Наличие вариативных курсов в подготовке специалиста лечебного профиля в медицинском вузе является обязательным, поскольку ряд дисциплин, как правило, относится к развивающимся областям науки и практики. Это делает необходимым активный поиск новых образовательных ресурсов преподавателями, а студентам приходится активно развиваться самостоятельно, что особенно важно на первых курсах обучения в вузе.
Согласно новому образовательному стандарту ООП по подготовке специалиста по специальности «Лечебное дело» предусматривает наличие не только обязательных дисциплин, но и вариативных курсов обучения. В соответствии со п. 7.5 ФГОС ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети основной части суммарно по циклам. Порядок формирования дисциплин по выбору устанавливается вузом. Пункт 6.2 ФГОС предусматривает, что вуз должен самостоятельно разработать и утвердить ООП по обязательным и вариативным дисциплинам подготовки врача-специалиста. ООП включает учебный план, рабочие программы основных и вариативных курсов, учебно-методический комплекс с набором новых образовательных технологий и комплекса оценочных средств.
В процессе подготовки специалиста по направлению «Лечебное дело» на кафедре гистологии и эмбриологии Самарского государственного медицинского университета был создан учебно-методический комплекс вариативного курса для студентов лечебного факультета «Современные аспекты медицинской эмбриологии». Эта дисциплина позволяет сформировать и закрепить понятия об этапах эмбрионального развития человека, расширить представления студентов о применении и перспективах развития инновационных методов, таких как экстракорпоральное оплодотворение в современной биологии и медицине. Учебно-методический комплекс включает рабочую программу, фонд оценочных средств, методические разработки к лекциям, методические разработки к практическим занятиям для студентов, методические разработки к практическим занятиям для преподавателя.
При составлении учебно-методического комплекса следует обратить особое внимание на выбор компетенций. В вариативных дисциплинах на первых курсах обучения не следует выбирать большое количество компетенций одновременно. Выбор одной-двух компетенций, на наш взгляд, является оптимальным, поскольку позволяет более целостно ориентировать студента первого года обучения на активное приобретение знаний и умений, что в дальнейшем позволит ему сформировать собственные приемы самообучения в высшей школе.
Среди перечня профессиональных компетенций, представленных в ФГОС по специальности «Лечебное дело», рекомендованных для естественно-научных дисциплин, была выбрана ПК-5. Именно она позволяет целенаправленно ориентировать студента в получении знаний и умений в области морфологии, современных методах исследования в эмбриологии, а также ориентирует на применение собственных базовых навыков в клинической практике.
Основными задачами дисциплины «Современные аспекты медицинской эмбриологии» являются:
- изучение основной гистологической международной латинской терминологии;
- изучение периодизации внутри утробного развития;
- изучение этапов и методов экстракорпорального оплодотворения у человека;
- изучение аномалий внутриутробного развития человека и внезародышевых органов;
- изучение внутриутробного развития органов и систем органов;
- формирование у студентов умения «чтения» гистологических препаратов на различных стадиях эмбриогенеза с использованием микроскопической техники;
- формирование у студентов навыков самостоятельной аналитической работы;
- формирование у студентов навыков работы с научной литературой и их использования.
Учебные цели дисциплины вносят вклад в формирование у студентов целостного представления о стадиях и закономерностях эмбриогенеза человека, позволяют получить знания по современным направлениям медицинской эмбриологии, побуждают их к научно-исследовательской и самостоятельной практической деятельности, что согласуется с целями основной учебной дисциплины «Гистология, эмбриология и цитология».
Основными формами образовательного процесса в вузе, в том числе и в рамках вариативного курса, являются лекции и практические занятия. Методические разработки к лекциям построены по строгому плану, унифицированы в соответствии с компетентным подходом, предусмотренным стандартом образования. В ходе лекционного курса на кафедре совмещаются и традиционные подходы к изложению лекционного материала. Кафедра гистологии и эмбриологии СамГМУ имеет собственный информационный электронный ресурс в сети интернет. На странице кафедры постоянно размещаются электронные версии лекций, которые студенты могут изучить и иметь базовые сведения по дисциплине. Поэтому в рамках вариативного курса происходит постоянное эффективное пополнение лекционного курса современными профессиональными сведениями, которые в дальнейшем послужат базисной основой для вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу не только на теоретических, но и на практических кафедрах, в первую очередь таких как «Акушерство» и «Педиатрия».
Включение в курс преподавания альтернативных форм лекций способствует развитию познавательной деятельности у студентов с последующей активизацией самостоятельной работы в процессе освоения материала вариативного курса. В рамках такой лекции наиболее полно раскрывается современное предназначение лекции - обзор и анализ широкого спектра мнений и инноваций, представленных в данном направлении науки.
Особое место среди нетрадиционных форм лекций имеет значение лекция в форме проблемной лекции-визуализации, в ходе которой активно реализуется принцип наглядности, а лектор является еще и новатором при демонстрации современного лекционного материала, позволяя студентам проследить в динамике процессы и методы, применяемые в современной медицинской эмбриологии. В ходе лекционного курса перед студентами сразу обозначается основная проблема - проблема бесплодия, которая имеет медицинское, социально-демографическое и экономическое значение. Освещение проблемы в широком спектре позволяет уже на первом-втором году обучения в вузе активно претворять в жизнь компетентный подход к обучению в виде формирования общекультурной компетенции (ОК-1), которую реализуют все кафедры СамГМУ в течение 6 лет обучения.
Профессиональные знания, получаемые студентами, носят абсолютно инновационный характер. В первую очередь речь идет о методах лечения бесплодия путем экстракорпорального оплодотворения преовуляторных овоцитов и переноса дробящихся эмбрионов в полость матки реципиента (метод ЭКО и ПЭ). Современными методами, повышающими эффективность метода ЭКО и ПЭ, являются методы ИКСИ и ИМСИ. Метод ИКСИ используется для решения проблемы мужского бесплодия. Он предусматривает отбор жизнеспособных сперматозоидов и внесение материала под плазмалемму яйцеклетки под 400-кратным увеличением. Модификацией этого метода является ИМСИ, который предусматривает изучение структуры сперматозоида и внесение его под увеличением 6000 под оболочку женской половой клетки. Новые репродуктивные технологии постоянно развиваются, и новой модификацией методов ИКСИ и ИМСИ является метод пИКСИ. Он предусматривает дополнительную проверку на зрелость сперматозоидов гиалуроновой кислотой для исключения дефектов ДНК, после чего следует внесение генетического материала по методу ИКСИ.
Наряду с новейшей информацией, отражающей достижения лабораторной диагностики и эмбриологии, студенты получают данные по классической эмбриологии, которые касаются периодизации и закономерностей эмбрионального развития. Таким способом осуществляется принцип преемственности, когда «старые» и «новые» данные не противоречат, а взаимодополняют друг друга.
Вторая группа инновационных методик в отрасли репродуктивных технологий касается дополнительного исследования предимлантационного исследования - ПИД-проверка. При этом часть эмбрионов подвергается генетическому анализу при помощи флуоресцентной гибридизации in situ (FISH). Метод позволяет сделать заключение о состоянии хромосом в бластомерах эмбриона и в полярных тельцах. Внедрение этой методики позволяет предотвращать распространение в популяции тяжелых наследственных заболеваний, таких как гемофилия, синдром Дауна, синдром Шерешевского-Тернера и т.д. Таким образом, прослеживается преемственность знаний, полученных студентами ранее, например в курсе медицинской генетики, что, несомненно, ориентирует их на освоение будущих клинических специальностей. Это очень важно, поскольку данные исследований свидетельствуют, что 76% преподавателей теоретических кафедр отмечают необходимость укрепления и развития межпредметных связей вузовских дисциплин.
На кафедре гистологии и эмбриологии Самарского государственного медицинского университета проводятся практические занятия вариативного курса «Современные аспекты медицинской эмбриологии». Они ведутся по плану, предусмотренному в методических пособиях для практических занятий. Практические занятия - важнейший этап образовательного процесса, они обеспечивают связь теории и практики, содействуют выработке умений и навыков применения знаний в составе компетенций. В настоящее время только компетентный подход к проведению практического занятия может обеспечить своевременную практическую ориентацию студента. Это в дальнейшем, несомненно, может определить его высокое место в рейтинге врачей лечебного профиля, работающих в практическом здравоохранении.
Особое внимание в ходе практических занятий уделено проблемному обучению, что особенно актуально в ходе вариативного курса. Особенность его заключается в том, что управляемая педагогом учебная деятельность студента должно отражать самостоятельную поисковую работу и рефлексивное отношение к ней. Поэтому проблемное обучение, на наш взгляд, позволяет учебному процессу проходить творчески, сопровождаясь полной самоотдачей и самореализацией студента. Несомненно, что чем активнее учащийся, тем интенсивнее он ощущает его результаты. Проблемное обучение представляет собой комплексный процесс «лекция - практическое занятие - экзамен». Исходя из этого студент отчетливо видит будущий результат своих действий и перспективу клинического развития, поскольку профессия врача есть целостный комплекс проблем и возможностей их решения. Поэтому актуальное значение приобретают проблемные ситуационные задачи, которыми снабжена каждая тема практического занятия. Умение решать ситуационную задачу вырабатывает наиболее ценный и сложно формируемый навык освоения дисциплины - «владеть». Личность приобретает многогранный опыт - когнитивной, поисково-исследовательской, творческой деятельности.
Приведем примеры некоторых ситуационных задач.
1. Яйцеклетка человека в условиях ЭКО оплодотворена сперматозоидом, содержащим Y-хромосому. Каков будет пол плода? Какими современными методиками это можно подтвердить?
2. На гистологическое исследование представлены препараты: на первом выявлены примордиальные фолликулы, первичные, вторичные, третичные фолликулы, желтое и белое тело; на втором преимущественно овогонии и единичные овоциты первого порядка в стадии малого роста; на третьем - овоциты первого порядка в стадии малого роста и небольшое количество овогоний, некоторые их них находятся в процессе атрезии. Какой из препаратов принадлежит плоду, новорожденному ребенку и взрослому и почему?
Из приведенных примеров видно, что методические разработки содержат задачи разных уровней сложности. Таким образом, преодоление сложностей в решении ситуационных задач способствует обучению и развитию обучающейся личности. Студенты становятся все более готовыми к выбору тех видов и форм деятельности, которые соответствуют их представлениям о будущем - профессии, карьере, образе жизни. В результате этого формируемые первично общекультурные компетенции переходят и дополняют профессиональные, которые в дальнейшем займут доминирующее положение в системе профессиональных ценностей врача - специалиста лечебного профиля.
В связи со сложностью и несомненной новизной нашего профессионального курса, а также для оптимизации образовательного процесса на кафедре гистологии и эмбриологии Самарского государственного университета было создано учебно-методическое пособие «Современные аспекты медицинской эмбриологии». Оно является современным фундаментальным пособием и предназначено для студентов лечебного факультета очной формы обучения.
По окончании вариативного курса перед профессорско-преподавательским составом стоит задача - оценка качества сформированных компетенций у студентов младших курсов.
Довольно сложно оценить у студентов наличие общекультурных компетенций на втором курсе обучения, поскольку они носят интегральный характер и вырабатываются в полном объеме образовательной средой вуза в целом, профессиональным и культурным уровнем профессорско-преподавательского и профессионального сообщества. В связи с этим необходимо активно погружать студентов в профессиональную среду. Одним из способов ее создания на младших курсах в вузе является активное включение студентов в работу студенческого научного общества (СНО). СНО, конечно, начинается с работы в студенческом научном кружке, который активно функционирует на кафедре гистологии СамГМУ. Основным современным направлением его работы можно считать расширение научного кругозора студента, что особенно важно для формирования научно-мировоззренческой позиции будущего врача. Для реализации этого кафедра гистологии приглашает на проблемные заседания студенческого научного кружка ведущих научных сотрудников СамГМУ и практического здравоохранения города Самары. В связи с этим мы считаем, что необходимо привлекать к работе в нем студентов с разным уровнем успеваемости, поскольку это расширяет образовательное пространство в рамках общекультурных и профессиональных компетенций.
Таким образом, разработка и реализация вариативных курсов на основе компетентного подхода позволят уже сейчас ориентировать студентов в инновационных направлениях теоретической и практической медицины, что, несомненно, является положительным фактором в развитии личности будущего врача - специалиста лечебного профиля.
Рецензенты:
Колсанов А.В., д.м.н., ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава РФ, г. Самара;
Аввакумова Н.П., д.б.н., ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава РФ, г. Самара.
Библиографическая ссылка
Щукин Ю.В., Суворова Г.Н., Тулаева О.Н. ВАРИАТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ, КАК СПОСОБ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21329 (дата обращения: 07.12.2024).