Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

Мартынова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский Государственный Университет»
Рассмотрен один из наиболее существенных организационно-педагогических аспектов проблемы реализации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в образовательных организациях высшего образования. Это – разработка структуры и содержания адаптированных образовательных программ высшего образования с целью повышения уровня доступности и качества высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов посредством создания специальных условий, необходимых для получения ими высшего образования. В работе рассмотрены критерии адаптированной образовательной программы, принципы ее построения, даны рекомендации по содержанию структурных составляющих программы с тем, чтобы ее освоение могло обеспечить полноценное овладение общекультурными и профессиональными компетенциями по соответствующему направлению подготовки бакалавриата (специальности) выпускниками с ограниченными возможностями здоровья и выпускниками инвалидами. Результат имеет большое социальное и личностное значение – возможность интеграции этих выпускников высшей школы в социальную и профессиональную сферу.
компетенции
инвалиды
лица с ограниченными возможностями здоровья
адаптированная программа
инклюзия
высшее образование
1. Горюнова Л.В. Состояние и перспективы подготовки педагогических кадров нового типа при широком понимании инклюзии // Международный образовательный форум. – М.: Вузовская книга, 2013. – С. 50-54. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 18.04.2014).
2. Мартынова Е.А. Формирование адаптационных способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов-инвалидов на основе адаптированных образовательных программ высшего образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – Т.2, №. 8. – С.86-93.
3. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Подходы к разработке адаптированных образовательных программ для профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13203 (дата обращения: 22.05.2014).
4. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях: учеб. пособие. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. – 116 с.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 18.04.2014).

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) и  инвалидов осуществляется на основе обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, то есть посредством инклюзивного образования. Основным организационно-педагогическим условием инклюзии является внедрение в образовательную практику адаптированных образовательных программ, то есть программ, адаптированных для обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [5].

Адаптированная образовательная программа высшего образования  (далее - АОПВО) представляет собой комплекс учебно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников с ОВЗ и инвалидов по направлению подготовки (специальности) высшего образования,  включая учебный план, календарный учебный график, рабочие программы модулей (дисциплин), определяет объем и содержание образования по направлению подготовки, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия образовательной деятельности, необходимые для обучающихся с ОВЗ и инвалидов. АОПВО должна обеспечить формирование у обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов компетенций, установленных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС ВО) по соответствующему направлению подготовки бакалавриата  (специалитета) [2].

Разработка и реализация АОПВО ориентированы на решение следующих задач: повышение уровня доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидов;   повышение качества высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидов; создание в образовательной организации высшего образования специальных условий, необходимых для получения высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидов, их адаптации  и социализации;  возможность формирования для них индивидуальной образовательной траектории; создание  в образовательной организации высшего образования толерантной социокультурной среды.

АОПВО, как и все другие образовательные программы, должны  разрабатываться образовательной организацией самостоятельно на основе интеграции ФГОС ВО, базовой образовательной программы высшего образования по соответствующему направлению подготовки (специальности), но  с учетом специальных условий инклюзивного образования. Детальное уточнение требуемых специальных условий инклюзивного образования и внесение их в стандартную структуру базовой   образовательной  программы по  направлению подготовки (специальности) и является основным и наиболее существенным аспектом разработки АОПВО [3].

К таким условиям необходимо отнести следующие положения, которые касаются обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов и которые можно назвать критериями адаптированной программы:

  • наличие адаптационных модулей (дисциплин) в вариативной части образовательных программ, позволяющих индивидуально корректировать нарушения учебных и коммуникативных умений;
  • выбор методов обучения, обусловленный особенностями восприятия информации обучающимися, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения;
  • обеспечение обучающихся печатными и электронными учебными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;
  • выбор мест прохождения практики с учетом рекомендованных медико-социальной экспертизой условий труда, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида;
  • проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений их здоровья;
  • разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и графиков, позволяющих обучаться при различных вариантах проведения занятий: в образовательной организации (в академической группе или индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
  • установление особого порядка освоения дисциплины «физическая культура» на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры;
  • создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидам.

Эти условия должны быть конкретизированы в АОПВО и, как показывает опыт, их  следует варьировать с учетом реальных условий деятельности образовательной организации  в соответствии с образовательными потребностями и ограничениями здоровья обучающихся  с ОВЗ и обучающихся инвалидов. Вариативность АОПВО определяется  необходимостью предоставления возможности обучающимся с ОВЗ и инвалидам учиться по общему учебному плану или индивидуальному учебному плану (и в связи с этим - или  в общие сроки или с удлинением срока обучения в соответствии с ФГОС ВО);  возможности выбора для освоения тех или иных предлагаемых  адаптационных модулей; обеспечения требуемых специальных учебно-методических и компенсаторных технических средств для данного обучающегося с учетом его ограничений здоровья; учета необходимых для него учебно-процессуальных особенностей; а также  использования дистанционных образовательных технологий.

Далее мы рассмотрим  принципы построения структуры и содержания АОПВО, основанные на  предлагаемых дополнениях в разделы базовой образовательной программы подготовки по направлению (бакалавриату, специалитету), которые будут определять ее адаптационные свойства, удовлетворяющие требованиям инклюзии [4].

В части характеристики профессиональной деятельности, обозначаемой в АОВПО, за основу следует брать принцип равноправия, то есть по окончании обучения выпускники с ОВЗ и инвалиды должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в ФГОС ВО видов профессиональной деятельности и к решению всех указанных в них профессиональных задач. Вводить какие-либо дифференциации или ограничения в АОПВО в отношении компетенций и видов профессиональной деятельности выпускников  инвалидов и выпускников  с ОВЗ не допускается. В результате освоения образовательной программы подготовки у выпускника с ОВЗ или выпускника инвалида должны быть сформированы те же общекультурные и профессиональные компетенции, что и у всех выпускников. Исключение каких-либо компетенций из общего перечня в отношении данной категории обучающихся не допускается. Поэтому такие подразделы, как область,  объекты, виды, задачи профессиональной деятельности - полностью включаются в АОПВО из соответствующей базовой образовательной программы высшего образования по направлению подготовки (специальности) высшего образования. Планируемые результаты освоения образовательной программы, оформляемые в форме таблицы соответствия компетенций дисциплинам учебного плана и карты компетенций, также полностью включаются в АОПВО из соответствующей базовой программы высшего образования.

Из документов, определяющих содержание и организацию образовательного процесса, следует внести  изменения в учебный план, который для реализации АОПВО разрабатывается на основе учебного плана соответствующего направления подготовки (специальности) путем включения в вариативную или факультативную часть учебного плана адаптационных модулей (дисциплин), предназначенных для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ при формировании общекультурных и профессиональных компетенций.

Адаптационные модули предназначены для устранения или минимизации  влияния ограничений здоровья обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов на формирование общекультурных и при необходимости профессиональных компетенций с целью достижения запланированных результатов освоения образовательной программы.

При этом модули (дисциплины), относящиеся к базовой части учебного плана, и  практики являются обязательными для освоения всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидами. Не должно допускаться изъятие из АОПВО каких-либо дисциплин или модулей, практик и процедур итоговой аттестации из числа базовых в отношении обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Адаптационные модули в зависимости от конкретных обстоятельств (количество обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов, их распределение по видам и степени ограничений здоровья - нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания) могут вводиться в учебные планы (как общие, так и индивидуальные учебные планы)  не только как вариативные, но и как факультативные. При этом каждый модуль, в свою очередь, может варьироваться для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, сгруппированных в зависимости от видов ограничений их здоровья.

Педагогическая направленность адаптационных модулей - содействие полноценному формированию у лиц с ОВЗ и инвалидов совокупности компетенций, необходимых для успешного освоения программы подготовки по выбранному направлению. Эти модули «поддерживают» изучение базовой и вариативной части образовательной программы, направлены на адаптацию и социализацию обучающихся с ОВЗ и инвалидов, способствуют их адекватному профессиональному самоопределению, возможности самостоятельного построения индивидуальной образовательной траектории.

Коррекционная направленность адаптационных модулей - совершенствование самосознания, развитие личностных эмоционально-волевых, интеллектуальных и познавательных качеств у обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Существенна и направленность адаптационных модулей на  компенсацию недостатков предыдущих уровней обучения, коррекционную помощь со стороны педагогов специального образования и специалистов сопровождения.

Перечень, количество и содержание адаптационных модулей определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов и их образовательных потребностей. Адаптационные модули не могут быть обязательными, их выбор надо предоставить обучающимся с ОВЗ и инвалидам в зависимости от их индивидуальных потребностей, что и должно быть зафиксировано в индивидуальном учебном плане.  Обучающийся может выбрать любое количество адаптационных модулей - как все, так и ни одного. Но  при этом образовательная организация должна оказать квалифицированное содействие адекватному выбору из числа модулей,  разработанных и предлагаемых на выбор обучающимся с ОВЗ и инвалидам, с учетом оценки особенностей их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.  С целью освоения этих модулей целесообразно создание  сводных групп обучающихся с ОВЗ и инвалидов, выбравших тот или иной адаптационный модуль, и соответственная организация расписания занятий для каждой такой группы.

К рекомендуемому перечню  адаптационных модулей можно отнести  модуль «Технологии интеллектуального труда», формирующий способность самоорганизации учебной деятельности с использованием современных образовательных и информационных технологий; модуль  «Средства коммуникации в учебной и профессиональной деятельности», формирующий способность к коммуникации, в том числе с использованием ассистивных и компенсаторных информационных и коммуникационных технологий с учетом ограничений здоровья обучающихся;  модуль «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний», формирующий способность адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья обучающихся (и другие по усмотрению организации).

С целью организации практики обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидам в АОПВО должны быть внесены указания на необходимость учета рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда, а также условие  доступности мест прохождения практики.

При составлении АОПВО необходимо учитывать  особенности их реализации для обучающихся с ОВЗ  и инвалидов, а образовательные технологии использовать с учетом их адаптации для этих обучающихся. Все образовательные технологии рекомендуется применять как с использованием универсальных, так и специальных информационных и коммуникационных средств, в зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

В работе преподавателей рекомендуется уделять внимание индивидуальной работе с обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ. Конкретные формы и виды их   самостоятельной работы устанавливаются преподавателем, при этом выбор следует осуществлять с учетом  способностей и особенностей восприятия обучающихся  с ОВЗ и инвалидов. Формы  самостоятельной работы устанавливаются в АОПВО с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге или на компьютере, в форме тестирования, электронных тренажеров и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для консультаций и выполнения заданий.

В рамках АОПВО должна быть реализована дисциплина «Физическая культура». Образовательной организации рекомендуется устанавливать самостоятельно порядок и формы освоения данной дисциплины для обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Рекомендуется в программу дисциплины включать определенное количество часов, посвященных поддержанию здоровья и здорового образа жизни, технологиям здоровьесбережения с учетом ограничений здоровья обучающихся.  

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливаются в АОПВО образовательной организацией самостоятельно с учетом индивидуальных ограничений их здоровья. Образовательная организация определяет и требования к процедуре проведения государственной итоговой аттестации с учетом особенностей этих процедур для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Текущий контроль результатов обучения рекомендуется регламентировать в АОПВО в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ обучающимися с ОВЗ и инвалидами, выполнения ими индивидуальных работ и домашних заданий или в режиме тренировочного тестирования. Текущий контроль для обучающихся с ОВЗ и инвалидов имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание и внести коррективы в учебную деятельность. Рубежный контроль является контрольной точкой по завершении изучения модуля, дисциплины, раздела, его тем, практики и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и сроки проведения рубежного контроля при разработке АОПВО определяются преподавателем с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рубежный контроль может проводиться в несколько этапов. 

В специальные условия государственной итоговой аттестации, устанавливаемые в АОПВО, могут входить предоставление отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки ответа, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь, выбор формы предоставления инструкции по порядку проведения государственной итоговой аттестации, формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, письменно на языке Брайля, с использованием услуг ассистента (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), использование специальных технических средств, предоставление перерыва и др. Государственная итоговая аттестация в соответствии с АОПВО для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ может проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий.    

Педагогические кадры, участвующие в реализации АОПВО, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ и инвалидов и учитывать их при организации образовательного процесса, должны владеть педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе с инклюзивными группами обучающихся. К реализации АОПВО рекомендуется привлекать тьюторов, психологов (педагогов-психологов, специальных психологов), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения и при необходимости сурдопедагогов, сурдопереводчиков, тифлопедагогов [1]. 

АОПВО должна содержать требование по обеспечению учебно-методической документацией по всем дисциплинам и модулям, обеспечению доступа к информационным и библиографическим ресурсам в сети Интернет для каждого обучающегося с ОВЗ или инвалида. В соответствии с АОПВО каждому из них должно быть предоставлено учебное, методическое печатное и (или) электронное издание по каждому модулю (дисциплине), в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (включая электронные базы периодических изданий).  АОПВО обеспечивается учебно-методической документацией  по всем учебным модулям. Содержание адаптационных модулей рекомендуется размещать в информационно-коммуникационной сети Интернет и (или) локальной сети образовательной организации. В случае указания в АОПВО на применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся с ОВЗ и инвалид  в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде с использованием специальных технических и программных средств, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах модулей (дисциплин), практик. При использовании в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий для обучающихся  с ОВЗ и инвалидов в АОПВО предусматривается возможность приема-передачи информации в доступных для них формах. Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Поэтому в АОПВО следует вносить указание на их обеспеченность печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т. д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации. Для лиц с нарушениями зрения - в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, в форме аудиофайла, в печатной форме на языке Брайля. Для лиц с нарушениями слуха - в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата - в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла. Данный перечень может быть конкретизирован в АОВПО в зависимости от контингента обучающихся.

В АОПВО должны быть отражены требования к ее материально-техническому обеспечению, которое должно отвечать не только общим требованиям, определенным в ФГОС ВО, но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся с ОВЗ и инвалидов. В связи с этим в структуре материально­технического обеспечения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидов должна быть отражена специфика требований к организации архитектурной среды образовательной организации; к организации рабочего места обучающегося; к техническим и программным средствам общего и специального назначения.

Учебные аудитории, специализированные лаборатории должны быть оснащены специальным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья (с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

В характеристику условий реализации АОПВО следует внести дополнительные рекомендации по сопровождению учебного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидов (организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, профилактически-оздоровительное, социальное сопровождение). Также в АОПВО рекомендуется указывать возможности по созданию толерантной социокультурной среды образовательной организации - возможности участия обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ в студенческом самоуправлении, в работе общественных организаций, спортивных секциях и творческих клубах; возможности участия обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства.

Таким образом, проведенное нами исследование раскрывает основные критерии адаптированной образовательной программы, принципы ее структурного построения, рекомендации по содержанию структурных составляющих программы с тем, чтобы ее освоение могло обеспечить полноценное овладение общекультурными и профессиональными   компетенциями по соответствующему направлению подготовки (бакалавриата, специальности) выпускниками с ограниченными возможностями здоровья и выпускниками инвалидами. Это способствует их успешной учебе, достижению запланированных компетенций наравне с остальными студентами, а затем и трудоустройству и интеграции в социум в качестве равноправных членов общества, создает предпосылки успешности личностной и жизненной перспективы.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по проектам № 3308 «Научно-методическое сопровождение разработки ПООП по областям образования, в том числе научно-методическое обеспечение разработки и внедрения специальных программ высшего образования, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Рецензенты:

Репин С.А., д.п.н., профессор, декан факультета психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск;

Яковлев Е.В., д.п.н., профессор, проректор по информационным технологиям, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Мартынова Е.А. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21370 (дата обращения: 13.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674