Необходимость изменения содержания в системе образования через усиление роли экономических дисциплин вызвана задачами перехода страны к рыночной экономике и сокращением сферы неквалифицированного труда, появлением частной собственности и предъявляемыми требованиями работодателя к потенциальным работникам, инновациями в экономическом образовании и существующими стереотипами экономического поведения учащихся, высокими профессиональными требованиями к специалисту. Требования к содержанию образования определены в статье 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», а в Концепции социально-экономического развития РФ и стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года предлагаются принципы повышения уровня экономической грамотности населения.
Исследования при поддержке фонда MerrillLynchFoundation и коалиции Jump$tartCoalition® в 2008 и 2004 гг. о личной финансовой грамотности выпускников американских и британских школ показали, что только 48 % американских учащихся могут правильно ответить на вопросы, оценивающие экономическую грамотность, а британские выпускники страдают «финансовой фобией». По результатам мониторинга, проведенного в рамках программы PISA, из 32 стран Россия оказалась на 27 месте. По данным Мирового экономического форума на данный момент 4 млрд человек не имеют доступа к банковской системе. Низкий уровень экономической и финансовой грамотности населения развитых стран в 2006 году спровоцировал мировой экономический кризис. Для участия в мировой экономике люди всех стран должны понимать и уметь пользоваться экономическими и финансовым понятиями и услугами [2].
Этот процесс актуализирует вопрос обеспечения экономической грамотности обучающихся в школе и ВУЗе. Но в то же время педагогический процесс не подкреплен соответствующим содержанием, формами и средствами повышения экономической грамотности, хотя творчески работающая часть учителей школ, преподавателей ВУЗов имеет в этом направлении позитивный опыт. В стране, и частности, в нашем городе, в унисон запросам государства о подготовке конкурентоспособных и компетентных специалистов, появляются классы с изучением экономических дисциплин, ведутся интегрированные курсы. Но, к большому сожалению, экономико-математическая неграмотность среди учащихся и взрослого населения процветает. В одной из своих статей я писала о повальном финансовом надувании населения через взятие денег под небольшие проценты, на первый взгляд, в коммерческих банках и у частных лиц.
Экономическая грамотность не только способ развития личности обучаемого, но и важнейший критерий адаптации человека в современном социуме, к экономическим изменениям общества и соответственно его успешности в жизни. Понятие «экономическая грамотность» подразумевает определенный набор экономических знаний и информации, умений и навыков в экономической области или некоторого практического опыта решения элементарных задач, прежде всего, в потребительской и социальной
сферах. К таким навыкам, прежде всего, относятся навыки составления семейного бюджета, совершение экономически грамотных покупок, умение делать выбор товара при равном качественном или ценовом ассортименте и профессиональные экономические компетенции. Экономическая грамотность является аналогом термина финансовая грамотность, т.к. включает совокупность знаний и умений о финансах.
В процессе обучения математике через решение задач с экономическим содержанием важно расширить представления о необходимости и возможности ее применения, сформировать у подростков практическую значимость этой дисциплины как метода формирования экономического мышления и экономической грамотности, показать возможности дисциплины для экономии семейного бюджета, научить выполнять простейшие экономические расчеты. Все это обуславливает необходимость создания различных курсов или даже дисциплин по обучению простейшим экономическим расчетным методам в школе и ВУЗе; это в свою очередь поможет не только в профессиональном становлении, но и обеспечит успешную социализацию молодому поколению.
Интеграция математических и экономических понятий и терминов возможна для следующих тем, на основе которых составляются математические задачи, исследовательские проекты, занимательные задачи, формулируются проблемные вопросы и др. учебные задания, отражающие производственные, бытовые, социальные, финансовые и др. ситуации [4].
- Степень с натуральным показателем. – История развития денег;
- Одночлены. Многочлены. – Изменение цен на товары;
- Линейная, квадратная функции. Гипербола. – Спрос и предложение. Равновесная цена. Производительность труда, грузоподъемность, рентабельность;
- Системы уравнений. – Составление семейного бюджета. Политическое ценообразование;
- Арифметическая и геометрическая прогрессии. – Банковские операции. Простые и сложные проценты;
- Теория вероятностей и математическая статистика. – Неценовые факторы и их влияние на рыночное равновесие.
Решение математических задач с экономическим региональным содержанием усиливает практическую направленность преподавания школьной математики.
Рассмотрим процесс формирования экономической грамотности обучающихся через рассуждения и решение системы задач о покупке продуктов для здорового питания. Система математических задач отражает использование различных математических тем 5–9 классов и способствует закреплению вычислительных навыков по теме. Решение математической задачи строится на достоверной информации, для этого нужно уметь работать с информационными ресурсами, отбирать соответствующий материал, находить нужную информацию в небольшом объеме.
Информация. Куриная грудка – это белое мясо, универсальный диетический низкокалорийный продукт, который, как известно, содержит меньше жиров и больше белка, чем темное мясо. Куриная грудка является источником витаминов и минералов: практически вся группа витаминов В, витамины РР, А, С, холин, обеспечивающий нормальную работу почек и надпочечников, очищает печень от жиров, укрепляет сердечную мышцу. Грудка курицы богата макро- и микроэлементами: калий, натрий, магний, фосфор, сера, хлор, железо. В среднем 100-граммовый кусочек филе содержит примерно 23,6 г белка. Уникальность этого продукта в том, что при высоком содержании белка, в грудке почти нет жира и углеводов – 1,9 г и 0,4 соответственно. Правильное питание – это наука, отталкивающаяся от слова «лучше». Куриная грудка более всего подходит для правильного питания.
Вопрос для обсуждения: значение холина указано в информации к задаче. А зачем нужны человеку другие макро- и микроэлементы.
Информация. (Размышления покупателя из интернета.) При покупке куриных грудок я задался вопросом, во сколько раз меняется вес исходного продукта после варки по отношению к первоначальному весу. Ведь после покупки куриной грудки с нее удаляется кожа, срезается лишний жир, а иногда удаляется и весь костяной каркас... И так, масса продукта уменьшается, а платить приходится за те части своей покупки, которые мы выбрасываем, естественно это ведет к удорожанию конечного продукта, т.е. готовой продукции. Подобные исследования могут показаться смешными, но мне не трудно было сделать пару лишних движений, чтобы что-то для себя прояснить.
Въедливый покупатель провел ряд исследований и нашел интересную закономерность: отношение первоначальной массы купленного продукта к массе этого продукта без кожи и жира приближенно равно 1,27. Это исследование он проводил 12 дней, результат оставался постоянным.
~ 1,27
Задача 1. Проверьте достоверность исследования по результатам записей покупателя из интернета(таблица 1), что отношение веса куриной грудки к весу филе этой грудки есть величина постоянная. Найдите среднее арифметическое всех отношений.
Таблица 1
Результаты взвешиваний куриной грудки и чистого филе этой грудки
|
1 день |
2 день |
3 день |
4 день |
5 день |
6 день |
7 день |
8 день |
9 день |
Вес грудки при покупке |
702 гр. |
699 гр. |
722 гр. |
732 гр. |
652 гр. |
678 гр. |
700 гр. |
672 гр. |
669 гр. |
Вес чистого филе |
553 гр. |
550 гр. |
569 гр. |
577 гр. |
513 гр. |
533 гр. |
551 гр. |
530 гр. |
527 гр. |
Задача 2. Используя данные таблицы 1, определить, какой процент куриной грудки покупателем не используется в пищу. Ответ округлить до целых. Для всех ли пар данных в таблице ответ одинаков? (Ответ: 21 %.)
Задача 3. Используя ответ задачи 2, определите, какую сумму денег мы платим за неиспользуемые части купленной куриной грудки, если цена 1 кг составляет 130 руб.? (Ответ: 27,3 руб.)
Задача 4. Цена куриной грудкиптицефабрики «Тюменский бройлер» 130 руб. Сколько стоит неиспользуемая часть куриной грудки, если хозяйка купила 3,5 кг (сколько денег «выбросили на ветер»)? (Ответ: 95,55 руб.)
Задача 5. Цена куриной грудки птицефабрики «Тюменский бройлер» за килограмм 130 руб. Покупатель удалил кожу, жир, и вес оставшейся части уменьшился на 215 грамм. Фактически теперь стоимость получившегося филе стала 139 рублей. Определить в данной ситуации стоимость одного килограмма получившегося филе. Ответ округлите до целых. Ответ сравните с реальной ценой филе, если она равна 170 руб. за 1 кг и сделайте вывод. (Ответ: 166 руб., выгоднее покупать куриную грудку, можно сэкономить с каждого килограмма 4 руб., но будет потрачено личное время на обработку грудки).
Вопрос для обсуждения: Можно сэкономить с каждого килограмма грудки, обрабатывая ее под филе, 4 руб. «Но, это же, копейки!» – воскликнет покупатель и он, наверное, прав? Но посчитаем, сколько мы сэкономим денег, если в неделю семья берет 3 кг куриных грудок, за год это составит 4*12*3 = 144 кг, а экономия составит 144*4 = 576 руб. Но при большей цене экономия превышает 1000 руб. И это только на одном продукте! Для какой социальной группы людей эта информация значима?
Но въедливый покупатель задается вопросом калорийности данной продукции, а для этого надо знать вес готового продукта (сваренного мяса), т.к. он приварке теряет влагу и жир. Продолжив исследования дальше, покупатель определил массу филе (без кожи и жира) и готовой продукции (сваренного филе) и получил интересный результат: отношение массы филе куриной грудки к массе вареного филе есть величина постоянная и приближенно равна этому же числу – 1,27.
Информация: (Размышления покупателя из интернета). Для расчета количества покупаемой продукции используем двукратное уменьшение веса купленной куриной грудки: 1) при обработке купленной грудки до состояния филе изменение веса в отношении 1,27; 2) при варке филе до готовности изменение веса в отношении 1,27. Итоговый коэффициент изменения веса 1,27*1,27= 1,61219 или приближенно 1,6. Это значит, что вес купленной продукции в 1,6 раза больше веса готового мяса и наоборот.
Задача 6. Сколько килограмма куриных грудок нужно купить студенту-спортсмену на 1 неделю (7 дней), если дневной рацион его питания содержит 350 граммов белого мяса курицы?
Решение: Если дневная порция мяса белого куриного составляет 350 грамм, то на неделю нужно будет 350*7 = 2450 грамм или 2,45 кг готового приготовленного куриного мяса. А сырого куриного мяса нужно будет купить в 1,6 раза больше, т.е. 2,45*1,6 = 3,92 кг сырой куриной грудки. (Ответ: 3,92 кг.)
Задача 7. Определить недельные денежные затраты студента-спортсмена для покупки белого куриного мясо, если цена куриной грудки птицефабрики «Боровская» 140 руб. Студенту требуется на 1 день 350 грамм готового мяса.
Решение: 1) Определим вес куриных грудок 350* 1,6*7 = 3, 92 кг; 2) Определим стоимость этих грудок 3,92* 140 = 548,8 руб. (Ответ: 548,8 руб.)
Задача 8. Приведенные ниже цифры соответствуют 100 граммам куриной грудки и окорока/голени соответственно. Определить стоимость кожи, кости и чистого мяса в 100 граммах куриной грудки и окорока. Знак вопроса замените ответами.
Таблица 2
Доля компонентов в куриной грудке и окороке
|
Грудка |
Окорок |
||
|
% |
Цена, руб. |
% |
Цена , руб |
Общий вес |
100 |
130 |
100 |
170 |
Мясо |
79 |
? |
74 |
? |
Кожа |
6 |
? |
5 |
? |
Кости |
15 |
? |
21 |
? |
Стоимость 1 гр. чистого веса |
|
? |
|
? |
Информация. Энергетическая ценность компонентов грудки различна. Из 100 г куриной грудки 84 % калорий дает белок, а 15 % калорий дает жир, т.е. соотношение энергетически дает равенство (85 %+15 %), в курином окороке это соотношение меняется: «белок-жир» – (46 %+ 53 %). Почему так? Ответ прост – при расщеплении 1 грамма белка выделяется 4 ккал, а при расщеплении 1 грамма жира – 9 ккал.
Таблица 3
Состав куриной грудки
|
Грудка (без кожи) |
Окорок ( без кожи) |
Общий вес |
100 гр. |
100 |
Углеводы |
0 гр. |
0 гр. |
белок |
23 гр. |
21 гр. |
жиры |
1-2 гр. |
11-19 гр. |
Калорийность |
110 гр. |
170-185 гр. |
Задача 9. По данным таблицы 3 определить: 1) Во сколько раз меньше жиров в грудке, ответ записать неравенством; 2) На сколько процентов калорийность окорока больше, чем грудки? 3) Какую часть (процент) составляет белок?
Информация. Белое куриное мясо является основой многочисленных диет. Калорийность куриной грудки на 100 г продукта: грудка отварная без кожи – 110 ккал, грудка отварная с кожей – 170 ккал и грудка жареная – 200 ккал. Белое мясо курицы нельзя переваривать, чтобы оно не превратилось в резину. Для сохранения в мясе ценных витаминов и микроэлементов его следует варить на медленном огне: если грудка на кости – 30 минут; если мясо без костей и кожи – 15–20 минут; если мясо порезано кусочками – 10 минут.
Вопросы для устного счета:
1. Во сколько раз повышается калорийность куриного мяса при его обжаривании, если калорийность вареного составляет 110 ккал, а жаренного 200 ккал?
2. Какую часть часа должна вариться грудка на косточке, грудка с кожей и грудка с кусочками, если процесс варки соответственно занимает 30 минут, 20 минут и 10 минут?
3. Во сколько раз отварная курица с кожей калорийнее отварной курицы без кожи, если их калорийность соответственно равна 170 и 110 кал?
4. Определить процентное содержание белка в куриной грудке, если в 100 граммах куриного филе содержит примерно 23,6 г белка.
5. Определить процентное содержание жира в куриной грудке, если в 100 граммах куриного филе содержит примерно 1,9 г жира.
6. Определить процентное содержание углеводов в куриной грудке, если в 100 граммах куриного филе содержит примерно 0,4 г белка.
Задача 10. Рассчитайте стоимость куриной грудки в рублях, если она стоила в одном из регионов России в 2014 году 4,20€. Сравните с ценами этого года в своем регионе.
Рассмотренные математические задачи и вопросы по покупке продуктов для здорового питания можно использовать непосредственно на уроках математики, на интегрированных занятиях математики и экономики, на внеклассных мероприятиях, для домашней исследовательской работы, для написания рефератов. Система таких задач по решению разных проблем (строительство, организация бизнеса, долгосрочные кредиты, инвестиции, покупка мебели или домашней техники и др.) способна дать больше практических навыков в формировании экономической культуры. Экономическое образование в рамках школьного курса математики через решение задач с региональным математическим содержанием не только приближает учеников к реальным условиям жизни, но и формирует личностные деловые качества.
Рецензенты:
Егорова Г.И., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой химии и химической технологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» филиал в г. Тобольске, г. Тобольск;
Маллабоев У.М., д.ф.-м.н., профессор кафедры физики, математики и методик преподавания федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» филиал в г. Тобольске, г. Тобольск.
Библиографическая ссылка
Корощенко Н.А. ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ О ЗДОРОВОМ ПИТАНИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21126 (дата обращения: 28.04.2025).