Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ СЕТЕВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И БАКАЛАВРОВ

Кутумова А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Статья посвящена вопросам совершенствования системы профильного обучения в условиях реальных потребностей рынка труда. Существующие модели профильного обучения, основанные на принципах вариативности образовательных услуг и дифференциации, ориентированы на профессиональные интересы обучающихся, на их намерения в отношении продолжения образования. Одним из направлений реализации технологического профиля обучения является профессиональная или предпрофессиональная подготовка. Автором представлен анализ опыта профессионального обучения старшеклассников по рабочим профессиям, основанного на модели сетевого взаимодействия. Расширение сотрудничества с образовательными учреждениями общего, профессионального, дополнительного образования и иными организациями, оказывающими различного рода образовательные услуги, определяет переход профильного обучения на новый уровень развития, обеспечивающий формирование ценностно-смысловой стороны профессионального самоопределения. Обозначена особая роль педагогического вуза в сетевом взаимодействии образовательных учреждений.
педагогическое образование
профессиональная подготовка
сетевое взаимодействие
профильное обучение
1. Егорова Г.И. Тенденции и приоритеты обучения в вузе в условиях реализации ФГОС // Академия профессионального образования. – 2015. – № 1(43). – С. 20-26.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Профильная школа. – 2003. – № 1.
3. Кутумова А.А., Шебанова Л.П. Подготовка педагогических кадров в двухпрофильной системе бакалавриата // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: www.science-education.ru/119-15206 (дата обращения: 24.06.15).
4. Кутумова А.А., Шебанова Л.П. Условия формирования группы компетенций «обучение по рабочей профессии» у будущих бакалавров профессионального обучения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 46. – С. 94-98.
5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. – М., 2002. – 400 с.
6. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/5 (дата обращения: 24.06.15).
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovanii (дата обращения: 24.06.15).
Подготовка подрастающего поколения к осознанному выбору профессии является важной социально-педагогической задачей школы. Выбор сферы профессиональной деятельности для подрастающего поколения является ответственным шагом, и чем ближе знакомство учащихся с миром профессий, лучше в условиях реального производства, тем более осознанным будет решение. Исследования в области профориентации Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова определяют факторы, влияющие на выбор профессии: это прежде всего, личностные склонности, мнения родителей, друзей, ситуация на рынке труда, престижность профессии и т.д. Большая роль отводится школе как ответственной за создание специально организованного сопровождения профессионального и личностного самоопределения [5].

Профильный характер обучения в старшей школе обусловлен потребностью подготовки к овладению выбранной профессией. Организация образовательного процесса, ориентированного на запросы, склонности и способности каждого обучающегося, составляет суть профильного обучения. При этом не утрачивается главное условие: все учащиеся имеют одинаковый доступ к полноценному образованию. Расширение возможностей социализации учащихся обеспечивается преемственностью между общим и профессиональным образованием. В настоящем профильное обучение на старшей ступени общего образования переходит на новый уровень развития, связанный с сетевой формой его реализации [2].

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» основой сетевого взаимодействия становится объединение материально-технических, кадровых, информационных ресурсов различных организаций, ведущих образовательную деятельность [7]. Кроме организаций среднего и высшего профессионального образования, в сетевую систему могут входить учреждения дополнительного образования, культуры, науки, имеющие условия для обучения, прохождения разных видов учебных практик и других видов деятельности, предусмотренных образовательной программой. Организации, входящие в сеть, составляют договор сотрудничества, условия которого являются взаимовыгодными, и на основе которого разрабатываются и утверждаются образовательные программы.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, предприятий и организаций реализуется в их совместной деятельности по формированию групп обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием предоставленных ресурсов.

Образовательные услуги, предоставляемые сетью образовательных учреждений в поддержке ресурсами базовых предприятий и организаций, специализированных кабинетов и лабораторий перестроит профилизацию одной школы в гибкую, многофункциональную, открытую систему профильного образования. В такой системе обучения старшеклассник может самостоятельно выстраивать собственную образовательную траекторию.

Сетевая форма образования широко использовалась и используется в разнообразных вариантах: «школа - вуз - предприятие», «школа - техникум - предприятие», «школа - предприятие», «школа - социокультурный комплекс», «школа - профессиональный лицей - вуз - предприятие» и др.

Перспективной является модель сетевой организации профильного обучения - учебный ресурсный центр. На основе такого центра проводится объединение интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов учреждений общего, дополнительного профессионального образования и работодателей. Разрабатываются и внедряются учебные программы, учебно-методические комплексы, технологии и методики профильного обучения, собирается и обрабатывается информация о состоянии рынка труда в регионе, проводится переподготовка учителей, организуется техническое и методическое сопровождение преподавателей элективных курсов.

Сетевая организация профильного обучения, имея преимущества в практико-ориентированной подготовке, оказывает психолого-педагогическое консультирование старшеклассников по профессиональному самоопределению, осуществляя такие формы работы, как диагностика, тренинг, информационная работа с родителями, социальные практики, профессиональные пробы.

Одним из направлений профильного обучения является профессиональная подготовка старшеклассников. Обучение профессии в школе не является новым: имеется положительный опыт советского времени, возобновляемый в новых экономических условиях.

Спектр профессий, востребованных в настоящее время рынком труда, определяется сферами промышленного и сельскохозяйственного производства, строительством, информационными технологиями, коммерцией, сервисом, декоративно-прикладным искусством.

Получение профессии в школе для некоторых учащихся становится первым шагом вхождения в трудовую производственную деятельность, создавая условия для поддержки их личностного роста и социальной адаптации. Выпускники школы с рабочей квалификацией могут продолжить образование в средних или высших учебных заведениях с большей уверенностью в правильном выборе профессиональной деятельности.

Подготовка к профессиональной деятельности учащихся является важной задачей технологического образования, которая решается сначала в рамках предпрофильного технологического обучения. Предпрофильное обучение позволяет с большой вероятностью определить, какие виды деятельности учащимся ближе, где смогут наиболее успешно они трудиться, принося пользу для общества и получая удовлетворение от своего труда. На уровне основной школы технологическая подготовка реализуется в социально-трудовом воспитании, развивающем индивидуальность и предоставляющем возможность самоопределения. Но в девятом классе темами изучения на уроках технологии становятся сферы трудовой деятельности, профили обучения в старших классах, профессиограммы. Содержание предпрофильной подготовки определяется:

- необходимостью профессиональной мобильности выпускников и потребностями рынка;

- существующими требованиями к минимуму профессиональной подготовки выпускников школы;

- традициями и возможностями конкретной школы в реализации образовательных программ предпрофильной подготовки.

Профессиональная подготовка старшеклассников проводится в условиях технологического профиля по программам, разработанным на основе Единого тарифно-квалификационным справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) 2014 года и Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии. Сетевое взаимодействие «школа - профессиональное образовательное учреждение - предприятие» является необходимым условием профессиональной подготовки: преподаватели и мастера производственного обучения соответствующей квалификации обеспечивают выполнение образовательной программы, используя материальную базу профессионального образовательного учреждения и предприятия. Необходимо отметить, что образовательная программа адаптирована к системе школьного обучения. По результатам итоговой аттестации выпускникам выдается документ о присуждении квалификации.

Имеется положительный опыт сотрудничества школы и многопрофильного техникума по подготовке старшеклассников по востребованным в регионе профессиям «повар», «сварщик». Квалификационный уровень получаемой профессии невысокий, но учащиеся приобретают опыт «взросления», объективно оценивают свои возможности, склонности.

Образовательная программа подготовки по профессии «повар 3-го разряда» составлена для учащихся старших классов технологического профиля с учетом требований ФГОС. Обучение по данной программе проводится в 10-11 классах в объеме 280 часов, что соответствует требованиям базисного плана. Рабочий учебный план рассчитан для недельной нагрузки в 4 часа с учётом времени, отведённого на каникулы, производственную практику, квалификационные экзамены.

Программа содержит квалификационную характеристику, учебный план, программы профессионального обучения предметов «Охрана труда», «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены», «Кулинария», «Основы товароведения пищевых продуктов», «Основы калькуляции», «Основы организации производства на объектах общественного питания», «Оборудование объектов общественного питания».

На уроках практического обучения проводится формирование первоначальных профессиональных умений по приготовлению блюд. Особое место среди методов профессионального обучения занимает проектирование как основной вид познавательной деятельности. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.

В процессе выполнения творческого проекта обучающиеся овладевают навыками самостоятельной практической деятельности, политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в области технологии, производства, экономики, экологии, предпринимательской деятельности; у них формируются практические навыки анализа информации.

Для учащихся десятых классов предусмотрена летняя производственная практика в количестве 120 часов на предприятии общественного питания. Содержание практики определяется целью формирования и расширения практических, производственных умений и навыков. Сетевая форма взаимодействия здесь обязательно присутствует: база практики предоставлена предприятием, преподаватели профессионального обучения приглашены из профессиональных учебных заведений, хотя проводить обучение может учитель технологии с квалификационным разрядом повара. Сдача квалификационного экзамена проводится в одиннадцатом классе комиссии, в состав которой включены представители работодателя.

Профессиональная подготовка старшеклассников на основе сетевого взаимодействия школа - техникум - предприятие не является новой, заинтересованными являются все участники: старшеклассники получают начальное профессиональное образование, техникум - абитуриентов, имеющих желание повысить квалификационный уровень, предприятие - специалистов, получивших на их базе первый производственный опыт. Данное сотрудничество требует развития в направлениях: участие в сетевом взаимодействии педагогического вуза, расширения спектра рабочих профессий, создание в городе ресурсного центра профессиональной подготовки школьников на базе многопрофильного техникума.

Востребованность рабочих профессий на рынке труда определяет стратегию развития профессионального образования, и роль педагогического вуза заключается в подготовке квалифицированных кадров для системы среднего профессионального образования.

Начиная с 2011 г. с введением Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» в нашем вузе ведется подготовка бакалавров профессионального обучения по профилю «электроника, радиотехника, связь» [6].

Выпускники вуза с квалификацией бакалавра профессионального обучения имеют подготовку для работы преподавателями специальных технических дисциплин, мастерами производственного обучения, руководителями производственных практик в различных профессиональных учебных заведениях.

Профессионально-педагогическая подготовка бакалавров, ориентированная на определенную отрасль производства и на деятельность соответствующих групп рабочих профессий, основана на глубокой интеграции дисциплин психолого-педагогического и инженерно-технического циклов образовательной программы. Подготовка педагогических кадров для сферы среднего (начального) профессионального образования является сложным многосторонним процессом формирования профессиональных компетенций. Понятие профессиональной компетентности специалиста рассматривается через компоненты готовности выпускника к профессиональной деятельности - профессиональные знания, профессиональные умения (следующие из необходимости осуществлять профессиональные виды деятельности) и профессионально важные качества личности специалиста [1]. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, представленного не суммой усвоенной обучаемыми информации, а способностью выпускника учебного заведения самостоятельно действовать в различных ситуациях (жизненных, проблемных, профессиональных и др.). Компетентностный подход используется для моделирования результатов профессионального обучения и оценки их соответствия квалификационным требованиям. Само понятие компетентность представляет собой интегративное профессиональное качество, обуславливающее готовность выполнять профессиональную деятельность в соответствии с принятыми стандартами и нормами, выражается в способности сохранять профессиональную мобильность.

Студенты должны не только досконально знать специфику трудовой деятельности по смежным рабочим профессиям, но и уметь выполнять эту деятельность на высоком квалификационном уровне. Особенностью подготовки студентов к будущей деятельности является освоение приемов проектирования и реализации методик подготовки рабочих по спектру профессий и обязательное получение квалификации по рабочей профессии в соответствии с выбранной специализацией [3]. Это обусловлено перечнем профессиональных видов деятельности выпускника по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», среди которых определена деятельность «обучение по рабочей профессии».

Получение рабочей профессии студентами в период обучения в вузе необходимо рассматривать как основу профессионально-педагогического образования, дающую конкретное представление рабочей профессии, которой надо учить [4].

Вуз, являясь участником сетевого взаимодействия, во-первых, создает условия для получения рабочей профессии для своих студентов на базе техникума. Производственная практика осуществляется соответственно на предприятии.

Во-вторых, проведение занятий по дисциплинам психолого-педагогического цикла - лекций, семинаров, практик в учебных аудиториях техникума предоставит возможность студентам не только наблюдать учебно-воспитательный процесс во всех его проявлениях, но и принимать участие в нем, тем самым приобретать профессиональный практический опыт.

В-третьих, вуз имеет возможности в предоставлении образовательных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, то есть преподаватели вуза могут осуществлять обучение в техникуме по ряду дисциплин, и возможно использование материальных ресурсов вуза.

Таким образом, сетевая форма профильного обучения, направленная на профессиональную подготовку, имеет перспективное развитие на основе сетевого взаимодействия школа - многопрофильный техникум - вуз - предприятие.

Рецензенты:

Егорова Г.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой химии и химической технологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» филиал в г. Тобольске, г. Тобольск.

Маллабоев Умарджон, д.ф.-м.н., профессор, профессор кафедры физики, математики и методик преподавания федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» филиал в г. Тобольске, г. Тобольск.


Библиографическая ссылка

Кутумова А.А. РОЛЬ СЕТЕВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И БАКАЛАВРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21087 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674