Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Бичева И.Б. 1 Царева О.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
В статье проведен анализ теоретических аспектов развития профессиональной мобильности личности. Показана значимость профессиональной мобильности личности в современных условиях социально-экономических и общественных преобразований. Меняющаяся ситуация на рынке труда предъявляет особые требования к качеству образовательной, профессиональной и квалификационной подготовки специалистов, в том числе магистрантов. Определены противоречия, вызывающие актуальность исследования. Показано, что неоднозначность понятия «профессиональная мобильность» свидетельствует о его сложной структуре и динамичности, что также актуализирует необходимость изучения данной категории применительно к профессиональной деятельности магистрантов. Проведенное исследование позволяет авторам определить, что профессиональная мобильность магистрантов – это способность к непрерывному совершенствованию профессиональной образованности, позволяющей обучаемым саморазвиваться в течение всей жизни. Данная способность складывается из таких компонентов, как стремление к самопознанию, самоопределению и самореализации, т.е. наличия индивидуальной мотивированности, личностной избирательной целенаправленности к определенному виду деятельности и возможности самообразования, которая обеспечивается необходимым минимумом фундаментальных знаний и навыками творческой деятельности (интеллектуальной, профессиональной, др.). Сделан акцент на профессионально важных качествах магистранта – педагога, позволяющих ему развивать и проявлять профессиональную мобильность. Раскрыты особенности организации социально-воспитательного процесса, обеспечивающие формирование профессиональной мобильности при подготовке магистрантов. Предложены уровни и критерии сформированности профессиональной мобильности магистрантов. Раскрыты педагогические условия развития профессиональной мобильности магистрантов.
педагогические условия
критерии
социально-воспитательный процесс
развитие
магистр
профессионально-важные качества
профессиональная мобильность
1. Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/40883 (дата обращения: 16.07.2015).
2. Бичева И.Б., Царева О.С. Рефлексия как условие развития личностных и профессиональных качеств обучающихся // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 марта 2015 г., г. Уфа): в 2 ч. Ч 1. – Уфа: Аэтерна, 2015. – С. 112-114.
3. Груздева М.Л., Свинухова М. Ю. Формирование профессиональной мобильности специалиста в рамках компетентностного подхода // Вестник Мининского университета. – 2013. – № 1.– URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no1 (дата обращения: 13.07.2015).
4. Зеер Э.Ф., Морозова С.А., Сыманюк Э.Э. Профессиональная мобильность – интегральное качество субъекта инновационной деятельности / Э.Ф. Зеер, С.А. Морозова, Э.Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. – Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2011. – № 5. – C. 90-97.
5. Маркова С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестник Мининского университета. – 2013. – № 3. – URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no3 (дата обращения: 16.07.2015).
6. Мищенко В.А. Профессиональная мобильность в России: история и современность. – Ханты-Мансийск: Информационно-издательский центр ЮГУ, 2010. – 122с.
7. Нужнова С.В. Обоснование теоретических основ подготовки мобильных специалистов в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-11660 (дата обращения: 09.06.2015).
8. Пилецкая Л.С. Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на проблему / Л. С. Пилецкая // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 693-697.
Проблема развития профессиональной мобильности обучающихся - будущих магистров, обучающихся по направлению подготовки «Экономика», становится актуальной особенно в период изменения общественных устоев и социально-экономических преобразований. Профессионально-личностное развитие и саморазвитие человека, его мобильность, ответственность, ценностные ориентации, самоактуализация определяются сегодня как важные условия успешного построения современной карьеры и достижения высокого уровня профессионализма, требуемые обществом. Меняющаяся социально-экономическая ситуация предъявляет особые требования к качеству образования и профессионально-квалификационной подготовки специалистов, в том числе магистрантов.

Необходимость подготовки профессионально мобильных магистрантов определяется проблемами, наиболее важными из которых являются недостаточное научное обоснование структуры и содержания понятия «профессиональная мобильность магистранта», разработка педагогических условий формирования профессиональной мобильности магистрантов.

Понятие мобильности (фр. mobile, лат. mobilis - подвижный, способный к быстрому и скорому передвижению, действию) является объектом изучения ученых различных областей знания: социальных, экономических, культурологических, психолого-педагогических, что связано с существенными изменениями и преобразованиями современного общества.

Профессиональная мобильность личности исследуется в аспекте тенденций современного общественного развития и трактуется как изменение профессиональной роли человека в связи с новыми условиями профессиональной среды; как карьерное продвижение, переход на новую должность; готовность человека оперативно решать производственные проблемы (Л.А. Амирова, Л.В. Горюнова, М.Л. Груздева, Э.Ф. Зеер, Б.М. Игошев, В.А. Мищенко, С.А. Морозова, Е. А. Никитина, Л.С. Нужнова, С.В. Пилецкая и др.). По мнению ученых, профессиональная мобильность субъектов является признаком адаптивности, активности, инновационности и проявляется в определенных личностных качествах и способностях (компетенциях), а также в деятельностных характеристиках специалистов.

Неоднозначность понятия «профессиональная мобильность» свидетельствует о его сложной структуре и динамичности, что актуализирует необходимость изучения данной категории применительно к профессиональной подготовке магистрантов.

В работах ученых-педагогов выделены и осмыслены различные аспекты и составляющие профессиональной мобильности личности, которые позволяют более объемно и детально осмыслить данное явление с педагогических позиций. Содержание развития профессиональной мобильности магистров основывается на непрерывности, инновационной ориентации в подготовке специалистов для нового социума и строится на принципах гуманизации, научности, творчества, личностно-ориентированного обучения, системного, деятельностного, программно-целевого подходов.

Профессиональная мобильность рассматривается нами, в первую очередь, как способность к непрерывному совершенствованию профессиональной образованности, позволяющей обучаемым саморазвиваться в течение всей жизни. Данная способность складывается, по нашему мнению, из таких компонентов, как стремление к самопознанию, самоопределению и самореализации, т.е. наличия индивидуальной мотивированности, личностной избирательной целенаправленности к определенному виду деятельности и возможности самообразования, которая обеспечивается необходимым минимумом фундаментальных знаний и навыками интеллектуальной, социально-воспитательной, профессиональной, творческой деятельности [1].

Профессиональная мобильность выражается в способности выполнять работу наилучшим образом (в том числе в условиях преобразований), достигая эффективных результатов. В контексте нашего исследования можно отметить профессионально важные качества магистранта - педагога, позволяющие ему развивать и проявлять профессиональную мобильность в социально-воспитательном процессе:

- нацеленность на системность приобретаемых знаний и умений для достижения лучшего результата в области своей профессии и формирования индивидуального профессионального опыта;

- творческое проявление в способах профессиональной деятельности;

- владение навыками делового общения, профессиональной этики и этикета, нацеленность на сотрудничество, установление межличностных и профессиональных отношений, умение слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения и др.;

- корректность профессионального поведения;

- самоконтроль, критичность, инициативность, уверенность в себе, способность к предвидению, прогнозированию, творческому воображению, самовыражению и др.

Таким образом, формирование профессиональной мобильности магистрантов предполагает развитие индивидуально-личностных и профессиональных характеристик и свойств обучающихся как важной составляющей повышения качества социально-воспитательной деятельности и профессиональной подготовки.

Особенности организации социально-воспитательного процесса при подготовке магистрантов позволяют выделить ряд преимуществ, обеспечивающих формирование профессиональной мобильности обучающихся. Прежде всего, получение специализированных знаний в области будущей профессиональной деятельности и развитие научно-исследовательских способностей, что способствует более качественной профессиональной подготовке. Кроме того, наличие степени магистра открывает более широкие возможности трудоустройства и перспективы в построении своей карьеры.

Обучение в магистратуре предполагает высокую степень активности и самостоятельности обучающихся, что отражается на эффективности обучающего социально-воспитательного процесса, повышении уровня самопознания с позиции личностной значимости и ценности.

Специфической чертой профессиональной подготовки магистров является органическая включенность в нее личности специалиста. Личностные особенности, качества выступают в данном случае как инструмент его профессиональной деятельности. Личностные профессионально-значимые качества - это потенциальные способности, проявляющиеся в профессиональной деятельности. Они становятся инструментом в ней, если облекаются в профессиональные знания, умения и навыки.

Структурность образовательного процесса характеризуется логически строгим расположением элементов в профессиональной системе обучения, что предполагает включение в социально-воспитательный процесс эффективной деятельности обучающихся на принципах деятельностного и индивидуально-личностного подходов.

Целостность, общность и единство социально-воспитательного процесса, оптимальная организация педагогического пространства и взаимодействия преподавателя с магистрантами, ориентация на перспективные цели развития личности, индивидуализация образовательной деятельности, активная позиция преподавателя и магистранта обеспечивают рефлексивные, проблемные и творческие семинары, обучающие ситуации, защита проектов, презентации, деловые игры, тренинги, практические (ситуативные) задания.

Подготовка магистров - будущих педагогов - это подготовка специалистов нового уровня, владеющего фундаментальными, основополагающими и профессионально-прикладными знаниями в сфере своей специальности, что предопределяет необходимость развития способности непрерывно обновлять свое образование, проявляя гибкость в условиях стремительного развития техники и технологии, вариативности рынка труда.

Можно предложить следующие уровни и критерии сформированности профессиональной мобильности магистрантов:

Первый уровень - профессиональная мобильность не сформирована: обучаемый не осознает собственную деятельность, не умеет анализировать информацию, выделять главное, отсутствуют познавательные мотивы и стремление к самообразованию.

Второй уровень - профессиональная мобильность сформирована частично: обучаемый пытается осознавать собственную деятельность, но не проявляет познавательную активность, интерес к мыслительной деятельности проявляется слабо, что затрудняет анализ своих ошибок и не всегда приводит к желаемому результату. Мотивы самообразования осознаются в специально созданных обучающих ситуациях.

Третий уровень - профессиональная мобильность сформирована, но не достаточно: обучаемый осознает собственную деятельность, проводит анализ информации, но не всегда умеет выделить главное. Усиливается познавательный интерес и мотив самообразования. Начинает осознаваться необходимость постоянного обновления знаний. В то же время способность к творческой деятельности проявляется фрагментарно.

Четвертый уровень - профессиональная мобильность достаточно сформирована: обучаемый осознает собственную деятельность во взаимосвязи с другими участниками образовательного процесса, целенаправленно анализирует информацию, делая объективные выводы, принимает самостоятельные решения, проявляя творческий подход. Мотивы самообразования ярко выражены.

В качестве основных педагогических условий развития профессиональной мобильности магистрантов мы рассматриваем:

- использование развивающих технологий личностно-ориентированного обучения, направленных на преодоление единообразия форм и методов учебно-воспитательного процесса, обеспечение магистрантам доступа к профессионально значимым и общекультурным ценностям, способствующих развитию творческого мышления, индивидуальности каждого обучающегося;

- гуманизацию социально-воспитательного процесса, направленного на установление соответствия средств, методов обучения и развития возможностям каждого магистранта, его интересам и склонностям;

- организацию совместной продуктивной деятельности с учетом жизненного и профессионального опыта обучающихся, осознанности и осмысленности знаний, понятий;

- практико-ориентированную направленность обучения с использованием инновационных научно-исследовательских работ по профилю подготовки;

- организацию рефлексии на любом этапе социально-воспитательного процесса и самостоятельной деятельности с целью выявления изменения позиции, возникновения проблемных вопросов, своевременного реагирования на ту или иную ситуацию, что позволяет получить содержательную обратную связь, качество индивидуального образовательного развития [2].

Использование рассмотренных педагогических условий развития профессиональной мобильности магистрантов повышает результативность ее формирования как процесса непрерывного саморазвития и развития личностных и профессиональных качеств обучающихся. Это находит выражение в том, что обучаемые:

- осознают свои индивидуальные особенности, понимают важность качеств, необходимых для успешного и гибкого реагирования на постоянные изменения социокультурной среды;

- осознанно взаимодействуют со всеми участниками социально-воспитательного процесса на основе уважения различных точек зрения;

- проявляют ответственность, творчество, целенаправленность, интерес к познавательной деятельности, стремление к принятию самостоятельных решений;

- на основе исходного уровня индивидуально-профессионального развития объективно оценивают степень происходящих изменений, проектируют и моделируют возможный профессиональный рост;

- проявляют готовность к системному анализу и синтезу личностно-профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального сообщества и тенденциями общественных преобразований;

- приобретают опыт самостоятельного поиска и овладения учебным материалом.

Таким образом, развитие профессиональной мобильности магистрантов можно рассматривать как системообразующую характеристику личности в процессе реализации профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Папуткова Г.А., д.п.н., профессор, проректор по учебно-методической деятельности, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Толстенева А.А., д.п.н., профессор, декан факультета управления и социально-технических сервисов, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Бичева И.Б., Царева О.С. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21531 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674