Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Вихарева Е.Г. 1 Винярская И.В. 2 Наумова Т.A. 3 Третьякова Т.В. 1 Черников В.В. 2
1 ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России
2 ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН
3 ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет"
В Удмуртской Республике проведено популяционное исследование качества жизни детей 2–18 лет. Статья посвящена исследованию качества жизни у детей раннего возраста с помощью опросника PedsQL. Определены региональные показатели качества жизни у детей раннего возраста. У детей раннего возраста в Удмуртской Республике среди всех аспектов качества жизни наиболее высокое значение установлено у показателя «физическое функционирование», в то время как шкалы «эмоциональное функционирование» и «функционирование в детском саду» отличались более низким уровнем. Выявлены гендерные особенности аспектов качества жизни: качество жизни у мальчиков выше, чем у девочек. Параметры качества жизни детей, проживающих в сельской местности, ниже, чем у городских детей, по всем аспектам и достоверно по «психосоциальным» показателям. Пол ребенка и место жительства влияют на качество жизни детей 2–4 лет.
дети раннего возраста
качество жизни
опросник PedsQL
1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. – М., Союз педиатров России, 2010. – 272 с.
2.Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Социальные инициативы педиатров по защите интересов и прав детей: история и современность // Российский педиатрический журнал. – 2013. — № 6. — С. 5–7.
3. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы // Российский педиатрический журнал. — 2013. — № 5. – С. 4–14.
4. Винярская И.В. Современное состояние проблемы изучения качества жизни в педиатрии // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2006. — № 3. – С. 28–31.
5. Varni JW, Seid M, Kurtin PS. PedsQL 4.0: reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0 generic core scales in healthy and patient populations. Med Care. 2001; 39 (8) :800-12.
В современной медицине широко используется метод оценки качества жизни (КЖ). При этом большую значимость приобретают научные исследования по изучению региональных особенностей состояния здоровья детей разных возрастов с определением показателей качества жизни. Изучение качества жизни у детей раннего возраста проводится редко. В то же время актуальность подобных исследований не вызывает сомнений, так как внедрение показателя качества жизни может стать дополнительным критерием оценки состояния здоровья ребенка, различных аспектов его развития и оценки эффективности терапии [2, 3, 4].

Цель

Определить региональные показатели качества жизни у детей раннего возраста в Удмуртской Республике.

Материалы и методы исследования

Популяционное исследование качества жизни детей в Удмуртии проводилось в 5 этапов. Первый этап - библиографический и аналитический, второй - статистический, третий - популяционное исследование качества жизни детей 2-18 лет в городе Ижевске и 24 районах Удмуртии, четвертый - определение региональных нормативов качества жизни детей в Удмуртии и выявление социально-общественных факторов, влияющих на уровень качества жизни, пятый - разработка комплекса мероприятий по улучшению здоровья детей на основе показателей качества жизни. В данной статье приводится фрагмент исследования, посвященный детям 2-4 лет, касающийся региональных нормативов КЖ.

Расчет объема репрезентативной выборки для популяционного исследования проводился с использованием статистического метода, основанного на определении статистической надежности информации. Были установлены численность генеральной совокупности, соотношение мужского и женского пола, распределение по месту жительства. Определение необходимой численности выборки основывалось на формуле предельной ошибки выборки. Впоследствии при бесповторном случайном отборе необходимая численность выборки вычислялась по формуле с использованием дисперсии, коэффициента доверия и предельной ошибки выборки.

Нами исследованы показатели качества жизни детей 2-4 лет, проживающих в Удмуртской Республике. В изучаемую группу вошли 246 детей от 2 до 4 лет, из них 133 мальчика и 113 девочек. Инструментом исследования послужил общий опросник для оценки КЖ детей раннего возраста PedsQLтм4.0, блок для детей 2-4 лет [5], который заполнял один из родителей (мать). Опросник состоит из 23 вопросов, которые объединены в следующие шкалы: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное функционирование (СФ), функционирование в детском саду (ФДС).  Анкетирование проводилось в детских садах по месту жительства детей. Статистический анализ осуществлялся с помощью статистического пакета Statistica, версия 6.  Анализ данных включал стандартные методы параметрической статистики. Достоверность различий количественных признаков определяли с помощью t-критерия Стьюдента для сравнения независимых выборок. Для сравнения средних значений выборок использовался однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).  Для установления связи между параметрами качества жизни и социальными факторами применялся корреляционный анализ.

Результаты исследования и их обсуждения

Общий балл КЖ детей раннего возраста в Удмуртии достаточно низок и составляет всего 77  (табл. 1). При этом все респонденты наиболее высоко оценили такие аспекты КЖ, как «физическое функционирование», несколько ниже - «социальное функционирование». Самые низкие значения имели шкалы «эмоциональное функционирование» и «функционирование в детском саду». Следовательно, самые неблагоприятные данные имеют шкалы, отвечающие за психосоциальное здоровье наших малышей.

Таблица 1

Параметры КЖ детей 2-4 лет, М±δ

Аспекты КЖ

Все дети (n=246)

Мальчики (n=133)

Девочки (n=113)

ФФ

82,98±12,63

86,30±10,23

79,06±14,04***

ЭФ

68,17±17,12

68,76±17,95

67,48±16,13

СФ

80,57±14,35

83,24±12,06

77,43±16,13**

ФДС

69,80±18,38

71,96±16,40

67,25±20,24*

ОБ

77,18±11,17

79,55±9,95

74,40±11,90***

Примечание.  Достоверность различий  между группами детей: * - p<0,05,

** -  p<0,01, *** - p<0,001.

Нами были изучены гендерные различия параметров качества жизни детей раннего возраста. По результатам опроса родителей выявлены достоверные половые различия в оценке качества жизни. Так, мальчики имеют более высокие баллы (86,30±10,23) в аспекте «физическое функционирование» и чувствуют себя более сильными и выносливыми, чем девочки (79,06±14,04, p<0,001). Мужской пол имеет более предпочтительное место в аспектах «психосоциальное здоровье»: «социальное функционирование» (83,24±12,06 против 77,43±16,13 у девочек, p<0,01), «функционирование в детском саду» (71,96±16,40 против 67,25±20,24 у девочек, p<0,05). А вот в эмоциональном плане половых различий в оценке качества жизни не установлено (p>0,05).

Группа детей 2-4 лет представлена малышами, проживающими в городе (136 детей) и в селе (110 детей). В результате проведенного сравнения, к сожалению, значимые различия отмечены практически по всем аспектам (табл. 2). Сельские дети имеют более низкие баллы по шкалам: «физическое функционирование» (79,71±13,37 против 85,62±11,38 у городских малышей, p<0,001), «эмоциональное функционирование» (64,09±13,93 против 71,47±18,72 у городских малышей, p<0,001), «социальное функционирование» (74,92±13,33 против 85,15±13,53 у городских малышей, p<0,001). И только в аспекте «функционирование в детском саду» достоверных различий  мы не обнаружили. В имеющейся литературе практически нет сведений о показателях качества жизни детей этой возрастной категории. Согласно данным А.А.Баранова, В.Ю.Альбицкого, И.В. Винярской [1] показатели качества жизни детей данного возраста, проживающих в г. Москве, составляют: 85,9 (ФФ), 74,1(ЭФ), 81,0 (СФ), 74,9 (ФДС), 80,6 (ОБ). При сравнении аспектов качества жизни детей, проживающих в г. Москве и г. Ижевске,  установлено практически единообразие показателей. Но обращает на себя внимание, что дети г. Ижевска имеют более предпочтительные баллы в аспекте «социальное функционирование» (85,15 против 81,0), что говорит о хорошей социализации в обществе. В это же время стоит отметить, что малыши г. Ижевска получили более низкие баллы в аспектах «эмоциональное функционирование» (71,47 против 74,1 у малышей г. Москвы) и «функционирование в детском саду» (71,06 против 74,9 у малышей г. Москвы). В целом хотелось бы отметить, что дети 2-4 лет, проживающие в провинциальном городе и в столице страны, чувствуют себя одинаково (ОБ: 80,25 против 80,6).

Таблица 2

Параметры КЖ детей 2-4 лет в зависимости от места проживания, М±δ

Аспекты КЖ

Село (n=110)

Город (n=136)

ФФ

79,71±13,37***

85,62±11,38

ЭФ

64,09±13,93***

71,47±18,72

СФ

74,92±13,33***

85,15±13,53

ФДС

68,24±17,75

71,06±18,84

ОБ

73,39±10,23***

80,25±10,99

Примечание.  Достоверность различий  между группами детей: *** - p<0,001.

Параметры качества жизни детей, проживающих в городе, имеют свои особенности (табл. 3). Физическое функционирование у мальчиков находится на достаточно высоком уровне  (90 баллов): по мнению родителей, большинство малышей не испытывали затруднений в выполнении повседневной обыденной физической нагрузки: ходьба, бег, активные игры. Девочки, проживающие в городе, имеют более низкие показатели по этому аспекту (80,50±14,01, p<0,001). Сравнение показателей качества жизни показало, что мальчики практически не испытывают проблем в межличностном общении, о чем свидетельствуют высокие баллы шкалы «социальное функционирование» (89,17±7,92 против 80,63±16,80 у девочек, p<0,001). А вот в эмоциональном плане мальчики не чувствуют себя более сильными, чем девочки (p>0,05).

Таблица 3

Параметры КЖ детей 2-4 лет, проживающих в городе, М±δ

Аспекты КЖ

Мальчики (n=72)

Девочки (n=64)

ФФ

90,17±5,25

80,50±14,01***

ЭФ

71,67±19,21

71,25±18,30

СФ

89,17±7,92

80,63±16,80***

ФДС

73,33±15,71

68,50±21,68

ОБ

83,33±8,16

76,79±12,67***

Примечание.  Достоверность различий  между мальчиками и девочками, проживающими в городе: *** - p<0,001.

Половых различий в оценке качества жизни сельских малышей не установлено (табл. 4). Однако обращают на себя внимание удручающе низкие баллы в аспекте «эмоциональное функционирование» как у мальчиков (65,33±15,81), так и у девочек (62,55±11,14). Похожий тренд наблюдается и в аспекте «функционирование в детском саду» (70,34±17,17 у мальчиков; 65,61±18,27 у девочек). Следовательно, дети, проживающие в сельской местности, нуждаются в личной психосоциальной коррекции.

По результатам опроса оказалось, что качество жизни сельских девочек  ниже, чем у городских девочек по общему баллу (71,28±10,12; 76,79±12,67 соответственно, p<0,05), в основном за счет таких компонентов психосоциального здоровья, как эмоциональное функционирование (62,55±11,14; 71,25±18,30 соответственно, p<0,01) и социальное функционирование (73,27±14,35; 80,63±16,80 соответственно, p<0,05).

Таблица 4

Параметры КЖ детей 2-4 лет, проживающих в селе, М±δ

Аспекты КЖ

Мальчики (n=61)

Девочки (n=49)

ФФ

81,74±12,59

77,18±14,01

ЭФ

65,33±15,81

62,55±11,14

СФ

76,25±12,41

73,27±14,35

ФДС

70,34±17,17

65,61±18,27

ОБ

75,09±10,08

71,28±10,12

Примечание.  Достоверность различий  между мальчиками и девочками, проживающими в селе:  p>0,05.

При анализе показателей качества жизни мальчиков 2-4 лет в Удмуртии обращает на себя внимание наличие низких достоверных значений в аспекте «физическое функционирование» у сельских малышей (81,74±12,59; 90,17±5,25 соответственно, p<0,001). У девочек данная тенденция не прослеживается. А вот показатели психосоциального здоровья  мальчиков и девочек, проживающих в селе, имеют однонаправленные сдвиги. Так, аспекты КЖ «эмоциональное функционирование» (65,33±15,81; 71,67±19,21 соответственно, p<0,05) и «социальное функционирование» (76,25±12,41; 89,17±7,92 соответственно, p<0,001) у сельских мальчиков имеют тренд к снижению, в отличие от мальчиков, проживающих в городе. С учетом данных тенденций, следовательно, общий балл у сельских мальчиков достоверно ниже, чем у городских малышей (75,09±10,08; 83,33±8,16 соответственно, p<0,001).

Проведенный корреляционный анализ позволил установить, что пол ребенка оказывает влияние на следующие аспекты качества жизни: «физическое функционирование» (r = 0,28,  p<0,001), «социальное функционирование» (r = 0,2,  p<0,001), «функционирование в детском саду» (r = 0,12,  p<0,05), «общий балл» (r = 0,23,  p<0,001). Место жительства ребенка (город - село) оказывает влияние на следующие аспекты качества жизни: «физическое функционирование» (r = 0,23,  p<0,001), «эмоциональное функционирование» (r = 0,21,  p<0,001), «социальное функционирование» (r = 0,35,  p<0,001), «общий балл» (r = 0,3,  p<0,001). При использовании метода однофакторного дисперсионного анализа ANOVA выявлено, что пол ребенка влияет на аспекты качества жизни «функционирование в детском саду» (p=0,04) и «общий бал» (p=0,001). А место проживания (город - село) оказывает влияние на «физическое функционирование» (p=0,001), «социальное функционирование» (p=0,001), «общий балл» (p=0,001).

Заключение

Таким образом,  у детей раннего возраста в Удмуртской Республике среди всех аспектов качества жизни наиболее высокое значение установлено у показателя «физическое функционирование», в то время как шкалы «эмоциональное функционирование» и «функционирование в детском саду» отличались более низким уровнем.  Выявлены гендерные особенности аспектов качества жизни: качество жизни у мальчиков выше, чем у девочек. Параметры качества жизни детей, проживающих в сельской местности, ниже, чем у городских детей, по всем аспектам и достоверно по «психосоциальным» показателям. Пол ребенка и место жительства влияют на качество жизни детей 2-4 лет.

Рецензенты:

Коваленко Т.В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой педиатрии и неонатологии, ИГМА, г. Ижевск;

Ермакова М.К., д.м.н., профессор, зав. кафедрой пропедевтики детских болезней, ИГМА, г. Ижевск.


Библиографическая ссылка

Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Наумова Т.A., Третьякова Т.В., Черников В.В. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21262 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674