Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДСИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И КОММЕРЧЕСКИ-ЗНАЧИМЫХ ИНИЦИАТИВ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Баранников К.А. 1 Любченко О.А. 1
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт системных проектов
Разработана информационная интернет-система, являющаяся подсистемой создаваемой системы поддержки инициатив студентов и молодых учителей, направленных на обновления в сфере столичного образования, которая позволяет создать условия для выявления и продвижения перспективных педагогов ещё на стадии завершения обучения или в начале профессиональной деятельности. Концепцию подсистемы составляет научная акселерации инициатив с акцентом на сферах их представления, экспортирования и продвижения. Построение подсистемы по модульному принципу упрощает работу с ней целевой аудитории с учетом выделяемых ролей: эксперт, инвестор, работодатель и пр. В подсистеме происходит автоматический сбор статистики по направлениям, необходимым для анализа и совершенствования ее деятельности. Главным результатом проектирования и реализации деятельности подсистемы является не только коммуникация инициаторов с профессиональным сообществом, потенциальными инвесторами (работодателями), но и формирование презентационной площадки, где могут быть размещены и оценены инициативы студентов и молодых учителей.
презентационная площадка
подсистема информационной поддержки инициатив
профессиональные и коммерчески-значимые инициативы
система поддержки инициатив студентов и молодых учителей
1. Геворкян Е.Н., Савенков А.И., Айгунова О.А., Вачкова С.Н., Воропаев М.В., Зиновьева Т.И., Львова А.С., Любченко О.А., Поставнев В.М., Смирнова П.В. Национальная система независимой оценки и сертификации в педагогической сфере деятельности : коллективная монография / науч. ред. А.И. Савенков. – М. : Перо, 2015. – 161 с.
2. Полонский В.М. Критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований // Мир образования – образование в мире. - 2007. - № 4. - С. 71–84.
3. Полонский В.М., Сидон Л.М., Аксенова М.А. Методологические требования к описанию результатов научно-педагогических исследований. — ИТИП РАО, Деп. в ИТИП РАО. 25.12.2012. – 214 с.
4. Савенков А.И., Львова А.С., Вачкова С.Н., Любченко О.А., Никитина Э.К. Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19, № 3. – С. 197–206.
5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. - URL: http://www.base.garant.ru/198112/ (дата обращения: 15.04.2015).

Модернизация российского образования, обусловленная социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, по-новому ставит вопрос о профессиональной конкурентоспособности будущих педагогов и молодых учителей, их интеграции в профессиональное сообщество.

Возможность выявить перспективных педагогов, работающих в режиме инноваций, и поддержать их ещё на стадии завершения обучения или в начале профессиональной деятельности способствует целенаправленному повышению уровня профессиональной компетентности, становлению профессиональной идентичности педагогов и в конечном итоге повышает качество образовательных услуг в целом.

Реализация возможности отбора и поддержки профессиональных инициатив студентов и молодых учителей, направленных на обновления в сфере столичного образования, должна носить системный характер и строиться на базе сетевого взаимодействия образовательных организаций различного типа и уровня.

При проектировании системы поддержки инициатив студентов и молодых учителей, направленных на обновления в сфере столичного образования (Системы), были определены ее цели и задачи.

1. Разработка структуры Системы.

2. Описание общего порядка функционирования Системы.

3. Разработка и актуализация критериев оценки и отбора профессиональных и коммерчески значимых инициатив студентов и молодых учителей.

4. Разработка процедур и инструментов оценки и отбора профессиональных и коммерчески значимых инициатив студентов и молодых учителей.

5. Моделирование деятельности Системы по внедрению профессиональных и коммерчески значимых инициатив студентов и молодых учителей.

6. Проектирование и организация деловой презентационной площадки профессиональных и коммерчески значимых инициатив студентов и молодых учителей.

7. Создание подсистемы информационной поддержки Системы.

В соответствии с определенными задачами одним из важных аспектов реализации деятельности Системы является формирование ее инструментального обеспечения. Подобным инструментом может стать специализированная подсистема информационной поддержки (сервис), которая предоставляла бы, с одной стороны, возможность публикации и хранения проектов, с другой - возможность их экспертизы и создания кластера. Другими словами, интернет-система (подсистема) одновременно должна выступать как депозитарий лучших практик и как платформа для оценивания проектов и инициатив.

Концепция подсистемы

Такая подсистема информационной поддержки и развития студенческих инициатив главной своей целью имеет предоставление электронного сервиса экспертной коммуникации авторов инициатив и потенциальных потребителей, а также поиска путей внедрения сформированных предложений и проектов.

В своей концептуальной основе подсистема опирается на концепцию научной акселерации студенческих инициатив (проектов, идей), однако в своих функциональных возможностях делает больший акцент на сферах их представления, экспортирования и продвижения.

В понятие инициативы включаются возможные форматы научных, управленческих, разработческих и иных проектов, замысел которых сформирован студентом/молодым учителем самостоятельно и которые студент/молодой учитель готов самостоятельно реализовывать. Далее для удобства будет использоваться понятие «проект», которое подчеркивает прикладной характер инициативы.

Так, могут быть выделены следующие сферы применения сервиса:

- представление и оценка проектов – как для общественной оценки, так и для экспертного аудита;

- поиск научных инвесторов проекта или научных акселераторов;

- поиск команд - разработчиков проектов, научных стартапов.

Среди основных целевых аудиторий, кому может быть интересен сервис, можно назвать такие, как:

- студенты, молодые учителя или команды, имеющие замысел проекта, но нуждающиеся в методической, организационной и иной поддержке;

- студенты, молодые учителя или команды, имеющие модель или даже прототип проектного решения, нуждающиеся в финансовой, методической, информационной поддержке (более зрелого уровня);

- научные инвесторы – научные специалисты, разработчики или их команды, осуществляющие поиск перспективных инициативных тем, имеющие возможности и готовность для методической, организационной, информационной и финансовой поддержки;

- службы образовательных организаций, осуществляющие комплекс мероприятий по развитию студенческих инициатив.

По сути подсистема выступает не только как информационный ресурс, но и как ресурс научного рекрутинга.

Описываемый сервис формируется несколькими функциональными модулями: публикации проекта; публичного обсуждения проекта; поиска научного инвестора; публикации карточки запроса на проект; поиска разработчика/проекта; сбора статистики и анализа.

В сервисе имеются пользовательские роли:

- разработчик – студент, молодой учитель, имеющий намерения разместить информацию о своем проекте;

- эксперт – представитель службы университета, который осуществляет оценку и последующее сопровождение проекта;

- инвестор – работодатель (в образовательной, научной сфере), осуществляющий поиск перспективных тем;

- общественный эксперт – зарегистрированный пользователь, имеющий возможность комментировать и оценивать проект;

- администратор, осуществляющий управление учетными записями и настройками системы;

- аналитик – пользователь, имеющий доступ к собранным статистическим данным.

Функциональная схема сервиса представлена на рисунке.

Модуль публикации проекта обеспечивает возможности формирования карточки проекта через ввод данных и размещение файлов. Модуль доступен для роли разработчика и предоставляет возможность создания нескольких карточек проекта. Проект может иметь статусы: «в разработке», «опубликован». При создании новой карточки проекта пользователь последовательно заполняет несколько групп полей:

- информация (поля: полное название проекта, краткое название, краткое описание, тематика проекта – выпадающий список);

- тип проекта (селектор: замысел, проектное решение), если выбирается «проектное решение», то идет заполнение следующих полей;

- проблемы (поля: носитель проблемы, проявление проблемы, источник);

- цели (цели, задачи, ожидаемые результаты, критерии достижения);

- аудитории (поля: на кого направлен проект, вовлеченные целевые аудитории, аудитории, на ком дополнительно скажется проект);

- изменения (поля: описание организационной схемы, описание процессной схемы, исполнительская схема, план, схема контроля, описание финансовых ресурсов, а также к каждому пункту поля для прикрепления файла);

- риски (поля: риски внедрения, риски реализации, меры минимизации).


Функциональная схема подсистемы информационной поддержки проектных инициатив.


После публикации проекта он вносится в общую базу проектов (картотеку), откуда может быть просмотрен, оценен или прокомментирован другими пользователями. Также в системе происходит автоматическое лицензирование прав по стандарту Creative Commons.

Модуль публичного обсуждения проекта предполагает возможность просмотра карточек проекта и присваивания им баллов по нескольким критериям (актуальность, проработанность, польза). При просмотре карточки проекта пользователь с ролью «общественный эксперт» указывает значение критериев, используя специальные шкалы. Также к выставленным баллам могут быть опубликованы пояснения.

Карточки проектов могут отображаться: в виде ленты (отсортированной по новизне, рейтингу) или как результаты поиска по фильтрам (пользователь указывает параметры поиска по полям карточки проекта).

Модуль публикации запроса на проект предназначен для пользователей с ролью «инвестор» (работодатель). Используя данный модуль, научный инвестор может сформулировать требования к искомому проекту или выставить вакансию на специалиста, необходимого для реализации проекта.

В рамках публикации карточки инвестор заполняет следующие поля: тематика проекта (выпадающий список); уточнение тематики; проблемная сфера, или описание существующей проблемы; аудитории (поля: на кого направлен проект, вовлеченные целевые аудитории, аудитории, на ком дополнительно скажется проект).

К формируемой карточке запроса на проект инвестор может дополнительно заполнять вакансии на специалистов, указывая для каждой вакансии следующие параметры: наименование; функции; требования; условия; вступительное задание для кандидата.

Для обеспечения информационных функций в системе существует несколько поисковых модулей. Поиск представляет собой подбор необходимого элемента по параметрам. Так, поиск проекта осуществляется среди опубликованных проектов, доступен для всех групп пользователей. Поиск инвесторов ведется по существующей базе зарегистрированных инвесторов, доступен для пользователей с ролью «разработчик». Поиск запросов на проект реализуется по базе данных опубликованных запросов, доступен для пользователей с ролью «разработчик».

Внутри системы происходит автоматический сбор статистики по следующим направлениям:

- опубликованные проекты, показатели: общее число, тематика проекта – рейтинг популярности, тип проекта – общий срез типов, степень заполненности карточек – количество полей со значением;

- опубликованные запросы на проекты, показатели: общее число, тематика – рейтинг популярности, степень заполненности карточек;

- статистика пользователей: общее число пользователей, число разработчиков, число инвесторов, число активных разработчиков (опубликовали хотя бы один проект), категории по возрасту, категории по сфере учебы (работы), категории по полу.

Данные статистики доступны пользователям с ролью «администратор» и «аналитик».

При регистрации пользователи-разработчики указывают такие параметры, как: ФИО, возраст, пол, учебное заведение (или место работы для пользователей-инвесторов), круг профессиональных интересов.

Необходимо отметить, что практическое внедрение спроектированной информационной системы уточняет и «оживляет» предложенную ранее схему. Подобные уточнения связаны с логикой развития и жизненным циклом информационных систем. На стадиях возникновения информационной системы ключевой задачей является формирование базового пула контента и минимально необходимого количества пользователей, что становится основой для самостоятельного функционирования системы.

В этом смысле главной задачей реализации подсистемы становится не столько коммуникация с потенциальными инвесторами, сколько формирование презентационной площадки, где могут быть размещены и оценены инициативы студентов и молодых учителей.

Подсистемы выполняют еще одну важную функцию. В процессе представления, оценки и обсуждения проектов происходит формирование сообщества по вопросам проектирования в сфере образования. Подобное сообщество может выполнять не только экспертные функции, но в перспективе быть разработчиком, совершенствующим саму методологию описания и развития проектов.

Подобные функции и возможности подсистемы обеспечивают актуальность ее разработки. При этом структура и логика построения подсистемы создают условия для ее дальнейшего развития в различных направлениях и форматах. Перспективно сервис может быть дополнен в части инструментами оценки, формами и алгоритмами автоматического анализа, расширением круга пользовательских ролей (к примеру, аналитики от органов управления образованием и др.).

При этом информационная интернет-система, являясь подсистемой системы поддержки инициатив студентов и молодых учителей, направленных на обновления в сфере столичного образования, в разработанном виде является целостным решением, реализующим комплекс активностей для закрытия целого участка процесса научной акселерации инициатив и проектов.

Рецензенты:

Воропаев М.В., д.п.н., профессор, ГБОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва;

Вачкова С.Н., д.п.н., доцент, ГБОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Баранников К.А., Любченко О.А. ПОДСИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И КОММЕРЧЕСКИ-ЗНАЧИМЫХ ИНИЦИАТИВ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21292 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674