Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Буренина В.И. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана» (МГТУ им. Н.Э.Баумана)
В статье представлены некоторые концептуальные вопросы формирования творческого потенциала будущего педагога. Автор проанализировал, что готовность личности к работе с контингентом зависит от формирования творческого педагогического потенциала в высшей школе, которое состоит из нескольких компонентов, таких как мотивационно-ценный, когнитивный и операционный. Автор пришел к выводу, что процессом развития креативности личности можно руководить, поскольку существует взаимосвязь между творчеством и развитием личности. Указывается, что одним из сенситивных периодов для формирования творческого потенциала личности есть временной промежуток между 18 и 25 годами, когда человек получает профессиональное образование. Представлена модель структурных компонентов творческого потенциала будущего педагога. Проанализирована многоуровневость подготовки педагогов в профессиональном становлении личности, а также этапы творческой актуализации.
высшее образование.
актуализация
компонент
формирование
творческий педагогический потенциал
1. Акимова О.Б., Соломина Г.М., Франц А.С. и др. Педагогическая акмеология: коллективная монография / под. ред. О.Б. Акимовой. – Екатеринбург, 2012. – 251 с.
2. Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопросы психологии. - 1973. - № 4. - С. 173-180.
3. Библер В.С. Мышление как творчество // Вопросы философии. - 1976. - № 10. - С. 142.
4. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Психометрическая интерпретация творчества : научный вклад Дж. Гилфорда. – М. : МГППУ, 2011. – 267 с.
5. Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психодиагностике способностей // Психологический журнал. - 1991. - Т. 12. - № 2. - С. 94-104.
6. Дружинин В.Н. Творчество: природа и развитие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 2. - № 3. - С. 91-107.
7. Мартиросян Б.П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях // Педагогика. - 2008. - № 7. - С. 25-31.
8. Николаева Л.С., Чумакова Т.Н. Cпецифика осмысления человеческих потребностей в концепции А. Маслоу // Вестник Донского государственного аграрного университета. - 2015. - № 1-3 (15). - С. 45-50.
9. Савелова Е.В. Креативность и творчество как факторы профессионального становления // Высшее образование в России. - 2013. - № 3. - С. 52-57.
10. Цибизова Т.Ю. Интеграция науки и образования как элемент системы непрерывности профессионального образования // Интеграция образования. – 2011. - № 4. - С. 25.
11. Цибизова Т.Ю. Профильное обучение как компонент системы непрерывного профессионального образования // Профильная школа. - 2012. - № 4. – С. 9-13.
12. Crutchfield R.S. Social psychology and group processes // Ann. Rev. Psychol. – 1954. – Vol. 5. – P. 171-202.
13. Helson R., Crutchfield R.S. Creative types in mathematics // Jour. Pers. – 1970. – Vol. 38. – N 2. – P. 177-197.
14. Postman L., Crutchfield R.S. The interaction of need, set, and stimulus-structure in a cognitive task // Amer. Jour. Psychol. – 1952. – Vol. 65. – N 2. – P. 196-217.

Уровень развития современной психолого-педагогической науки, социальные предпосылки и современная образовательная парадигма стимулируют появление творческих новаторских идей. Творческой подход - непременное условие педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость в деятельности педагога, в связи с чем возникает необходимость подготовки учителей в системе университетского и последипломного образования к творческой педагогической деятельности, доминантой которого является умение работать в условиях выбора педагогической позиции, технологии, учебников, содержания и форм обучения.

Креативность - необходимая составляющая профессионального становления и одно из условий самореализации педагога любого профиля, поэтому подготовка творческого учителя - одна из самых важных потребностей образования, актуальными также являются вопросы развития творческого потенциала юной личности, исторического изменения методов и приемов обучения, вопросы поиска инновационных структурных типов урока и моделирования других форм проведения занятий.

Основываясь на исследованиях психологов Дж. Гилфорда, Е.А. Маслоу, Л.С. Николаевой, Т.Н. Чумаковой, Л.И. Анцыферовой, Д.Б. Богоявленской и др. [2; 4; 8], можно рассматривать креативность как динамическую интегративную совокупность качеств личности, которые определяют ее готовность к творчеству в любых сферах человеческой деятельности. Другими словами - это творческие способности человека, которые могут выражаться в мышлении, чувствах и действиях, способности порождать оригинальные идеи. Креативность - необходимое условие самореализации личности.

В связи с этим именно креативная педагогика в наибольшей степени отвечает природе творчества. Ее заданиями являются развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития. Креативная педагогика основана на проблемных, когнитивно-эвристических, креативных технологиях учебы [9].

1.      Формирование творческих способностей будущего педагога

По нашему мнению, к творческому педагогическому потенциалу необходимо подходить с позиции формирования, поскольку в возрасте 17-18 лет молодые люди могут иметь «зачатки» творческого потенциала (креативности), профессионально-педагогической целеустремленности, потребности профессиональной самоактуализации, поэтому одна из задач высшей школы - способствовать студентам в самоорганизации этих зачатков в структурную, организованную форму. В этом возрасте качества личности, которые входят в структуру творческого педагогического потенциала, малоустойчивы, пластичны, следовательно, они легче поддаются внешнему влиянию, их значительно легче изменить, чем в стадии зрелости. Внешние влияния и действия, которым поддается личность с целью формирования творческого педагогического потенциала на начальном этапе, сохраняются глубже, чем влияния, испытуемые позже, - в стадии зрелости.

В онтогенезе личности выделяются сенситивные периоды для развития креативности. По В. Дружинину, это: имплицитный период (3-5 лет), когда происходит развитие «первичной креативности» как общей творческой способности, неспециализированной в отношении определенной сферы человеческой деятельности; подростковый период (11-15 лет) и юношеский период (15-20 лет), когда развиваются специализированные способности к творчеству, связанные с определенной профессиональной деятельностью личности [5; 6].

Важная роль при подготовке будущего педагога, безусловно, принадлежит активным методам обучения - наиболее эффективным способом организации такого взаимодействия является творческая учеба, что и должно быть новым типом как учебного взаимодействия, так и педагогического общения. Попробуем определить педагогические условия, реализация которых может положительно повлиять на исследуемый нами феномен - формирование творческого педагогического потенциала будущего учителя в условиях университетского образования. Следует отметить, что результатом этой подготовки является личностное приобретение каждым студентом соответствующей готовности к работе с детьми: мотивационно-ценностного (ориентации, отношения и личностные цели), когнитивного (знание, представление), операционного (умение и навыки).

2.      Структурные компоненты творческого потенциала будущего педагога

Мотивационно-ценностный компонент содержит все разнообразие целей и заданий педагогической деятельности: от основной задачи (формирование всесторонне и гармонично развитой личности) к конкретным заданиям формирования отдельных качеств или их элементов. Данный компонент реализуется при условии соответствующего взаимодействия преподавателя и студента. То есть для формирования у студентов мотивационно-ценностного компонента необходимо наполнить эмоционально-ценностную сферу учебного процесса способами учебной деятельности, формами общения, которые давали бы возможность сформировать у студентов мотивацию к профессиональной деятельности, интерес к ней, положительное личное отношение к педагогической работе и стремление к накоплению соответствующего педагогического опыта.

Следующим компонентом готовности будущих учителей к творческой профессиональной деятельности является когнитивный компонент, который отображает сущность того, что реализуется в процессе достижения как общей цели учебы, так и каждого задания в частности, и способствует углубленному развитию профессиональных интересов и навыков студентов. Следовательно, для формирования у студентов творческого когнитивного компонента необходимо отобрать и отструктуризировать учебный материал таким образом, чтобы он содержал необходимую информацию, которая бы дала возможность студентам на основе качественно усвоенных знаний и сформированных представлений развить у себя способности будущего творческого учителя.

Следующий компонент готовности - деятельно-операционный. Его структурными элементами являются соответствующие умения и навыки. Это умение применить в своей профессиональной деятельности стандартные и нестандартные методы, последовательно и эффективно вводить все элементы технологии, в частности проектно-конструктивные, коммуникативные и дидактико-организационные.

Деятельно-операционный компонент у будущих педагогов предусматривает соответствующую организацию учебного процесса, в котором студент должен занимать центральное место с точки зрения его активной деятельности, поскольку организация учебы отображает взаимодействие тех, кто учится, и педагогов, их сотрудничество, организацию и управление процессом учебы, ориентированные на запланированный результат (достижение цели и задач обучения).

Взяв за основу данную структуру деятельности, были определены основные составляющие формирования творческого потенциала будущего педагога, а именно: мотивационно-целевой, субъектный, объектный, технологический и результативный.

Каждый из этих компонентов должен быть сформирован на трех уровнях: мотивационном, когнитивном и операционном. Следует отметить, что формирование результативного компонента возможно только при условии сформированности всех предыдущих компонентов на трех уровнях (таблица 1).

Таблица 1

Структурные компоненты творческого потенциала будущего педагога

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

І. Мотивационно-целевой компонент

Мотивационный уровень

Когнитивный уровень

Операционный уровень

Осознание и принятие цели и задания педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях

ІІ. Субъектный компонент

Мотивационный уровень

Когнитивный уровень

Операционный уровень

Комплекс личностных качеств, который обеспечивает реализацию педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях

ІІІ. Объектный компонент

Мотивационный уровень

Когнитивный уровень

Операционный уровень

Овладение знаниями про объект педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях

IV. Технологический компонент

Мотивационный уровень

Когнитивный уровень

Операционный уровень

Овладение методиками и способами педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях

V. Результативный компонент

Мотивационный уровень

Когнитивный уровень

Операционный уровень

Самооценка педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях

На данной модели предполагается, что цель деятельности - это идеальный образ, воплощенный в продукте, который является результатом превращения объекта деятельности. Важно, чтобы она была личностно значима. Соответственно, цель деятельности должна из экстравертированной стать внутренне привлекательной и личностно осознанной, понятной и необходимой для студента, который умеет трансформировать извне заданную цель в собственную цель и задание деятельности, которая выполняется.

Субъектный компонент предусматривает осознание студентом себя как субъекта деятельности, диагностику собственных возможностей в ее осуществлении, познание качеств собственной личности, которые обеспечивают выполнение деятельности, активное включение, создание индивидуальной траектории познания, которое придает ему неповторимость и своеобразие.

Будущий педагог, у которого есть потребность и желание, активно включается в деятельность. Студент, который не уверен в себе - комплексует, избегает, действует по образцу. Субъектный компонент предусматривает опору на основные потребности человека: в познании, в общении, творчестве, учебе, в работе, признании и защищенности, в удовольствии, в осознании своей деятельности, в расширении мировоззрения [8]. И чем больше потребностей в процессе обучения сможет реализовать студент-педагог, включаясь в деятельность, тем больше он самореализуется.

Объектный компонент предусматривает определение объекта деятельности, положительное отношение к нему, заинтересованность в этом объекте и потребность работать с ним, знание его специфики, умение использовать в своей жизнедеятельности.

Технологический компонент связан с обладанием средствами и способами деятельности. Каждый студент должен избирать для себя те средства обучения, которые наиболее удобны, доступны, привлекательны, рациональны. Он изучает их особенности и, учитывая собственные возможности и потребности, применяет, производя собственную технологию.

Результативный компонент предусматривает проявление индивидом уровня овладения компетенциями, позволяет сознательно оценивать результаты своей деятельности и уровень собственного развития. Следовательно, результатом сформированности творческой компетенции является стойкая потребность заниматься профессиональной деятельностью, интерес к ней и желание постоянно самосовершенствоваться, глубокие осмысленные знания специфики этой деятельности, а также искусное ее выполнение.

Таким образом, при создании оптимальных условий для включения в разные виды деятельности будущий специалист становится творчески сформированным благодаря овладению соответствующими категориями на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях.

Поэтому ориентированность учебного-воспитательного процесса на формирование творческого потенциала у будущих педагогов нуждается, как уже отмечалось, в соответствующем изменении организации процесса обучения.

Заключение

Подготовка будущего педагога в системе университетского образования должна базироваться на таких компонентах творческого потенциала, как мотивационно-целевой, субъектный, объектный, технологический, результативный, которые способствуют развитию личности в творческо-креативном направлении, что в свою очередь определяет потенциал будущего педагога в условиях высшего образования.

Рецензенты:

Галиновский А.Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры «Технологии ракетно-космического машиностроения» МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва;

Цибизова Т.Ю., д.п.н., доцент, начальник Управления образовательных технологий, доцент кафедры «Системы автоматического управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана», г. Москва.

 


Библиографическая ссылка

Буренина В.И. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20938 (дата обращения: 13.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674