Необходимость подготовки профессионально мобильных магистрантов определяется проблемами, наиболее важными из которых являются недостаточное научное обоснование структуры и содержания понятия «профессиональная мобильность магистранта», разработка педагогических условий формирования профессиональной мобильности магистрантов.
Понятие мобильности (фр. mobile, лат. mobilis - подвижный, способный к быстрому и скорому передвижению, действию) является объектом изучения ученых различных областей знания: социальных, экономических, культурологических, психолого-педагогических, что связано с существенными изменениями и преобразованиями современного общества.
Профессиональная мобильность личности исследуется в аспекте тенденций современного общественного развития и трактуется как изменение профессиональной роли человека в связи с новыми условиями профессиональной среды; как карьерное продвижение, переход на новую должность; готовность человека оперативно решать производственные проблемы (Л.А. Амирова, Л.В. Горюнова, М.Л. Груздева, Э.Ф. Зеер, Б.М. Игошев, В.А. Мищенко, С.А. Морозова, Е. А. Никитина, Л.С. Нужнова, С.В. Пилецкая и др.). По мнению ученых, профессиональная мобильность субъектов является признаком адаптивности, активности, инновационности и проявляется в определенных личностных качествах и способностях (компетенциях), а также в деятельностных характеристиках специалистов.
Неоднозначность понятия «профессиональная мобильность» свидетельствует о его сложной структуре и динамичности, что актуализирует необходимость изучения данной категории применительно к профессиональной подготовке магистрантов.
В работах ученых-педагогов выделены и осмыслены различные аспекты и составляющие профессиональной мобильности личности, которые позволяют более объемно и детально осмыслить данное явление с педагогических позиций. Содержание развития профессиональной мобильности магистров основывается на непрерывности, инновационной ориентации в подготовке специалистов для нового социума и строится на принципах гуманизации, научности, творчества, личностно-ориентированного обучения, системного, деятельностного, программно-целевого подходов.
Профессиональная мобильность рассматривается нами, в первую очередь, как способность к непрерывному совершенствованию профессиональной образованности, позволяющей обучаемым саморазвиваться в течение всей жизни. Данная способность складывается, по нашему мнению, из таких компонентов, как стремление к самопознанию, самоопределению и самореализации, т.е. наличия индивидуальной мотивированности, личностной избирательной целенаправленности к определенному виду деятельности и возможности самообразования, которая обеспечивается необходимым минимумом фундаментальных знаний и навыками интеллектуальной, социально-воспитательной, профессиональной, творческой деятельности [1].
Профессиональная мобильность выражается в способности выполнять работу наилучшим образом (в том числе в условиях преобразований), достигая эффективных результатов. В контексте нашего исследования можно отметить профессионально важные качества магистранта - педагога, позволяющие ему развивать и проявлять профессиональную мобильность в социально-воспитательном процессе:
- нацеленность на системность приобретаемых знаний и умений для достижения лучшего результата в области своей профессии и формирования индивидуального профессионального опыта;
- творческое проявление в способах профессиональной деятельности;
- владение навыками делового общения, профессиональной этики и этикета, нацеленность на сотрудничество, установление межличностных и профессиональных отношений, умение слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения и др.;
- корректность профессионального поведения;
- самоконтроль, критичность, инициативность, уверенность в себе, способность к предвидению, прогнозированию, творческому воображению, самовыражению и др.
Таким образом, формирование профессиональной мобильности магистрантов предполагает развитие индивидуально-личностных и профессиональных характеристик и свойств обучающихся как важной составляющей повышения качества социально-воспитательной деятельности и профессиональной подготовки.
Особенности организации социально-воспитательного процесса при подготовке магистрантов позволяют выделить ряд преимуществ, обеспечивающих формирование профессиональной мобильности обучающихся. Прежде всего, получение специализированных знаний в области будущей профессиональной деятельности и развитие научно-исследовательских способностей, что способствует более качественной профессиональной подготовке. Кроме того, наличие степени магистра открывает более широкие возможности трудоустройства и перспективы в построении своей карьеры.
Обучение в магистратуре предполагает высокую степень активности и самостоятельности обучающихся, что отражается на эффективности обучающего социально-воспитательного процесса, повышении уровня самопознания с позиции личностной значимости и ценности.
Специфической чертой профессиональной подготовки магистров является органическая включенность в нее личности специалиста. Личностные особенности, качества выступают в данном случае как инструмент его профессиональной деятельности. Личностные профессионально-значимые качества - это потенциальные способности, проявляющиеся в профессиональной деятельности. Они становятся инструментом в ней, если облекаются в профессиональные знания, умения и навыки.
Структурность образовательного процесса характеризуется логически строгим расположением элементов в профессиональной системе обучения, что предполагает включение в социально-воспитательный процесс эффективной деятельности обучающихся на принципах деятельностного и индивидуально-личностного подходов.
Целостность, общность и единство социально-воспитательного процесса, оптимальная организация педагогического пространства и взаимодействия преподавателя с магистрантами, ориентация на перспективные цели развития личности, индивидуализация образовательной деятельности, активная позиция преподавателя и магистранта обеспечивают рефлексивные, проблемные и творческие семинары, обучающие ситуации, защита проектов, презентации, деловые игры, тренинги, практические (ситуативные) задания.
Подготовка магистров - будущих педагогов - это подготовка специалистов нового уровня, владеющего фундаментальными, основополагающими и профессионально-прикладными знаниями в сфере своей специальности, что предопределяет необходимость развития способности непрерывно обновлять свое образование, проявляя гибкость в условиях стремительного развития техники и технологии, вариативности рынка труда.
Можно предложить следующие уровни и критерии сформированности профессиональной мобильности магистрантов:
Первый уровень - профессиональная мобильность не сформирована: обучаемый не осознает собственную деятельность, не умеет анализировать информацию, выделять главное, отсутствуют познавательные мотивы и стремление к самообразованию.
Второй уровень - профессиональная мобильность сформирована частично: обучаемый пытается осознавать собственную деятельность, но не проявляет познавательную активность, интерес к мыслительной деятельности проявляется слабо, что затрудняет анализ своих ошибок и не всегда приводит к желаемому результату. Мотивы самообразования осознаются в специально созданных обучающих ситуациях.
Третий уровень - профессиональная мобильность сформирована, но не достаточно: обучаемый осознает собственную деятельность, проводит анализ информации, но не всегда умеет выделить главное. Усиливается познавательный интерес и мотив самообразования. Начинает осознаваться необходимость постоянного обновления знаний. В то же время способность к творческой деятельности проявляется фрагментарно.
Четвертый уровень - профессиональная мобильность достаточно сформирована: обучаемый осознает собственную деятельность во взаимосвязи с другими участниками образовательного процесса, целенаправленно анализирует информацию, делая объективные выводы, принимает самостоятельные решения, проявляя творческий подход. Мотивы самообразования ярко выражены.
В качестве основных педагогических условий развития профессиональной мобильности магистрантов мы рассматриваем:
- использование развивающих технологий личностно-ориентированного обучения, направленных на преодоление единообразия форм и методов учебно-воспитательного процесса, обеспечение магистрантам доступа к профессионально значимым и общекультурным ценностям, способствующих развитию творческого мышления, индивидуальности каждого обучающегося;
- гуманизацию социально-воспитательного процесса, направленного на установление соответствия средств, методов обучения и развития возможностям каждого магистранта, его интересам и склонностям;
- организацию совместной продуктивной деятельности с учетом жизненного и профессионального опыта обучающихся, осознанности и осмысленности знаний, понятий;
- практико-ориентированную направленность обучения с использованием инновационных научно-исследовательских работ по профилю подготовки;
- организацию рефлексии на любом этапе социально-воспитательного процесса и самостоятельной деятельности с целью выявления изменения позиции, возникновения проблемных вопросов, своевременного реагирования на ту или иную ситуацию, что позволяет получить содержательную обратную связь, качество индивидуального образовательного развития [2].
Использование рассмотренных педагогических условий развития профессиональной мобильности магистрантов повышает результативность ее формирования как процесса непрерывного саморазвития и развития личностных и профессиональных качеств обучающихся. Это находит выражение в том, что обучаемые:
- осознают свои индивидуальные особенности, понимают важность качеств, необходимых для успешного и гибкого реагирования на постоянные изменения социокультурной среды;
- осознанно взаимодействуют со всеми участниками социально-воспитательного процесса на основе уважения различных точек зрения;
- проявляют ответственность, творчество, целенаправленность, интерес к познавательной деятельности, стремление к принятию самостоятельных решений;
- на основе исходного уровня индивидуально-профессионального развития объективно оценивают степень происходящих изменений, проектируют и моделируют возможный профессиональный рост;
- проявляют готовность к системному анализу и синтезу личностно-профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального сообщества и тенденциями общественных преобразований;
- приобретают опыт самостоятельного поиска и овладения учебным материалом.
Таким образом, развитие профессиональной мобильности магистрантов можно рассматривать как системообразующую характеристику личности в процессе реализации профессиональной деятельности.
Рецензенты:
Папуткова Г.А., д.п.н., профессор, проректор по учебно-методической деятельности, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;
Толстенева А.А., д.п.н., профессор, декан факультета управления и социально-технических сервисов, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Бичева И.Б., Царева О.С. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21531 (дата обращения: 21.11.2024).