Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ПРОБЛЕМЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ГОРОДСКОЙ ПАРК ВЛАДИКАВКАЗА

Канукова З.В. 1
1 ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания
В статье ставится проблема актуализации историко-культурного наследия на примере городского парка Владикавказа. На основе анализа периодической печати второй половины Х1Х-начала ХХ века и материалов Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания выявляется исторический опыт использования парковой зоны, позитивные социально-культурные практики городской думы, общественных организаций и жителей старого Владикавказа, сочетавшие художественную и экологическую культуру, традиции здорового образа жизни, частное предпринимательство и интересы города. Прослежена динамика использования парковой зоны в периоды разных политических режимов, которая отражала культурную и социальную политику государства. Сделан вывод о возможностях использования выявленного исторического опыта в правильной организации современной парковой зоны, в этнокультурном брендировании парка как исторического наследия, в маркетинговой стратегии современного города и республики.
этнокультурное брендирование.
исторический опыт
городская культура
парковая зона
историко-культурное наследие
1. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. - Кишинев, 1972. - С. 309.
2. Канукова З.В. Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование. – Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008. - С. 163.
3. Терская жизнь. - 1914. - № 38.
4. Терские ведомости. - 1913. - № 142.
5. Терские ведомости. - 1896. - № 71.
6. Терские ведомости. - 1899. - №104.
7. Терские ведомости. - 1894. - №4.
8. Терские ведомости. - 1899. - № 36.
9. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания.Ф.199.Оп.1.Д.182.Л. 2.

Использование объектов историко-культурного наследия в целях инновационного развития современного общества получило признание  как в научном, так и  в деловом мире. В последние годы общественными организациями и  различными акционерными обществами предпринимаются достаточно активные действия по коммерциализации объектов культурного наследия, все больше проявляется и заинтересованное участие региональных органов власти. Попытки стихийного и необоснованного брендирования традиционной культуры со стороны бизнес-сообществ, которые часто сводятся исключительно к коммерческим интересам, приводят зачастую либо к игнорированию научного знания, либо к распространению лженаучных сведений в ходе различных  массовых акций. Данное обстоятельство, наряду с отсутствием специальных исследований в регионе, со всей очевидностью показывает необходимость разработки новых методик исследования традиционной культуры, в частности системы этнокультурного брендирования.

Долгосрочные перспективы сохранения и актуализации культурного наследия связаны с научными методами его изучения, которые предполагают определение значимости культурного наследия как ресурсного основания инновационного развития, осмысление  культурного пространства как совокупности материальных и нематериальных составляющих, несущих функцию самосохранения и адаптации в условиях модернизационных перемен и внешних влияний.

Исследование выявленных объектов может проходить  по следующей   схеме: выявление первоосновы отдельных элементов традиционной культуры, определение последующих напластований, формировавшихся в различные исторические периоды в результате внутренней динамики и внешних влияний; выявление отношения разных социальных и этнических групп к своему культурному наследию и востребованности его отдельных объектов и элементов; разработка системы популяризации и брендирования отдельных объектов культуры, определение сфер применения инновационных возможностей культурного наследия.

Кроме теоретической значимости - вклада в сложную и многоаспектную проблему культурного наследия в условиях модернизационных перемен, поставленная проблема имеет и прикладную ценность. Этнокультурное брендирование старинных парков, используемое в развитии различных видов туризма,  сферах жизнеобеспечения, культуры и досуга может способствовать повышению инвестиционной привлекательности, стимулированию малого бизнеса, решению проблемы занятости. Продвижение этнокультурных брендов имеет также информационную значимость в общероссийском масштабе, в плане создания мультикультурного позитивного образа региона.

К числу объектов историко-культурного наследия, наряду с традиционными составляющими, могут быть отнесены памятники природы,  в том числе парковая зона «старых» городов. В настоящей статье в качестве объекта исследования предлагается знаменитый городской парк Владикавказа, который занимал особое место в городской социальной и культурной жизни, в  структуре элитного досуга.

По описанию современников, городской парк был одним из самых благоустроенных уголков, где «... обилие зелени и воды вместе с говорливым Тереком, омывающим владения трека со всех сторон, придают ему восхитительный вид»[4].

Верхняя часть городского парка под названием «Монплезир» («Мое наслаждение») была заложена в начале 40-х годов XIX века комендантом крепости Владикавказ генерал-лейтенантом П.П. Нестеровым. По инициативе Михаила Родионовича Ерофеева, генерала, чьим именем назван городской парк, и с согласия городской управы велосипедисты очистили от мусора нижнюю заброшенную часть городского сада, которая представляла собой просто свалку, выровняли площадку для езды на велосипеде, устроили лужайки, поставили скамейки, посадили деревья, разбили цветники. Со временем площадь трека увеличивалась, был разбит парк, сооружены водоемы и пруды, площадки, качели и т.п. Позднее появились беседки, озеро с лодками - любимая забава владикавказцев.

Трек был создан в 1893 году как общество любителей велосипедного спорта, которое 1 марта 1894 года  было официально признано военным министром, утвердившим устав общества [2]. Первый появившийся в городе велосипед имел такое устройство: громадное колесо с сиденьем, а за ним - маленькое колесо. В конце 1880-х годов городские магазины предлагали «общедоступный» велосипед английского производства, а концу 1890-х годов появились популярные в России велосипеды «Энфильд» и «Гумберъ» [5].

Число желающих пользоваться велодромом постепенно увеличивалось. Появилась необходимость устройства особого навеса для того, чтобы можно было укрыться во время ненастья и жары. Инженер Кербедзом построил павильон, именуемый «Ерофеевским». Тогда же состоялось официальное открытие общества и первые велосипедные парадные гонки.

Согласно Уставу, «Владикавказское общество велосипедного спорта» ставило перед собой цель «содействовать развитию и распространению велосипедного и других видов спорта, доставлять своим членам и их семействам здоровые и разумные развлечения». Общество имело право устраивать и содержать удобные помещения для различных физических упражнений и игр, устраивать экскурсии, прогулки, вечера, праздники, соревнования, лекции, беседы, диспуты. Членами общества могли быть лица всех сословий, без различия пола, вероисповедания и состояния, но пользующиеся уважением и «добрым именем» [9]. Однако высокая стоимость билетов делала это общество доступным только для городской элиты.

С 1911 года Общество стало именоваться «Спортивное общество «Трэк». В летнее время большой популярностью пользовался бассейн, ежедневно наполняемый свежей водой на шесть часов. При бассейне была открыта школа плавания, которая часто устраивала соревнования по плаванию на призы. Ежедневно проводились занятия по гимнастике для взрослых и детей. Со временем сформировалось «соколиное общество», состоявшее из трех групп - взрослой, детской, женской. Занятия по гимнастике проводили известные владикавказской публике «соколы» братья Живные. К 1914 году число желающих заниматься гимнастикой заметно увеличилось. Правление общества создавало самые благоприятные условия для них. Братья Живные часто устраивали «сокольские» спортивные праздники. В массовых представлениях участвовали не только члены общества, но и посторонние лица, без оплаты. Сохранилось описание праздника плавания и игры в лаун-теннис. Лодочные гонки проходили в шесть заездов. Участвовали в них три женские и три мужские лодки, которые пускались на один круг в разные стороны. Затем горожане наблюдали за состязаниями в плавании, нырянии и прыжкам в глубину, за комическими играми на воде. Победители получали от жюри ценные серебряные и золотые призы. На треке проходили состязания на призы в играх в крокет, в фехтовании на рапирах и эспадронах, в бросании ядер, стрельбе, в перетягивании каната, в беге, на ходулях[7].

Зимой на прудах проводились соревнования конькобежцев, занятия по «фигурной езде». Зимние развлечения собирали на треке многочисленную публику, которая с «видимым» удовольствием проводила там часы досуга. Современники отмечали отсутствие вялости и натянутости, характерной для большинства танцевальных вечеров в городском собрании: «по всему катку слышится веселый разговор, шутки и смех молодежи, веселостью которой заражаются и пожилые люди». Каток украшали флагами, иллюминировали фонарями и бенгальскими огнями. Днем часто устраивались соревнования на призы для детей, а по вечерам - факельные шествия. Для взрослых организовывали танцы, фигурную езду с факелами и фонарями, обычным явлением стали ракетные залпы [8].

На треке располагался Летний театр, которым часто пользовались местные любители и гастролирующие актеры, а также городские общества с целью проведения праздничных мероприятий - вечеров, концертов, гуляний. Среди общественных организаций было так много желающих пользоваться роскошным садом трека для благотворительных вечеров, что руководству общества пришлось прибегнуть к строгому регламенту: с 1915 года разрешалось устройство четырех праздников в месяц: двух благотворительных и двух - для самого трека. В порядке исключения сад предоставлялся для студенческих мероприятий. Программа студенческого праздника на треке включала обычно детские игры, лаун-теннис, хоровое пение на озере на лодках, чаще всего исполняли студенческие и парадные песни, «GаudeamusIgitur», кабаре, комические сцены с карикатурами, «живые ноты», парадный базар. Студенты торговали безделушками, цветами, конфетами, пекли вафли в беседках и т.п.

Общество заботилось о здоровом образе жизни горожан, предлагая к их услугам врачебную гимнастику, массаж, павильон для продажи кумыса, кефира и молока.

На треке постоянно звучала музыка. Общество заключало много лет договор с оркестром Терского казачьего войска под управлением Труффи. А когда, в 1914 году, он был расформирован, правление общества во главе с Гордзялковским пригласило духовой оркестр Апшеронского полка[6].

В 1914 году «Трэк» переживал не лучшие времена. Городская управа напоминала обществу, что обговоренный срок аренды - 18 лет - прошел, и город вправе взять общество под свою опеку. Председатель общества «Трэк» С. Гордзялковский считал такую постановку вопроса несправедливой, потому что городские власти никогда ничем не помогали, кроме того, что разрешили бесплатно пользоваться заброшенной территорией. «18 лет назад был пустырь... свалки были, а теперь ... ведь это не сад, а маленький Эдем»,- говорил председатель общества, который очень много сделал для благоустройства парка: привез морской песок для посыпки аллей, оборудовал прекрасное освещение сада при помощи 52 дуговых фонарей, устроил оранжерею, для отопления которой приобрел специальный котел «Стребели», разбил цветники и газоны, сумел выплатить большую часть долгов прежнего правления [3]. В его планы входило устройство «музыкантской раковины», гимнастического зала с отделениями для гимнастики, фехтования и других видов спорта, строительство манежа.

Владикавказский «Трэк» прославился своим благоустройством далеко за пределами Терской области. В книге посетителей неоднократно было отмечено, что подобной красоты парк трудно встретить даже в Европе. Это отмечали туристы из Германии, Италии, Швейцарии.

Широкой российской публике владикавказский трек стал известен по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», герои которого побывали в парке. «Во Владикавказе пришлось просидеть несколько дней... Попытка взимать с граждан гривенники не удалась...Что же касается Терека, то протекал он мимо "Трека", за вход в который деньги взимал город без помощи Остапа» [1].

Данное обстоятельство могло хорошо вписаться в систему брендирования современного парка, высказывались предложения визуально зафиксировать  присутствие литературных героев, установив перед входом в парк плиту с отпечатками потертых штиблет Оси и Кисы, приложив рядом знаменитую надпись.

Приведенные сведения характеризуют исторический опыт использования парковой зоны, который отличался высокой потребительской культурой, что способствовало развитию городской жизни и повышению культурного уровня горожан.

В условиях сложнейших общественных трансформаций советской эпохи парк сохранял свою инфраструктуру, природную среду, но новые городские власти предпочли старинным павильонам и летнему театру рестораны, стеклобетонные здания, грубо вторгшиеся в садово-парковый ландшафт с тенистыми аллеями, оранжереями, горками, прудами, канальцами, красивыми мостиками и беседками. У нового поколения горожан формировали другие ценности, потребности и в целом другую, массовую культуру с символами нового времени, которые визуально выражались в «победе» образцов искусства социалистического реализма над античными копиями утонченных скульптур и фонтанов.

Современный парк трудно обозначить как объект историко-культурного наследия, его нижняя часть превращена в территорию шумных аттракционов, а набережная Терека - из самого тихого, уютного и экологически чистого уголка города - в эстетически ущербную и агрессивную среду; на месте бывшего пруда и зимнего катка устрашающе возвышается многоэтажный долгострой с криминальной историей. Парк потерял гармонию художественного творчества с экологической культурой, заботой о здоровом образе жизни, с интересами города и частного бизнеса. Именно такое сочетание сегодня должно стать основой новой стратегии развития городского парка, которая должна быть разработана в рамках комплексного брендирования с использованием интегрированных маркетинговых коммуникаций.

 

Исследование проведено при поддержке РГНФ, проект № 14-21-13001 «Инновационные ресурсы культурного наследия Северной и Южной Осетии».

Рецензенты:

Айларова С.А., д.и.н.,заместитель директора по научной работе ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева» Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ;

Марзоев И.Т.,д.и.н., зав. сектором генеалогических исследований ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева» Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Канукова З.В. К ПРОБЛЕМЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ГОРОДСКОЙ ПАРК ВЛАДИКАВКАЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21030 (дата обращения: 11.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674