Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ» В КОНТЕКСТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Куликова С.И. 1 Валеева Р.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В статье рассматривается педагогический аспект проблемы формирования гражданской ответственности школьников. Приводятся структурные компоненты гражданской ответственности школьников: ценностные идеалы и ориентации личности, социальная активность. В качестве теоретико-методологических оснований исследования проблемы формирования гражданской ответственности школьников выступает аксиологический подход к определению сущности содержания нравственного воспитания. Гражданская ответственность в контексте аксиологического подхода рассматривается как процесс освоения ценностей. Доказано, что гражданская ответственность способствует самостоятельности в осуществлении своей деятельности, основываясь на чувстве гражданского долга, человеколюбия и справедливости как общечеловеческих ценностей, самоопределению и самореализации.В статье приводятся результатыисследования ценностных ориентаций учащихся старшего возраста от 14 до 16 лет. Делается вывод о необходимости педагогического сопровождения процесса формирования гражданской ответственности подростков.
гражданская ответственность
аксиологический подход
педагогическое сопровождение
нравственные ценности
1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 208с.
2. Артемов В.М. Предпосылки ответственности /В.М. Артемов [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.congress2008.dialog21.ru/Doklady/00810.htm
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе /Л.И. Божович //Вопросы психологии. – 1979. – № 2. – С.47-56.
4. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания /Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29-36.
5. Валеева Р.А. Диагностика сформированности гражданственности у студентов вуза /Р.А. Валеева, Н.Е. Королева, Ф.Х. Сахапова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6, URL: www.science-education.ru/113-119.
6. Волков Б.С. Психология подростка: учебное пособие /Б.С. Волков. – М.: Академический проект Гаудеамус, 2005. – 208 с.
7. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников / В.Е. Гурин. – М.: Педагогика, 1988. – 136 с.
8. Дегтярева Т.Н. Теория и опыт воспитания нравственной ответственности подростка / Т.Н. Дегтярева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1; URL: www.science-education.ru/115-12110.
9. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание ... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М.: Педагог. общество России, 2000. – 256 с.
10. Муздыбаев К. Психология ответственности /К. Муздыбаев. – М.: Наука, 1983. – 240 с.
11. Рябышева Ю.Ю. Особенности развития лидерских способностей у старших подростков /Ю.Ю. Рябышева, Р.А. Валеева // Образование и саморазвитие. – 2012. – № 4 (32). – C.131-136.
12. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина /В.А. Сухомлинский. – 3-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1979. – 335 с.
13. Цымбаленко С.Б. Подросток в информационном мире. Практика социального проектирования / С.Б.Цымбаленко. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 256 с.
14. Юдинских А. М. Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров / А.М. Юдинских // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. научно-прак. конф. (Пермь, апрель 2011 г.). Т.II. Под ред. Г.Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011. – С.155-158.
15. Яруллин И.Ф. Формирование гражданской ответственности студентов педагогических вузов/ И.Ф. Яруллин. – Казань: Татарское Республиканское изд-во «Хэтер», 2011. – 183 с.
Модернизация российского государства и становление гражданского общества  требуют от системы образования содействия формированию сознательного гражданина, способного эффективно участвовать в  демократическом процессе. Российское общество, лишившись официальной идеологии, нуждается в духовных и нравственных идеалах. Поэтому одной из важных проблем современной России является проблема воспитания гражданской ответственности подрастающего поколения [11].

В документах «Конвенция ООН о правах ребенка», «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя и педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённых приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1, особое внимание отводится необходимости воспитания граждански-ответственных молодых людей, а также духовно-нравственным обучающим и воспитательным функциям действующей системы образования.

Учитывая тенденции развития современного общества, становится очевидным значимость воспитания граждански-ответственного подростка, возраст которого предрасположен к решению поставленных задач. По мнению В.А. Сухомлинского, подросток наиболее восприимчив к освоению моральных знаний и наиболее открыт к восприятию моральных норм [12]. Согласно мнению К. Муздыбаева, подросток - это равноправный и значимый субъект коммуникации между поколениями, умеющий принимать на себя ответственность за те или иные решения [10]. Б.С. Волков подчеркивает, что подростковый возраст характеризуется развитием нравственного самоконтроля [6].

Несмотря на большой объем теоретических знаний о процессе формирования гражданской ответственности, ее структуре, содержании и функциональных элементах в педагогическом сопровождении, в педагогической науке можно найти немного исследований, посвященных комплексному анализу педагогического сопровождения в вопросах формирования гражданской ответственности школьников. 

Исследование процесса педагогического сопровождения формирования гражданской ответственности школьников вызвано также множеством причин, связанных с аксиологическим подходом к его организации, с обезличиванием нравственного воспитания, бездейственными технологиями передачи  исторического социокультурного опыта, что ведет к десоциализации молодого поколения, безнравственности, утрате чувства ответственности.

Цель настоящей статьи: раскрыть сущность и представить содержательную характеристику понятия «гражданская ответственность школьников» в контексте аксиологического подхода.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования гражданской ответственности школьников; тестирование; изучение и обобщение передового опыта; наблюдение.

Результаты исследования

В основе аксиологического подхода лежит философская теория ценностей. Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей. Этот процесс включает в себя несколько этапов: предъявление ценности в реальных условиях воспитания; ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности; выявление смысла ценности и ее значения; принятие осознанной ценности; включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения школьников; закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении подростков. Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей [9].

Гражданская ответственность в педагогической литературе рассматривается как интегративное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством и обществом, отстаивание собственных гражданских интересов, интересов общества и их последующая реализация.  При определении понятия «гражданская ответственность школьников»  основополагающими стали исследования ученых, рассматривающих ответственность как результат  волевых, эмоциональных, моральных и интеллектуальных свойств личности со сложной и многогранной природой (И.Ф. Яруллин) [15]; как меру свободы (В.М. Артемов) [2]; как соотношение между собственной нравственной деятельностью и предъявляемыми обществом требованиями надёжности, честности; осознанной готовности взять на себя ответственность за свои поступки, готовности действовать во благо других людей   (А.М. Юдинских) [14]; как интегративное личностное качество, определяющее поведение и отношение человека, основанное на нравственных принципах и нормах (Т.Н. Дягтерева) [8].

Согласимся с мнением И.Ф. Яруллина, определяющего гражданскую ответственность  как целостное интегративное качество личности, являющееся результатом гражданского воспитания [15]. Гражданская ответственность включает в себя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотизма и культуры межнационального общения. Она определяет социально-деятельностный потенциал личности, характеризующийся:

а) готовностью и способностью выполнять гражданские обязанности;

б) стремлением к самоутверждению в социально-значимой деятельности;

в) умением осуществлять свободный выбор деятельности, обособляться, реализовывать свою конкретную роль в обществе, совершенствовать себя;

 г) умением подавать пример, обладать лидерскими качествами через вовлечение других в созидательный труд. 

Рассматривая гражданскую ответственность в органической связи с жизненной активностью, можно выделить следующие ее компоненты:

  • социальную активность (готовность выполнять возлагаемые общественные поручения, чувство принадлежности к обществу и коллективу, а также ответственность за порученное дело, готовность предпочесть общественные интересы личным делам и т.д.);
  • мотив (активное, творческое отношение к труду; понимание законов, чувство принадлежности к своей стране);
  • интернациональная позиция (непримиримость к проявлению национализма и шовинизма, готовность защищать свою Родину, уважение к национальным и культурным достижениям);
  • политическая сознательность (выполнение своего гражданского долга и гражданских обязанностей перед государством и обществом).

Результатом формирования гражданской ответственности школьников являются измерения сформированного личностного качества.  И.Ф. Яруллин [3], ссылаясь на исследования Л.И. Божович, А.Г. Ковалева и Н.Д. Левитова, говорит об ответственности как о новом качестве личности, приобретенном в результате работы над эмоциональными, волевыми, интеллектуальными свойствами личности.

Для определения уровня сформированности гражданской ответственности школьников предлагаем рассмотреть когнитивный, волевой, деятельностно-поведенческий и мотивационный критерии. Показателями когнитивного критерия является наличие знаний, умений и навыков, получение понятий и представлений о той или иной стороне жизни. Показателями волевого критерия, связанного с организованностью и дисциплиной, являются: умение подростка контролировать себя, способность подчинить свои чувства и желания долгу,  способность на самоограничение.  В качестве показателей деятельностно-поведенческого критерия рассматривается участие в практических  делах, значимых для общества, и принятие на себя дополнительных социальных обязанностей. Для определения мотивационного критерия рассматривается целеустремленность, потребность в социальной активности, желание проявлять инициативу и творчество, главным новообразованием личности здесь является эмоциональная отзывчивость [5].

В процессе формирования гражданской ответственности школьники приобретают способность выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях. В процессе работы у них формируются определенные ценности и личностные характеристики, они становятся способными самостоятельно выстраивать собственное поведение и жизнь на уровне современной культуры и жизни общества.

Ценностные идеалы и ориентации личности являются структурными компонентами гражданской ответственности школьников. Е.В. Бондаревская [4], Л.И. Божович [3], В.Е. Гурин [7] в своих исследованиях пишут об идеале как об источнике формирования  целеустремленности, верности, честности, гражданственности, активной жизненной позиции. И.Ф. Яруллин отмечает, что формирование ценностных ориентаций и идеалов личности является важнейшим  структурным  элементом, объединяющим  все составные компоненты гражданской ответственности. Идеал рассматривается как критерий самопознания, связующим звеном между сознанием и поведением, который обеспечивает «иерархию» качеств личности.  Идеал - это цель   процесса воспитания (идеал гражданина России, идеал всесторонне развитой личности), средство воспитания (воспитание на примере героического наследия и т.д.), а также  источник  всех видов активности (познавательной, гражданской, трудовой и др.) и регулятором поведения. Среди ценностей воспитательного процесса особое место занимают: патриотические ценности, человеколюбие, способность к состраданию, милосердные качества личности [15].

Приведем результаты исследования по методике ценностных ориентаций М. Рокича среди 60 учащихся старшего возраста  от 14 до  16  лет. Наиболее значимыми ценностями подростков являются: «любовь» (средний балл 4,8), «счастливая семейная жизнь», «здоровье» (4,80), «материально обеспеченная жизнь» (4,7).  Средние места в иерархии ценностей отведены: «рационализм, умение принимать важные обдуманные решения» (4,4), «интересная работа»  (4,3), «нравственность» (4,2), «честность» (4,20)  и  «чуткость» (4,30), «независимость» (3,4), «высокие запросы» (3,3),  «активная деятельность» (3,6). Наименее значимые ценности - «терпимость к мнению других» (3,10), «творческая деятельность» (3,15), «красота природы» (3,30), «широта взглядов» (3,20), «общественное признание» (3,10).  Таким образом, мировоззрение подростков больше связано с материальными ценностями, духовная сфера жизни на втором плане. Школьники не считают нравственные ценности основополагающими, а толерантность, творческую деятельность, общественное признание ставят на последние места в иерархии ценностных ориентаций.  Подростки считают себя потребителями, стремятся к деятельности, направленной на достижение материальных благ.

 Исходя из полученных данных, можно сказать, что воспитательная работа по формированию гражданской ответственности школьников должна быть многоплановой, с использованием глубоких знаний физиологических, возрастных и индивидуальных особенностей школьников, с применением самых разнообразных методов, форм и средств воздействия на сознание, характер и поведение подростков, а также этапов педагогического сопровождения подростков [13].

Содержание понятия «педагогическое сопровождение» связано с широким кругом социально-педагогических и социально-психологических вопросов и явлений (педагогическая помощь, педагогическая поддержка ребенка и др.) и в научной литературе представлена следующим образом:

  • помощь ребенку в личностном росте, установка на эмпатийное понимание и общение;
  • система деятельности педагога, направленная на приобщение ребенка к социально-значимой деятельности, прививая ему социально-значимые и нравственные ценности, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития;
  • система взаимодействия педагога и ребенка, ориентированная на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему педагогической помощи и поддержки в становлении личностного роста;
  • поддержка и развитие субъектности личности;
  • направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения [1].

Результатом практической реализации педагогического сопровождения формирования гражданской ответственности является личность, принимающая ценности общечеловеческой морали, характеризующаяся способностью самостоятельно осуществлять свою деятельность, основываясь на чувстве гражданского долга, человеколюбия и справедливости как общечеловеческих ценностей, готовая к самоопределению и самореализации.

Рецензенты:

Хузиахметов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методологии обучения и воспитания Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;

Закирова В.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Куликова С.И., Валеева Р.А. СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ» В КОНТЕКСТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21491 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674