В документах «Конвенция ООН о правах ребенка», «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя и педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённых приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1, особое внимание отводится необходимости воспитания граждански-ответственных молодых людей, а также духовно-нравственным обучающим и воспитательным функциям действующей системы образования.
Учитывая тенденции развития современного общества, становится очевидным значимость воспитания граждански-ответственного подростка, возраст которого предрасположен к решению поставленных задач. По мнению В.А. Сухомлинского, подросток наиболее восприимчив к освоению моральных знаний и наиболее открыт к восприятию моральных норм [12]. Согласно мнению К. Муздыбаева, подросток - это равноправный и значимый субъект коммуникации между поколениями, умеющий принимать на себя ответственность за те или иные решения [10]. Б.С. Волков подчеркивает, что подростковый возраст характеризуется развитием нравственного самоконтроля [6].
Несмотря на большой объем теоретических знаний о процессе формирования гражданской ответственности, ее структуре, содержании и функциональных элементах в педагогическом сопровождении, в педагогической науке можно найти немного исследований, посвященных комплексному анализу педагогического сопровождения в вопросах формирования гражданской ответственности школьников.
Исследование процесса педагогического сопровождения формирования гражданской ответственности школьников вызвано также множеством причин, связанных с аксиологическим подходом к его организации, с обезличиванием нравственного воспитания, бездейственными технологиями передачи исторического социокультурного опыта, что ведет к десоциализации молодого поколения, безнравственности, утрате чувства ответственности.
Цель настоящей статьи: раскрыть сущность и представить содержательную характеристику понятия «гражданская ответственность школьников» в контексте аксиологического подхода.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования гражданской ответственности школьников; тестирование; изучение и обобщение передового опыта; наблюдение.
Результаты исследования
В основе аксиологического подхода лежит философская теория ценностей. Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей. Этот процесс включает в себя несколько этапов: предъявление ценности в реальных условиях воспитания; ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности; выявление смысла ценности и ее значения; принятие осознанной ценности; включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения школьников; закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении подростков. Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей [9].
Гражданская ответственность в педагогической литературе рассматривается как интегративное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством и обществом, отстаивание собственных гражданских интересов, интересов общества и их последующая реализация. При определении понятия «гражданская ответственность школьников» основополагающими стали исследования ученых, рассматривающих ответственность как результат волевых, эмоциональных, моральных и интеллектуальных свойств личности со сложной и многогранной природой (И.Ф. Яруллин) [15]; как меру свободы (В.М. Артемов) [2]; как соотношение между собственной нравственной деятельностью и предъявляемыми обществом требованиями надёжности, честности; осознанной готовности взять на себя ответственность за свои поступки, готовности действовать во благо других людей (А.М. Юдинских) [14]; как интегративное личностное качество, определяющее поведение и отношение человека, основанное на нравственных принципах и нормах (Т.Н. Дягтерева) [8].
Согласимся с мнением И.Ф. Яруллина, определяющего гражданскую ответственность как целостное интегративное качество личности, являющееся результатом гражданского воспитания [15]. Гражданская ответственность включает в себя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотизма и культуры межнационального общения. Она определяет социально-деятельностный потенциал личности, характеризующийся:
а) готовностью и способностью выполнять гражданские обязанности;
б) стремлением к самоутверждению в социально-значимой деятельности;
в) умением осуществлять свободный выбор деятельности, обособляться, реализовывать свою конкретную роль в обществе, совершенствовать себя;
г) умением подавать пример, обладать лидерскими качествами через вовлечение других в созидательный труд.
Рассматривая гражданскую ответственность в органической связи с жизненной активностью, можно выделить следующие ее компоненты:
- социальную активность (готовность выполнять возлагаемые общественные поручения, чувство принадлежности к обществу и коллективу, а также ответственность за порученное дело, готовность предпочесть общественные интересы личным делам и т.д.);
- мотив (активное, творческое отношение к труду; понимание законов, чувство принадлежности к своей стране);
- интернациональная позиция (непримиримость к проявлению национализма и шовинизма, готовность защищать свою Родину, уважение к национальным и культурным достижениям);
- политическая сознательность (выполнение своего гражданского долга и гражданских обязанностей перед государством и обществом).
Результатом формирования гражданской ответственности школьников являются измерения сформированного личностного качества. И.Ф. Яруллин [3], ссылаясь на исследования Л.И. Божович, А.Г. Ковалева и Н.Д. Левитова, говорит об ответственности как о новом качестве личности, приобретенном в результате работы над эмоциональными, волевыми, интеллектуальными свойствами личности.
Для определения уровня сформированности гражданской ответственности школьников предлагаем рассмотреть когнитивный, волевой, деятельностно-поведенческий и мотивационный критерии. Показателями когнитивного критерия является наличие знаний, умений и навыков, получение понятий и представлений о той или иной стороне жизни. Показателями волевого критерия, связанного с организованностью и дисциплиной, являются: умение подростка контролировать себя, способность подчинить свои чувства и желания долгу, способность на самоограничение. В качестве показателей деятельностно-поведенческого критерия рассматривается участие в практических делах, значимых для общества, и принятие на себя дополнительных социальных обязанностей. Для определения мотивационного критерия рассматривается целеустремленность, потребность в социальной активности, желание проявлять инициативу и творчество, главным новообразованием личности здесь является эмоциональная отзывчивость [5].
В процессе формирования гражданской ответственности школьники приобретают способность выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях. В процессе работы у них формируются определенные ценности и личностные характеристики, они становятся способными самостоятельно выстраивать собственное поведение и жизнь на уровне современной культуры и жизни общества.
Ценностные идеалы и ориентации личности являются структурными компонентами гражданской ответственности школьников. Е.В. Бондаревская [4], Л.И. Божович [3], В.Е. Гурин [7] в своих исследованиях пишут об идеале как об источнике формирования целеустремленности, верности, честности, гражданственности, активной жизненной позиции. И.Ф. Яруллин отмечает, что формирование ценностных ориентаций и идеалов личности является важнейшим структурным элементом, объединяющим все составные компоненты гражданской ответственности. Идеал рассматривается как критерий самопознания, связующим звеном между сознанием и поведением, который обеспечивает «иерархию» качеств личности. Идеал - это цель процесса воспитания (идеал гражданина России, идеал всесторонне развитой личности), средство воспитания (воспитание на примере героического наследия и т.д.), а также источник всех видов активности (познавательной, гражданской, трудовой и др.) и регулятором поведения. Среди ценностей воспитательного процесса особое место занимают: патриотические ценности, человеколюбие, способность к состраданию, милосердные качества личности [15].
Приведем результаты исследования по методике ценностных ориентаций М. Рокича среди 60 учащихся старшего возраста от 14 до 16 лет. Наиболее значимыми ценностями подростков являются: «любовь» (средний балл 4,8), «счастливая семейная жизнь», «здоровье» (4,80), «материально обеспеченная жизнь» (4,7). Средние места в иерархии ценностей отведены: «рационализм, умение принимать важные обдуманные решения» (4,4), «интересная работа» (4,3), «нравственность» (4,2), «честность» (4,20) и «чуткость» (4,30), «независимость» (3,4), «высокие запросы» (3,3), «активная деятельность» (3,6). Наименее значимые ценности - «терпимость к мнению других» (3,10), «творческая деятельность» (3,15), «красота природы» (3,30), «широта взглядов» (3,20), «общественное признание» (3,10). Таким образом, мировоззрение подростков больше связано с материальными ценностями, духовная сфера жизни на втором плане. Школьники не считают нравственные ценности основополагающими, а толерантность, творческую деятельность, общественное признание ставят на последние места в иерархии ценностных ориентаций. Подростки считают себя потребителями, стремятся к деятельности, направленной на достижение материальных благ.
Исходя из полученных данных, можно сказать, что воспитательная работа по формированию гражданской ответственности школьников должна быть многоплановой, с использованием глубоких знаний физиологических, возрастных и индивидуальных особенностей школьников, с применением самых разнообразных методов, форм и средств воздействия на сознание, характер и поведение подростков, а также этапов педагогического сопровождения подростков [13].
Содержание понятия «педагогическое сопровождение» связано с широким кругом социально-педагогических и социально-психологических вопросов и явлений (педагогическая помощь, педагогическая поддержка ребенка и др.) и в научной литературе представлена следующим образом:
- помощь ребенку в личностном росте, установка на эмпатийное понимание и общение;
- система деятельности педагога, направленная на приобщение ребенка к социально-значимой деятельности, прививая ему социально-значимые и нравственные ценности, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития;
- система взаимодействия педагога и ребенка, ориентированная на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему педагогической помощи и поддержки в становлении личностного роста;
- поддержка и развитие субъектности личности;
- направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения [1].
Результатом практической реализации педагогического сопровождения формирования гражданской ответственности является личность, принимающая ценности общечеловеческой морали, характеризующаяся способностью самостоятельно осуществлять свою деятельность, основываясь на чувстве гражданского долга, человеколюбия и справедливости как общечеловеческих ценностей, готовая к самоопределению и самореализации.
Рецензенты:
Хузиахметов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методологии обучения и воспитания Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;
Закирова В.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Куликова С.И., Валеева Р.А. СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ» В КОНТЕКСТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21491 (дата обращения: 21.11.2024).