Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЛЕКСНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Храмов В.В. 1 Пельменев В.К. 2 Ширшова Е.О. 2
1 УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
2 ФГАОУВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
Проведен анализ и выполнено структурно-функциональное описание технологии комплексной информатизации процесса обучения двигательным действиям в системе физкультурного образования. Учитывался системный характер образовательной деятельности. В структуре специальной профессиональной подготовки к обучению двигательным действиям выделены направления, связанные с формированием педагогических знаний, умений, навыков и компетенций; двигательных умений и навыков. Предложен порядок разработки средств электронного обучения, специализированных для обучения двигательным действиям. Выполнено описание автоматизированной обучающей системы по виду спорта и методике его преподавания; электронного учебно-методического пособия по виду спорта. В заключение указано, что внедрение средств электронного обучения в процесс обучения двигательным действиям в физкультурном образовании должно осуществляться по пути создания технической инфраструктуры, методического сопровождения, подготовки кадров и системы непрерывного улучшения предметной педагогической технологии.
электронное средство обучении
информатизация образования
физкультурное образование
1. Е-Спорт: электронные средства обучения для физической культуры и спорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.e-sportedu.grsu.by (дата обращения 20.09.2012).
2. Информатизация отрасли «Физическая культура и спорт» и экспертные технологии (сообщение первое) / Л.А. Хасин [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 4. – С. 7–12.
3. Петров П.К. Система подготовки будущих специалистов физической культуры в условиях информатизации образования: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.04. – Ижевск, 2003. – Т. 1. – 406 с.
4. Роберт И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 [Электронный ресурс]. – М., 1994. – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru/aref/Robert.htm (дата обращения 10.06.2007).
5. Современные компьютерные технологии в развитии спортивной науки / М.П. Шестаков [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 8. – С. 43–45.
6. Федоров А.И. Технологии дистанционного обучения в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 12. – С. 12–14.
7. Чистяков В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры): автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. – СПб., 2004. – 45 с.

Информатизация процессов обучения и воспитания в настоящее время относится к числу наиболее перспективных и востребованных инноваций в сфере образования. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) успешно интегрируются с образовательной деятельностью, снабжая ее прогрессивными средствами и методами обучения [4]. При этом сфера физкультурного образования остается наименее компьютеризированной. Существующие программно-технические и учебно-методические разработки электронного обучения применяются в ограниченном объеме и в видах образовательной деятельности, которые не оказывают прямого влияния на общую результативность физкультурного образования.

В обзорах Л.А. Хасина с соавт. [2], М.П. Шестакова с соавт. [5], А.И. Федорова с соавт. [6], П.К. Петрова [3], В.А. Чистякова [7] и иных показано, что инновационная привлекательность информатизации физкультурного образования обусловлена рядом перспектив в достижении качественно нового уровня реализации дидактических процессов. При этом обнаруживается, что для современного этапа внедрения ИКТ в физкультурное образование типичным является использование общепедагогических подходов как к разработке, так и к применению информационно-технологического обеспечения. Специфика подготовки будущих преподавателей физической культуры, акцентированная в блоке профильных дисциплин, практически не отражена в содержании, структуре и функциях существующих компьютерных программ учебного назначения. Обнаруживается определенная закономерность. Применяемые в настоящее время формы и методы информатизации физкультурного образования способны обеспечить полный цикл дидактических процессов только по отношению к видам деятельности, которые осуществляются в рамках теоретической подготовки. В свою очередь специальная профессиональная подготовка будущего специалиста физической культуры, концентрирующаяся в блоке дисциплин спортивно-педагогического профиля и ориентированная на обучение двигательным действиям, не имеет качественных компьютерных программ учебного назначения.

Цель исследования

Выполнить характеристику комплексной информатизации процесса обучения двигательным действиям в системе физкультурного образования.

Методы исследования

Изучение и логико-содержательный анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ государственных образовательных стандартов, учебно-планирующей документации общего среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта; синтез понятий и теоретических положений.

Результаты и их обсуждение.

Дисциплины спортивно-педагогического профиля образуют ядро предметной подготовки будущего преподавателя физической культуры. Основной результат изучения данных дисциплин заключается в формировании комплекса знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для самостоятельной деятельности в области обучения двигательным действиям. Создание электронного учебно-методического обеспечения для образовательного процесса по спортивно-педагогическим дисциплинам сталкивается с необходимостью решения ряда проблем, обусловленных недостаточностью теории и практики электронного обучения. Специфика образовательной деятельности существенно ограничивает использование известных подходов к проектированию, разработке, внедрению и применению электронных дидактических средств.

Технология создания электронного учебно-методического обеспечения для дисциплин спортивно-педагогического профиля состоит из последовательности следующих действий.

1. Выделение объекта информатизации. В структуре педагогической технологии обучения двигательным действиям в рамках освоения программного материала дисциплин спортивно-педагогического профиля в качестве объекта для внедрения компьютерной техники и соответствующего учебно-методического обеспечения могут выступать:

1) форма учебной работы: аудиторная, внеаудиторная (самостоятельная);

2) вид учебного занятия: лекция, практическое аудиторное, практическое занятие на спортивных сооружениях, семинарское занятие;

3) вид спортивно-педагогической подготовки: теоретическая, учебно-методическая, спортивно-техническая, судейская;

4) вид работы с информацией учебного назначения: предоставление учебного материала, закрепление знаний, контроль знаний; формирование умений применять знания в условиях практической деятельности;

5) предметное содержание отдельных учебных разделов и тем по виду спорта: общая информация (история возникновения и развития вида спорта, инвентарь и оборудование, общие и специфические принципы обучения и т.п.), биомеханические основы техники вида спорта, характеристика техники вида спорта, соревновательная тактика, методика обучения технике и тактике, организация и судейство соревнований.

2. Определение требований к функциям компьютерной программы, являющейся оболочкой для дидактического средства. Практика спортивно-педагогической подготовки показывает, что наиболее востребованными являются следующие функции компьютерного сопровождения учебной деятельности:

1) показ мультимедийных учебных объектов;

2) алгоритмизация дидактических процессов (предъявление и изучение учебной информации, контроль знаний);

3) моделирование процессов и явлений.

3. Подбор инструментальных средств. Компьютерные программы, с помощью которых можно создавать разнообразные электронные дидактические средства, можно разделить на две группы:

1) инструменты разработки учебных объектов с мультимедийным содержанием;

2) специализированные программные оболочки для формирования дидактических комплексов: электронных учебников и пособий, автоматизированных обучающих систем.

4. Дидактическое структурирование учебного материала с учетом особенностей его репрезентации в формате учебного объекта для электронного дидактического средства.

5. Разработка учебных объектов, базирующихся на компьютерных технологиях и обладающих заданными дидактическими свойствами.

6. Наполнение программной оболочки электронного дидактического средства педагогическим содержанием. Формирование информационно-образовательной среды процесса подготовки будущих преподавателей физической культуры к обучению двигательным действиям.

Структурная схема, иллюстрирующая информационно-технологические преобразования, виды электронных средств обучения и содержание образовательной деятельности, представлена на рисунке.

Информатизацию процесса обучения двигательным действиям следует рассматривать в системе взаимодействия и взаимоотношений, разворачивающихся в видах образовательной деятельности с преимущественной направленностью на формирование:

1) знаний, умений, навыков и компетенций в области обучения двигательным действиям;

2) умений и навыков технически правильного исполнения двигательных действий в различных видах спорта.

Единая информационная составляющая является основой для объединения указанных структурных образований. При этом содержание процессов обучения и воспитания имеет ярко выраженную специфику, проявляющуюся на уровне основных средств и методов, а также отдельных образовательных задач. Соответственно предлагается комплекс электронного учебно-методического обеспечения (см. рис).

1. Автоматизированная обучающая система по виду спорта и методике его преподавания. Она образует предметную информационно-образовательную среду со встроенными инструментами, которые моделируют профессиональную деятельность следующего содержания:

1) анализ техники наблюдаемого двигательного действия с последующей диагностикой ее качества;

Структура комплексной информатизации обучения двигательным действиям

2) планирование процесса обучения двигательным действиям;

3) принятие решения на основании анализа наблюдаемой техники двигательного действия о содержании дальнейшего обучения.

2. Электронное учебно-методическое пособие по виду спорта. Предназначено для сопровождения процесса формирования двигательных умений и навыков за счет реализации следующих функций:

1) поддержка основных операций дидактического цикла при обучении двигательным действиям: планирование образовательной деятельности, применение средств и методов обучения, контроль и диагностика;

2) сочетание технологии компьютерной визуализации информации учебного назначения с применением физических упражнений.

Педагогически оправданная информатизация процесса обучения двигательным действиям основывается на применении таких компьютерных программ учебного назначения, педагогическое содержание, технические возможности и дизайн-эргономические свойства которых позволяют включить их в образовательную деятельность на уровне неотъемлемого элемента педагогической технологии. При этом инновационные преобразования имеют следующую компонентную структуру:

1) концептуальный компонент – ассоциирован с технологиями электронного обучения, которые в нашем исследовании модернизированы в соответствии с особенностями образовательной деятельности в области обучения двигательным действиям;

2) программно-технический компонент – фактическая реализация возможностей компьютерных технологий в содержании и функциях электронных средств обучения, специализированных для двух подсистем, указанных выше;

3) процессуальный компонент – информатизация образовательной деятельности, ориентированной на учебно-методическую (моделирование процесса обучения двигательным действиям) и спортивно-техническую (применение информационных технологий на практических занятиях в сочетании с физическими упражнениями) подготовку;

4) целевой компонент – автоматизация деятельности по достижению заданного уровня профессиональной готовности преподавателя физической культуры к обучению двигательным действиям (применение автоматизированной обучающей системы по виду спорта и методике его преподавания);

5) управляющий компонент – использование средств электронного обучения как неотъемлемого элемента процесса обучения двигательным действиям (применение электронного учебно-методического пособия по виду спорта).

Вывод

Внедрение средств электронного обучения в процесс обучения двигательным действиям в физкультурном образовании должно осуществляться по пути создания технической инфраструктуры, методического сопровождения, подготовки кадров и системы непрерывного улучшения предметной педагогической технологии. Ядром инновационного внедрения является комплекс информационно-технологического обеспечения, состоящий из систем автоматизированного обучения методике преподавания вида спорта и электронных средств обучения двигательным действиям [1]. Подготовка педагогических кадров к применению средств информатизации образования в процессе обучения двигательным действиям включает в себя освоение навыков работы с компьютерной программой — оболочкой электронного средства обучения и изучение методических особенностей образовательной деятельности с использованием информационно-технологического обеспечения. В условиях информатизации образовательного процесса происходит коррекция педагогической техники преподавателя, поскольку наряду с физическими упражнениями, спортивным инвентарем и оборудованием эксплуатируется компьютерная и проекционная аппаратура. Компьютерное оснащение и электронные средства обучения используются на протяжении всего периода обучения техники двигательных действий (от знакомства до формирования двигательных навыков).

Рецензенты:

Самсонова Н.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта ФГАОУВПО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», г. Калининград;

Барков В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики физической культуры УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», г. Гродно.


Библиографическая ссылка

Храмов В.В., Пельменев В.К., Ширшова Е.О. КОМПЛЕКСНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21339 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674