Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

Карпушкина Н.В. 1 Конева И.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина Министерства образования России (Мининский университет)»
Статья посвящена анализу опыта Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина по разработке и внедрению новых форм аттестации студентов непедагогических специальностей. Описаны современные инновационные подходы к итоговой аттестации студентов в реализации модульного подхода в образовании. Итоговая аттестация проводилась на основе следующих форм: учебный проект, междисциплинарный экзамен, аттестационная работа. При проведении аттестации использовалась независимая оценка образовательных результатов модуля путем привлечения независимых экспертов из числа преподавателей – социальных и сетевых партнеров вуза. Показана эффективность реализации итоговых испытаний в ходе аттестации по образовательному модулю. Результаты аттестации продемонстрировали развитие у студентов умений целеполагания, проектирования шагов по достижению цели обучения, умение создавать новый интеллектуальный продукт на основе полученного опыта и др. Таким образом, отмечается выраженная динамика в достижении образовательных результатов, в формировании личностной рефлексии в ходе обучения по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» студентов непедагогических специальностей.
образовательные результаты
компетентностный подход
итоговая аттестационная работа
междисциплинарный экзамен
итоговая аттестация
образовательный модуль
1. Звонников В. И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие. – М.: Университетская книга; Логос, 2010. – 272 с.
2. Карпушкина Н.В., Кудрявцев В.А. Учебный проект как новая форма творческой деятельности студентов// Инновационные технологии в науке и образовании : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 97-99.
3. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 323 с.
4. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Опыт реализации проекта «клинические базы практик» в педагогическом ВУЗе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-r20630.
5. Слободчиков В. И. Методология и экспертиза инновационных образовательных проектов // Экспертиза образовательных проектов : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Минск, 2007. – С. 28-41.

Актуальность представленного исследования заключается в необходимости перестройки педагогического образования с позиций современных подходов к его реализации. Научная новизна заключается во внедрении новых подходов к аттестации студентов непедагогических специальностей в Нижегородском государственном педагогическом университете в рамках инновационной модели образования, которая впервые разработана и апробирована в рамках направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Наше исследование было направлено на изучение эффективности использования новых форм аттестации обучающихся в условиях модульного подхода к построению педагогического образования.

Основным методом исследования являлся эксперимент. В качестве дополнительных методов исследования использовались: анкетирование, экспертная оценка, методы первичной математической статистики.

Экспериментальное исследование проводилось со студентами 3 и 4 курсов, обучающихся по образовательной программе подготовки бакалавров «Педагогика и психология потенциальных возможностей», направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Процедура аттестации в ходе обучения была организована в несколько этапов. Первый этап был направлен на контроль уровня сформированности компетенций дисциплин образовательного модуля.

На втором этапе были организованы контроль и оценка достижения образовательных результатов по основным дисциплинам образовательного модуля, а также оценка выполнения плана производственной практики.

Итоговая аттестация являлась заключительным этапом оценки качества освоения студентами образовательных модулей. Она позволила провести объективный анализ готовности к профессиональной деятельности по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Итоговая аттестация по образовательным модулям проводилась в форме защиты аттестационной работы, междисциплинарного экзамена.

Аттестационная работа представляла собой научное исследование, связанное с разработкой теоретических, прикладных аспектов актуальных проблем по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Тематика и содержание аттестационных работ формулировались исходя из образовательных результатов учебного модуля.

С целью оптимизации процесса написания аттестационных работ был создан электронный учебно-методический комплекс, содержащий полное методическое руководство для студентов.

Защита аттестационной работы проводилась как в учреждениях, занимающихся реализацией образовательного модуля, так и в вузах, осуществляющих сетевое взаимодействие.

Результаты аттестационных испытаний оценивались отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в соответствии с разработанным рейтинг- планом.

Оценка аттестационной работы основывалась на следующих критериях:

  • Демонстрирует профессиональный уровень теоретической компетенции в сфере оценки развития ребенка с ОВЗ.
  • Умеет вариативно использовать отдельные методы и средства диагностики развития ребёнка с ОВЗ.
  • Демонстрирует высокий уровень теоретических компетенций в сфере построения и реализации индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ.
  • Владеет высоким уровнем аналитической и прогностической деятельности, что находит отражение в теоретической и практической части аттестационной работы. Средства и формы психолого-педагогического воздействия в работе с детьми с ОВЗ и их ближайшим окружением представлены вариативно.
  • Демонстрирует профессиональный уровень владения средствами и приемами консультативно-просветительской, коррекционно-развивающей, реабилитационной и образовательной деятельности в системе комплексного сопровождения лиц с ОВЗ и др.

Полный перечень критериев и индикаторов оценки аттестационной работы приведен в методическом пособии по проектированию образовательного модуля «Деятельностные механизмы комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Междисциплинарный экзамен проводился по итогам освоения образовательного модуля «Основы профессиональной деятельности в системе специального и инклюзивного образования». Для проведения междисциплинарного экзамена были разработаны вопросы по основным дисциплинам образовательного модуля, а также кейс-задания. Процедура экзамена включала ответы по экзаменационным билетам.

Для методического сопровождения подготовки студентов к междисциплинарному экзамену был разработан электронный учебно-методический комплекс в электронной образовательной среде НГПУ им. К. Минина.

Критериями оценки междисциплинарного экзамена являлись:

  • уровень теоретической и практической компетентности по основным дисциплинам образовательного модуля;
  • уровень компетентности в решении кейс-заданий;
  • уровень овладения профессиональной терминологией.

Полное описание процедуры и индикаторов оценки междисциплинарного экзамена приведены в методическом пособии по проектированию образовательного модуля «Основы профессиональной деятельности в системе специального и инклюзивного образования».

По результатам аттестационных испытаний было организовано экспериментальное исследование их эффективности. С этой целью использовалось анкетирование, изучение рефлексивных описаний студентов.

По данным рефлексии отмечается высокий и средний уровни достижения студентами целей обучения по образовательным модулям (рисунок 1).

Рис. 1. Уровни достижения целей обучения по образовательному модулю

В ходе анкетирования были выделены наиболее эффективные критерии освоения образовательных модулей. Предложенные критерии представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии эффективности образовательных модулей

п/п

Наименование критерия

%

1

Успешное выполнение контрольных работ по образовательному модулю

21 %

2

Успешная сдача междисциплинарного экзамена

64 %

3

Умение применять полученные знания при решении профессиональных задач

25 %

4

Выполнение плана практики

10 %

5

Выполнение рейтинг-плана учебных дисциплин

64 %

6

Успешное написание итоговой аттестационной работы

85 %

7

Активная работа на семинарских и практических занятиях

21 %

8

Успешное выполнение заданий в электронной образовательной среде НГПУ им. К. Минина

25 %

9

Умение осуществлять проектную деятельность на основе полученных знаний, умений и навыков

10 %

Анализ критериев освоения студентами образовательных модулей позволил выявить наиболее эффективные формы аттестации. Среди наиболее эффективных форм аттестации большинство студентов (85 %) назвали итоговую аттестационную работу. Продемонстрировали эффективность такие формы, как междисциплинарный экзамен и выполнение рейтинг-плана (64 % и 64 %).

Качественный анализ результатов аттестации по образовательным модулям проводился на основе анкетирования (таблица 2, рисунок 2).

Таблица 2

Уровни овладения основными видами профессиональной деятельности

п/п

Шкалы

После эксперимента

абс.

число

%

1

Отличное владение видамипрофессиональной деятельности

15

31

2

Хорошее владение видами профессиональной деятельности

22

47

3

Удовлетворительное овладение видами профессиональной деятельности

10

22

4

Неудовлетворительное овладение видами профессиональной деятельности

-

-

Рис. 2. Уровни овладения основными видами профессиональной деятельности

В ходе анкетирования обнаружены высокие оценки овладения основными видами профессиональной деятельности специалиста сферы специального и инклюзивного образования. Основными видами деятельности специалиста являлись: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, экспертиза, профилактика и просвещение.

Неудовлетворительное овладение основными видами деятельности в ответах студентов не обнаружено.

В экспериментальном исследовании также проводился анализ основных компонентов профессиональной деятельности обучающихся, её структуры (таблица 3).

Таблица 3

Компоненты профессиональной деятельности обучающихся

Наименование компонента

%

 

Осознанность и умение формулировать и анализировать цели деятельности

96

Умение выделять и оценивать личностные и профессионально значимые качества, помогающие в освоение профессии

89

Умение создавать новый интеллектуальный продукт на основе полученного опыта

85

Умение выделять и формулировать ключевые критерии оценки и вопросы по содержанию деятельности

57

Умение анализировать полученный опыт и определять потребности, которые еще не удовлетворены в профессиональной деятельности

42

Умение анализировать неуспехи и их причины, определять потенциальные пути преодоления неуспеха в профессиональной деятельности

53

Умение выделять шаги к достижению цели и критерии их результативности (Чек-лист)

85

Результаты, полученные при анализе структуры профессиональной деятельности, в полной мере согласуются с результатами исследования целеполагания у студентов. Так, у обучающихся наиболее сформированы: осознанность и умение формулировать и анализировать цели деятельности (96 %); умение выделять и оценивать личностные и профессионально значимые качества (89 %); умение выделять шаги к достижению цели и критерии их результативности (85 %); умение создавать новый интеллектуальный продукт (85 %). Наименее представлены в рефлексивных отчетах умение анализировать неуспехи и их причины, определять потенциальные пути преодоления неуспеха (53 %); умение анализировать полученный опыт и определять потребности, которые еще не удовлетворены в профессиональной деятельности (42 %).

Таким образом, в ходе апробации новых подходов к аттестации студентов непедагогических специальностей была показана эффективность таких форм аттестации, как междисциплинарный экзамен, итоговая аттестационная работа.

Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород;

Суворова О.В., д.псх.н., доцент, доцент кафедры психологии, общеправовых и гуманитарных наук НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий» (филиал в г. Н. Новгород), г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Карпушкина Н.В., Конева И.А. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21684 (дата обращения: 14.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074