Однако, как показывает практика, сегодня большой процент школьников не выражают активного желания изучения иностранного языка. В исследованиях В.А. Аитова, И.Н. Андреевой, М.В. Архиповой, О.В. Горбушиной, О.В. Кудравец, И.А. Зимней, И.Б. Минаевой, В.В. Рыжова, Н.А. Саланович, Н.В. Шутовой и др. отмечается, что у современных подростков присутствуют неоднозначное отношение к иностранному языку как учебному предмету, недостаточная мотивированность к его усвоению. На наш взгляд, это рождает противоречия между возрастающими требованиями общества, когда хорошее владение иностранным языком повышает конкурентоспособность специалиста любого профиля, и традиционной системой обучения иностранному языку, существующей в большинстве российских школ, где репродуктивный характер обучения остается доминирующим. Одной из причин подобного явления, по нашему мнению, является недостаточная теоретическая и экспериментальная разработанность проблемы развития мотивации изучения иностранного языка школьниками, вследствие чего организация психолого-педагогических условий в образовательных учреждениях не отвечает потребностям образования. Поэтому комплексное исследование особенностей развития мотивации к изучению иностранного языка у школьников является целью нашей работы. Объектом исследования выступает развитие мотивации изучения иностранного языка у подростков. Предмет исследования - структура, критерии и уровни развития мотивации изучения иностранного языка у школьников.
Мотивация изучения иностранного языка школьников представляет целостный процесс, включающий ряд взаимосвязанных компонентов:
- мотивационно-эмоциональный - выражает эмоциональное отношение подростков к изучению иностранного языка, учебным заданиям, динамику эмоционального состояния, степень эмоциональной насыщенности;
- мотивационно-ценностный - характеризует цель, к которой стремится подросток, изучая иностранный язык;
- мотивационно-результативный - проявляется в настойчивости преодоления трудностей, степени заинтересованности в положительном результате деятельности, удовлетворенности полученным результатом.
Степень выраженности показателей, выделенных в структуре мотивации изучения иностранного языка у подростков, легла в основу градации уровней ее сформированности в направлении от I (высокого) к III (низкому) уровню (см. таблицу).
Уровни развития мотивации изучения иностранного языка у подростков
Уровни развития |
Компоненты мотивации изучения иностранного языка подростками |
||
Мотивационно- эмоциональный |
Мотивационно-ценностный |
Мотивационно-результативный |
|
Высокий |
Интерес к изучению предмета и выполняемым заданиям ярко выражен. Эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности положительное. Благоприятное эмоциональное самочувствие. |
Ведущий тип мотива - познавательный: стремление узнать новые факты, проникнуть в суть явлений, проявить интеллектуальную, творческую активность, преодолевать трудности. |
Мотивация на получение позитивного результата деятельности |
Средний |
Интерес к предмету и выполняемым заданиям эпизодический. Положительное эмоциональное отношение к деятельности фрагментарно. Эмоциональное самочувствие амбивалентное. |
Ведущий тип мотива - прагматический: изучение предмета как способ самоутверждения, получения личной выгоды, средство достижения личного благополучия и престижа. |
Мотивация на успех или неудачу деятельности не выражена.
|
Низкий |
Интерес к предмету и выполняемым заданиям отсутствует. Эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности негативное. Эмоциональное самочувствие неблагоприятное. |
Ведущий тип - мотив принуждения: стремление избежать нареканий, неприятностей. |
Мотивация на неудачу деятельности.
|
Задачи исследования решались на базе средних общеобразовательных школ № 185, 45 г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 121 школьник 13-14 лет. Выбор возраста связан с тем, что данный возрастной период является одним из самых сложных для становления личности. Имеющиеся в науке сведения красноречиво говорят о том, что в структуре мотивов учения подростков познавательные мотивы не являются доминирующими, у подавляющего числа подростков они требуют стимуляции извне и характеризуются неустойчивостью, ситуативностью, недостаточной действенностью, слабой обобщенностью, ориентированностью на результат.
Обратимся к полученным результатам. Высокий уровень развития мотивационно-эмоционального компонента был выявлен у 22 % подростков, средний - 41 %, низкий - 37 %. Полученные результаты демонстрируют, что ярко выраженный интерес к изучению иностранного языка, положительное эмоциональное отношение к деятельности, благоприятное самочувствие характерны для 22 % подростков. Наиболее массовым для подростков оказался средний уровень развития данного компонента: интерес подростков к предмету и занятиям носит эпизодический характер, они не стремятся к продолжению деятельности по своей инициативе, положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности фрагментарно, эмоциональное самочувствие амбивалентно. Эксперимент выявил значительный процент подростков с низким уровнем развития мотивационно-эмоционального компонента (37 %). Анализ анкет и результатов беседы показал, что 90 % подростков выделяют иностранный язык как наименее привлекательный среди всех изучаемых предметов. Безусловно, отсутствие интереса является фактором, негативно влияющим на любую деятельность, в том числе и учебную. Соответственно, отсутствие интереса к иностранному языку со стороны учащихся негативно сказывается на процессе и результате учебной деятельности. Эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности у 34 % подростков негативное. 58 % испытуемых ощущают эмоциональный дискомфорт в процессе изучения иностранного языка. Подростки болезненно переносят критику в свой адрес, хотя могут на нее бурно не реагировать, предпочитают не высказывать свою точку зрения на уроке, будучи неуверенными в правильности суждений. Подростки осознают важность владения иностранным языком в современном мире, однако большинство из них испытывают негативные эмоции при изучении предмета.
Высокий уровень развития мотивационно-ценностного компонента был выявлен у 14 % подростков, средний - 67 %, низкий - 19 %. Данные позволяют констатировать, что в процессе изучения иностранного языка 14 % подростков стремятся узнать новые факты, проникнуть в суть явлений, преодолеть трудности, ориентированы на получение глубоких и прочных знаний, самостоятельную работу в ходе учебной деятельности. Значительная часть испытуемых оказалась на II уровне: они рассматривают изучение иностранного языка как способ самоутверждения, достижения собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. В изучении языка видят, прежде всего, возможность удовлетворить личные притязания. Для 19 % испытуемых при выполнении учебного задания доминирующим фактором являются негативные последствия в случае их невыполнения.
Высокий уровень развития мотивационно-результативного компонента был выявлен у 14 % подростков, средний - 44 %, низкий - 42 %. Направленность на получение позитивного результата своей деятельности характерна для 14 % подростков, мотивационный полюс не выражен у 44 % испытуемых. Остальные подростки в процессе изучения иностранного языка думают о путях избегания гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Подростки, мотивированные на неуспех, отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах, стараются избегать сложных заданий, а при необходимости их решения могут впадать в состояние, близкое к паническому, вследствие чего не достигают высоких результатов в деятельности. Наблюдаемая тенденция на неудачу, низкие результаты деятельности актуализируют задачи приоритетного формирования мотивации на успех и получение позитивного результата при изучении иностранного языка.
Анализ развития основных компонентов мотивации изучения иностранного языка у подростков позволил распределить их по уровням. Полученные экспериментальные материалы свидетельствуют, что лишь 18 % подростков имеют I (высокий) уровень мотивации изучения иностранного языка. Их характеризует наличие интереса к предмету и учебным заданиям, желание дальнейшего изучения языка. Эмоциональное отношение к процессу деятельности положительное, подростки испытывают удовлетворение в случае правильности выполнения заданий. Эмоциональное самочувствие благоприятное, им свойственно хорошее настроение и состояние эмоционального комфорта в течение занятий. Получение глубоких знаний, возможность познать новое, стремление проявить интеллектуальную и творческую инициативу, преодолеть трудности являются для них ведущими мотивами изучения иностранного языка; для этих подростков характерна мотивация на успех деятельности, все это ведет к получению высоких результатов.
46 % подростков продемонстрировали II (средний) уровень. Подростки проявляют эпизодический интерес к предмету и выполняемым учебным заданиям, который угасает при появлении трудностей и достигается в основном за счет внеучебной стороны. Данные испытуемые отдают предпочтение коллективным формам работы, где существует возможность общения со сверстниками. Положительное отношение к процессу и результату деятельности фрагментарно, эмоциональное самочувствие оценивается как амбивалентное. Привлекательной является внешняя сторона учения, желание изучать иностранный язык связано с прагматическими целями получения личной выгоды. Подростки недостаточно внимательны в течение занятий, не всегда самостоятельны при выполнении заданий, допущенные ошибки исправляют с помощью наводящих вопросов учителя. Мотивация на успех или неудачу не выражена.
У 36 % подростков уровень развития мотивации изучения иностранного языка является III (низким). Подростки не выражают интереса к изучению иностранного языка. Они индифферентны к процессуальной стороне деятельности. Эмоциональное отношение к содержанию и к результату деятельности негативное. Эмоциональное самочувствие в процессе учебной деятельности неблагоприятное, подростки испытывают эмоциональный дискомфорт во время занятий. Ведущим типом мотива подростков при изучении иностранного языка является мотив принуждения - стремление избежать неприятностей, нареканий. Данная группа подростков считает, что английский язык можно было бы совсем исключить из учебного процесса, а его изучение связывают с боязнью наказания со стороны взрослых. Подросткам не интересна и сложна учебная деятельность, осуществляемая на уроках, они выбирают наиболее простые задания, выполнение которых сразу же прерывают при возникновении трудностей. Мотивированные на неудачу, они отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах, что также влияет на низкий результат деятельности.
Итоги данного этапа исследования привели нас к выводу о том, что большинство школьников имеет относительно низкий уровень развития мотивации изучения иностранного языка. В этой связи представляется актуальным и необходимым поиск эффективных средств и приемов обучения иностранному языку, удовлетворяющих физиологическим и психологическим потребностям современных школьников и способствующих повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Рецензенты:
Рыжов В.В., д.псх.н., профессор кафедры теории и методики прикладных и технических видов спорта факультета физической культуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород;
Шутова Н.В., д.псх.н., профессор кафедры возрастной и педагогической психологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Архипова М.В. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21092 (дата обращения: 09.12.2024).