Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Чижкова М.Б. 1
1 ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В исследованиях динамики активности профессиональной подготовки студентов большое внимание уделяется удовлетворенности как интегральному показателю, отражающему особенности переживания будущими специалистами процесса, различных аспектов и результатов учебно-профессиональной деятельности. Представленные в статье эмпирические данные демонстрируют общее положительное эмоционально-оценочное отношение студентов-первокурсников к организации образовательного процесса в медицинском университете, опосредованное содержанием учебно-профессиональной деятельности и методическим обеспечением со стороны профессорско-преподавательского состава. При наибольшей выраженности удовлетворенности избранной профессией, воспитательной работой в вузе и взаимодействием с преподавателями, студенты на начальном этапе обучения переживают в разной степени дискомфорт во взаимоотношениях с однокурсниками, в организации быта, досуга и оценке состояния собственного здоровья. Указанные аспекты представляют практический интерес в контексте разработки системы психолого-педагогических мер по профилактике и коррекции неудовлетворенности студентов медицинского вуза учебно-профессиональной деятельностью.
учебно-профессиональная деятельность
удовлетворенность
удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью
студенты-первокурсники
1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
2. Есенкова Н.Ю. Особенности мотивационных процессов и их влияние на удовлетворенность студентов медицинского вуза // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2009. – № 112. – С. 256-260.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
4. Косырев В.Н. Отчуждение учебного труда студента // Высшее образование в России. – 2009. – №11. – С. 138-143.
5. Лабынцева И.С. Особенности динамики учебной деятельности студентов с разным отношением к профессии: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ростов-н/Дону; Южный Федеральный университет, 2013. – 22 с.
6. Мищенко Л.В. Методика диагностики удовлетворенности учебной деятельностью // Вестник ПГЛУ. – 2007. – № 1-2. – С. 105-111.
7. Соловьев В.П. и др. Мониторинг удовлетворенности студентов образовательным процессом: Аналитический отчет по опросу студентов МИСиС, проведенному в мае 2003 г. – М.: МИСиС, 2003. – 108 с.
8. Студент как субъект саморазвития и отношения к учебно-профессиональной деятельности / отв. ред. В.Г. Маралов. – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 190 с.

Профессионально-личностное развитие студентов – важнейшая задача профессионального образования. Профессиональная подготовка будущих специалистов осуществляется в различных видах деятельности, в системе деловых и межличностных отношений с другими субъектами образовательного процесса, специально организованной социокультурной среде вуза. Однако основным и наиболее действенным фактором становления и развития студентов является учебно-профессиональная деятельность, в которой активизируются новые личностные образования (смыслы, мотивы, эмоции, волевые качества, саморегуляция), осваиваются специальные знания, умения и навыки, новые способы жизнедеятельности и творческого самовыражения (А.А. Вербицкий, Э.Г. Вартанова, Т.О. Гордеева, Т.Д. Дубовицкая, И.А. Зимняя, В.Э. Мильман, А.А. Реан, А.Б. Холмогорова, Е.Н. Шиянов, В.А. Якунин, E.L. Deci, W. Lens, M. Pressley, J. Temkov, R.J. Vallerand, B.J. Zimmerman и др.).

В последние годы в психолого-педагогической литературе (А.А. Андреев, К.Н. Босикова, А.А. Волочков, Н.Ф. Добрынин, М.К. Дуванская, Л.М. Зюбин, И.П. Коновалова и др.) отмечается тенденция акцентировать внимание на внутренней учебной активности студентов, детерминирующей как интенсивность учебно-профессиональной деятельности, так и отношение к ней со стороны её субъекта.

Отношение студентов к учебной деятельности понимается как особый вид связи субъекта учения к осуществляемой деятельности, характеризующийся с эмоциональной стороны её принятием или непринятием, с содержательной – системой мотивов (и их направленностью) и проявляющийся в поведении через результативность деятельности [8, с. 123].

Осознание и принятие собственного смысла учения, отмечает Н.Ю. Есенкова, обусловливают формирование устойчивого долгосрочного положительного эмоционального отношения к деятельности – удовлетворенности [2, с. 257].

Удовлетворенность (англ. Satisfaction) – субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, самих людей, в том числе и самого себя [1, с. 555]. По мнению Е.П. Ильина, «…удовлетворенность выступает одним из факторов, влияющих на принятие решения о продолжении деятельности, … усиливает мотив и … может объяснять, почему человек занимается данной деятельностью столь длительное время» [3, с. 63].

В связи с тем, что удовлетворенность выступает одной из движущих сил повышения активности личности, внимание к её роли в процессе учебно-профессиональной деятельности студентов значительно усиливается. Удовлетворенность учебной деятельностью, подчеркивает Л.В. Мищенко, является тем интегративным показателем, который отражает отношение студентов к условиям и результатам учебной деятельности в вузе. Незаменимы показатели удовлетворенности при определении эффективности различных нововведений и управления образовательным процессом. В более широком, общественном плане, уровень удовлетворенности учебной деятельностью в известной степени может свидетельствовать и о социальном благополучии общества в целом [6].

Определяя удовлетворенность как систему отношений студентов к процессу и содержанию учения, отражающую особенности переживания образовательного процесса в вузе и уровень личностно-профессионального развития, Н.Ю. Есенкова выделяет в данном понятии такие личностные параметры, как: психологическое благополучие, осмысленность жизни, удовлетворенность базовых потребностей и временная перспектива [2, с. 257]. Психологическое благополучие, как интегральный показатель, отражает субъективное ощущение студентом счастья, удовлетворенность жизнью (Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко). Осмысленность жизни показывает, насколько студент рассматривает свою жизнь как имеющую смысл, насколько широки его цели в жизни, удовлетворенность своим настоящим периодом жизни и насколько его прошлое воспринимается им как наполненное смыслом (Д.А. Леонтьев). Удовлетворенность базовых потребностей характеризует, как на данном этапе жизни ситуация позволяет студенту реализовать потребности во взаимосвязи с другими людьми, в компетентности, автономии, лежащие в основе внутренне мотивированной активности (В.И. Чирков). Временная перспектива выступает как ментальная проекция мотивационной сферы студентов. Протяженная, структурированная, реалистичная и активная временная перспектива определяет целенаправленное и продуктивное планирование и осуществление долговременных проектов, способствует нахождению путей их реализации (Ж. Нюттен).

Неудовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью может привести к её отчуждению, проявляющемуся в таком отношении студента к учению, при котором продукты его деятельности, он сам, а также преподаватели, администрация, другие студенты и социальные группы как носители норм, установок и ценностей учебной деятельности выступают для него как нечто чуждое его самости, что выражается в соответствующих переживаниях (чувстве обособленности, одиночества, отвержения), и поведения [4, с. 138]. В учебно-профессиональной деятельности у отчужденного студента, по мнению специалистов, переживания другого не вызывают отклика или вызывают противоположную гуманистической активность: злорадство при неудаче другого, действие по усугублению его неблагополучия, зависть в ответ на учебные успехи, «одергивание» слишком успешного (В.В. Абраменкова); сопровождается ощущениями бессилия, бессмысленности, аномии, изоляции и самоотчуждения, тревожности, нарушениями в межличностном общении, одиночеством, чувством потери собственной субъектности (Д.М. Зиновьева); характеризуется делячеством и узким практицизмом, отношением к себе не как к личности, а как к товару, который надо будет выгодно продать на рынке (В.Н. Косырев).

Психологическими механизмами, лежащими в основе отчуждения, являются несовпадение смыслов и значений в деятельности и в сознании субъекта (К.А. Абульханова, А.Н. Леонтьев), отсутствие смысловой связи между мотивами и потребностью (Д.А. Леонтьев); отчуждение учебных целей в ситуации целевого конфликта (В.В. Абраменкова); рассогласование мотива и действия, демонстрация заинтересованного отношения к учению при внутреннем его неприятии (А.И. Бушин, L.B. Murpby); несовпадение мотива и цели деятельности (В.А. Иванников); функциональный конфликт мотива деятельности и «смысловой диспозиции личности» (Д.А. Леонтьев). Следовательно, критериями диагностики присвоения (удовлетворенности) или отчуждения учебной деятельности, по мнению В.Н. Косырева, выступают следующие: 1) удовлетворенность/неудовлетворенность профессиональным выбором; 2) общее положительное или негативное отношение к учебному труду; 3) ощущение безопасности или угрозы в учебной среде; 4) возможность/невозможность сохранить свою самобытность, неповторимость, индивидуальность; 5) ощущение успеха/неуспеха в овладении профессии; 6) степень ценности или бесполезности приобретаемых знаний; 7) интернальная/экстернальная атрибуция ответственности за результаты учебного труда; 8) направленность рефлексивного процесса на мотивационно-смысловые или операционально-технические компоненты учебной деятельности; 9) преобладающее положительное или отрицательное функциональное состояние во время занятий; 10) наличие/отсутствие сверхнормативной учебной активности [4, с. 140].

Экспериментальные исследования по заявленной проблеме показывают, что субъективная удовлетворенность студентов от деятельности и её результатов выступает неотъемлемым атрибутом позитивной динамики учебной активности, способствует большей вовлеченности обучающихся в учебную деятельность и более эффективному их личностно-профессиональному развитию [5, с. 6]. Более 44 % не имеют особых претензий к вузу и удовлетворены организацией учебного процесса. Определенное недовольство вызывает у студентов соотношение значимости предмета и количества выделяемых на него часов, а также несоответствие изучаемых дисциплин получаемой специальности (26,4 % и 10,9 % соответственно). В данном случае, полагают авторы исследования, «….претензии со стороны студентов должны быть не к вузу, а к образовательному стандарту. Следует учитывать и то, что далеко не всегда студенты могут определить значимость той или иной дисциплины для освоения специальности» [7, с. 29].

Выявление связи структурных особенностей учебной мотивации с параметрами удовлетворенности студентов на разных этапах подготовки к врачебной деятельности, позволило Н.Ю. Есенковой констатировать, что психологическая удовлетворенность студентов-медиков находит свое отражение в повышении общей осмысленности жизни и потребности в самодетерминации, переживании психологического благополучия, положительном отношении к выбранной профессии, к образовательному процессу в вузе. На этапе профессионального обучения учебная мотивация студентов-медиков связана с показателями удовлетворенности: осмысленностью жизни, удовлетворенностью будущей профессией и учением, положительной эмоциональной оценкой себя и собственной жизни, удовлетворением базовых потребностей, позитивным отношением к прошлому [2, с. 259].

Целью настоящего исследования являлся анализ удовлетворенности студентов-первокурсников учебно-профессиональной деятельностью, осуществляемой в Оренбургском государственном медицинском университете (далее ОрГМУ). Исследование проводилось в 2014–2015 учебном году. Выборку составил 121 студент педиатрического факультета.

В качестве психодиагностического инструментария выступил опросник «Удовлетворенность учебной деятельностью» Л.В. Мищенко. В основу опросника положено представление об удовлетворенности учебной деятельностью как эмоционально-оценочном отношении студентов к выполняемой учебной деятельности и условиям её протекания и включающем в себя отношение к различным аспектам учебной деятельности: 1) удовлетворенность учебным процессом; 2) удовлетворенность воспитательным процессом; 3) удовлетворенность избранной профессией; 4) удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками; 5) удовлетворенность взаимодействием с преподавателями и руководителями факультета, вуза; 6) удовлетворенность бытом, досугом, бюджетом, здоровьем; 7) общая удовлетворенность (суммарная шкала) [6].

Респондентам предлагалось выразить свое мнение по поводу 70 утверждений эмоционально-оценочного характера, используя четыре варианта ответа: «верно», «пожалуй, верно», «пожалуй, неверно», «неверно».

В соответствии с ключом обработки данных каждый ответ был оценен по четырехбалльной системе: «неверно» – 1 балл; «пожалуй, неверно» – 2 балла, «пожалуй, верно» – 3 балла, «верно» – 4 балла. Далее были определены средние значения удовлетворенности учебной деятельностью студентов-первокурсников по каждой из шкал (рисунок).

Средние значения от 1 до 1,5 баллов свидетельствуют о полной неудовлетворенности учебной деятельностью; от 1,6 до 2,5 баллов – о недостаточном благополучии студентов в учебно-профессиональной деятельности; от 2,6 до 3,5 баллов – о нормальном уровне удовлетворенности учебной деятельностью и от 3,6 до 4 баллов – о полной удовлетворенности студентов учебно-профессиональной деятельностью.

Средние значения удовлетворенности учебной деятельностью студентов-первокурсников медицинского вуза

Примеч.: шкалы по порядку

Как свидетельствует гистограмма, по всем шкалам удовлетворенности учебно-профессиональная деятельность студентов-первокурсников протекает в пределах нормы, хотя и не дает возможности в полном объеме реализовать все свои способности; некоторая неудовлетворенность возникает лишь в отдельных областях учебно-профессиональной деятельности. Общая удовлетворенность также в пределах нормы (3,22).

Наибольшие показатели удовлетворенности выявлены по шкалам «удовлетворенность избранной профессией» (3,53), «удовлетворенность воспитательным процессом» (3,30) и «удовлетворенность взаимодействием с преподавателями и руководителями факультета, вуза» (3,27).

Респонденты отмечают, что им нравится избранная профессия, и они постоянно стремятся повысить уровень своих знаний, чтобы стать высококвалифицированным специалистом (79,3 %) и принести большую пользу людям (93,3 %). Юноши и девушки педиатрического факультета считают свою профессию важнейшей для общества, которая способствует развитию страны (87,6 %), самораскрытию, самореализации (76,8 %). Профессиональная деятельность врача, полагают опрошенные, дает возможность общаться с людьми, активно включаться в общественную жизнь (73,5 %), обеспечивает потребность в социальном признании и уважении общества (69,4 %), хотя и не позволяет иметь высокий уровень заработной платы (42,1 %).

Позитивную оценку дают студенты воспитательной работе в медицинском университете. По мнению испытуемых, в ОрГМУ созданы все условия для личностного роста (89,1 %), формирования и развития социально-значимых (93,3 %), морально-нравственных и гражданско-патриотических (85 %) качеств. Мероприятия, проводимые в медицинском университете, создают атмосферу доброжелательности и взаимопомощи, дают возможность научиться успешно жить в современном обществе (95 %), воспитывают человека с активной жизненной позицией, умеющего работать над собой (93,3 %), создают перспективную модель специалиста – истинного профессионала (88,3 %). Существенную роль в этом играет студенческое самоуправление, вовлекающее будущих медицинских работников в активную управленческую деятельность (86,7 %).

Свидетельством удовлетворенности первокурсников учебно-профессиональной деятельностью являются хорошие отношения со всеми преподавателями (98,3 %), уважение к педагогам, умеющим обеспечить быстрое и глубокое усвоение знаний и умений (96,6 %). Студенты выделяют терпеливость и тактичность преподавателей (90 %), их умение вселить уверенность в каждого обучающегося (81,8 %), сформировать необходимую профессиональную направленность с учетом индивидуально-психологических особенностей (87,5 %), поддержать и поощрить творческий поиск и инициативу, общее интеллектуальное развитие (92,4 %).

Профессорско-преподавательский состав, отмечают будущие педиатры, используют богатый арсенал методов, форм и способов обучения в сочетании с высокой методичностью (92,4 %). Высокий профессионализм педагогов способствует активному включению первокурсников в учебно-профессиональную деятельность, а знания, умения и навыки, получаемые в ОрГМУ, формируют профессионально-важные качества (71,8 %), обеспечивают успешность будущей профессиональной деятельности (77,6 %), развивают способности к самообучению (90,8 %). Несмотря на то, что учеба в вузе требует от обучающихся значительного интеллектуального напряжения (82,5 %), большинство опрошенных молодых людей получает интеллектуальное удовлетворение от учебы в университете (82,6 %), испытывает глубокое удовольствие не только от результатов своей учебы, но и от процесса обучения (90,8 %).

Отдельные проявления неудовлетворенности выявлены в отношениях респондентов с однокурсниками. Как показали результаты исследования, в студенческих группах преобладает доброжелательность и взаимная симпатия (88,4 %), многие юноши и девушки свободно выражают собственное мнение при обсуждении вопросов, касающихся всей группы (94,5 %), и активно участвуют в принятии коллективных решений по вопросам жизни и учебы группы (84,2 %). Однако отдельные испытуемые не всегда открыто рассказывают о своих делах однокурсникам (25,6 %), в редких случаях переживают достижения или неудачи отдельных членов коллектива и группы как свои собственные (28,8 %) и в целом полагают, что не являются авторитетным членом своей студенческой группы (35,4 %), к мнению которого сокурсники относятся с уважением (18,9 %).

Наименьшая удовлетворенность студентов учебно-профессиональной деятельностью констатируется по шкале «удовлетворенность бытом, досугом, здоровьем». В целом, первокурсники считают свой быт достаточным для обучения (89,1 %), а уклад жизни целесообразным: режим питания, труда и отдыха удовлетворяет их потребности (61,1 %). В свободное время юноши и девушки преимущественно самостоятельно приобретают теоретические и практические знания (67,6 %). Тем не менее у значительного числа студентов отмечается недостаток свободного времени для общения с друзьями, возникают трудности рационального распределения своего времени на учебу и отдых (53,8 %), ощущается упадок сил и ухудшение здоровья (47,8 %), переутомление после учебных занятий и самостоятельной работы, вялость и плохое настроение после сна (50,4 %).

Проведенный корреляционный анализ r-Спирмена (в соответствии с объемом выборки значимыми считались значения при p≤0,01) показал, что общая удовлетворенность студентов-первокурсников учебно-профессиональной деятельностью достоверно взаимосвязана с удовлетворенностью по всем шкалам с наибольшими значениями по шкалам «удовлетворенность учебным процессом» (r=0,789 при p≤0,01) и «удовлетворенность взаимодействием с преподавателями» (r=0,536 при p≤0,01). Следовательно, положительное отношение первокурсников к обучению в медицинском университете в значительной степени опосредовано содержанием учебно-профессиональной деятельности, а также её методическим обеспечением со стороны профессорско-преподавательского состава.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Учебно-профессиональная деятельность студентов-первокурсников педиатрического факультета ОрГМУ характеризуется положительным эмоционально-оценочным отношением. Наибольшую удовлетворенность вызывает избранная профессия, организуемая воспитательная работа в вузе, а также взаимодействие с профессорско-преподавательским составом. Общая удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью достоверно опосредована её содержанием (интеллектуальным напряжением, характером усваиваемых профессиональных знаний, умений и навыков, активным включением в различные виды учебных занятий) и использованием педагогическим коллективом университета богатого арсенала методических приемов, средств, способов и форм обучения.

2. Отдельные проявления неудовлетворенности студентов-первокурсников присутствуют во взаимоотношениях с однокурсниками. Несмотря на то, что в студенческих группах преобладают доброжелательность и взаимные симпатии, в некоторых ситуациях к мнению друг друга юноши и девушки относятся неуважительно, а неудачи группы и сокурсников не всегда переживаются как свои собственные.

3. Наибольшую неудовлетворенность у студентов-первокурсников вызывает организация быта, бюджета, досуга и оценка состояния здоровья. При наличии умений организовать свой быт и бюджет, обучающиеся испытывают определенные трудности в рациональном распределении своего времени на учебу и отдых, что приводит к негативным переживаниям, переутомлению, вялости, снижению активности и работоспособности. Полученные данные подтверждают имеющиеся в научной литературе сведения о том, что начало обучения в высшем учебном заведении, возрастание рабочей нагрузки приводят к ухудшению здоровья обучающихся и сопровождаются «хроническим» недосыпанием, нервно-психическим напряжением, истощением, утомляемостью, нарушением питания, труда и отдыха.

4. Результаты данного исследования могут послужить основой для дальнейшей разработки проблемы удовлетворенности студентов учебно-профессиональной деятельностью в аспекте взаимосвязи с характером межличностных отношений с однокурсниками, личностными качествами и свойствами, гендерных особенностей, динамики удовлетворенности на разных этапах обучения и др.

Рецензенты:

Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики дошкольного и начального образования ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Тавстуха О.Г., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Чижкова М.Б. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21304 (дата обращения: 20.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074