичность, слабость, неустойчивость поведения имеет прямую связь с карьерной ориентацией «стабильность работы», надежная работа на длительный срок (r=0,32) увеличение усталости и неустойчивость в профессиональной деятельности способствует укреплению желания иметь надежную работу на длительный срок.
В ходе корреляционного анализа не обнаружено совпадающих корреляций у студентов-парикмахеров и студентов-дизайнеров. Значимые связи были выявлены между инструментально-динамическим и мотивационно-смысловым блоком уверенности и карьерными ориентациями, как у студентов-парикмахеров, так и у студентов-дизайнеров. Уверенность студентов-парикмахеров, в меньшей степени, чем у студентов-дизайнеров, проявляется в стремлении узнать как можно больше нового, увлечении чем-то новым и необычным, желании испытать новые впечатления. В карьерных ориентациях студенты-парикмахеры испытывают потребность в безопасности, защите, стремятся иметь возможность прогнозирования, ориентированы на стабильность работы. Их уверенность взаимосвязана с предпринимательством, служением работе, менеджментом (прямые связи), а также профессиональной компетентностью и стабильностью места жительства (обратные связи). Уверенность студентов-дизайнеров в большей степени, чем у студентов- парикмахеров, проявляется в потребности к новой информации, желании быть в курсе последних новостей, длительном чтении литературы и просмотре новых источников. Карьерные ориентации направлены на менеджмент, служение, вызов, предпринимательство. Их уверенность взаимосвязана с профессиональной компетентностью, стабильностью работы (прямые связи), а также менеджментом, автономией (обратные связи).
Таким образом, переменные мотивационно-смыслового и инструментально-динамического блоков уверенности взаимосвязаны с карьерными ориентациями у студентов старших курсов и имеют свои особенности, что указывает на особенности названных выше специальностей, характеризующихся спецификой профессиональной деятельности. Результаты исследования могут быть рекомендованы специалистам, работающим с данной категорией студентов для гармонизации и развития уверенного поведения в плане определения приоритетов в выборе профессиональных ориентаций.
Рецензенты:
Кудашев А.Р., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента «Башкирской академии государственной службы управления при Президенте Республики Башкортостан БАГСУ», г. Уфа;
Дмитриева Л.Г., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии образования и развития «Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы», г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Шурухина Г.А., Нухова М.В., Шаяхметова Э.Ш. ВЗАИМОСВЯЗЬ УВЕРЕННОСТИ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21730 (дата обращения: 12.09.2024).