Уровень развития современной психолого-педагогической науки, социальные предпосылки и современная образовательная парадигма стимулируют появление творческих новаторских идей. Творческой подход - непременное условие педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость в деятельности педагога, в связи с чем возникает необходимость подготовки учителей в системе университетского и последипломного образования к творческой педагогической деятельности, доминантой которого является умение работать в условиях выбора педагогической позиции, технологии, учебников, содержания и форм обучения.
Креативность - необходимая составляющая профессионального становления и одно из условий самореализации педагога любого профиля, поэтому подготовка творческого учителя - одна из самых важных потребностей образования, актуальными также являются вопросы развития творческого потенциала юной личности, исторического изменения методов и приемов обучения, вопросы поиска инновационных структурных типов урока и моделирования других форм проведения занятий.
Основываясь на исследованиях психологов Дж. Гилфорда, Е.А. Маслоу, Л.С. Николаевой, Т.Н. Чумаковой, Л.И. Анцыферовой, Д.Б. Богоявленской и др. [2; 4; 8], можно рассматривать креативность как динамическую интегративную совокупность качеств личности, которые определяют ее готовность к творчеству в любых сферах человеческой деятельности. Другими словами - это творческие способности человека, которые могут выражаться в мышлении, чувствах и действиях, способности порождать оригинальные идеи. Креативность - необходимое условие самореализации личности.
В связи с этим именно креативная педагогика в наибольшей степени отвечает природе творчества. Ее заданиями являются развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития. Креативная педагогика основана на проблемных, когнитивно-эвристических, креативных технологиях учебы [9].
1. Формирование творческих способностей будущего педагога
По нашему мнению, к творческому педагогическому потенциалу необходимо подходить с позиции формирования, поскольку в возрасте 17-18 лет молодые люди могут иметь «зачатки» творческого потенциала (креативности), профессионально-педагогической целеустремленности, потребности профессиональной самоактуализации, поэтому одна из задач высшей школы - способствовать студентам в самоорганизации этих зачатков в структурную, организованную форму. В этом возрасте качества личности, которые входят в структуру творческого педагогического потенциала, малоустойчивы, пластичны, следовательно, они легче поддаются внешнему влиянию, их значительно легче изменить, чем в стадии зрелости. Внешние влияния и действия, которым поддается личность с целью формирования творческого педагогического потенциала на начальном этапе, сохраняются глубже, чем влияния, испытуемые позже, - в стадии зрелости.
В онтогенезе личности выделяются сенситивные периоды для развития креативности. По В. Дружинину, это: имплицитный период (3-5 лет), когда происходит развитие «первичной креативности» как общей творческой способности, неспециализированной в отношении определенной сферы человеческой деятельности; подростковый период (11-15 лет) и юношеский период (15-20 лет), когда развиваются специализированные способности к творчеству, связанные с определенной профессиональной деятельностью личности [5; 6].
Важная роль при подготовке будущего педагога, безусловно, принадлежит активным методам обучения - наиболее эффективным способом организации такого взаимодействия является творческая учеба, что и должно быть новым типом как учебного взаимодействия, так и педагогического общения. Попробуем определить педагогические условия, реализация которых может положительно повлиять на исследуемый нами феномен - формирование творческого педагогического потенциала будущего учителя в условиях университетского образования. Следует отметить, что результатом этой подготовки является личностное приобретение каждым студентом соответствующей готовности к работе с детьми: мотивационно-ценностного (ориентации, отношения и личностные цели), когнитивного (знание, представление), операционного (умение и навыки).
2. Структурные компоненты творческого потенциала будущего педагога
Мотивационно-ценностный компонент содержит все разнообразие целей и заданий педагогической деятельности: от основной задачи (формирование всесторонне и гармонично развитой личности) к конкретным заданиям формирования отдельных качеств или их элементов. Данный компонент реализуется при условии соответствующего взаимодействия преподавателя и студента. То есть для формирования у студентов мотивационно-ценностного компонента необходимо наполнить эмоционально-ценностную сферу учебного процесса способами учебной деятельности, формами общения, которые давали бы возможность сформировать у студентов мотивацию к профессиональной деятельности, интерес к ней, положительное личное отношение к педагогической работе и стремление к накоплению соответствующего педагогического опыта.
Следующим компонентом готовности будущих учителей к творческой профессиональной деятельности является когнитивный компонент, который отображает сущность того, что реализуется в процессе достижения как общей цели учебы, так и каждого задания в частности, и способствует углубленному развитию профессиональных интересов и навыков студентов. Следовательно, для формирования у студентов творческого когнитивного компонента необходимо отобрать и отструктуризировать учебный материал таким образом, чтобы он содержал необходимую информацию, которая бы дала возможность студентам на основе качественно усвоенных знаний и сформированных представлений развить у себя способности будущего творческого учителя.
Следующий компонент готовности - деятельно-операционный. Его структурными элементами являются соответствующие умения и навыки. Это умение применить в своей профессиональной деятельности стандартные и нестандартные методы, последовательно и эффективно вводить все элементы технологии, в частности проектно-конструктивные, коммуникативные и дидактико-организационные.
Деятельно-операционный компонент у будущих педагогов предусматривает соответствующую организацию учебного процесса, в котором студент должен занимать центральное место с точки зрения его активной деятельности, поскольку организация учебы отображает взаимодействие тех, кто учится, и педагогов, их сотрудничество, организацию и управление процессом учебы, ориентированные на запланированный результат (достижение цели и задач обучения).
Взяв за основу данную структуру деятельности, были определены основные составляющие формирования творческого потенциала будущего педагога, а именно: мотивационно-целевой, субъектный, объектный, технологический и результативный.
Каждый из этих компонентов должен быть сформирован на трех уровнях: мотивационном, когнитивном и операционном. Следует отметить, что формирование результативного компонента возможно только при условии сформированности всех предыдущих компонентов на трех уровнях (таблица 1).
Таблица 1
Структурные компоненты творческого потенциала будущего педагога
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА |
||
І. Мотивационно-целевой компонент |
||
Мотивационный уровень |
Когнитивный уровень |
Операционный уровень |
Осознание и принятие цели и задания педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях |
||
ІІ. Субъектный компонент |
||
Мотивационный уровень |
Когнитивный уровень |
Операционный уровень |
Комплекс личностных качеств, который обеспечивает реализацию педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях |
||
ІІІ. Объектный компонент |
||
Мотивационный уровень |
Когнитивный уровень |
Операционный уровень |
Овладение знаниями про объект педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях |
||
IV. Технологический компонент |
||
Мотивационный уровень |
Когнитивный уровень |
Операционный уровень |
Овладение методиками и способами педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях |
||
V. Результативный компонент |
||
Мотивационный уровень |
Когнитивный уровень |
Операционный уровень |
Самооценка педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях |
На данной модели предполагается, что цель деятельности - это идеальный образ, воплощенный в продукте, который является результатом превращения объекта деятельности. Важно, чтобы она была личностно значима. Соответственно, цель деятельности должна из экстравертированной стать внутренне привлекательной и личностно осознанной, понятной и необходимой для студента, который умеет трансформировать извне заданную цель в собственную цель и задание деятельности, которая выполняется.
Субъектный компонент предусматривает осознание студентом себя как субъекта деятельности, диагностику собственных возможностей в ее осуществлении, познание качеств собственной личности, которые обеспечивают выполнение деятельности, активное включение, создание индивидуальной траектории познания, которое придает ему неповторимость и своеобразие.
Будущий педагог, у которого есть потребность и желание, активно включается в деятельность. Студент, который не уверен в себе - комплексует, избегает, действует по образцу. Субъектный компонент предусматривает опору на основные потребности человека: в познании, в общении, творчестве, учебе, в работе, признании и защищенности, в удовольствии, в осознании своей деятельности, в расширении мировоззрения [8]. И чем больше потребностей в процессе обучения сможет реализовать студент-педагог, включаясь в деятельность, тем больше он самореализуется.
Объектный компонент предусматривает определение объекта деятельности, положительное отношение к нему, заинтересованность в этом объекте и потребность работать с ним, знание его специфики, умение использовать в своей жизнедеятельности.
Технологический компонент связан с обладанием средствами и способами деятельности. Каждый студент должен избирать для себя те средства обучения, которые наиболее удобны, доступны, привлекательны, рациональны. Он изучает их особенности и, учитывая собственные возможности и потребности, применяет, производя собственную технологию.
Результативный компонент предусматривает проявление индивидом уровня овладения компетенциями, позволяет сознательно оценивать результаты своей деятельности и уровень собственного развития. Следовательно, результатом сформированности творческой компетенции является стойкая потребность заниматься профессиональной деятельностью, интерес к ней и желание постоянно самосовершенствоваться, глубокие осмысленные знания специфики этой деятельности, а также искусное ее выполнение.
Таким образом, при создании оптимальных условий для включения в разные виды деятельности будущий специалист становится творчески сформированным благодаря овладению соответствующими категориями на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях.
Поэтому ориентированность учебного-воспитательного процесса на формирование творческого потенциала у будущих педагогов нуждается, как уже отмечалось, в соответствующем изменении организации процесса обучения.
Заключение
Подготовка будущего педагога в системе университетского образования должна базироваться на таких компонентах творческого потенциала, как мотивационно-целевой, субъектный, объектный, технологический, результативный, которые способствуют развитию личности в творческо-креативном направлении, что в свою очередь определяет потенциал будущего педагога в условиях высшего образования.
Рецензенты:Галиновский А.Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры «Технологии ракетно-космического машиностроения» МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва;
Цибизова Т.Ю., д.п.н., доцент, начальник Управления образовательных технологий, доцент кафедры «Системы автоматического управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Буренина В.И. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20938 (дата обращения: 13.10.2024).