Стратегической основой современного образования, ориентированного на развитие личности учащихся, является компетентностный подход. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве задачи системы образования определяет формированиеу учащихся ценностной системы универсальных умений, способности к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество образования [7].
Цель исследования: определить перспективы формирования общекультурной компетентности учащихся средствами дополнительного географического образования на примере элективного курса «Водное ожерелье моей малой Родины».
Материал и методы исследования: анализ научно-методической литературы, практический опыт педагогической деятельности.
Результаты исследования. Концептуальные основы компетентностного подхода изложены в исследованиях В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Д. Равена, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и других.
Среди множества компетенций важно выделить основные, или так называемые ключевые компетенции. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества, и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях, т.е. они являются универсальными.
Вопрос о ключевых компетенциях активно обсуждается в научной литературе (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, С.Л. Троянская, Г.Халаж, В. Хутмахер, А.В. Хуторской и другие). Так, В.И. Байденко указывает, что «ключевые компетенции - это необходимое условие повышения качества образования»[3].
А.В. Хуторской выделяет среди ключевых общекультурную компетенцию, которую определяет как «круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека... сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира» [10].
Троянская С.Л. определяет общекультурную компетентность как интегративную способность личности обучаемого, обусловленную опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированную на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера [9].
Общекультурная компетентностьопределяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с окружающим миром, формирует способность самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем.
При рассмотрении методологических ориентиров формирования общекультурной компетентности мы опираемся на позицию Н.Ф. Винокуровой, что понятие «компетентность» находится в отношении дополнительности к категории «культура». «Образование является носителем и транслятором инвариантов культуры. Через пространство культуры реализуется процесс обучения, воспитания и развития в образовательной системе»[8].Культура рассматривается как способ развития и саморазвития личности, способ личностного бытия в мире, она предполагает развитие всех сфер сознания личности: когнитивной, аффективной и волевой.
Процесс формирования культуры личности, а значит и её компонентов - общекультурных компетенций, продолжается в течение всей жизни человека. Важный период её формирования - школьные годы.Формирование общекультурной компетентности происходит на базе общекультурного содержания образования, включающего в себя «основы изучаемых наук, искусств, отечественных и мировых традиций, получивших отражение в учебных предметах и образовательных областях, и выражается в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, обрядовых действий, текстовых, художественных и иных произведений, считающихся фундаментальными достижениями человечества»[8].
Содержание школьного географического образования, включающее систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, ценностные установки порешению проблем взаимодействия общества и природы, а также теории, законы, понятия, быт и культурные традиции, объекты культуры, географические подходы к устойчивому развитию территорий и пр., может рассматриваться как «фундамент» формирования общекультурной компетентности.
Нам представляется, что большими возможностями для формирования общекультурной компетентности школьников обладает дополнительное образование. Отдельные аспекты формирования общекультурной компетентности рассматриваются в работах Н.И. Асташиной - формирование исследовательских компетенций в дополнительном экологическом образовании [1], Н.Н. Демидовой - развитие информационно-познавательной компетенции в курсе «экологическое краеведение»[5], О.И. Исайкова - формирование ценностно-нормативных компетенций при изучении курса «География России»[6], М.М. Бадьина - формирование информационно-коммуникативной компетентности в школьном географическом краеведении[4].Однако в настоящее время вопрос формирования общекультурной компетентности в рамках дополнительного географического образования разработан недостаточно.
Нами разработан элективный курс «Водное ожерелье моей малой Родины». Курс состоит из двух разделов: теоретический раздел «Тропинки знаний к родникам» и практический раздел «Мои первые шаги в исследованиях водных объектов». Реализация курса позволяет формировать общекультурную компетентность школьников при изучении родников и других водных объектов своего края.
Исходя из комплексности понятия «культура» нам представляется, что и понятие «общекультурная компетентность» также является многоаспектным. Опираясь на выделенные подходы к определению понятий «культура», «компетентность», «общекультурная компетентность», «ключевые компетенции», выделим элементы общекультурной компетентности, которые формируются при изучении водных объектов своей местности.
Мотивационные компетенции отражают уровень активности ученика. Формирование этих компетенций происходит в направлении от внешней мотивации (побуждение к деятельности со стороны окружающих) к внутренней - инициатива деятельности исходит от самого ученика. Организация изучения родника, озера или других объектов своей местности под руководством учителя в дальнейшем перерастает в продолжение изучения других водных объектов по инициативе самого ученика. Важно пробудить интерес ученика к деятельности. Использование разнообразных форм и приемов, воздействующих на эмоционально-образную сферу сознания,позволяет успешно решать эту задачу. Например, виртуальная экскурсия с помощью демонстрации видеофильма «Голубые глаза Воротынского Заволжья» или презентации, созданных на основе краеведческого материала, организация познавательных игр с заданиями, посвященными местным водным объектам, и другие.
Ценностно-нормативные компетенции - это внутренние ориентиры деятельности, понимание «что такое хорошо» и «что такое плохо». Этот вид компетенции связан с развитием патриотизма и гражданственности, предполагает развитие моральной и социальной ответственности за экологическое состояние водных объектов своей местности. Для формирования этой группы компетенций используются такие формы организации деятельности школьников, как экскурсии по экологическим тропам к родникам, решение ситуационных задач и другие.
Информационно-познавательные компетенции направлены на усвоение знаний о водных объектах своего края. Для их формирования используется система разнообразных форм и методов, например интерактивные игры, выполнение исследовательских и проектных работ и другие. Общее направление развития информационно-познавательных компетенций можно представить в виде последовательности этапов: «знаю, что...», «знаю, как...», «знаю, почему...», «понимаю», «творю».Интересным примером организации деятельности школьников для формирования информационно-познавательных компетенций является экологический проект «Малым рекам родного края - наши заботу и защиту». На первом этапе проекта предлагается знакомство с краеведческой литературой, затем мозговой штурм для решения предложенных заданий и, наконец, выполнение творческих задач [2].
Коммуникативные компетенции отражают разнообразные взаимосвязи между учащимися и социоприродной средой своего края. Уровни коммуникативных взаимоотношений выстраиваются в логике: личностный - межличностный - мультидиалоговый.Эффективными приемами деятельности по этому направлению являются: организация социального партнерства по изучению и сохранению водных объектов родного края, представление результатов собственных исследовательских работ на школьных конференциях, конкурсах различного уровня, обсуждение полученных результатов. В рамках реализации нашего элективного курса ребятами были выполнены такие исследовательские работы, как «Родники с. Быковка Воротынского района», «Сравнительный анализ воды малых рек Гремячка, Чугунка и Сура» и другие.
Практико-созидательные компетенции проявляются в природо-сообразных поступках. Примерами организации деятельности учащихся по формированию этой группы общекультурных компетенций являются практико-ориентированные проекты «Живи, родник», «Чистый берег», «Живая вода». Важно отметить, что большим потенциалом в организации природоохранных проектов является социальное партнерство, позволяющее объединять усилия разных возрастных и социальных групп участников для достижения поставленной цели.
Заключение.Таким образом, изучение водных объектов своей местности в дополнительном географическом образовании обеспечивает формирование общекультурной компетентности школьников.
Рецензенты:Демидова Н.Н.,д.п.н., профессор кафедры экологии и экологического образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г.Нижний Новгород;
Камерилова Г.С., д.п.н., профессор кафедры экологического образования и рационального природопользования образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г.Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Асташина А.Е. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20936 (дата обращения: 28.04.2025).