Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ВЗАИМОСВЯЗЬ УВЕРЕННОСТИ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ

Шурухина Г.А. 1 Нухова М.В. 1 Шаяхметова Э.Ш. 1
1 ФГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Получение профессионального образования – важный этап в жизни каждого человека. Правильный выбор профессии часто зависит от уверенности в своих карьерных ориентациях. В статье представлены результаты исследования особенностей взаимосвязи уверенности и карьерных ориентаций у студентов разных специальностей. Исследование выполнено в русле системно-функционального подхода. В ходе корреляционного анализа были получены значимые связи между инструментально-динамическим и мотивационно-смысловым блоком уверенности и карьерными ориентациями студентов старших курсов. Выявлены различия в количестве и характере связей. Уверенность студентов-парикмахеров взаимосвязана с предпринимательством, служением работе, менеджментом – прямые связи, а также профессиональной компетентностью и стабильностью места жительства – обратные связи. Уверенность студентов-дизайнеров взаимосвязана с профессиональной компетентностью, стабильностью работы – прямые связи, а также менеджментом, автономией – обратные связи. Результаты исследования могут быть использованы специалистами, работающими со студентами и старшеклассниками.
мотивационно-смысловой блок
инструментально-динамический блок
студенты-старшекурсники
карьерные ориентации
уверенность
системно-функциональный подход
1. Акимова А.Р. Особенности уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе [Текст] / А.Р. Акимова: дис. …канд. психол. наук. – М.: РУДН, 2010. – 166 с.
2. Бойко З.В. Этнопсихологические особенности уверенности у различных групп студентов [Текст] /З.В. Бойко: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: РУДН, 2009. – 22 с.
3. Виханский О.С. Менеджмент [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Высшая школа, 2012. – 670 с.
4. Замалдинова Г.Н. Соотношение особенностей уверенности и самоактуализации с профессиональной эффективностью сотрудников коммерческих организаций [Текст] /Г.Н. Замалдинова, И.А. Новикова // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2010. – № 25. – С. 42–45.
5. Крупнов А.И. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности [Текст] /А.И. Крупнов, И.А. Новикова // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография. – М.: РУДН, 2014. – 511 с.
6. Крупнов А.И. Системно-функциональный подход к изучению личности и ее свойств [Текст] /А.И. Крупнов //Комплексные исследования свойств личности: научная школа А.И.Крупнова. – М.: РУДН, 2009. – С. 9-21.
7. Никитина Е.Л. Психологические особенности инициативности и уверенности студентов-медиков и врачей-хирургов [Текст] /Е.Л. Никитина: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: РУДН, 2010. – 19 с.
8. Селиверстова М.А. Сравнительная характеристика уверенности старших школьников и студентов [Текст] /М.А. Селиверстова: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М.: РУДН, 2007. – 19 с.
9. Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения [Текст] / О.П. Терновская: дис. канд. … психол. наук. – Оренбург, 2006 – 155 с.
10. Хащенко В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности [Текст] /В.А. Хащенко // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. – М., 2001 – С. 107-122.
В современном социально-экономическом обществе особую актуальность приобретают вопросы правильного определения своей будущей карьерной деятельности. Уверенность в профессии позволяет стать высокоэффективным специалистом своего дела, дает возможность продвижения по карьерной лестнице, а обществу необходимы уверенные, активные молодые люди, достигающие высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Самый важный период в развитии представлений о своей будущей карьере - период получения профессионального образования. Именно в это время происходит активный процесс определения карьерных целей и разработки планов, которые будут в дальнейшем определять успешность в карьерном росте.

Исследование уверенности проводилось в русле системно-функционального подхода, разработанного А.И. Крупновым для изучения свойств личности. В контексте данного подхода любое свойство личности является сложной функциональной системой и требует изучения в рамках целостной, многомерно-функциональной системной концепции [6].

По мнению А.И. Крупнова, основные свойства личности (базовые) - это такие свойства, которые в своей совокупности достаточно точно и четко отражают главные моменты психического склада личности, функции психического в любой деятельности, проявление общественной сущности человека. Исследование уровня развития и сочетания базовых свойств в психическом складе человека представляет возможность получить объективную количественную и качественную характеристику любого этапа становления личности, новообразований, которые возникают на определенном этапе и достигнутой личности ступени зрелости как социальной, так и психологической [5]. В современном понимании системно-функционального подхода каждое свойство личности включает в себя восемь компонентов: установочно-целевой, мотивационный когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный, рефлексивно-оценочный, которые, в свою очередь, входят в две подсистемы: мотивационно-смысловую и регуляторно-динамическую [6]. Уверенность в русле системно-функционального подхода рассматривается как совокупное свойство личности, которое объединяет в себе все компоненты личности и является целостной системой. Ядром уверенности является стремление быть уверенным, для которого характерны: наличие конкретных целей, намерений и установок - установочно-целевой компонент (общественно и личностно значимые цели); оценка со стороны направленности - мотивационный компонент (социоцентричность и эгоцентичность); осмысление и осознание человеком своих уверенных действий - когнитивный компонент - (предметность, субъектность); направленность на ожидаемые результаты - продуктивный компонент (предметность, субъектность); регуляция уверенных действий (регуляторный компонент (интернальность, экстернальность); позитивные и негативные переживания - эмоциональный компонент (стеничность и астеничность); присутствие силы, частоты и интенсивности - динамический компонент (энергичность, аэргичность); рефлексивно-оценочный компонент (сопровождение уверенности операциональными и личностными трудностями). Каждый перечисленный компонент - биполярная шкала, которая содержит две переменные - гармоническую и агармоническую. Гармонические переменные представляют устойчивость, многообразие стремлений, силу; агармонические указывают на отказ от намерений личности, о ее слабости и неустойчивости [5].

Исследованием уверенности в русле системно-функционального подхода занимались М.А. Селиверстова, проведен сравнительный анализ уверенности студентов и старших школьников, З.В. Бойко изучала уверенность студентов России, Эквадора, Китая и Африки; А.Р. Акимова исследовала особенности уверенности и общительности на различных этапах адаптации в ВУЗе студентов; Е.Л. Никитина выявила психологические особенности уверенности и инициативности одновременно у двух групп испытуемых, которые находились на разных этапах профессионального становления (врачей-хирургов и студентов-медиков); Г.Н. Замалдинова определила наиболее значимые соотношения показателей самоактуализации с показателями уверенности сотрудников коммерческих и некоммерческих организаций и др. [8; 2; 1; 7; 4].

Карьерные ориентации - это социальные установки, ценностные ориентации или же социально-обусловленные побуждения к деятельности, которые характерны для определенного человека. Исследования, посвященные изучению карьерных ориентаций у студентов, показывают, что часть студентов уже имеют практику в планировании собственной карьеры и уже делают первые шаги к её построению, а другая часть даже и не имеет преставления о способах планирования, не имеют абсолютно никакой практики. Проблемой исследования карьеры также занимались: Ф. Парсонс, Ш. Бюлер, Д. Сьюпер, Эрик Эриксон, Абрахам Маслоу, А.К. Маркова, Е.А. Климов, А.М. Кухарчук, Е.А. Могилёвкин, А.В. Леонова, Н.С. Пряжников и др.

О.С. Виханский, В.А. Хащенко указывают на то, что в начальные годы построения карьеры уже возникают карьерные ориентации и во многом определяются склонностями и интересами индивида к какому-либо типу профессиональной деятельности. Они определяются мотивами, ценностями, побуждениями, талантами, они устойчивы и могут быть неизменными на протяжении длительного времени [3;10].

Э. Шейн выделил следующие виды карьерных ориентаций: профессиональная компетентность - быть мастером своего дела, менеджмент - уметь управлять проектами, бизнес-процессами, людьми т.п., автономия (зависимость), стремление к самостоятельному принятию решений, стабильность работы, стабильность места жительства, служение- воплощение в работе своих ценностей и идеалов, вызов - решение уникальных задач, интеграция стилей жизни - гармония между карьерой и уже сложившейся личностью, предпринимательство - создание новых организаций, товаров и услуг.

Целью исследования - изучение взаимосвязи уверенности и карьерных ориентаций студентов старших курсов.

Организация и методы исследования. Исследование было проведено на базе Уфимского государственного колледжа технологии и дизайна. В исследование приняли участие 80 студентов по специальностям «Парикмахерское искусство» и «Дизайнеры» в возрасте 19-20 лет. Для диагностики уверенности и карьерных ориентаций использовался бланковый тест «Уверенность» А.И. Крупнова и методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» Э. Шейна, адаптация В.И. Чикер, В.Э. Винокурова. Для обработки исследования применялись статистические методы (U-критерий Манна -Уитни, метод ранговой корреляции Спирмена).

Результаты исследования и их обсуждение. В результате корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь между переменными уверенности и карьерными ориентациями у студентов-парикмахеров и у студентов-дизайнеров (табл. 1, 2).

Таблица 1

Коэффициенты корреляций переменных уверенности и карьерных ориентаций студентов-парикмахеров (n=40)

Переменные уверенности

Проф.

компетентность

Менеджмент

Автономия

Стабильность работы

Стабильность места жительства

 

Служение

Вызов

Интеграция стилей жизни

Предпринимат-во

Общ-но знач. цели

-0.51

-0.10

-0.11

-0.18

-0.48

-0.10

-0.11

-0.05

-0.01

Личн-но знач. цели

-0.06

-0.14

-0.15

-0.01

0.08

-0.13

-0.16

0.09

0.06

Социоцентричность

-0.07

-0.04

0.19

0.10

0.11

0.05

-0.14

0.10

0.05

Эгоцентричность

-0.35

-0.03

0.12

0.11

-0.11

0.16

-0.05

-0.02

0.02

Осмысленность

-0.28

0.05

0.06

0.04

-0.10

0.10

-0.05

0.02

0.08

Осведомленность

-0.01

0.11

0.11

0.05

-0.15

0.31

0.17

0.07

0.15

Предметность

-0.12

0.06

-0.07

0.10

-0.16

0.15

0.15

-0.05

0.16

Субъективность

-0.10

0.13

-0.08

0.09

-0.13

0.13

0.22

-0.01

0.17

Энергичность

-0.17

0.06

-0.07

-0.19

-0.06

-0.05

0.11

-0.15

0.04

Аэнергичность

-0.01

0.11

0.18

0.30

0.16

0.32

0.01

0.01

0.07

Стеничность

-0.06

0.15

0.06

0.13

-0.17

0.18

0.09

0.13

0.13

Астеничность

0.02

0.12

0.18

0.39

0.05

0.49

0.15

0.06

0.40

Интернальность

-0.42

0.02

0.17

-0.00

-0.05

0.10

0.08

0.05

0.18

Экстернальность

-0.12

0.14

0.012

0.14

-0.16

0.13

0.15

-0.02

0.13

Операц. трудности

-0.09

0.10

0.11

0.09

-0.18

0.17

0.05

0.15

0.06

Личн-ые трудности

0.34

0.04

0.02

-0.04

-0.45

0.04

0.01

-0.04

-0.13

Примечание: значимые корреляции выделены жирным шрифтом.

В группе студентов-парикмахеров обратные связи были выявлены между переменными общественно значимые цели, общественная направленность уверенности (r=-0,51), эгоцентричность, сосредоточенность на собственной личности (r=-0,35) и интернальность, контроль «изнутри» посредством собственных усилий (r=-0,42) с карьерной ориентацией «профессиональная компетентность», стремление быть мастером своего дела. То есть, чем больше студенты-парикмахеры общественно ориентированы, сосредоточены на собственной личности и контролем за своей деятельностью, тем меньше у них стремление к успеху в профессиональной сфере. Переменная личностные трудности имеет прямую связь с профессиональной ориентацией «профессиональная компетентность» (r=0,34), что указывает на то, что снижение переживаний в удовлетворении каких-либо потребностей способствует большей ориентированности на успех в профессиональной сфере. Переменная общественно значимые цели, осознание общественного значения, имеет обратную связь с карьерной ориентацией «стабильность места жительства», минимум командировок, переездов (r=-0,48), то есть, чем больше студенты-парикмахеры осознают общественное значение своей профессиональной деятельности, тем меньше им хочется находиться на одном месте продолжительное время. Но в то же время переживание препятствий в самореализации, в удовлетворении каких-либо потребностей, переменная личностные трудности, имеет обратную связь с карьерной ориентацией «стабильность места жительства» (r=-0,45), то есть увеличение препятствий в удовлетворении каких-либо потребностей также уменьшает желание жить и работать на одном месте. Прямые связи были выявлены между переменной астеничность, совокупность отрицательных эмоций, которые тормозят развитие уверенности и карьерной ориентацией «менеджмент», ориентация личности на интеграцию усилий других людей (r=0,32) - увеличение негативных эмоций при проявлении уверенности способствует увеличению ориентированности на интеграцию усилий других людей. Переменные аэнергичность, слабость, неустойчивость при проявлении уверенности и астеничность, совокупность отрицательных эмоций, имеют прямую связь с карьерными ориентациями «стабильность работы» (r=0,30; r=0,39) «служение», воплощение в работе своих ценностей и идеалов (r=0,32; r=0,39), то есть, чем больше наблюдается слабость, неустойчивость и негативные эмоции в проявлении уверенности, тем больше стремление к стабильности в профессиональном плане, отдача профессиональной деятельности, порой в ущерб личной или семейной жизни. Также переменная астеничность имеет прямую связь с карьерной ориентацией «предпринимательство», создание новых товаров и услуг (r=0,40), то есть чем больше недовольство своим поведением, тем активнее действия, направленные на создание новых товаров и услуг.

Таблица 2

Переменные уверенности

Проф.

компетентность

Менеджмент

Автономия

Стабильность

работы

Стабильность

места жит-ва

 

Служение

Вызов

Интеграция

стилей жизни

Предпринимат-во

Общ-но знач. цели

0.12

-0.01

0.02

-0.13

0.14

0.00

0.04

0.06

-0.12

Личн-но знач. цели

0.00

-0.31

-0.34

-0.07

-0.05

0.11

-0.04

-0.14

-0.14

Социоцентричность

0.02

0.18

0.20

0.13

0.10

0.11

0.09

0.10

0.10

Эгоцентричность

0.06

0.02

0.17

0.08

0.15

0.06

-0.03

0.13

0.18

Осмысленность

-0.06

0.00

-0.04

-0.01

0.00

-0.21

-0.15

-0.01

0.14

Осведомленность

0.32

0.06

0.21

0.01

0.22

0.26

0.16

0.10

-0.00

Предметность

0.14

-0.13

-0.09

-0.12

0.02

0.10

0.05

-0.01

-0.10

Субъективность

0.03

0.06

0.09

0.08

0.19

-0.04

-0.09

0.00

-0.06

Энергичность

-0.11

-0.05

-0.13

0.04

-0.14

-0.23

-0.12

-0.13

0.13

Аэнергичность

-0.13

-0.01

-0.07

0.35

0.05

-0.06

-0.10

-0.11

-0.11

Стеничность

0.29

0.15

0.33

-0.05

0.14

0.17

0.21

0.14

0.18

Астеничность

0.12

-0.04

0.05

0.07

0.14

-0.03

-0.07

-0.01

-0.14

Интернальность

0.03

0.07

0.09

0.06

0.06

-0.00

0.00

0.05

0.05

Экстернальность

-0.14

-0.03

-0.01

0.23

0.13

-0.20

-0.12

-0.11

-0.06

Операц. трудности

-0.14

0.34

0.11

0.08

0.11

-0.05

-0.03

0.06

0.22

Личные трудности

0.04

0.13

0.05

0.02

0.06

0.01

-0.06

0.08

0.20

Коэффициенты корреляций переменных уверенности и карьерных ориентаций студентов-дизайнеров (n=40)

Примечание: значимые корреляции выделены жирным шрифтом

В группе студентов-дизайнеров обратные связи были выявлены между переменной личностно значимые цели, цели, которые направлены на личность и карьерными ориентациями «менеджмент», ориентация личности на интеграцию усилий других людей, соединение различных функций организации, полная ответственность за конечный результат (r=-0,31) и «автономия», независимость и свобода (r=0,34) - это значит, что чем чаще достигаются личностно-ориентированные цели, тем меньше личность ориентирована на интеграцию усилий других людей и больше свободы и независимости в профессиональной деятельности.

Прямые связи были выявлены между переменными осведомленность, информированность и стеничность, совокупность положительных эмоций, и карьерной ориентацией «профессиональная компетентность», быть мастером своего дела (r=0,32; r=0,29), иными словами, чем больше информированы и чаще эмоционально положительно заряжены студенты-дизайнеры, тем больше их уверенность ориентирована на профессиональную компетентность и желание как можно быстрее стать мастером своего дела. Выявлена прямая связь между переменной операциональные трудности, трудности которые могут возникнуть в процессе общения и карьерной ориентацией «менеджемент», соединение различных функций организации, полная ответственность за конечный результат (r=0,34) - чем больше трудностей извне, тем выше ориентированность на интеграцию усилий других людей. Переменная стеничность, совокупность положительных эмоций, имеет прямую связь с карьерной ориентацией «автономия», независимость и свобода (при r=0,33) - увеличение положительных эмоций от проявления уверенного поведения способствует развитию индивидуальных качеств, росту независимости и свободы. Переменная аэнергичность, слабость, неустойчивость поведения имеет прямую связь с карьерной ориентацией «стабильность работы», надежная работа на длительный срок (r=0,32) увеличение усталости и неустойчивость в профессиональной деятельности способствует укреплению желания иметь надежную работу на длительный срок.

В ходе корреляционного анализа не обнаружено совпадающих корреляций у студентов-парикмахеров и студентов-дизайнеров. Значимые связи были выявлены между инструментально-динамическим и мотивационно-смысловым блоком уверенности и карьерными ориентациями, как у студентов-парикмахеров, так и у студентов-дизайнеров. Уверенность студентов-парикмахеров, в меньшей степени, чем у студентов-дизайнеров, проявляется в стремлении узнать как можно больше нового, увлечении чем-то новым и необычным, желании испытать новые впечатления. В карьерных ориентациях студенты-парикмахеры испытывают потребность в безопасности, защите, стремятся иметь возможность прогнозирования, ориентированы на стабильность работы. Их уверенность взаимосвязана с предпринимательством, служением работе, менеджментом (прямые связи), а также профессиональной компетентностью и стабильностью места жительства (обратные связи). Уверенность студентов-дизайнеров в большей степени, чем у студентов- парикмахеров, проявляется в потребности к новой информации, желании быть в курсе последних новостей, длительном чтении литературы и просмотре новых источников. Карьерные ориентации направлены на менеджмент, служение, вызов, предпринимательство. Их уверенность взаимосвязана с профессиональной компетентностью, стабильностью работы (прямые связи), а также менеджментом, автономией (обратные связи).

Таким образом, переменные мотивационно-смыслового и инструментально-динамического блоков уверенности взаимосвязаны с карьерными ориентациями у студентов старших курсов и имеют свои особенности, что указывает на особенности названных выше специальностей, характеризующихся спецификой профессиональной деятельности. Результаты исследования могут быть рекомендованы специалистам, работающим с данной категорией студентов для гармонизации и развития уверенного поведения в плане определения приоритетов в выборе профессиональных ориентаций.

Рецензенты:

Кудашев А.Р., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента «Башкирской академии государственной службы управления при Президенте Республики Башкортостан БАГСУ», г. Уфа;

Дмитриева Л.Г., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии образования и развития «Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы», г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Шурухина Г.А., Нухова М.В., Шаяхметова Э.Ш. ВЗАИМОСВЯЗЬ УВЕРЕННОСТИ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21730 (дата обращения: 25.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074