В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) и инвалидов осуществляется на основе обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, то есть посредством инклюзивного образования. Основным организационно-педагогическим условием инклюзии является внедрение в образовательную практику адаптированных образовательных программ, то есть программ, адаптированных для обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [5].
Адаптированная образовательная программа высшего образования (далее - АОПВО) представляет собой комплекс учебно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников с ОВЗ и инвалидов по направлению подготовки (специальности) высшего образования, включая учебный план, календарный учебный график, рабочие программы модулей (дисциплин), определяет объем и содержание образования по направлению подготовки, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия образовательной деятельности, необходимые для обучающихся с ОВЗ и инвалидов. АОПВО должна обеспечить формирование у обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов компетенций, установленных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС ВО) по соответствующему направлению подготовки бакалавриата (специалитета) [2].
Разработка и реализация АОПВО ориентированы на решение следующих задач: повышение уровня доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидов; повышение качества высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидов; создание в образовательной организации высшего образования специальных условий, необходимых для получения высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидов, их адаптации и социализации; возможность формирования для них индивидуальной образовательной траектории; создание в образовательной организации высшего образования толерантной социокультурной среды.
АОПВО, как и все другие образовательные программы, должны разрабатываться образовательной организацией самостоятельно на основе интеграции ФГОС ВО, базовой образовательной программы высшего образования по соответствующему направлению подготовки (специальности), но с учетом специальных условий инклюзивного образования. Детальное уточнение требуемых специальных условий инклюзивного образования и внесение их в стандартную структуру базовой образовательной программы по направлению подготовки (специальности) и является основным и наиболее существенным аспектом разработки АОПВО [3].
К таким условиям необходимо отнести следующие положения, которые касаются обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов и которые можно назвать критериями адаптированной программы:
- наличие адаптационных модулей (дисциплин) в вариативной части образовательных программ, позволяющих индивидуально корректировать нарушения учебных и коммуникативных умений;
- выбор методов обучения, обусловленный особенностями восприятия информации обучающимися, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения;
- обеспечение обучающихся печатными и электронными учебными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;
- выбор мест прохождения практики с учетом рекомендованных медико-социальной экспертизой условий труда, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида;
- проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений их здоровья;
- разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и графиков, позволяющих обучаться при различных вариантах проведения занятий: в образовательной организации (в академической группе или индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;
- осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
- установление особого порядка освоения дисциплины «физическая культура» на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры;
- создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидам.
Эти условия должны быть конкретизированы в АОПВО и, как показывает опыт, их следует варьировать с учетом реальных условий деятельности образовательной организации в соответствии с образовательными потребностями и ограничениями здоровья обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов. Вариативность АОПВО определяется необходимостью предоставления возможности обучающимся с ОВЗ и инвалидам учиться по общему учебному плану или индивидуальному учебному плану (и в связи с этим - или в общие сроки или с удлинением срока обучения в соответствии с ФГОС ВО); возможности выбора для освоения тех или иных предлагаемых адаптационных модулей; обеспечения требуемых специальных учебно-методических и компенсаторных технических средств для данного обучающегося с учетом его ограничений здоровья; учета необходимых для него учебно-процессуальных особенностей; а также использования дистанционных образовательных технологий.
Далее мы рассмотрим принципы построения структуры и содержания АОПВО, основанные на предлагаемых дополнениях в разделы базовой образовательной программы подготовки по направлению (бакалавриату, специалитету), которые будут определять ее адаптационные свойства, удовлетворяющие требованиям инклюзии [4].
В части характеристики профессиональной деятельности, обозначаемой в АОВПО, за основу следует брать принцип равноправия, то есть по окончании обучения выпускники с ОВЗ и инвалиды должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в ФГОС ВО видов профессиональной деятельности и к решению всех указанных в них профессиональных задач. Вводить какие-либо дифференциации или ограничения в АОПВО в отношении компетенций и видов профессиональной деятельности выпускников инвалидов и выпускников с ОВЗ не допускается. В результате освоения образовательной программы подготовки у выпускника с ОВЗ или выпускника инвалида должны быть сформированы те же общекультурные и профессиональные компетенции, что и у всех выпускников. Исключение каких-либо компетенций из общего перечня в отношении данной категории обучающихся не допускается. Поэтому такие подразделы, как область, объекты, виды, задачи профессиональной деятельности - полностью включаются в АОПВО из соответствующей базовой образовательной программы высшего образования по направлению подготовки (специальности) высшего образования. Планируемые результаты освоения образовательной программы, оформляемые в форме таблицы соответствия компетенций дисциплинам учебного плана и карты компетенций, также полностью включаются в АОПВО из соответствующей базовой программы высшего образования.
Из документов, определяющих содержание и организацию образовательного процесса, следует внести изменения в учебный план, который для реализации АОПВО разрабатывается на основе учебного плана соответствующего направления подготовки (специальности) путем включения в вариативную или факультативную часть учебного плана адаптационных модулей (дисциплин), предназначенных для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ при формировании общекультурных и профессиональных компетенций.
Адаптационные модули предназначены для устранения или минимизации влияния ограничений здоровья обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов на формирование общекультурных и при необходимости профессиональных компетенций с целью достижения запланированных результатов освоения образовательной программы.
При этом модули (дисциплины), относящиеся к базовой части учебного плана, и практики являются обязательными для освоения всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидами. Не должно допускаться изъятие из АОПВО каких-либо дисциплин или модулей, практик и процедур итоговой аттестации из числа базовых в отношении обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Адаптационные модули в зависимости от конкретных обстоятельств (количество обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов, их распределение по видам и степени ограничений здоровья - нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания) могут вводиться в учебные планы (как общие, так и индивидуальные учебные планы) не только как вариативные, но и как факультативные. При этом каждый модуль, в свою очередь, может варьироваться для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, сгруппированных в зависимости от видов ограничений их здоровья.
Педагогическая направленность адаптационных модулей - содействие полноценному формированию у лиц с ОВЗ и инвалидов совокупности компетенций, необходимых для успешного освоения программы подготовки по выбранному направлению. Эти модули «поддерживают» изучение базовой и вариативной части образовательной программы, направлены на адаптацию и социализацию обучающихся с ОВЗ и инвалидов, способствуют их адекватному профессиональному самоопределению, возможности самостоятельного построения индивидуальной образовательной траектории.
Коррекционная направленность адаптационных модулей - совершенствование самосознания, развитие личностных эмоционально-волевых, интеллектуальных и познавательных качеств у обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Существенна и направленность адаптационных модулей на компенсацию недостатков предыдущих уровней обучения, коррекционную помощь со стороны педагогов специального образования и специалистов сопровождения.
Перечень, количество и содержание адаптационных модулей определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов и их образовательных потребностей. Адаптационные модули не могут быть обязательными, их выбор надо предоставить обучающимся с ОВЗ и инвалидам в зависимости от их индивидуальных потребностей, что и должно быть зафиксировано в индивидуальном учебном плане. Обучающийся может выбрать любое количество адаптационных модулей - как все, так и ни одного. Но при этом образовательная организация должна оказать квалифицированное содействие адекватному выбору из числа модулей, разработанных и предлагаемых на выбор обучающимся с ОВЗ и инвалидам, с учетом оценки особенностей их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей. С целью освоения этих модулей целесообразно создание сводных групп обучающихся с ОВЗ и инвалидов, выбравших тот или иной адаптационный модуль, и соответственная организация расписания занятий для каждой такой группы.
К рекомендуемому перечню адаптационных модулей можно отнести модуль «Технологии интеллектуального труда», формирующий способность самоорганизации учебной деятельности с использованием современных образовательных и информационных технологий; модуль «Средства коммуникации в учебной и профессиональной деятельности», формирующий способность к коммуникации, в том числе с использованием ассистивных и компенсаторных информационных и коммуникационных технологий с учетом ограничений здоровья обучающихся; модуль «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний», формирующий способность адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья обучающихся (и другие по усмотрению организации).
С целью организации практики обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидам в АОПВО должны быть внесены указания на необходимость учета рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда, а также условие доступности мест прохождения практики.
При составлении АОПВО необходимо учитывать особенности их реализации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, а образовательные технологии использовать с учетом их адаптации для этих обучающихся. Все образовательные технологии рекомендуется применять как с использованием универсальных, так и специальных информационных и коммуникационных средств, в зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
В работе преподавателей рекомендуется уделять внимание индивидуальной работе с обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ. Конкретные формы и виды их самостоятельной работы устанавливаются преподавателем, при этом выбор следует осуществлять с учетом способностей и особенностей восприятия обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Формы самостоятельной работы устанавливаются в АОПВО с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге или на компьютере, в форме тестирования, электронных тренажеров и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для консультаций и выполнения заданий.
В рамках АОПВО должна быть реализована дисциплина «Физическая культура». Образовательной организации рекомендуется устанавливать самостоятельно порядок и формы освоения данной дисциплины для обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Рекомендуется в программу дисциплины включать определенное количество часов, посвященных поддержанию здоровья и здорового образа жизни, технологиям здоровьесбережения с учетом ограничений здоровья обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливаются в АОПВО образовательной организацией самостоятельно с учетом индивидуальных ограничений их здоровья. Образовательная организация определяет и требования к процедуре проведения государственной итоговой аттестации с учетом особенностей этих процедур для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Текущий контроль результатов обучения рекомендуется регламентировать в АОПВО в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ обучающимися с ОВЗ и инвалидами, выполнения ими индивидуальных работ и домашних заданий или в режиме тренировочного тестирования. Текущий контроль для обучающихся с ОВЗ и инвалидов имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание и внести коррективы в учебную деятельность. Рубежный контроль является контрольной точкой по завершении изучения модуля, дисциплины, раздела, его тем, практики и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и сроки проведения рубежного контроля при разработке АОПВО определяются преподавателем с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рубежный контроль может проводиться в несколько этапов.
В специальные условия государственной итоговой аттестации, устанавливаемые в АОПВО, могут входить предоставление отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки ответа, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь, выбор формы предоставления инструкции по порядку проведения государственной итоговой аттестации, формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, письменно на языке Брайля, с использованием услуг ассистента (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), использование специальных технических средств, предоставление перерыва и др. Государственная итоговая аттестация в соответствии с АОПВО для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ может проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий.
Педагогические кадры, участвующие в реализации АОПВО, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ и инвалидов и учитывать их при организации образовательного процесса, должны владеть педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе с инклюзивными группами обучающихся. К реализации АОПВО рекомендуется привлекать тьюторов, психологов (педагогов-психологов, специальных психологов), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения и при необходимости сурдопедагогов, сурдопереводчиков, тифлопедагогов [1].
АОПВО должна содержать требование по обеспечению учебно-методической документацией по всем дисциплинам и модулям, обеспечению доступа к информационным и библиографическим ресурсам в сети Интернет для каждого обучающегося с ОВЗ или инвалида. В соответствии с АОПВО каждому из них должно быть предоставлено учебное, методическое печатное и (или) электронное издание по каждому модулю (дисциплине), в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (включая электронные базы периодических изданий). АОПВО обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным модулям. Содержание адаптационных модулей рекомендуется размещать в информационно-коммуникационной сети Интернет и (или) локальной сети образовательной организации. В случае указания в АОПВО на применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся с ОВЗ и инвалид в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде с использованием специальных технических и программных средств, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах модулей (дисциплин), практик. При использовании в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий для обучающихся с ОВЗ и инвалидов в АОПВО предусматривается возможность приема-передачи информации в доступных для них формах. Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Поэтому в АОПВО следует вносить указание на их обеспеченность печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т. д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации. Для лиц с нарушениями зрения - в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, в форме аудиофайла, в печатной форме на языке Брайля. Для лиц с нарушениями слуха - в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата - в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла. Данный перечень может быть конкретизирован в АОВПО в зависимости от контингента обучающихся.
В АОПВО должны быть отражены требования к ее материально-техническому обеспечению, которое должно отвечать не только общим требованиям, определенным в ФГОС ВО, но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся с ОВЗ и инвалидов. В связи с этим в структуре материальнотехнического обеспечения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидов должна быть отражена специфика требований к организации архитектурной среды образовательной организации; к организации рабочего места обучающегося; к техническим и программным средствам общего и специального назначения.
Учебные аудитории, специализированные лаборатории должны быть оснащены специальным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья (с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
В характеристику условий реализации АОПВО следует внести дополнительные рекомендации по сопровождению учебного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидов (организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, профилактически-оздоровительное, социальное сопровождение). Также в АОПВО рекомендуется указывать возможности по созданию толерантной социокультурной среды образовательной организации - возможности участия обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ в студенческом самоуправлении, в работе общественных организаций, спортивных секциях и творческих клубах; возможности участия обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства.
Таким образом, проведенное нами исследование раскрывает основные критерии адаптированной образовательной программы, принципы ее структурного построения, рекомендации по содержанию структурных составляющих программы с тем, чтобы ее освоение могло обеспечить полноценное овладение общекультурными и профессиональными компетенциями по соответствующему направлению подготовки (бакалавриата, специальности) выпускниками с ограниченными возможностями здоровья и выпускниками инвалидами. Это способствует их успешной учебе, достижению запланированных компетенций наравне с остальными студентами, а затем и трудоустройству и интеграции в социум в качестве равноправных членов общества, создает предпосылки успешности личностной и жизненной перспективы.
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по проектам № 3308 «Научно-методическое сопровождение разработки ПООП по областям образования, в том числе научно-методическое обеспечение разработки и внедрения специальных программ высшего образования, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Рецензенты:
Репин С.А., д.п.н., профессор, декан факультета психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск;
Яковлев Е.В., д.п.н., профессор, проректор по информационным технологиям, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Мартынова Е.А. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21370 (дата обращения: 13.10.2024).