Для современного общества значимо, чтобы молодое поколение, получая образование, приобретало компетенции, востребованные в информационно-инновационной экономике. Поэтому для соответствия требованиям современного информационного общества необходимы педагогическое образование нового качества, новый педагог, способный своевременно и оперативно реагировать на происходящие социально-культурные изменения, развитие науки, способный на высоком уровне самоорганизации модифицировать свою собственную профессиональную деятельность в соответствии с социальным заказом и эффективно решать профессиональные задачи за счет активизации внутренних профессиональных и личностных компетенций и ресурсов.
Это ставит перед современной системой высшего педагогического образования важнейшую задачу научно-практической разработки, создания и внедрения в практику педагогической деятельности совершенно нового информационно-технологического обеспечения, представляющего собой электронные, информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих организационных мероприятий и программно-технологических средств, качественно и комплексно обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения с гарантированным качеством [5].
Цель исследования
Аргументировать необходимость и особенности разработки и применения модели системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования.
В ходе подготовки статьи авторами применялись теоретические и эмпирические методы исследования дидактического и методологического аспектов рассматриваемой проблемы.
Результаты исследования
Для решения данной задачи основными направлениями информационных преобразований в высшем педагогическом образовании на сегодняшний день становятся:
1) разработка стратегий, программ или IT-концепций развития педагогических вузов и совершенствование систем управления на их основе;
2) разработка и применение информационно-коммуникационной технологии обучения (ИКТО), воспитания, мониторинга образовательного процесса и повышение на их основе качества подготовки педагогических кадров;
3) проектирование новых моделей образовательного процесса, разработка и развитие информационно-технологического обеспечения, обновление содержания учебных программ нового поколения и обеспечение на их основе современного качества обучения и воспитания.
Анализ основных направлений информатизации высшего педагогического образования позволил сделать выводы о том, что необходимо соблюдение следующих основных требований:
1) нужны значительные изменения в целевой, процессуальной, содержательной составляющей высшего педагогического образования;
2) необходимо создание системы развития информационно-технологического обеспечения педагогического образования на основе полифункционального, универсального средства познания, каким являются ИКТО;
3) должны изменяться процессуально-функциональные, структурно-содержательные характеристики профессиональной деятельности педагога, главной задачей которого становится – направлять формирование и развитие личности обучающихся, поддерживать созидательный и творческий поиск, организовывать их коллективную и самостоятельную работу;
4) необходимо ориентировать высшее педагогическое образование на решение задач, связанных с повышением роли мировоззренческих, ценностных, смысловых, поведенческих качеств будущего педагога как основных регуляторов его информационно-профессиональной деятельности [4].
Реализация данных требований, по нашему мнению, становится подлинным двигателем реформирования и модернизации высшего педагогического образования, а создание и развитие информационно-технологического обеспечения и применение ИКТО являются катализаторами соответствующих изменений. Поэтому за основу современной образовательной политики государства должно быть принято достижение современным образованием необходимого уровня информационной мобильности и открытости, имеющее цивилизационное, культурное, социально-системное, образовательно-педагогическое, компетентностное, личностное измерения. Образование, удовлетворяя потребности государства и общества в современном качестве выпускника педагогического вуза, должно быть подчинено действию механизмов закона опережающей подготовки в педагогическом вузе не просто «предметника-исполнителя», а «эффективного педагога нового поколения».
Информационный подход к подготовке «педагога будущего» должен фокусироваться на активном использовании в высшем педагогическом образовании современных ИКТО системы развития информационно-технологического обеспечения как основного средства педагогического проектирования образовательного процесса через электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) педагогического вуза. Для этого приведем особенности проектирования и разработки ИКТО в рамках создания системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования, к которым относятся следующие.
1. Сущность и значение ИКТО заключаются в выполнении связующей функции и представляют собой как бы стержень, вокруг которого формируется необходимая ЭИОС, способствующая активному педагогическому взаимодействию преподавателей и обучающихся.
2. При проектировании ИКТО педагогом изначально определяются структура и содержание дидактической системы через разработку и внедрение в ЭИОС электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) учебной дисциплины, представляющего собой ключевой элемент учебно-методической составляющей информационно-технологического обеспечения учебного процесса и служащего, по существу, его основой.
3. Основным универсальным и оптимальным средством ИКТО системы информационно-технологического обеспечения в исследовании не без основания определен современный персональный компьютер (ПК) и/или его портативные аналоги, подключенные к сети Интернет, включающие в себя педагогические возможности всех ранее известных и применяемых средств представления учебного материала [1].
Следовательно, в рамках создания системы информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования и ее модели (схема 1) ИКТО целесообразно рассматривать не только как процесс или результат его проектирования, но и как специфическое средство, своеобразный инструмент в руках педагога, позволяющий ему организовать образовательный процесс на совершенно ином учебно-методическом и технологическом уровне.
Модель системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования представляет собой дидактическую систему, позволяющую осуществлять педагогическую подготовку студентов на основе управления учебно-познавательной деятельностью через создание дидактических условий, включающих в себя научно-методические, материально-технические, организационно-педагогические, социально-психологические и научно-технические условия. Основными целями реализации модели являются: повышение качества знаний студентов по дисциплинам профессионального цикла; развитие информационной компетентности будущего педагога; развитие творческой и самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения; формирование готовности самих студентов к применению ИКТО в своей будущей профессиональной деятельности [3].
Научной основой разработки модели системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования являются принципы информатизации, модульности, прогностичности, коммуникативности, технологичности, систематичности, последовательности, целостности, профессиональной направленности, коммуникативности, моделирования, гуманистичности.
Схема 1. Модель системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования
В модели в качестве основных составляющих выступают: электронная ин-формационная образовательная среда (ЭИОС); информационно-коммуникационная технология обучения (ИКТО) с ее основными компонентами — основным средством (это ПК и/или его современные аналоги), содержательным (это электронные учебно-методические комплексы учебных дисциплин), информационно-технологическим (вся совокупность средств ИКТ, обеспечивающих техническое функционирование ЭИОС и реализацию ИКТО), организационно-управленческим (вся совокупность организационных и администрирующих процессов, обеспечивающих управление функционированием ЭИОС и реализацией ИКТО), оценочно-результативным (вся совокупность аналитических и контрольно-измерительных сервисов ЭИОС, направленных на рефлексию результата реализации ИКТО). Именно в этих компонентах:
1) систематизируются основные действия, которые используются в качестве основания в проектировании модели системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования;
2) вырабатываются нормы, методы, процедуры, используемые при реализации процесса информационно-коммуникационной технологии обучения.
К основным внешним факторам, определяющим организацию учебного процесса модели системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования, следует отнести следующие:
1) динамический характер изменений в социально-экономической среде и научно-техническом прогрессе, определяющий развитие общественных институтов на современном этапе; возрастающие требования к личности выпускника вуза, ее образованности, воспитанности, мобильности, профессиональной компетентности; развитие инновационных тенденций развития образования вообще и педагогического в частности, опирающихся на гуманистические и демократические позиции, региональные условия и социокультурные традиции;
2) расширение спектра профессиональных образовательных потребностей личности, позволяющих обеспечить жизнедеятельность в условиях рыночной экономики, появление новых образовательных структур, востребованность в высококвалифицированных кадрах;
3) необходимость совершенствования системы педагогического образования с позиции применения информационно-комуникационных технологий обучения, характера обучения, имеющей широкой диапазон образовательных услуг;
4) внедрение новых технологий обучения и воспитания, ориентированных на формирование творческих способностей обучающихся;
5) разработку учебно-методического обеспечения образовательного процесса с пособиями проблемно-поискового характера, оснащение современными электронными информационно-образовательными системами обучения, укрепление социально-экономического статуса педагога.
Из схемы 1 видно, что модель включает составляющие обобщенного характера, которые в самостоятельном виде рассматриваются как подсистемы, состоящие из частных компонентов, но в структуре подсистемы и целостной системы они генерируют ее построение.
Полагаем, что реализация предложенной модели системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования позволит реализовать дидактические принципы обучения, добиться достижения учебных целей оптимальным способом. Эта модель предназначена для успешной результативной деятельности студентов, которая в конечном итоге обеспечивает высокий уровень формирования профессиональных и информационных компетенций личности будущего выпускника педагогического вуза.
Базовым элементом модели системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования является электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) педагогического вуза. При создании этой среды на первый план выходят сохранение и организация возможности обучения в процессе непосредственного общения педагога и студента по тем вопросам, для решения которых необходима дискуссия или преследуется цель развития творческих способностей, приобретения навыков созидательного мышления студентов [2].
Темпы развития, эффективность функционирования современного общества во многом определяются возможностями быстрого доступа к современной информации, оперативной ее переработки и применения. Наряду с гуманитаризацией и гуманизацией процесса обучения необходимо ориентироваться на информатизацию процесса обучения и активно использовать информационно-коммуникационные технологии обучения.
Заключение
Таким образом, основная задача применения модели системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования заключается в соответствующей подготовке профессионально и информационно компетентной личности будущего педагога – необходимо сформировать у него навыки работы в конкретной предметной области с компьютером как основным средством информационно-коммуникационной технологии обучения в электронной информационно-образовательной среде, а также умение обучать учащихся к использованию данного средства для своего развития.
Не менее важно формировать у студентов навыки работы с информационно-коммуникационной технологией в ходе изучения дисциплин профессионального цикла: при проведении исследований, тестировании и обработке его результатов; изучении и практическом применении информационно-коммуникационных методик профориентации и профотбора, оценке развития ученика.
Рецензенты:
Мухина Т.Г., д.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород;
Петров Ю.Н., д.п.н., профессор, Заслуженный работник Высшей школы РФ, Заслуженный деятель науки РФ, руководитель проектно-сетевого центра образования специалистов профессиональных образовательных организаций ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Гущин А.В. МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21695 (дата обращения: 10.02.2025).