Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ГРУППОВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Миронов А.Г. 1 Горшенина С.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева»
В статье раскрываются возможности физкультурно-спортивной деятельности в подготовке специалиста нового формата в условиях современной социокультурной ситуации, обладающего компетенциями, обеспечивающими готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса, способного работать в команде. Дается характеристика сущности понятия «готовность к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности». Среди параметров группового взаимодействия в физкультурно-спортивной деятельности выделены интерпретация содержания информации, эмоциональный тон отношений, позиция участников взаимодействия, сценарии взаимодействия, типичные способы реагирования на конфликт. Обоснована критериально-уровневая шкала, позволяющая оценить готовность студентов к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности. Согласно выделенным критериям (когнитивному, личностному, деятельностному) авторами описаны соответствующие показатели. Представлен диагностический инструментарий, позволяющий провести эффективное исследование уровня готовности студентов к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности.
групповое взаимодействие
готовность к групповому взаимодействию
физкультурно-спортивная деятельность
критериально-диагностический инструментарий
1. Горшенина С.Н., Миронов А.Г. Педагогические условия формирования готовности баскетболистов студенческих команд к групповому взаимодействию // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 8; URL: http://www.teoriya.ru/ru (дата обращения: 23.07.2015).
2. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 640 с.
3. Скворцова М.Ю. Формирование профессионально важных качеств будущих специалистов с использованием технико-тактической подготовки в процессе физического воспитания в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: www.science-education.ru/127-20696 (дата обращения: 28.07.2015).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата); URL: http://www.edu.ru/abitur/act.82/index.php (дата обращения: 18.06.2015).
5. Федотова Г.Г. Ценностные приоритеты здоровья и профессионально-личностного развития студентов в образовательном пространстве физической культуры / Г.Г.Федотова// Гуманитарные науки и образование.– 2014. – № 2. – С. 81–82.
6. Шукшина Т.И., Замкин П.В. Развитие культурно продуктивной личности в условиях базового центра педагогического образования // Высшее образование сегодня. – 2013. – № 1. – С. 60-66.
В условиях реализации обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС 3+) (уровень бакалавриат) значимым является формирование у студентов компетенций, овладение которыми обеспечивает готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса, способность работать в команде [4].

Формирование готовности студентов к групповому взаимодействию обусловливает использование в образовательной практике всего многообразия видов деятельности, обеспечивающих комплексность позитивного преобразования социальных и биологических начал человека, обеспечивающих становление его профессиональной компетентности [3]. Значимым средством формирования личности профессионала являются физкультурно-спортивная деятельность и ее ценности, поскольку она непосредственно связана с личностно-мотивационной сферой, с реализацией индивидом своих социальных, психических и физических способностей [5]. Физкультурно-спортивная деятельность способствует повышению социальной активности, работоспособности, социальной подвижности личности, обеспечивает формирование фундамента активной социальной позиции и успешной социально-профессиональной адаптации студентов не только к условиям вуза, но и в их дальнейшей профессиональной деятельности.

В физкультурно-спортивной деятельности особенно ярко проявляется коллективно-командный характер взаимодействия, что выдвигает проблему психологического климата в группе, совместимости мотивационно-волевых характеристик членов группы, совершенствования процессов общения, управления людьми, использования методов психолого-педагогического воздействия на личность посредством групповых факторов. В связи с этим возникает необходимость изучения возможностей физкультурно-спортивной деятельности в процессе формирования готовности студентов к групповому взаимодействию.

Цель исследования

Определение критериально-диагностического инструментария оценки готовности студентов к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности. Выделение критериально-диагностического инструментария позволяет выявить уровень сформированности у студентов готовности к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности; спроектировать программу формированияготовности студентов к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности.

Методика и организация исследования

При проведении исследования использовались методы теоретического уровня познания: анализ, синтез, сравнение и систематизация материала. Исследование проводилось на базе Научно-практического Центра физической культуры и здорового образа жизни Мордовского базового центра педагогического образования, функционирующего в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» [6].

Результаты исследования и их обсуждение

В современной психолого-педагогической литературе групповое взаимодействие рассматривается как процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, и осуществляется в процессе общения и деятельности. В физкультурно-спортивной деятельности групповое взаимодействие определяет игровую тактику команды, обеспечивает ее соревновательную успешность. При этом нацеленность на достижение общего результата удовлетворяет личностно, профессионально и социально значимые интересы ее членов. Командный характер взаимодействия в физкультурно-спортивной деятельности выдвигает проблему психологического климата в группе, совместимости мотивационно-волевых характеристик ее членов, совершенствования процессов общения, методов психолого-педагогического воздействия на личность посредством групповых факторов. Особое значение при этом приобретает формирование готовности к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности.

В научной литературе понятие «готовность» является многоплановым и структурно-многоуровневым образованием. В структуре готовности к разным видам деятельности исследователи выделяют следующие элементы: осознание своих потребностей, целей и задач, решение которых приводит к удовлетворению потребностей; осмысливание и оценку условий, в которых будут протекать действия; определение на основе опыта наиболее вероятных способов решения общественной задачи; прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов; оценку соотношения собственных возможностей; мобилизацию сил в соответствии с условиями и задачами.

Анализ существующих подходов показывает, что чаще всего готовность исследуется как определенное состояние сознания, психики, функциональных систем в ситуации ответственных действий или подготовки к ним.

Готовность студентов к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности мы рассматриваем как интегративное образование, характеризующееся наличием установки, предполагающей активную предрасположенность и потребность личности в конструктивном взаимодействии в процессе командной физкультурно-спортивной деятельности, проявляющиеся в наличии и мобилизации специальных знаний, умений, способов деятельности, профессионально-важных личностных характеристик [1].

Среди параметров группового взаимодействия в физкультурно-спортивной деятельности следует учитывать интерпретацию содержания информации, эмоциональный тон отношений, позицию участников взаимодействия, сценарии взаимодействия, типичные способы реагирования на конфликт.

Эффективность группового взаимодействия в физкультурно-спортивной деятельности определяется признаками, характеризующими группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня развития. При этом структурированность группы проявляется в статусных отношениях, в действии признаваемых всеми членами группы норм поведения и взаимодействия, в групповых целях и ценностях [2, с. 61].

Для выявления уровня готовности студентов к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности необходимо определить критерии и соответствующие им показатели. Критерий рассматривается как совокупность качеств, свойств и признаков изучаемого объекта, которые дают возможность судить о его состоянии и уровне функционирования и развития, а также отражают динамику измеряемого качества во времени и пространстве. Критерии конкретизируются в показателях. Показатель понимается как количественная или качественная характеристика сформированности каждого качества, признака или свойства изучаемого объекта, т.е. величина, отражающая сформированность определенного критерия.

Опираясь на вышесказанное, мы выделяем следующие критерии, определяющие готовность студентов к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности: когнитивный, личностный, деятельностный. В основу разработки критериев положены принципы системности, комплексности, научности, целенаправленности, объективности. Охарактеризуем выделенные критерии более подробно.

Показателями когнитивного критерия выступают: наличие знаний о сущности группового взаимодействия, факторах, механизмах и условиях организации конструктивного взаимодействия в процессе командной физкультурно-спортивной деятельности; сформированность представлений о психолого-педагогических закономерностях и особенностях организации взаимодействия в процессе физкультурно-спортивной деятельности; наличие знаний о формах, технологиях, методах, средствах, условиях эффективного взаимодействия в команде; наличие представлений о способах конструирования, корректировки, прогнозирования, оценки конструктивного взаимодействия в процессе командной физкультурно-спортивной деятельности.

Показателями личностного критерия являются: интерес к физкультурно-спортивной деятельности; осознание и принятие целей и задач процедур группового взаимодействия; выраженность мотивационных характеристик группового взаимодействия в команде; мотивация достижения успешности результата в процессе группового взаимодействия; заинтересованность члена группы в совместном успехе; совместимость, срабатываемость, межличностное восприятие, взаимопознание, взаимовлияние, взаимопонимание; коллективизм, сплоченность; темперамент (экстраверсия / интроверсия); тревожность; эмпатия; психическая надежность; направленность личности; ответственность, взаимная поддержка.

Деятельностный критерий включает в себя следующие показатели: готовность к решению совместных проблем в команде; коммуникативные умения; организованность, активность; умения устанавливать соотношения между мотивами и целями взаимодействия; готовность к решению нестандартных ситуаций; ответственность за результаты деятельности всей команды; использование техник конструктивного взаимодействия в командной физкультурно-спортивной деятельности.

На основе данных критериев и показателей определены уровни готовности студентов к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности. Уровень готовности рассматривался как соотношение «высших» и «низших» ступеней развития показателей по выделенным критериям. Были выделены высокий, средний и низкий уровни готовности студентов к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности.

Высокий уровень готовности студентов к групповому взаимодействию характеризуется выраженным интересом к физкультурно-спортивной деятельности, глубиной, объемом знаний о факторах, механизмах и условиях организации конструктивного взаимодействия в процессе командной физкультурно-спортивной деятельности; сформированностью представлений о психолого-педагогических закономерностях и особенностях организации взаимодействия в процессе физкультурно-спортивной деятельности; осмысленным отношением студентов к ценностям спорта и физической культуры. Этих студентов отличают умение устанавливать контакт с представителями своей  и других групп/команд, способность управлять своим эмоциональным состоянием в процессе коммуникаций с членами команды. Наблюдаются осознанность, самостоятельность, рефлексивность в поиске решения поставленных задач, понимание сущности группового взаимодействия.

Средний уровень определяется воспроизведением неглубоких, несистемных и нецелостных показателей структурных элементов выделенных критериев готовности, характеризуется условным соответствием критериям готовности к групповому взаимодействию: присутствуют достаточный интерес к физкультурно-спортивной деятельности, устойчивая социальная активность студентов. Для этой категории характерна неустойчивость в управлении своим эмоциональным состоянием в условиях группового взаимодействия. Имеет место наличие слабой мотивации к получению знаний в области группового взаимодействия. Студенты владеют отрывочными знаниями в области физкультурно-спортивной деятельности, способы решения поставленных задач в процессе группового взаимодействия не освоены. Для студентов характерны низкая срабатываемость и совместимость с членами команды.

Низкий уровень готовности студентов к групповому взаимодействию характеризуется проявлением интереса к физкультурно-спортивной деятельности, недостаточно выраженным пониманием значимости группового взаимодействия в командной физкультурно-спортивной деятельности, низкой социальной активностью, слабой заинтересованностью в организации продуктивного взаимодействия в процессе группового взаимодействия. Студенты испытывают серьезные трудности в процессе организации группового взаимодействия в процессе физкультурно-спортивной деятельности, являясь при этом субъектом этой деятельности.

Для оценки уровня готовности студентов к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности разработана диагностическая программа, представленная в таблице 1. Данная программа включает в себя диагностический инструментарий для выявления характеристик показателей по выделенным критериям готовности студентов к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности.

Таблица 1

Характеристика диагностической программы исследования готовности студентов к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности

Критерии

Название и вид диагностического инструмента

Содержание оценивания

Когнитивный

Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы (Р.О. Немов). Авторский тест изучения представлений о закономерностях и особенностях организации взаимодействия в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Методика «Способы преодоления конфликта внутри малой группы»

Наличие знаний о сущности группового взаимодействия, сформированность представлений о психолого-педагогических закономерностях и особенностях организации взаимодействия в процессе физкультурно-спортивной деятельности

Личностный

Модульный социотест (А.Я. Анцупов). Тест на выявление акцентуированных черт личности (Л. Горшенин). Методика изучения способов реагирования на конфликт (К. Томас). Тест «САН». Анкета «Психологический климат в команде» (И.В. Манжелей). Тест «Срасов». Методика по определению психической надежности спортсмена (В.Э. Мильман). Методика изучения мотивации соревновательной деятельности. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири). Тест «Диагностика социальной эмпатии»

Выявление индивидуально-личностных особенностей студентов. Диагностика самочувствия личности в коллективе. Изучение взаимоотношений игроков в команде, способности работать в команде, соотношения командных и личных интересов. Исследование психологического климата команды. Изучение срабатываемости и совместимости членов команды. Диагностика уровня развития эмпатии

Деятельностный

Социометрия группы (Я. Морено). Диагностика способов реагирования на конфликт (К. Томас). Цифровой тест (В. Мегедь, А. Овчаров). Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности (В. Синявский, Б.А. Федоришин). Определение индекса групповой сплоченности Сишора. Кейсы, ситуационные задачи, экспертная оценка по итогам наблюдений за деятельностью

Оценка ролевой позиции члена группы/команды в физкультурно-спортивной деятельности; оценка активности каждого участника; самооценивание и взаимооценка деятельности каждого члена группы. Использование техник конструктивного взаимодействия в командной физкультурно-спортивной деятельности

Выводы

Таким образом, исследовать оценочные значения выделенных критериев и соответствующих им показателей изучаемого интегративно-личностного образования необходимо с помощью объективных процедур и методик, позволяющих получать валидные результаты. Принцип использования объективных исследовательских процедур подразумевает использование как качественных, так и количественных методов исследования. Предложенная система диагностических инструментов направлена на выявление текущего уровня готовности студентов к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности. Системный характер предложенной диагностической программы обеспечивает воспроизводимость процессов контрольно-оценочной деятельности, упорядоченность и целостность оценки готовности студентов к групповому взаимодействию в физкультурно-спортивной деятельности.

Работа проводится при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2015 год. Проект № 1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Рецензенты:

Якунчев М.А., д.п.н., профессор кафедры биологии, географии и методик обучения, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Этнокультурная подготовка студентов педвуза» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск;

Карпушина Л.П., д.п.н., профессор кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Миронов А.Г., Горшенина С.Н. КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ГРУППОВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21130 (дата обращения: 29.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074