Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Артюхин О.И. 1
1 ФГАОУ ВО АФ «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
В статье выделены характерные черты, функции и особенности самостоятельной работы обучающихся в вузе. Выделено три группы контроля: текущий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль. Автором предложен курс по выбору «Организация самостоятельной работы учащихся в школе» для бакалавров направления «Педагогическое образование», который позволяет формировать у будущего учителя готовность к организации самостоятельной работы. Для реализации данного курса по выбору предусматривается усиление роли и постоянной оптимизации самостоятельной работы студентов за счет использования облачных технологий. Выделены технологические особенности и дидактические преимущества облачных технологий в учебном процессе. Организация самостоятельной работы студентов посредством облачных технологий представлена личным кабинетом для студентов и преподавателей, электронным журналом, интерактивной приемной и тематическим форумом, где студенты могут осуществлять обмен информацией или поиск информации, решение определенных учебных задач, даже в отсутствии педагога или под его руководством.
самостоятельная работа
высшее образование
облачные технологии
курсы по выбору
1. Алексанян Г.А. Педагогические условия использования облачных технологий в обучении математике студентов СПО // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1; URL: www.science-education.ru/115-11860 (дата обращения: 10.06.2015).
2. Алексанян Г.А. Об эффективности использования новых информационных технологий в обучении математике // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 229-231.
3. Артюхина М.С. Интерактивные средства обучения: теория и практика применения: монография. – Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2014.
4. Буланова–Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
5. Василюк Н.Н. Блог–технологии как средство формирования сетевой компетентности при обучении информатике студентов вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 – Екатеринбург, 2014.
6. Василенко А.В. Инновационные подходы в развитии пространственного мышления учащихся общеобразовательной школы //Современные проблемы науки и образования. –2014. – № 3. – С. 240.
7. Методика преподавания психологии: конспект лекций. – http://www.e-reading.club/ chapter.php/98177/0/Metodika_prepodavaniya_psihologii__konspekt_lekciii.html
8. Маклаева Э.В., Федорова С.В. Технология создания банка тестовых заданий для студентов педагогических вузов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-11022 (дата обращения: 01.07.2015).
9. Пичкова Л.С. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации, Материалы конференции. МГИМО (У) МИД РФ. – М.: МГИМО-Университет, 2008.
10. Поляков Ю.А. и др. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе: монография / Ю.А. Поляков, Т.С. Жилинская, М.С. Помелова и др. / под общ. ред. Н. В. Лалетина. – Красноярск, 2011.
11. Санина Е.И., Помелова М.С., Ням Н. Оптимизация самообразования средствами коммуникативных и информационных технологий: монография / под общ. ред. Саниной Е.И. – М.: РУДН, 2012.
12. Федорова С.В. Самостоятельная работа по математике как средство дифференциации познавательной деятельности школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: www.science-education.ru119-14943 (дата обращения: 14.07.2015).
13. Фёдорова С.В. Организация самостоятельной работы студентов по математике в условиях модульно-рейтинговой системы обучения // Современные проблемы теории обучения, воспитания и методики математики / под ред. М.И. Зайкина. – Арзамас, 2012. – С. 246-251.
14. Фролов И.В. Задания по физике с историческим содержанием как средство достижения метапредметных результатов обучения // Школа будущего. – 2012. – № 5. – С. 42-46.
Самостоятельная работа представляет собой особую, высшую степень учебной деятельности. Она обусловлена индивидуальными психологическими различиями учащегося и личностными особенностями и требует высокого уровня самосознания, рефлективности. Повышение роли самостоятельной работы студентов в учебном процессе требует внедрения новых методов обучения, основанных на активном использовании современных информационных технологий, совершенствования методики проведения педагогической и учебной практик, научно-исследовательской работы, так как именно здесь студенты готовятся к выполнению своих профессиональных задач [12,13]. Данные виды учебной работы позволяют студентам самостоятельно подбирать, анализировать и перерабатывать необходимый материал, выделять главное в содержании, выбирать наиболее оптимальный путь решения поставленной задачи.

Существует множество определений понятия самостоятельной работы студентов, но мы остановимся на мнении Л.С. Пичковой, полагающей, что «самостоятельная работа студентов - это планируемая индивидуальная или коллективная учебная и научная работа, выполняемая в рамках образовательного процесса под методическим и научным руководством и контролем со стороны преподавателя» [9]. Таким образом, самостоятельная работа рассматривается как основная форма образовательного процесса, направленная на формирование профессиональной самостоятельности, готовности к самообразованию и непрерывному обучению.

Выход на новое качество подготовки специалистов ведущие ученые-педагоги российских вузов видят в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы и предлагают следующие пути повышения ее эффективности [7]:

  • организация индивидуальных планов обучения с привлечением студентов к научно-исследовательской работе и, по возможности, к реальному проектированию по заказам предприятий;
  • включение самостоятельной работы студентов в учебный план и расписание занятий с организацией индивидуальных консультаций на кафедрах;
  • создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения самостоятельной работы студентов;
  • разработка системы интегрированных межкафедральных заданий;
  • ориентация лекционных курсов на самостоятельную работу;
  • рейтинговый метод контроля самостоятельной работы студентов [8];
  • коллегиальные отношения преподавателей и студентов;
  • разработка заданий, предполагающих нестандартные решения [14];
  • индивидуальные консультации преподавателя и перерасчет его учебной нагрузки с учетом самостоятельной работы студентов;
  • проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции-дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего;
  • активное использование возможностей современных информационных и коммуникационных технологий [10].

Следовательно, перед преподавателем стоит задача четко и грамотно формулировать цели заданий для самостоятельной работы. Каждое задание должно быть логически связано друг с другом и направлено на формирование соответствующих компетенций. Уровень сформированности компетенций преподаватель должен отслеживать посредством контроля, с помощью которого студенты могут корректировать и приобретать новые знания, развивать такие личностные качества, как самоконтроль и самооценка.

Существует большое разнообразие форм и видов контроля (по видам и формам, по характеру исполнения, по методике проведения). Все это многообразие можно представить в виде трёх групп контроля:

  • текущий контроль осуществляется еженедельно при изучении отдельных тем и проводится методом программированных или письменных заданий, а также устного опроса;
  • промежуточный (или блочный) контроль осуществляется по мере прохождения блоков материала в виде собеседований или коллоквиумов;
  • итоговый контроль рассчитан на проверку усвоения материала всей дисциплины и проводится в виде зачёта или экзамена (в устной или письменной форме) [3].

Анализируя ФГОС нового поколения для подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование», отметим, что его структура имеет наличие инвариантной и вариативной частей, причем доля вариативной составляющей возросла по сравнению со стандартами предыдущих поколений.

Это объясняется тем, что основной целью вариативной части является расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин для успешной профессиональной деятельности и продолжения профессионального обучения в магистратуре. Только увеличение количества учебного времени, отводимого на вариативную часть, позволяет полноценно решить поставленную задачу. Правильно сформированная вариативная часть позволяет учитывать современные требования опережающего профессионального образования и осуществлять оперативную корректировку содержания образовательных программ с учётом изменяющихся требований рынка труда. Это происходит, главным образом, через вариативность, при которой отражается специфика подготовки специалиста именно в каждом конкретном образовательном учреждении. Вариативная часть делится на две составляющие: обязательные дисциплины и дисциплины по выбору (курсы по выбору). Отличием курсов по выбору от обязательных дисциплин является более углубленное и расширенное изучение учебного материала, подробное, обстоятельное, максимально обоснованное изложение того или иного вопроса.

Выделяют курсы информационно-обзорного характера и углубленные курсы по выбору [6]. Курсы информационно-обзорного характера направлены на расширение базы для самообразования, введение студентов в суть определенных теорий, специфики задач и используемых методов, которые могут найти применение для профессионалов. Курсы по выбору углубленного характера вводятся на более высоких уровнях обучения, позволяя дополнять вопросы, связанные с общеобразовательными курсами (физика, химия, математика, информатика), и получать знания из новых областей.

Возможности дисциплин по выбору позволяют построить курс, направленный на формирование у бакалавров направления «Педагогическое образование» готовности к организации самостоятельной работы учащихся. Здесь наиболее эффективной реализацией самостоятельной работы студентов будет использование Интернет-технологий, характеризующихся повышенной степенью интерактивности [3].

Интернет-технологии, согласно Н.Н. Василюк [5], представляют собой «...сервисы сети Интернет, но при этом толкуются как более широкое понятие: не только как сами услуги, но и способы использования этих услуг в различных отраслях человеческой деятельности, а также разработка и обслуживание этих услуг...».

Применительно к обучению можно выделить следующие Интернет-технологии [4]:

  • компьютерные обучающие программы;
  • обучающие системы на базе мультимедийных технологий;
  • интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
  • распределенные базы данных по отраслям знаний;
  • средства телекоммуникации;
  • электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы;
  • облачные технологии.

В условиях увеличения объема самостоятельной работы студентов Интернет-технологии позволяют эффективно организовать учебный процесс и построить личностно-значимое обучение.

Стремительное изменение рынка труда с появлением новых педагогических технологий требует от будущих учителей способности оперативно реагировать на его изменение, проявлять умение работать с большим объемом информации, быть готовым к профессиональному обсуждению и решению проблем и задач. Предложенный нами курс по выбору «Организация самостоятельной работы учащихся в школе»  позволяет формировать у будущего учителя готовность к организации самостоятельной работы учащихся и решать следующие учебно-методические задачи:

  • подготовить бакалавра, понимающего значимость организации самостоятельной деятельности учащихся, умеющего организовывать собственную самостоятельную деятельность;
  • подготовить бакалавра, знающего различные виды самостоятельной деятельности учащихся, знающих методические и психолого-педагогические основы организации различных видов самостоятельной деятельности учащихся;
  • подготовить бакалавра, умеющего формулировать цель самостоятельной работы учащихся, умеющего подбирать дифференцированные и личностно-ориентированные задания и задачи; умеющего стимулировать интерес и инициативу учащихся;
  • подготовить бакалавра, умеющего осуществлять текущий контроль самостоятельной деятельности учащихся, умеющего организовывать проверку работы учащихся разными способами.

В своей работе мы предлагаем использовать одно из продуктивных направлений Интернет-технологий - облачные технологии и вычисления. Облачные технологии (облачные вычисления Cloud Computing) - это новый сервис, который подразумевает удаленное использование средств обработки и хранения данных. С помощью «облачных» сервисов можно получить доступ к информационным ресурсам любого уровня и любой мощности, с разделением прав различных групп пользователей по отношению к ресурсам, используя только подключение к Интернету и веб-браузер. Преимуществами облачных технологий являются управление большими инфраструктурами, обеспечение безопасности, отсутствие зависимости от модификаций компьютеров и программного обеспечения. К недостаткам относятся зависимость от наличия и качества канала связи, риски технических сбоев и правовые вопросы [1].

Различают публичное, частное, общественное и гибридное облака [2]:

Публичное облако (public cloud) подразумевает развертывание инфраструктуры с необходимым программным обеспечением и предоставление механизмов доступа к ним за пределами инфраструктуры образовательного учреждения или компании - непосредственно в сети интернет для учащихся и других клиентов.

Частное облако (private cloud) создается на основе собственной IT-инфраструктуры для оптимизации его использования в рамках образовательного учреждения или компании.

Гибридное облако (hybrid cloud) - это комбинация из двух или более различных облачных инфраструктур (частных, публичных или общественных), которые остаются уникальными объектами, но связанные между собой стандартизованными или частными технологиями передачи данных и приложений (например, кратковременное использование ресурсов публичных облаков для балансировки нагрузки между облаками).

Наиболее эффективным и безопасным от потери данных для создания единой информационно-образовательной среды является гибридное облако, когда облачные сервисы применяются лишь для доступа к ресурсам, а все данные и материалы хранятся на хранилище и доступны преподавателю как в онлайн, так и в офлайн режимах.

Применение облачных сервисов имеет ряд преимуществ:

  1. Экономия средств на программное обеспечение. К примеру, можно использовать технологии Office Web Apps для работы с документами, презентациями, электронными таблицами и т.д., а не приобретать дорогостоящие офисные пакеты.
  2. Экономия на ИТ-специалистах. Облачные сервисы в большинстве случаев предоставляются в готовом виде, что предоставляет возможность отказаться от услуг некоторых категорий ИТ-специалистов.
  3. Отсутствие необходимости в специально оборудованных помещениях. Многие виды учебных работ выполняются в онлайн режиме и там же контролируются и оцениваются преподавателем.
  4. Повышение безопасности. Антивирусная, антихакерская безопасность гарантируется компаниями, предоставляющими облачные сервисы.
  5. Экономия серверного дискового пространства. Область для хранения материалов предоставляется представителем онлайн услуг.
  6. Возможность получить доступ к образованию людей с ограниченными возможностями.
  7. Реализация групповой работы.
  8. Экономия электроэнергии.

К недостаткам облачных вычислений на сегодняшний день можно отнести:

  1. Необходимость постоянного высокоскоростного соединения с сетью интернет.
  2. Ограничение функциональных свойств программного обеспечения в интернете по сравнению с локальными аналогами.
  3. Уменьшение контроля ИТ-инфраструктуры в случае публичного облака.
  4. Неразвитость отечественной экосистемы облачных вычислений.
  5. Отсутствие отечественных и международных стандартов.
  6. Отсутствие законодательной базы облачных вычислений.

Для организации самостоятельной работы студентов активно применяются облачные технологии, на которых представлены личный кабинет для студентов и преподавателей, электронный журнал, интерактивная приемная и тематический форум, где студенты могут осуществлять обмен информацией или поиск информации, решение определенных учебных задач, даже в отсутствии педагога или под его руководством.

В результате изучения данного курса по выбору бакалавры направления «Педагогическое образование» приобретают следующие знания и умения, позволяющие повысить их уровень готовности к организации самостоятельной работы учащихся:

  • знание о различных видах самостоятельной работы;
  • знание о теоретических основах организации самостоятельной работы с помощью облачных технологий;
  • умение проводить содержательный анализ деятельности по организации самостоятельной работы учащихся;
  • умение планировать и проектировать деятельность по организации самостоятельной работы учащихся с помощью облачных технологий;
  • умение производить мысленную рефлексию, то есть, анализируя собственные действия, раскрывать их внутренние взаимоотношения.

Таким образом, реализация данного курса по выбору предусматривает усиление роли и постоянной оптимизации самостоятельной работы студентов. Использование облачных технологий обеспечивает реализацию принципов индивидуализации и профессиональной направленности обучения; способствует гибкости и разноуровневости процесса обучения.

Рецензенты:

Вострокнутов И.Е., д.п.н., профессор кафедры физико-математического образования Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета, г. Арзамас; 

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физико-математического образования Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета, г. Арзамас.


Библиографическая ссылка

Артюхин О.И. ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21261 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674