Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО АДАПТИВНОГО СПОРТА

Ермакова Ю.Н. 1 Степанова О.Н. 2
1 ФГБОУ ВПО Шуйский филиал «Ивановский Государственный университет»
2 ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
В статье рассматривается современное состояние, развитие и проблемы детско-юношеского адаптивного спорта в России. Проведен анализ нормативно-правовой базы, на основании которой осуществляется физкультурно-спортивная работа с детьми-инвалидами различных нозологических групп. Представлена характеристика данных по организации учебно-спортивной работы в детско-юношеских спортивных адаптивных школах. Статистический анализ количества детей инвалидов, занимающихся видами адаптивного спорта. Виды спорта, культивируемые спортивными школами для детей-инвалидов. Определены проблемы, их направленность и возможные пути решения развития детско-юношеского адаптивного спорта в нашей стране с детьми-инвалидами различных нозологических групп.
детско-юношеский адаптивный спорт
дети-инвалиды
детско-юношеская спортивно-адаптивная школа
проблемы развития адаптивного спорта
1. Группа направлений подготовки и специальностей (ФГОС): ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ // Российское образование: Федеральный портал. – URL: http://www.edu.ru/abitur/act.6/index.php?sort=&show_results=&fgos=030000&page=3 (дата обращения: 02.02.2014).
2. Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа: официальная терминология // Академик (Словари и энциклопедии на Академике). – URL: http://official.academic.ru/5404/Детско-юношеская_спортивно-адаптивная_школа (дата обращения: 21.01.2014).
3. Информация об учреждениях // Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. – URL: http://bus.gov.ru/public/site/searchNew.html (дата обращения: 24.01.2014).
4. Махов А. С. Организационная структура управления адаптивным спортом / А. С. Махов, О. Н. Степанова // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 3 (55). – С. 3-8.
5. Махов А. С. Проблемы управления развитием адаптивного спорта в России / А. С. Махов, О. Н. Степанова // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2009. – № 12(58). – С. 67–71.
6. Махов А.С. Управление развитием адаптивного спорта в России : автореф. дис... д-ра пед. наук / А.С. Махов. – Москва : [б. и.], 2013. – 40 с.
7. Международный день инвалидов // РИА Новости. – URL: http://ria.ru/spravka/20131203/981216754.html (дата обращения: 02.02.2014).
8. Правила приема обучающихся в МБОУ ДОД ДЮСАШ № 15 // МБОУ ДОД ДЮСАШ №15: официальный сайт. – URL: http://dussh15.edu.murmansk.ru/main/priem.htm (дата обращения: 07.02.2014).
9. Сборник нормативных правовых документов в области паралимпийского спорта / Паралимпийский комитет России; авт.-сост. А. В. Царик; под общ. ред. П. А. Рожкова. – М.: Советский спорт, 2011. – 1040 с.
10. Сводный отчет 3-АФК «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте» за 2012 год // Министерство спорта Российской Федерации. –URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 07.02.2014).
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются одной из социально незащищенных категорий населения. Осознавая свою уязвимость, они сталкиваются со значительными трудностями в социальном пространстве общества. Неуверенность в себе и своей значимости ведет к изоляции от общества, что в свою очередь причиняет гораздо больше страданий, чем заболевание, приведшее к инвалидности.

Количество детей-инвалидов в России растет год от года; за последние семь лет их численность увеличилась почти на 8 %. По данным директора профильного департамента Министерства труда и социальной защиты РФ Григория Лекарева в 2013 г. количество детей-инвалидов в нашей стране составило около 570 тысяч [7]. Поэтому в число наиболее важных задач работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, наряду с медицинской и другими традиционными формами реабилитации, входят: социальная адаптация, преодоление психологических барьеров и социальная интеграция - налаживание контактов с окружающим миром, восстановление и укрепление социально-культурных связей с обществом. Действенным средством решения указанных задач является привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям адаптивным спортом [5].

Однако, несмотря на признанную целесообразность и важность участия детей с инвалидностью в адаптивном спортивном движении,  российские дети-инвалиды вплоть до 2007 года имели право заниматься физическими упражнениями только индивидуально по месту жительства. Это закрывало им путь к спорту и являло своеобразный запрет на открытие в спортивных школах отделений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Лишь в 2007 году (4 декабря) был принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в котором говорилось о создании детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, адаптивных детско-юношеских клубов физической подготовки, филиалов, отделений и структурных подразделений образовательных учреждений по адаптивному спорту, который положил начало истории детско-юношеского адаптивного спорта в нашей стране [9].

Сегодня к занятиям адаптивным спортом допускаются все дети с ограниченными возможностями здоровья, желающие заниматься и допущенные по медицинским показаниям к занятиям адаптивной физической культурой в возрасте от 4 до 18 лет [8].

Согласно «Модальному закону о Паралимпийском спорте», принятом в г. Санкт-Петербурге 25 ноября 2008 г. Постановлением 31-13 на 31 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, под детско-юношеской спортивно-адаптивной школой (ДЮСАШ) принято понимать «учреждение физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, основной деятельностью которого является организация и проведение среди лиц с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, интеллекта и других функций учебно-тренировочного и воспитательного процесса, имеющего целью их физическую реабилитацию, социальную адаптацию, интеграцию и повышение спортивного результата» [2].

В Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года ставится задача увеличения доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 20 %. Однако эта задача на сегодняшний день далека от своего решения. Данный факт отчетливо усматривается из формы федерального статистического наблюдения № 3-АФК «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте» за 2012 год. Там указано, что количество детей-инвалидов, охваченных организованными формами занятий адаптивным спортом, составляет 64049 человек или всего 11,3 % от общего числа детей-инвалидов до 18 лет. Из этих 64049 человек занимаются адаптивным спортом в спортивных школах (ДЮСАШ и СДЮСАШ) всего лишь 2644 человека, то есть всего-навсего 0,5 % (!) российских детей с инвалидностью [10].

Современное состояние отечественного детско-юношеского адаптивного спортивного движения можно охарактеризовать следующими данными.

В России с лицами от 4 до 21 года организована работа по 53 видам адаптивного спорта; из них 32 вида культивируются детско-юношескими спортивно-адаптивными школами. Специализированные детско-юношеские спортивно-адаптивные школы олимпийского резерва осуществляют деятельность по четырем видам спорта Сурдлимпийских игр: футболу, волейболу, легкой атлетике, шахматам.

В стране налажена работа по подготовке юных спортсменов:

- к «Специальной Олимпиаде», программа которой включает в себя шесть видов спорта: плавание, легкая атлетика, футбол, бадминтон, конный спорт, спортивная гимнастика;

- к выступлению в семи Паралимпийских дисциплинах: плавании, дзюдо, мини-футболе, легкой атлетике, пауэрлифтинге, настольном теннисе, конном спорте [5].

Согласно данным статистической отчетности, физкультурно-оздоровительную и учебно-спортивную деятельность с детьми-инвалидами различных нозологических групп осуществляют детско-юношеские спортивно-адаптивные школы (ДЮСАШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва инвалидов (СДЮШОРИ), детско-юношеские спортивно-адаптивные школы олимпийского резерва (ДЮСАШОР) по отдельным видам спорта, спортивные клубы и команды по видам адаптивного спорта, спортивно-оздоровительные клубы, секции при различных образовательных учреждениях [4]. В 2012 году в России насчитывалось 546 организаций, осуществляющих спортивную работу с детьми-инвалидами, из них всего 14 ДЮСАШ и одна СДЮСАШ (специализированная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа). По данным за 2013 год, в Российской Федерации зарегистрировано 17 детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и 2 специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва инвалидов, что свидетельствует о катастрофически малом темпе роста числа данных организаций [3].

Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы функционируют пока лишь в 16 регионах РФ (в Красноярском крае (г. Красноярск), Камчатском крае (г. Петропавловск-Камчатский), Республике Чувашия (г. Чебоксары), Саратовской обл. (г. Саратов), Курганской обл. (г. Шадринск), Хабаровском крае (г. Хабаровск), Свердловской обл. (г. Нижний Тагил), Мурманской обл. (г. Мурманск), Республике Алтай (г. Горно-Алтайск), Республике Мордовии (г. Саранск), Тамбовской обл. (г. Тамбов), Владимирской обл. (г. Владимир), Республике Дагестан (г. Махачкала), Омской обл. (г. Омск), Республике Марий Эл (г. Йошкар-Ола)). Активную спортивно-массовую работу проводят СДЮСШОР № 18 (г. Уфа), школа-интернат для слепых детей г. Санкт-Петербурга, «Юность Москвы» (г. Москва), СДЮСШОР г. Омска, ГОУД «Спортивно реабилитационный центр инвалидов» г. Тулы, СДЮСШОР г. Воронежа, а также ДЮСАШ «Разведчик», ДЮСАШ «Мечта» и ДЮСАШ «Центр адаптивного спорта» г. Нижний Тагил.

В ДЮСАШ и СДЮСШОРИ для детей с нарушениями зрения, слуха и поражением опорно-двигательного аппарата учебно-тренировочная работа ведется по десяти-двенадцати видам спорта, с интеллектуальными нарушениями и ментальных инвалидов с нарушениями различной степени тяжести - по восьми видам, для детей со сложными сочетанными дефектами и ДЦП - три и четыре, соответственно. К сожалению, столь малое количество отделений по видам спорта не может в полной мере обеспечить полноценную подготовку и формирование резерва сборных команд России по Паралимпийским, Сурдлимпийским играм и играм Специальной Олимпиады, а также к международным соревнованиям по видам спорта, не входящим в перечисленные категории.

Во Всероссийских соревнованиях среди детей-инвалидов активное участие принимают 20 субъектов Федерации: Республика Башкортостан, Владивосток, Волгоград, Удмуртия, Камчатский край, Москва, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Ростовская область, Самарская область, Свердловская область, Тульская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Санкт-Петербург, г. Ижевск, Красноярский край, Саратов.

Достаточно активно развивается нормативная правовая база детско-юношеского адаптивного спорта. Вступили в силу Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года, Типовое положение об организациях дополнительного образования (в том числе спортивной направленности для детей с инвалидностью), Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы, Методические рекомендации об организациях адаптивного спорта и регламентации их деятельности и др. [9].

Однако наряду с упорядочением и расширением масштабов спортивной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, все еще острой остается проблема нехватки педагогических кадров для системы детско-юношеского адаптивного спорта. В настоящее время в нашей стране ведется подготовка кадров (специалистов, бакалавров, магистров) лишь для системы адаптивной физической культуры, но не для адаптивного спорта. Подготовку кадров по адаптивной физической культуре осуществляют 56 учреждений высшего и 19 учреждений среднего профессионального образования из 43 регионов России [1]. При этом ни одно из них не готовит тренеров по адаптивным видам спорта; в их учебных планах отсутствуют дисциплины, связанные с методикой спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп, а также курсы теории и методики таких видов адаптивного спорта, как голбол, бочча, футбол, волейбол сидя, баскетбол на колясках и т.д.

В последние годы стали появляться серьезные научные разработки в области детско-юношеского адаптивного спорта. Однако они пока не в силах удовлетворить информационный голод и потребности спортивной практики. Как пишет А.С. Махов, «необходимо продолжить исследовательскую работу по следующим направлениям: подготовка кадров, разработка современных методик спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение безбарьерной среды обитания на спортивных объектах» [6].

Есть проблемы и с программно-нормативным обеспечением детско-юношеского адаптивного спорта: на сегодняшний день известна всего одна (!) утвержденная программа спортивной подготовки по пауэрлифтингу для ДЮСАШ. Учебно-тренировочный процесс с юными спортсменами-инвалидами ведется, в большинстве случаев, на интуитивном уровне (методом проб и ошибок или по аналогии с системой подготовки здоровых атлетов) по авторским официально не утвержденным программам.

Несмотря на то, что детско-юношеский спорт признан одним из приоритетных направлений отечественного спортивного движения, существует (помимо вышеперечисленных) целый ряд препятствий для его дальнейшего позитивного развития. К ним можно отнести:

- отсутствие утвержденных государственных научно обоснованных типовых программ спортивной подготовки по видам адаптивного спорта для ДЮСАШ;

- недостаточно развитую сеть спортивных школ и отделений для занятий адаптивным спортом для детей с инвалидностью;

- чрезвычайно узкий спектр культивируемых в ДЮСАШ и СДЮСШОРИ видов адаптивного спорта, который, с одной стороны, не в состоянии удовлетворить спортивные интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и, с другой стороны, отстает от современной спортивной практики и мировых тенденций ее развития;

- отсутствие разрядных норм и требований для присвоения спортивных разрядов по видам адаптивного спорта, включенных в ЕВК для детей-инвалидов;

- отсутствие нормативной правовой базы государственно-общественной системы спортивно-функциональной классификации спортсменов в адаптивном спорте, адаптированной к мировым стандартам;

- отсутствие утвержденных требований для присуждения судейских и тренерских категорий в адаптивном спорте.

Поиск путей решения вышеперечисленных проблем является предметом наших научных исследований.

Рецензенты:

Правдов М.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры ТМФКиС, ФГБОУ ВПО Шуйский филиал «ИвГУ», г. Шуя;

Махов А.С., д.п.н., доцент, доцент кафедры ТМФКиС, ФГБОУ ВПО Шуйский филиал «ИвГУ», г. Шуя.


Библиографическая ссылка

Ермакова Ю.Н., Степанова О.Н. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО АДАПТИВНОГО СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21098 (дата обращения: 17.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074