Известно, что чувства и эмоции имеют первостепенное значение, поскольку именно они обеспечивают ту энергию, которая делает возможным действие. Эмоции отражают мотив деятельности. Они являются ее результатом и механизмом ее движения. Эмоции имеют в отношении реального мыслительного процесса мотивационную, ориентировочную, целепобудительную, регулятивную и оценочную функции (Н.А. Гусляков, Б.А. Базыма).
Значение эмоций (как вида психического отражения) и эмоциональности (как индивидуально-устойчивого свойства) в регуляции деятельности определяется, прежде всего, тем, что ими (в зависимости от наличных потребностей, текущей мотивации и всего прошлого опыта субъекта) выполняется функция субъективной оценки высшей стимуляции, исходно воспринимаемой рецепторами беспристрастно. Эмоции выступают в качестве важнейшего фактора уже на этапе первичной ориентировки в условиях необходимой предпосылки деятельности.
Эмоции, появляющиеся вслед за актуализацией мотивов, до рациональной оценки человеком своей деятельности, выступают генетически исходными по отношению к интеллекту и воле. Образуя определенную надстройку над процессами познания, они не только сопровождают их, окрашивая и оценивая субъективное значение этих процессов, но и выступают существенными регуляторами их эффективности.
В соответствии с представлениями многих авторов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас и др.) одной из важнейших характеристик эмоций является их взаимосвязь с познавательными процессами. Как известно, Л.С. Выготский указывал на необходимость изучения взаимосвязи «аффекта и интеллекта» [2]. В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.К. Вилюнаса [2;5;6] и ряда других авторов сформулированы общие положения о неразрывном единстве эмоций и познания, согласно которым в различных видах познавательной деятельности, направленных на отражение объективной реальности, эмоции выполняют оценочную и побудительную функции, «отвечая» за пристрастность познавательной деятельности и ее целенаправленность. Таким образом, в любой познавательной деятельности - гностической, мнемической, интеллектуальной - эмоции, с одной стороны, выступают как мотивирующие, «запускающие» компоненты деятельности, с другой - как компоненты контролирующие, регулирующие ее протекание в соответствии с потребностью, на удовлетворение которой она направлена.
Наиболее точно взаимосвязь эмоций и процесса познания определена В.К. Вилюнасом: «Направляя эмоции на причины, сигналы и т.д. значимых событий, процессы познания тем самым определяют и свою судьбу, впоследствии сами направляясь эмоциями на эти причины и т.д. для лучшего ознакомления с ними и выяснения оптимального способа поведения. Только таким взаимодополняющим влиянием сфер интеллекта и аффекта, отвечающих соответственно за отражение объективных условий деятельности и субъективной значимости этих условий, обеспечивается достижение конечной цели деятельности... » [1].
Известно, что эмоции, отражая отношения между мотивами и возможностью успешной реализации цели деятельности, включаются в процесс целеобразования. В тех случаях, когда принятые намерения осуществляются чисто рациональным путем, т.е. в этом процессе не происходит встречи аффекта с интеллектом, не возникают и соответствующие функциональные новообразования, не осуществляется побудительная сила познания. Все это в значительной степени предопределяет участие эмоций в эффективной регуляции учебной деятельности.
В исследованиях О.В. Дашкевич, О.С. Копиной предпринимаются попытки выделить различные типы структур деятельности на основе соотношения мотивов и целей и описать при этом соответствующие качества и функции эмоциональных процессов. Условно авторы различают три структуры деятельности.
В первой структуре эмоции отражают соотношение внешних мотивов и успеха или неуспеха реализации стереотипных схем и действий, осуществляемых ради этих внешних мотивов. Характер эмоциональных переживаний здесь показывает состояние удовлетворения или неудовлетворения. В данной структуре может доминировать внешний результативный мотив с постановкой конкретных целей, где функционируют механизмы эмоционального закрепления. Здесь же возможно эмоциональное побуждение к цели.
Во второй структуре деятельности эмоции отражают отношения между внутренними мотивами и конечным результатом. Порожденные в этой структуре деятельности эмоции успеха-неуспеха, в отличие от удовлетворения-неудовлетворения, выполняют функции внутренних оценок адекватности-неадекватности промежуточных результатов деятельности.
В третьей структуре деятельности эмоции отражают отношения между внутренними мотивами как качественно развивающимися и предметным содержанием, включаются в процесс целеобразования и направляются не только на промежуточные результаты, но и на существенные связи, внутренние закономерности предметного содержания деятельности. Здесь функция эмоций состоит во внутренней сигнализации процесса формирования новообразований, ведущих к изменению предмета деятельности в соответствии с закономерностями его развития. В этой же структуре возможно образование целевых структур, включающих общие и конкретные цели, где механизмы эмоциональной регуляции выполняют функции наведения или эмоциональной оценки результатов деятельности [3;4].
В последнее десятилетие внимание ученых привлекает использование музыки в учебном процессе. Установлено, что музыка активизирует умственную работоспособность, оптимизирует интеллектуальную и творческую деятельность, повышает показатели вербального и невербального интеллекта, стимулирует воображение, делает процесс познания эмоционально насыщенным [8]. По мнению Н.В. Шутовой, одним из эффективных средств активизации учебной деятельности студентов может быть специально организованное музыкальное воздействие. Автор отмечает, что музыка - самый эмоциональный из видов искусства.
Специфика музыки - выражение содержания на уровне высокого обобщения и воздействие в первую очередь на сферу человеческих эмоций. Каждое событие, явление, впечатление вызывает в человеке отклик - радость, печаль, гнев и множество других эмоций, нюансы которых могут быть такими тонкими, что их трудно передать словами. Музыка может вызвать гамму самых разнообразных состояний человека, вызывая соответствующий отклик слушателя, благодаря возникающим у него ассоциациям с конкретными явлениями окружающего мира» [7].
В основе музыкального языка, чрезвычайно многогранно воздействующего на эмоциональную сферу человека, лежит система музыкальных интонаций. Музыкальные интонации представляют собой аналоги эмоциональных состояний человека. Экспериментальные факты свидетельствуют: в случаях решения той или иной познавательной задачи изменяется содержание и собственно интеллектуального процесса и эмоционального состояния.
Для оптимизации учебного процесса необходимы учебные ситуации с мотивами, которые не содержат внутреннего конфликта (интерес к занятиям, любознательность, стремление повысить культурный уровень и др.). В этом плане важны мотивы, определяемые такими потребностями человека, как потребность в активности и информации, потребность в знаниях, стремление к общественно ценным достижениям.
Положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность преподавателей и обучающихся, стимулируют познавательный процесс.
Музыка может выступать как метод стимуляции, который направлен на пробуждение интереса к излагаемому материалу, удивления, любопытства.
Особый интерес для нас представляло использование музыкального воздействия в циклах интегративно-интенсивного курса иностранного языка, разработанного по концепции И.В. Петривней [5]. В соответствии с этой концепцией обучение осуществляется в условиях интенсивного развития личности студента, когда он практически овладевает профессионально значимыми умениями и навыками, а также приобретает новые личностные качества.
При этом музыкальное воздействие представляет собой систему, элементы которой занимают вполне определенное место в технологии интегративно-интенсивного курса иностранного языка.
В интегративно-интенсивном курсе иностранного языка для интенсификации учебной деятельности студентов необходимо оптимальное использование психических механизмов восприятия, мышления, памяти, поведения с целью:
- увеличения объема предъявляемой для усвоения учебной информации;
- оптимизации процесса приема и переноса информации из внешней среды, формализации в память;
- рационального использования резервов памяти для увеличения объема запоминаемой информации и длительности ее хранения;
- активизации деятельности механизмов мышления, обеспечивающих логические операции анализа, синтеза, обобщения и др.;
- совершенствования поведения.
Наш опыт показывает, что все эти условия могут быть реализованы при музыкальном воздействии значительно эффективнее.
Интегративно-интенсивное обучение иностранному языку осуществляется в условиях совместной деятельности при хорошем психологическом климате, положительно влияющем на процесс познания. Важно добиваться стабильности положительного психологического настроения в группе, так как это необходимо для формирования у студентов позитивного отношения к учебному труду и солидарности в совместной деятельности.
Использование музыкальных произведений позволяет целенаправленно влиять на настроение каждого студента и на психологический климат в группе. Влияя на эмоциональное состояние студента, можно оптимизировать восприятие, обработку и запоминание необходимой учебной информации, способствуя тем самым успешности его обучения. Для этого нами использовались определенные музыкальные произведения.
1. Для коррекции негативных эмоциональных состояний (уменьшения раздражительности, тревоги, неуверенности, разочарования):
Бах: «Adagio» ля минор, Прелюдия ми бемоль мажор, Прелюдия фа минор, Прелюдия и фуга ре мажор, Прелюдия и фуга си бемоль минор, Кантата №2, Концерт ре минор для скрипки; Бетховен: «Лунная соната», «Пасторальная»,«Аппассионата», увертюра «Фиделио»; Глюк: «Мелодия» из оперы «Орфей»; Григ: «Песня Сольвейг», «Утро»; Моцарт: «Маленькая ночная серенада»; Чайковский: «Сентиментальный вальс», «Баркарола»,Квартет ре мажор - I часть; Шопен: Ноктюрн соль минор, Прелюдия №4, Прелюдия №13.
2. Для общего успокоения, умиротворения, снятия эмоционального перенапряжения:
Верди: «AveMaria, laudi»,«Stabatmater»; Вивальди:«Времена года», «StabetMater», концерт «Ночь»; Моцарт:«AveMaria», «Lacrimosa»;Равель:«Вальс»; Сен-Санс: «Лебедь»; Сибелиус: «Грустный вальс»; Рубинштейн: «Мелодия»; Шуберт: «AveMaria».
З. Для поднятия общего жизненного тонуса: улучшения самочувствия, настроения:
Бах: Итальянский концерт; Бетховен: увертюра «Эгмонт»; Лист: Венгерская рапсодия №2,Шопен: Прелюдия №1, Прелюдия №15; Штраус: «Утренний листок», вальс - ор 276; «Голубой Дунай», вальс- ор 316, «Сказки венского леса», вальс - ор 325; Чайковский: Шестая симфония (3 часть).
4. Для повышения сосредоточенности, внимания:
Гендель: Сюита №7; Дебюсси: «Лунный свет»; Шопен: Прелюдия №17; Шуман: «Грезы»; Чайковский: «Времена года», «Сентиментальный вальс».
5. Для активизации творческого воображения (создания определенных образов, ассоциаций):
Дебюсси: «Послеполуденный отдых фавна», «Отражения в воде»,«Паруса», «Туман», Прелюдия №8; Равель: «Игра воды», «Отражения», «Старинный менуэт»; Шуман: «Бабочки» - ор 2; «Арабески» - ор18.
Преподаватели, использовавшие систему музыкального воздействия в рамках данного курса, отмечают, что положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность студентов, стимулируют их познавательный интерес к учебному материалу.
При активизации мыслительной деятельности музыкальное воздействие используется ими для создания эмоционального настроя группы и отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, лучшего запоминания учебного материала в режиме «русский язык - иностранный язык».
Использование системы музыкального воздействия в технологии интегративно-интенсивного курса иностранного языка, как показала практика, способствует большей эмоциональности занятий, вызывает у студентов интерес к работе, обеспечивает лучшее усвоение учебного материала.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
- целенаправленное музыкальное воздействие усиливает эмоциональное равновесие, обеспечивающее адекватные эмоциональные реакции, что способствует лучшему самочувствию, вызывает уверенность, повышает работоспособность студентов;
- при специально организованном музыкальном воздействии можно вызывать увеличение положительных эмоций как базы для появления чувства радости от учения, его продуктивности;
- под влиянием специально организованного музыкального воздействия у студентов в процессе выполнения задания существенно увеличивается объем кратковременной памяти, полнота и точность воспроизведения учебного текста; активизируется творческая деятельность;
- использование системы музыкального воздействия в технологии интегративно-интенсивного курса иностранного языка способствует большей эмоциональности занятий, вызывает интерес к работе, обеспечивает лучшее усвоение учебного материала.
Рецензенты:
Сорокоумова С.Н., д.псх.н., доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, г. Нижний Новгород;
Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры социальной психологии и педагогики Нижегородского института менеджмента и бизнеса, г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Шутова Н.В., Белянкина Т.С., Чевачина А.В. К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАСЫЩЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРАТИВНО-ИНТЕНСИВНОГО КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21180 (дата обращения: 09.12.2024).