В современной социокультурной ситуации особую актуальность и значимость приобретает проблема формирования поликультурной личности как субъекта полиэтнического образовательного пространства.
Данное явление значимо для Республики Мордовия, которая является полиэтническим регионом. Поликультурность выступает среди других координат образовательного пространства республики в качестве одной из системообразующих. Полиэтническое образовательное пространство региона представляется способом существования, деятельности и общения людей различных наций и народностей. Фактически оно образует непосредственное окружение, в котором происходят социализация личности, формирование ее культуры и самосознания. Содержательный компонент полиэтнического образовательного пространства зависит от культурно-средовой совокупности условий, главным среди которых мы склонны считать взаимовлияние, взаимопроникновение, интеграцию и взаимодействие культур различных этносов [3]. Этому способствуют инновационные процессы в региональной системе образования, возросшая потребность общества в сохранении и приумножении культурного наследия, этнокультурной специфики, создание образовательных организаций с поли/этнокультурным компонентом, детских этнокультурных центров, оздоровительных этнокультурных лагерей.
Цель исследования
Выявление возрастных особенностей школьников, оказывающих существенное влияние на процесс формирования поликультурной личности в условиях полиэтнического образовательного пространства. Выделение данных особенностей позволяет определить условия и наметить направления педагогического сопровождения формирования поликультурной личности.
Методика и организация исследования
Исследование проводилось на основе использования методов теоретического уровня, среди которых приоритетными были анализ, синтез, сравнение и систематизация материала о специфике формирования поликультурной личности школьников в условиях полиэтнического образовательного пространства.
Результаты исследования и их обсуждение
Поликультурная личность, на формирование которой направлен педагогический потенциал полиэтнического образовательного пространства, должна обладать системой этнокультурных и общечеловеческих ценностей, навыками межкультурного диалога, этнической толерантностью, быть способной к жизни в контексте полиэтнического социума, к успешному самоопределению и продуктивной деятельности в условиях культурного многообразия общества.
Для определения структуры поликультурной личности мы ориентировались на исследование Ф. Г. Ялалова, который, описывая модель «человека национальной культуры», выделил следующие базовые компоненты: «этнокультурные представления», «национальное самосознание», «социальные роли и функции», «этнокультурная самореализация» [10]. Анализ результатов исследований по проблеме формирования поликультурной личности ([1; 6]) позволил к обозначенным компонентам добавить в структуру модели поликультурной личности «этническую идентичность», «этнокультурную осведомленность», «этническую толерантность», «этнокультурную позицию».
Процесс формирования поликультурной личности школьников приобретает специфику на каждом возрастном этапе развития, что соответствует структурным компонентам модели поликультурной личности и представляет собой поэтапное формирование этнокультурных представлений, этнокультурной осведомленности, этнической идентичности, этнической толерантности, этнокультурной позиции.
Младший школьный возраст следует рассматривать как сензитивный период формирования поликультурной личности. На данном этапе происходят усвоение учащимися совокупности знаний об этнической культуре своего народа, этническом многообразии мира, интериоризация этнокультурных и общекультурных ценностей. Результатом восприятия этнокультурных ценностей является формирование этнокультурных представлений школьников, которые рассматриваются как процесс становления одной из составляющих мировоззренческой сферы психики человека. Этнокультурные представления являются составляющей системы социальных представлений, которые в исследуемый возрастной период выступают в качестве новообразования, основы построения взаимоотношений ребенка с поликультурным социумом. Особенностями этнокультурных представлений являются наглядность, фрагментарность, неустойчивость и непостоянство. В научной литературе этот термин используется для обозначения переходной ступени от ощущений и восприятия к мышлению, которая имеет место в структуре познания.
В работах Ж. Пиаже отмечается, что приблизительно с 9 лет у школьника эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, появляются национальные чувства, происходит этническая самоидентификация ребенка со своей этнической группой, мотивированная национальностью родителей, местом проживания, языком, на котором говорит [7]. Этнокультурные представления надындивидуальны, а каналом их передачи является народная культура: язык, сказания, предания, обычаи и традиции, праздники и т.д. В младшем школьном возрасте формируются этнокультурные представления о многообразии народов и их культур, символах мироустройства, опредмеченной системе образов-ценностей, элементах народной культуры (устно-поэтическое творчество, народные промыслы, ремесла и др.).
Этнокультурные представления становятся основой для формирования этнокультурных понятий, которые следует рассматривать как воспроизведение предметов и явлений национальной культуры в их обобщенных характеристиках-словах. С помощью слов младший школьник называет нужные для него представления, может комбинировать имеющиеся представления в различные образы. Младшие школьники оперируют такими этнокультурными понятиями, как: народ, семья, родина, мир, народная культура, народный праздник, народная игра, традиция, обряд, народное творчество, народные промыслы, ремесла, национальный костюм, национальная вышивка, национальная кухня и др.
Представления и понятия, формируемые у младших школьников, обеспечивают освоение этнокультурного материала, выступая основой этнокультурного знания. В младшем школьном возрасте можно выделить ряд особенностей овладения этнокультурными знаниями: отношение к этнической культуре проявляется в познавательной сфере, появляется способность устанавливать причинно-следственные связи между компонентами и явлениями культуры, этнокультурные знания оторваны от практической деятельности этнокультурной направленности.
Этнокультурные представления, этнокультурные понятия, этнокультурные знания являются основой формирования этнокультурной осведомленности младшего школьника [5]. Этнокультурная осведомленность и выработанные на ее основе этнокультурные знания и убеждения позволяют проявлять толерантное отношение к представителям различных этносов и к их культурам в процессе межкультурного взаимодействия.
Подростковый возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур и возникновением новых образований. На данном возрастном этапе закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании социальных установок. Особенности проявления подросткового возраста определяются изменением его социальной позиции: подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, с миром их ценностей, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование, как самосознание.
Д.И. Фельдштейн отмечает, что для подростков осознанная позиция по отношению к ценностям определенной социальной группы и общества, в том числе к этнической группе, еще недостаточно сформирована. Отсутствие необходимого жизненного опыта приводит к частой смене взглядов. У подростков постоянно изменяется круг интересов, растут их дифференциация, глубина и содержательность. Осознание подростком своего «Я» влияет на формирование самооценки, определяет отношения со сверстниками и взрослыми [9]. Формирующаяся Я-концепция в этом возрасте способствует дальнейшему построению моделей поведения подростка.
В подростковом возрасте наблюдается расширение субъектности школьников в образовательной деятельности: повышение познавательной активности в изучении поликультурного мира, потребности к активной индивидуальной и социальной реализации, формирование социально ответственного поведения, расширение спектра форм социально значимой деятельности в конкретной полиэтнической среде.
На основе знаний о своей и иных этнических группах у подростков постепенно складывается комплекс этнокультурных представлений, которые образуют систему этнодифференцирующих признаков. В практике повседневного межэтнического разграничения акцент делается на устойчивых и отчетливо выраженных компонентах культуры этносов: языке, религии, искусстве, обычаях, обрядах, нормах поведения, привычках и других элементах этнической культуры, обладающих специфическим для каждого этноса своеобразием.
В подростковом возрасте вне зависимости от культурной принадлежности ребенок сталкивается с проблемой формирования идентичности, поиска своего «Я», возможности гармоничного сочетания различных его составляющих, с обретением самостоятельности, достижением независимости от родителей.
В младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этнокультурная идентичность формируется в полном объеме, ребенок понимает уникальность истории разных народов, специфические особенности традиционных культур. Способность к культурной идентификации и интерпретации ее ценностей М.М. Бахтин называет основополагающим свойством целостной личности, которое определяет мировоззрение, духовность, психологический склад, поведение и образ жизни человека как носителя культуры этноса [2]. Этнокультурная идентификация школьников может происходить как в зоне родной культуры, так и в ходе постижения российской и мировой культуры, ибо личность должна соотносить себя и как представителя этноса или носителя его культуры, и как гражданина России и человека Мира.
Этническая идентичность не может произвольно меняться и являться субъективным отражением объективно существующего положения человека в обществе. В подростковом возрасте складываются четкие представления об этнической идентичности, отношение к которой часто неоднозначное и конфликтное. Позитивное отношение детей подросткового возраста к собственной этнической общности выражается в желании принадлежать ей. Негативное отношение включает отрицание собственной этнической принадлежности и принятие чужой этнической группы в качестве референтной. Кроме того, данный компонент включает в себя такие признаки, как проявление уважения к чужой культуре, традициям, уважения к высказанному мнению, эмпатию.
У подростков велика вероятность формирования этноцентристских позиций в случае рассмотрения поведения в рамках той или иной культуры как «правильного» или «неправильного», возможно проявление сильных и глубоких эмоций, несущих угрозу возникновения конфликта между представителями разных этнических групп. Следует иметь в виду, что на данном возрастном этапе важны формирование общероссийской идентичности, постижение и принятие общечеловеческих ценностей в процессе анализа сходства культур.
Этническая идентичность позволяет не только осознавать подростку себя представителем конкретного этноса, но и осознавать значимость своей личности в многонациональном социуме. В овладении компонентами этнической культуры подросток достигает полноты в том случае, когда его знания, убеждения и взгляды находят воплощение в поступках и поведении, отвечающих этнокультурным нормам. В этом случае усвоенные детьми подросткового возраста ценности и нормы этнической группы становятся внутренними регуляторами их социального поведения.
В современных условиях совершенно очевидно, что отношение подрастающего поколения к различным культурам и их носителям складывается в зависимости от принятой в конкретной социокультурной среде системы ценностей. Опора на идеи гуманистической педагогики о ценности человека как носителя определенной культуры, о необходимости уважения его прав и свобод предполагает предоставление учащемуся права на самобытность и индивидуальность, дает возможность учитывать этнокультурные потребности школьников в образовании [4].
Рост социальной активности, стремление к самореализации, интенсивное формирование мировоззрения подростка позволяет на данном возрастном этапе формировать толерантное отношение к людям, которые отличаются от них по культурным ценностям, образу жизни и стилю поведения, способствовать развитию умений конструктивного взаимодействия с носителями иных культур, разрешения возникающих конфликтов. Формирование этнокультурной толерантности важно связывать со становлением у школьника таких личностных качеств, как уважение различных культур и народов, принятие общечеловеческих ценностей как основы продуктивного общения, сосуществования с другими людьми, а также готовности к диалогу и сотрудничеству [8]. В силу эмоциональной и когнитивной зрелости необходимо просвещать подростков относительно возможностей позитивных межгрупповых и межкультурных контактов, показывать примеры удачных межэтнических контактов в образовательной организации и в рамках других социальных взаимодействий. С этой целью полезны упражнения, развивающие эмпатию, направленные на подавление склонности использовать стереотипы и дискриминацию в межэтнических контактах.
В старшем школьном возрасте значимым является формирование этнокультурной позиции личности. На данном возрастном этапе не только предполагается диалог с этническими культурами, но и выдвигается задача приобщения личности к общечеловеческим ценностям, формирования ощущения причастности к человеческой культуре в целом. Это позволяет формировать у школьников готовность выражать этнокультурную позицию через поиск гармоничных отношений с другими людьми, через проявление своего «Я» в социальном мире на основе убеждений, в частности «Я - представитель этноса», «Я - носитель этнокультуры», «Моя этническая общность», «Я сохраняю и обогащаю этнокультуру». Это определяет цель, способы жизнедеятельности, ценности, интересы, устремления и потребности обучающихся. На их основе школьник может изучать различные проявления этнокультуры, выяснять ее особенности и роль в существовании этноса, предлагать и реализовывать способы сохранения и ее дальнейшего развития. В итоге этнокультурная позиция школьника будет проявляться в признании культур разных этносов, установлении межкультурных связей для сохранения уникальных характеристик каждой из них в поликультурном социуме, а также готовности к ее выражению в активной этнокультурной деятельности.
Вывод
Таким образом, выделенные структурные компоненты позволяют определить основания для проектирования процесса формирования поликультурной личности в условиях современной социокультурной ситуации. Учет специфических черт возрастного развития позволит выявить основные условия, механизмы, методы и технологии педагогического сопровождения формирования поликультурной личности школьника в реальных условиях образовательного пространства полиэтнического региона.
Работа проводится при поддержке гранта РГНФ «Нравственные ценности как основа формирования поликультурной личности в образовательном пространстве полиэтнического региона (на примере Республики Мордовия)» (проект № 14-16-13008 а(р)).
Рецензенты:Якунчев М.А., д.п.н., профессор кафедры биологии, географии и методик обучения, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Этнокультурная подготовка студентов педвуза» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г.Саранск;
Карпушина Л.П., д.п.н., профессор кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г.Саранск.
Библиографическая ссылка
Горшенина С.Н. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21010 (дата обращения: 08.12.2024).