Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Метелькова Л.А. 1 Максимова О.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
В статье рассматривается проблема формирования у будущих учителей лингвистического мобильности и возможности информационных технологий в этом процессе. Цель научного исследования – создание инновационной системы организации лингвистической мобильности специалистов в контексте информатизации образования на основе деятельностной модели. Выявлены педагогические условия эффективного формирования у будущих учителей лингвистической мобильности с использованием информационных технологий; описываются критерии и показатели уровня развития языковой мобильности будущих учителей. Раскрывается зависимость результативности деятельности от наличия у человека соответствующего мотива и интереса как действенного стимула к ее успешному выполнению. Определены основные направления работы преподавателей вуза по использованию информационных технологий в формировании у будущих учителей лингвистической мобильности и дано обоснование важности проведения этой работы в условиях современного вуза.
лингвистическая мобильность
образование
информационные технологии
педагогические условия
критерии и показатели
1. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика. – М.: Наука, 2005. – 216 с.
2. Вихляева Л.С. Педагогические условия развития коммуникативных способностей будущих менеджеров в условиях высшей школы: дис. … канд. пед. наук. – Йошкар-Ола, 2011. – 246 с.
3. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: дис. … д-р пед. наук. – М., 2002. – 366 с.
4. Гордеева Н.Г. Технологическая компетентность будущих лингвистов-переводчиков: структура и уровни сформированности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2011. – №2: в 2 ч. Ч.2. – С. 45–51.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–40.
6. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Формирование правовой компетенции студентов вуза с использованием метода проектов в условиях информатизации высшего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 1 (16). – С. 107–111.
7. Кручинина Г.А., Патяева Н.В. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей в контекстном обучении. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2008. – 202 с.
8. Михайлова Е.Б., Кручинина Г.А. Информационные и коммуникационные технологии в формировании профессионально-иноязычной компетентности студентов инженер- ных специальностей // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. – № 1. – С. 302–311.
9. Пучкова Ю.Л. Формирование социолингвистической компетентности будущих специалистов сферы туризма и сервиса в условиях высшего профессионального образования :автореф. …. канд. пед. наук. – Йошкар-Ола, 2011. – 23 с.
10. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж, 1996. – С.12 –141.
11. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 6. – С. 2–9.
Сложившиеся к настоящему времени социально-экономические условия: вступление России в ВТО и заключение договора в рамках Болонского процесса; укрепление и дальнейшее развитие международных связей, интернационализация всех сфер общественной жизни нашей страны и создание широких возможностей общения с представителями других этносов и народов - актуализировали проблему формирования лингвистической мобильности у будущих специалистов и определили в качестве основной, во всех без исключения учебных заведениях России, задачу, связанную с формированием у студентов лингвистической компетенции. Усиление роли иностранного и родного языков в системе профессиональной подготовки будущих специалистов стало причиной становления новой парадигмы лингвистического образования, осуществляемого в рамках современного образовательного учреждения, в том числе и педагогического вуза. Все это в свою очередь вызвало необходимость дальнейшего совершенствования содержания и технологии обучения языкам будущих учителей, формирования у них лингвистической компетенции в соответствии с современными требованиями общества.

Цель исследования - создание инновационной системы организации лингвистической мобильности специалистов в контексте информатизации образования на основе деятельностной модели.

Перед педагогическими вузами страны встала проблема - приведение теории и методики преподавания иностранного и родного языков в соответствие с современным уровнем развития лингвистики и мирового сообщества.

Вместе с тем, как показывают результаты исследований ученых и практика, выпускники педагогических вузов не имеют достаточного уровня сформированности лингвистической мобильности; вызывает озабоченность неравномерность сформированности ее жизненно и профессионально важных компонентов (когнитивного, коммуникативного и личностного), отвечающих за успешность профессиональной деятельности в межкультурном аспекте. Доказательство тому - испытание чувства беспомощности значительного числа учителей в условиях реального межкультурного общения с представителями других народов, неумение быстро адаптироваться к условиям жизнедеятельности в иноязычной среде, неспособность устанавливать правильные взаимоотношения с представителями другой культуры и неродного языка, отсутствие умений и навыков свободного владения устной и письменной речью, в том числе и на иностранном языке, и др. [3; 5].

Сущность понятия «лингвистическая мобильность» в общем его значении состоит в том, что оно характеризует человека, знающего, как говорить и писать, используя потенциал родного или иностранного языков, это способность человека свободно «перемещаться» и быстро адаптироваться в когнитивном и коммуникативном лингвистическом (языковом) пространстве, это результат осмысления человеком речевого опыта.

Материал и методы исследования

Анализ современного состояния деятельности вузов [3; 6; 9] по формированию у будущих учителей лингвистической мобильности показывает, что имеющиеся указания в различного рода документах на необходимость формирования у будущих учителей лингвистической мобильности остаются в большинстве случаев лишь декларативными требованиями. Педагогический потенциал родного и иностранных языков в подготовке будущих учителей в соответствии с требованиями современного общества и мирового сообщества остается фактически невостребованным.

Исследования ученых  [4; 6; 7; 8] и наше собственное исследование показали, что важным фактором совершенствования деятельности педагогических вузов страны является использование потенциала информационных технологий. В условиях интенсивной информатизации современного общества переход к подготовке будущих учителей с применением информационных технологий - ключевое направление развития высшего педагогического образования, способствующее совершенствованию образовательного процесса за счет улучшения качества отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания; создания современных методических систем обучения, ориентированных на формирование умений самостоятельно приобретать знания и обрабатывать их, осуществлять учебно-исследовательскую деятельность студентов; создания и использования электронных учебников со встроенной системой самоконтроля, компьютерных диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний студентов; внедрения виртуального обучения на базе дистанционного образования и т.д.

Вузовская практика наглядно убеждает нас в том, что при их использовании успешно сочетаются различные методы, формы и средства обучения, происходят изменения и в структуре ценностных отношений, направленности и мотивации студентов. Следовательно, информационные технологии являются эффективным средством активизации совместной деятельности студентов и преподавателей педагогического вуза, а также одним из важнейших факторов совершенствования процесса формирования лингвистической мобильности будущих учителей.

В рамках нашего исследования под формированием лингвистической мобильности у будущих учителей с использованием информационных технологий мы будем понимать целенаправленную деятельность вуза по созданию условий для качественной подготовки студентов к профессиональной деятельности, включающую в себя: актуализацию потенциала информационных технологий с учетом специфики профессиональной деятельности будущих учителей и содержания изучаемого студентами учебного материала; осуществление учебно-методического обеспечения процесса формирования лингвистической мобильности у будущих учителей с использованием потенциала информационных технологий; подготовку преподавателей к использованию на учебных занятиях и при организации самостоятельной работы студентов информационных технологий, а также по осуществлению контроля качества овладения студентами соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Результаты исследований ученых позволили нам сделать вывод, что формирование лингвистической мобильности будущих учителей с использованием информационных технологий должно представлять собой современную образовательную технологию, предполагающую применение специальных способов сбора, обработки и передачи информации, тестирования, оценки качества знаний и уровня сформированности у студентов профессиональных компетенций; широкое использование в процессе обучения программных и технических средств (аудио- и видеосредств, компьютеров, телекоммуникационных сетей, Интернет-ресурсов и др.) [7] и осуществление организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование готовности будущего учителя к использованию информационных технологий в ходе выполнения основных профессиональных функций.

Как показал опыт работы педагогических вузов страны, применение информационных технологий в процессе формирования лингвистической мобильности у будущих учителей создает благоприятные условия и для развития личности студента (развития мышления, коммуникативных способностей, навыков исследовательской деятельности и т.д.), формирования у него информационной культуры, умений и навыков организации самостоятельной познавательной деятельности, повышения результативности и качества образовательного процесса и др.

Исследования ученых [1; 4; 8; 10; 11] и наше собственное исследование позволили определить основные направления использования информационных технологий в процессе формирования у них лингвистической мобильности. Основными из них, на наш взгляд, являются: представление материала с помощью компьютера (презентации, электронные таблицы, дидактические и методические материалы и т.д.); создание электронных УМК; подготовка учебного или учебно-методического пособия (на бумажном и электронном носителях), практикума, материалов для диагностики и контроля; разработка сайтов для подготовки того или иного проекта, дистанционной поддержки обучения и др.; использование мультимедиа на лекционных и семинарских занятиях; проведение диагностики и осуществление рейтинговой оценки; организация дистанционного обучения и межличностного общения с помощью IRC(chat) и E-mail; проведение телеконференций, форумов и др.

Мы разделяем точку зрения Е.Б. Михайловой о том, что в процессе профессионально-иноязычной подготовки студентов можно широко использовать  диагностические и тестовые программы; программные средства Microsoft: MS Word, MS Excel, MS PowerPoint для создания презентаций; профессионально-направленные аудио- и видеокурсы и мультимедийные обучающие CD-программы; информационные ресурсы сети Интернет; справочные материалы, энциклопедии, программы-переводчики и  электронные библиотеки; виртуальные музеи, выставки и другие наглядные материалы; электронные версии газет и журналов, методические материалы для преподавателей; средства телекоммуникаций, в то числе электронную почту, чат и т.д. [8].  В ходе эксперимента мы в большей или меньшей степени использовали различные формы информационных технологий, их средства и интернет-ресурсы на занятиях и при организации самостоятельной работы студентов по тем или иным учебным дисциплинам.

Основная идея необходимости совершенствования процесса формирования у будущих учителей лингвистической мобильности в ходе профессиональной подготовки состоит в том, что он будет эффективным, если будет спроектирована научно обоснованная модель данного процесса, рассматривающая личность учителя как субъект профессионально-педагогической культуры, важным средством формирования которой является родной или иностранный язык.

Как у любой педагогической системы, основными ее компонентами должны стать: цель, задачи, закономерности, принципы, основные направления деятельности, организационные формы, методы обучения и воспитания, средства и результат.

В целях повышения уровня сформированности у выпускника педагогического вуза лингвистической мобильности, как показало наше исследование, можно широко использовать потенциал таких средств, как: учебные планы и программы; учебники и учебные пособия; оборудование учебных аудиторий; ТСО; потенциал образовательных учреждений и высококвалифицированных в области родного и иностранных языков специалистов. В процессе формирования у будущих учителей лингвистической мобильности желательно использовать и потенциал информационных технологий: диагностические и тестовые программы; информационные ресурсы сети, электронные библиотеки; средства телекоммуникаций и т.д.

Показателем эффективности предложенной нами модели и апробированной в ходе исследования в педагогическом процессе высшей школы является повышение уровня сформированности у выпускников педагогического вуза лингвистической мобильности.

В ходе теоретического исследования были выявлены педагогические условия, создание которых будет способствовать совершенствованию деятельности педагогического вуза по формированию у будущих учителей лингвистической мобильности. Основными из них, на наш взгляд, являются: развитие у будущих учителей положительной мотивации к процессу формирования лингвистической мобильности с использованием информационных технологий; осуществление учебно-методического обеспечения процесса формирования у будущих учителей лингвистической мобильности с использованием информационных технологий; широкое применение в процессе обучения Интернет-ресурсов и методов активизации учебной деятельности студентов (проектного метода, группового обучения, метода проблемного изложения и исследовательский метод), способствующих проявлению самостоятельности и творчества студентов в освоении профессиональными знаниями, умениями и навыками; проведение мониторинга качества знаний и уровня сформированности у будущих учителей лингвистической мобильности с использованием информационных технологий.   Обоснование важности создания каждого из вышеназванных условий потребовало использование таких организационных форм, как лекция-визуализация, «интернет-клуб», психолого-педагогическая практика, творческая самостоятельная работа студентов; методы активизации познавательной деятельности студентов (создание медиатекстов и презентаций, общение с педагогами-мастерами, презентация педагогического кредо, проведение диагностики и рейтинговой оценки качества знаний студентов); создание электронных УМК; организация дистанционного обучения и общения в рамках «преподаватель-студент»; использование средств мультимедиа, информационно-коммуникативных средств (веб-форумов, сообщества в социальных сетях); проведение внеаудиторных мероприятий (бесед, встреч с мастерами педагогического труда, тематических вечеров, презентаций, лекций и т.д.), а также разработка и проведение занятий по спецкурсу «Педагогические основы применения информационных технологий в процессе обучения и воспитания школьников».

Для организации мониторинга уровня сформированности у будущих учителей лингвистической мобильности с использованием информационных технологий был осуществлен поиск путей совершенствования учета и оценки успешности обучения, который потребовал отказа от выставления отметок и применения балльной оценки с использованием тестовых заданий и рейтинговой системы, а также определения критериев, показателей и комплекса диагностических методик, которые были использованы нами в ходе констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

Осуществление мониторинга уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих учителей с использованием информационных технологий потребовало определить основные его критерии и показатели. Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что качество и уровень ее сформированности у будущего учителя характеризуются следующими критериями и показателями: когнитивный критерий (показатели: владение студентом знаниями основ науки о языке, его роли в жизни человека и общества; усвоение им комплекса лингвистических понятий; наличие представления о том, как родной или иностранный язык устроен, что и как в нем изменяется и т.п.; знание истории науки о языке и ее выдающихся представителях; усвоение им комплекса лингвистических понятий и др.); деятельностный (показатели: наличие у будущего педагога умений и навыков использования языка в процессе общения с представителями своей и иноязычной культур, свободное владение им письменной и устной речью и др.); коммуникативный критерий (показатели: готовность и способность вступать в контакты с различными людьми, расширять круг общения, использовать свои способности к ясному и доступному изложению мысли в целях воздействия на собеседника и достижения поставленных задач; осуществлять профессиональную переписку и электронные коммуникации; умение публично выступать на семинарах и делать доклады на практических занятиях; стремиться к контактам с иностранными партнерами); личностный критерий (показатели: знание сущности и содержания понятий «гуманизм» и «толерантность», осознание их ценности, руководство принципами гуманизма в ходе профессиональной подготовки и готовность использовать их в будущей профессиональной деятельности; способность ставить перед собой четкие цели, связанные с овладением родным и иностранным языком, и предпринимать необходимые усилия для их достижения; владеть приемами работы над собой в целях самосовершенствования своих личностных качеств и повышения уровня лингвистической мобильности, испытывать потребность интенсивно работать для решения поставленных учебных и квазипрофессиональных задач на занятиях по изучению родного и иностранного языков; осознавать ценности тех или иных стратегий коммуникативного поведения в определенных ситуациях).

По итогам экспериментальной работы высокий уровень сформированности у студентов экспериментальной группы лингвистической мобильности возрос на 52,4% (у студентов контрольной группы - на 28,6%). Средний уровень сформированности у них лингвистической мобильности в экспериментальной группе изменился лишь на 8,6% (в контрольной - вырос на 16,4%), пороговый уровень в экспериментальной группе снизился на 37,8% (в контрольной - на 36,4%).

Выводы

Данное исследование не исчерпывает всех проблем совершенствования процесса формирования у будущих учителей лингвистической мобильности с использованием информационных технологий.

Перспектива исследовательской деятельности по данной проблеме может предполагать такие направления работы, как выявление причинно-следственных связей и закономерностей эффективного ее формирования у будущих учителей с учетом последних достижений педагогических вузов и развития педагогической науки; выявление путей совершенствования мониторинга процесса формирования у будущих учителей лингвистической мобильности и подбор эффективных методов диагностики; оптимальный подбор информационных технологий, позволяющих эффективно формировать у будущих учителей лингвистическую мобильность в условиях информатизации нашего общества и др.

Рецензенты:

Лавина Т.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой информационных технологий ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Татьяна Н.П., д.п.н., профессор, проректор по научной и инновационной работе ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Метелькова Л.А., Максимова О.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21084 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674