В процессе развития статистических учреждений представители центральных органов власти, статистической науки и региона неоднократно поднимали вопрос о формах, способах и методах статистических обследований, где методам формирования статистических данных уделялось принципиальное внимание[16]. Важной стороной являлось наличие исчерпывающей и достоверной информации об изучаемом объекте. Это включало этапы сбора статистической информации и ее первичную обработку, сведение и группировку результатов наблюдения в определенные совокупности, обобщение и анализ полученных данных. В одной из работ статистиков второй половины XIX века отмечалось: «государственная потребность в единых статистических данных была неизмеримо высока» [2]. К тому же теоретико-методологические наработки в статистике как науке и практике обследований способствовали на качественно новой основе подходить к проблемам формирования статистических сведений.
Поиск методов формирования статистических данных напрямую был взаимосвязан с организацией статистических учреждений и определением направлений их деятельности. Правительственные круги отмечали значимость и важность данного вопроса, еще в первой половине XIX века, поскольку понимали, что от этого зависит достоверность статистического материала, который после формирования его губернскими и областными статистическими комитетами, а впоследствии переданный в ЦСК, являлся инструментом управления всей вертикали власти [1]. Статистическими службами шел поиск оптимальных методов сбора статистических сведений. Существенное влияние на этот процесс оказали экономические, социальные и политические факторы развития государства в целом и региона в частности. Достижения статистической науки и практики ко второй половине XIX века позволяли целостно подходить к разработке данной проблемы. К тому же возрастали потребности в оперативном формировании и представлении статистических сведений, являющихся итоговым материалом о вверенной территории [3].
Большая часть формируемых статистических сведений по региону сосредотачивалась у начальников губерний и областей. Для сбора и приведения в порядок статистических сведений они действовали посредством статистических служб, где статистические комитеты выступали передаточным звеном между региональной и центральной властью в вопросе предоставления статистических данных. В документе, определяющем роль и значимость статистических данных, а вместе с тем и деятельность региональных центров статистического учета отмечалось: «начальник губернии наблюдал за исправностью их содержания и имел всегда самые точные и подробные сведения о состоянии губернии во всех отношениях, которые в последствии представлял во всеподданнейших отчетах - как годовую статистику губернии» [8].В соответствии с Положением «О статистических комитетах» были определены места, которые служили источниками статистических сведений, которыми являлись «разные учреждения в городах, селениях, статистический материал которых был важен для общественного управления» [8]. Сбор и обработка сведений была на основании существующих правил и лежала на статистических комитетах как региональных центрах статистического учета, консолидирующих административно-территориальную статистическую сеть.
Вопрос об упорядочении и систематизации статистических данных, поступающих из губерний и областей в Министерство внутренних дел, назревал долгие годы. Этому способствовали как объективные факторы, которые проявлялись в необходимости наличия системно сгруппированного статистического материала для управленческих нужд, отдаленности губерний и областей, так и субъективные - неточность и несвоевременность в представлении требуемых сведений, а то и вовсе в их отсутствии, кадровая и финансовая обеспеченность статистических учреждений.
Анализ статистических работ, выполненных статистическими учреждениями Западной Сибири и Степного края во второй половине XIX - начале XX в.,позволил выявить и рассмотреть методы проведения ими статистических обследований. Исходя из совокупности проведенных статистических обследований, самыми распространенными методами в проведении статистическихработ было анкетирование и саморегистрация, которые позволяли при незначительных денежных затратах получать объемную информацию, посредством пересылки анкетных листов на отдаленные территории. Так, при формировании сведений об урожайности трав и хлебов статистическими комитетами регулярно рассылались анкетные формы для заполнения [18, 19]. Переписные, анкетные книжки и листы разрабатывались статистическими учреждениями, в отдельных случаях ведомствами. Данный метод являлся ликвидным и позволял регулярно комплектовать статистические сведения по различным объектам статистического учета.
Саморегистрация в работе статистических учреждений Западной Сибири и Степного края использовалась в случаях невозможности организовать экспедицию или выехать отдельным специалистам на места. Тем самым этот метод являлся вынужденным в условиях недостаточного развития региональной сети статистических служб. Регистрация проводилась на специально разработанных регистрационных талонах, картах или вопросных книжках. После их заполнения они пересылались в статистическое отделение, комитет, где обрабатывались специалистами [17]. Широкое распространение данный метод получил при сборе посезонных статистических данных. Так, примером применения метода саморегистрации является заполнение «вопросных книжек о погоде и состоянии хозяйства за сезон в волостях Алтайского округа, расположенных не близко между собой по расстоянию» [4,5]. Также данный метод находил применение при формировании статистических данных об урожайности трав и хлебов. Однако низкий уровень грамотности населения и его неподготовленность, в отдельных случаях, приводили к «неправильному заполнению переписных и вопросных листов, а то и просто к самовольному вписыванию»[4], что существенно искажало реальную картину. В тоже время посредством саморегистрации, формируя материал,региональным властям удавалось минимизировать финансовые затраты, охватывая большее количество респондентов.
Во второй половине XIX века в проведении статистических обследований стал использоваться экспедиционный метод, широкие масштабы которого получили к концу столетия. Данный метод применялся при отдельных статистических обследованиях уездов и волостей. Проведенные экспедиции в регионе по сбору статистического материала были не часты, так как требовали существенных затрат, хотя материал, получаемый в ходе экспедиции, был более объемным и содержательным, а в некоторых случаях и уникальным, поскольку в сборе сведений были задействованы представители статистических учреждений и отдельных ведомств. Примером экспедиционного исследования является деятельность Статистической партии Алтайского округа по «обследованию мест водворения переселенцев» [20] или «экспедиционные мероприятия для собирания сведений по ссуде в 20 тысяч рублей, выданной переселенцам в 1894 году из средств Кабинета Его Величества...»[6]. Широкое распространение экспедиционный метод получил при социокультурном изучении региона статистическими комитетами. Так, к организованным экспедиционным статистическим обследованиям в регионе под руководством статистических комитетов относились обследованияпо запросам Археологической комиссии через Центральный статистический комитет «об археологических находка и раскопках» [9]. Не исключением являлись экспедиционные работы по запросу ИРГО, ЗСОИРГО.
Мощное развитие экспедиционный метод получил в период Переселенческой политики и отраслевых статистических обследований. Так, во время проведения переписей в Томском переселенческом районе применялся в основном экспедиционный метод, при котором регистраторы выезжали на место сбора информации, они опрашивали крестьян на сходах, обходили сельскохозяйственные угодья, просматривали окладные книги, проводили выборочные переписи [10]. Одним словом, вели индивидуальную работу как с населением, так и с административными органами власти. Регистраторам рекомендовалось для получения полной и правдивой информации «никогда не опрашивать крестьян с глазу на глаз» [11]. Проводить опросы только в присутствии 8-10 домохозяев. При таких условиях крестьяне меньше давали ложных ответов, так как чувствовали контроль со стороны односельчан [13]. Кроме того, регистраторы задавали вопросы в «доступной, краткой и определенной форме», используя «терминологию крестьян» [13]. Рекомендовалось не задавать те вопросы, которые не имеют никакого отношения к жизни данной деревни или села.
В ходе проведения экспедиций и сбора нужной информации по региону выяснялось, что население в большинстве своем не готово давать переписному персоналу полные сведения. На то были как объективные, так и субъективные причины. Так, переписные кампании 1916 и 1917 гг. нередко проходили в неблагоприятных условиях. Часто не хватало денег. В 1916 г. в «Николаевском округе регистраторы из-за безденежья сидели четыре дня без дела и, чтобы выехать к инструктору за деньгами, вынуждены были заложить свои вещи», «в Мариинском округе из-за невозможности за отсутствием денег отпустить регистраторов приходилось выплачивать ежедневно в течение 10 дней по 120 руб. лицам, уже окончившим работу» [15]. В 1917 г. в 130-м районе Алтайского переписного округа «перепись была произведена на занятые деньги у местного лесопромышленника» [12]. В целом, экспедиционный метод являлся составляющей частью по формированию статистических данных в работе статистических учреждений Западной Сибири и Степного края.
Самостоятельным методом статистического обследования являлся опрос населения, который имел отличия от экспедиционного. Он использовался во время командировок статистиков по программам статистических комитетов, разработанных заранее. В рассматриваемое время он использовался при проведении землеустроительной политики, где задействованные статистики использовали опрос в комплексе с другими методами обследования с целью формирования необходимых сведений. Так, обследование социальных условий жизни переселенцев в Томском уезде в 1916 году осуществлялось посредством данного метода [7]. В отчетной документации секретарей статистических комитетов довольно часто встречаются материалы, указывающие на проведение статистических обследований посредством опроса населения [19].
В деятельности системы статистических учреждений Западной Сибири и Степного края имел место и монографический метод. Его сущностная составляющая заключалась в глубоком изучении и подробном описании хозяйственной деятельности отдельных единиц из всей совокупности исследуемых объектов. Примером являются статистические описания секретарей статистических комитетов - Н. Кострова, К. Голодникова, Н. Коншина. Так, в исследовании Н. Коншина научные работы затрагивали важные вопросы экономики и быта края. Например, «К вопросу о переходе киргиз Семипалатинской области в оседлое состояние», «Переселенческие поселки Усть-Каменогорского уезда», «От Павлодара до Каркаралинска», «Материалы для истории Степного края». Особенностью материалов монографических исследований являлась аналитическая обработка полученных данных. Так, Н. Костровым были системно изучены юридические обычаи остяков и самоедов [14]. Более широкое распространение монографический метод получил в деятельности статистических отделов переселенческих районов. Так, в Томской губернии статистическим отделом переселенческого района были подготовлены статистические материалы «Вопросы колонизации» и «Статистико-экономические бюллетени».
Таким образом, развитие статистических учреждений Западной Сибири и Степного края позволяло на качественно новой основе подходить к формированию статистических сведений, используя различные методы в работе. Исходя из совокупности статистических обследований, проведенных статистическими учреждениями Западной Сибири и Степного края, самыми распространенными и чаще встречающимися были такие методы, как саморегистрация, экспедиционное обследование, опрос и монографический метод. Используя синхронно и диахронно данные методы в статистических обследованиях, статистические учреждения Западной Сибири и Степного края целостно формировали сведения о регионе.
Рецензенты:Труевцева О.Н., д.и.н., профессор, заведующая кафедрой историко-культурного наследия и туризма ФГБОУ ВО «АлтГПУ», г. Барнаул;
Еремин И.А., д.и.н., профессор кафедры историко-культурного наследия и туризма ФГБОУ ВО «АлтГПУ», г. Барнаул.
Библиографическая ссылка
Скопа В.А. МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАБОТ СТАТИСТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И СТЕПНОГО КРАЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX В.) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21033 (дата обращения: 10.05.2025).