В последнее время весьма активно обсуждаемым на всех уровнях образования является достаточно новое для отечественной педагогики и образования понятие «культурные (социокультурные) практики в образовательном процессе». В условиях российского образования под культурными практиками понимают:
− «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и складывающиеся пространства организации собственного действия и опыт;
− поиск и апробацию (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения самых разнообразных познавательных и прагматических потребностей;
− стихийное автономное приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми (работа в различных командах и общественных структурах) – взрослыми и сверстниками;
− приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, защиты, альтруизма, эмпатии, гордости, радости, печали и т.д.» [3].
Рассмотрение понятия «культурные (социокультурные) практики» в контексте современного образовательного процесса связано с рядом обстоятельств. Охарактеризуем их.
В последние десятилетия актуализировалось изучение проблемы взаимосвязи культуры и образования. Это объясняется, в первую очередь, кардинальным изменением требований к человеку с точки зрения современной культуры. Такие изменения предполагают, прежде всего, изменение статуса человека. «На смену социально-ролевому способу организации жизнедеятельности (традиционному для индустриального общества и подчиняющего личность функциональным императивам общественных структур) приходит социально-культурный тип бытия, более адекватный природе человека и превращающий его из «винтика» социальной машины… в субъекта социума и культуры» [2].
Новый тип культуры, складывающийся на рубеже ХХ-ХХI веков, предопределяет поиск нового адекватного типа образования, «работающего» на «вызовы» времени [4]. Как уже было отмечено, главный смысл такого образования – «превращение человека в субъекта социума и культуры» [2]. Такое видение образования предполагает «понимание образования как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все составляющие которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку - его развитию, самоопределению, самореализации» [1].
Перечисленные цели современного образования и выделение его культурообразующей функции не являются традиционными для России. Следовательно, поиск условий для их достижения становится актуальной проблемой отечественной педагогической теории и образовательной практики.
Исследователи проблемы организации и реализации культурных(социокультурных) практик в образовательном процессе отмечают такую важную характеристику культурных практик, как их комплексный интегративный характер [2, 3]. Действительно, культурные практики включают в себя: освоение социокультурных норм и образцов деятельности; получение опыта работы и суммирование личных результатов и достижений; приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества. При этом учебная деятельность учащегося рассматривается как одна из его социокультурных практик [3].
В статье рассматривается опыт апробации Нижегородским государственным педагогическим университетом имени Козьмы Минина (Мининским университетом) социокультурной практики в рамках реализации проекта «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления подготовки – экономика), предполагающих академическую мобильность студентов ВУЗов в условиях сетевого взаимодействия» с ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет».
С 2014 года в целях реализации программы модернизации педагогического образования РФ и в рамках соглашений с ВУЗами-партнерами Мининский университет участвует в проекте: «Апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления подготовки – экономика), предполагающих академическую мобильность студентов ВУЗов в условиях сетевого взаимодействия».
В условиях апробации новых модулей была создана партнерская сеть организаций по реализации образовательной программы (рис. 1).
Рис.1. Примерный состав партнёрской сети
Цель организации сетевого взаимодействия – обеспечение качественного высшего образования путем формирования сетевого взаимодействия за счет использования новых информационно-коммуникационных, педагогических технологий и объединения ресурсов участников сети. Задействованная модель партнерской сети предусматривала формирование индивидуальной траектории обучения студентом, при этом последовательность изучения модулей определялась ВУЗами (организациями) – участниками сети.
Разработчиком образовательной программы выступает Новосибирский государственный педагогический университет.
Апробация проходит на базе факультета управления и социально-технических сервисов в рамках следующих образовательных программ бакалавриата:
1. «Педагогическое образование» профиль «Технология и экономика».
2. «Профессиональное обучение (по отраслям)» профиль «Экономика и управление».
К апробации предложены три модуля: общекультурной подготовки, информационно-коммуникационной подготовки, психолого-педагогической подготовки.
В настоящее время апробирован модуль общекультурной подготовки и, соответственно, проходят апробацию модули информационно-коммуникационной и психолого-педагогической подготовки.
Предлагаемая модель ОПОП имеет модульно-накопительную структуру. Учебный модуль представляет собой относительно самостоятельную учебную единицу и включает в себя:
– несколько учебных дисциплин базового и вариативного блоков;
– практику, в ходе которой студенты исследуют различные аспекты будущей профессиональной деятельности;
– итоговый контроль, который в рамках ОПОП является промежуточной аттестацией и представляет собой междисциплинарное испытание (экзамен, защита проекта и др.).
Для образовательной программы по направлению «Педагогическое образование», профиль «Экономика» предусмотрены различные по содержанию, продолжительности, месту в программе и условиям реализации виды практик (таблица 1). Задачи практики направлены на активизацию социально-профессиональной и личностной позиции будущего педагога в реальных условиях определенной организации.
Таблица 1
Виды практик
Наименование практики (вид) |
Модуль |
Социокультурная |
Общекультурной подготовки |
Психолого-педагогическая |
Психолого-педагогической подготовки |
Педагогическая |
ИКТ подготовки |
Методико-технологической подготовки |
|
Экономическая |
Экономической подготовки |
Остановимся и детально рассмотрим социокультурную практику.
Социокультурная практика осуществлялась в концентрированно-рассредоточенной форме и ее целью являлось формирование у студентов компетенций, необходимых для выполнения трудовых действий по проектированию ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). Интерактивные методы обучения в данной практике были ведущими, так как именно они позволяют достичь более качественных результатов с учетом ограниченности времени на прохождение практики, а также доступны для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В основу отбора баз практик были положены критерии:
− соответствие профиля основной деятельности организации содержанию образовательной программы,
− инновационность организации (наличие концепции развития, выстроенной в русле инновационных программ в образовании региона),
− обеспеченность квалифицированными кадрами,
− оснащенность современным оборудованием, использование прогрессивных методик и технологий,
− возможность получения материала для курсовых и выпускных квалификационных работ.
Также при выборе организаций – баз практики особое внимание уделялось их ресурсным возможностям:
1. Информационо-образовательные ресурсы, в том числе и дистанционные.
2. Школы работают в режиме школы полного дня с возможностью для детей расширить свой кругозор и углубить знания по предметам во внеурочное время.
3. Система электронных журналов.
4. Ресурсные возможности школы для инклюзивного образования.
5. Для всестороннего развития ребенка, раскрытия творческого потенциала, воспитания эстетического вкуса создан широкий спектр занятий по интересам.
6. Регулярно проводятся общешкольные мероприятия: праздники, викторины, спортивные соревнования и т.д.
7. Участие учащихся в научной деятельности: НОУ, предметные олимпиады городского, областного и всероссийского уровня.
Социокультурная практика в процессе апробации проводилась поэтапно:
Этап 1. Концентрированная практика
Содержание работы в контакте с преподавателем:
− определение сущности понятий «социокультурная среда», «социокультурные потребности»;
− разработка анкеты для изучения социокультурных потребностей школьников;
− проведение анкетирования, обработка результатов; анализ социокультурной среды учреждения.
Задания для самостоятельной работы студентов в организации: провести анкетирование детей с целью выявления социокультурных потребностей и степени их удовлетворенности.
Этап 2. Рассредоточенная практика
Содержание работы в контакте с преподавателем:
− анализ социокультурной среды микрорайона;
− анализ социокультурных возможностей учреждений дополнительного образования и учреждений культуры района;
− анализ социокультурной среды города;
− разработка проекта (мероприятия), направленного на удовлетворение социокультурных потребностей обучающихся.
Задания для самостоятельной работы студентов в организации: разработка проекта (мероприятия), направленного на удовлетворение социокультурных потребностей обучающихся.
Студентам была предоставлена возможность составления индивидуального учебного плана по данной практике (в таблице 2 представлена типовая карта работы студента на социокультурной практике).
Таблица 2
Типовая карта работы студента
№ |
Содержание работ |
Трудоемкость задания, часы |
Срок сдачи работ (№ учебной недели) |
Форма отчета |
1. |
Определение сущности понятий «социокультурная среда», «социокультурные потребности» |
8 |
5 |
Презентация и защита результатов групповой проектной деятельности
|
2. |
Разработка анкеты для изучения социокультурных потребностей школьников |
8 |
5 |
|
3 |
Проведение анкетирования, обработка результатов |
12 |
5 |
Презентация и защита результатов анкетирования |
4. |
Анализ социокультурной среды учреждения |
8 |
5-6 |
Презентация результатов анализа по микрогруппам
|
5. |
Анализ социокультурной среды микрорайона |
12 |
5-6 |
|
6. |
Анализ социокультурных возможностей учреждений дополнительного образования и учреждений культуры района |
12 |
7 |
|
7. |
Анализ социокультурной среды города |
24 |
8-10 |
|
8. |
Разработка проекта (мероприятия), направленного на удовлетворение социокультурных потребностей детей |
12 |
10 |
Презентация и защита результатов групповой проектной деятельности |
9 |
Подготовка итогового отчета по практике |
12 |
11 |
Участие в итоговой конференции |
Промежуточная аттестация осуществлялась в форме защиты групповых заданий по практике (по микрогруппам), в виде защиты разработанного проекта и оценки групповым руководителем его качества по предложенным критериям [5].
По результатам апробации модулей преподаватели представили содержательную (качественную) и количественную оценку программ.
Анализ оценочных материалов преподавателей позволил выделить следующие положительные аспекты социокультурной практики:
1. Возможность формирования у студентов целостной системы знаний по дисциплинам модуля.
2. Возможность корреляции содержательной стороны программы с формами работы студентов над материалом, что позволяет дифференцировать образовательный процесс и разрабатывать индивидуальные образовательные траектории в рамках курсов.
3. Возможность практикоориентировать курсы, направить их на развитие познавательного интереса и когнитивных способностей студентов.
4. Возможность дифференциации заданий к каждой теме курсов с учетом интересов и направленности личности учащегося.
5. Возможность рефлексии по каждому занятию, использование информационно-коммуникационных технологий и интересных форм самостоятельной работы студентов.
Среди перспектив совершенствования были указаны:
1. Усиление программы детализацией и дифференциацией процедур оценки отчетных материалов студентов.
2. Пересмотр логики изложения материала дисциплин Профессиональная этика, Культурология.
3. Увеличение количества часов, отводимых на изучение дисциплин модуля.
Таким образом, социокультурную практику можно представить, как совокупность организационных и самоорганизационных процессов деятельности, находящихся в постоянном динамическом взаимодействии, способствующих формированию готовности студентов к решению разного класса проблем.
Рецензенты:
Маркова С.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;
Лагунова М.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Голубева О.В., Лебедева Т.Е., Толстенева А.А. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА: ОПЫТ АПРОБАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21626 (дата обращения: 14.12.2024).