Значительное изменение требований к качеству педагогического образования, переход от логики квалификационной характеристики к логике компетенций, возникновение сетевых форм организации профессиональной подготовки, усиление практикоориентированности и развитие академической мобильности студентов заставляют по-новому взглянуть на традиционно сложившиеся подходы к разработке методического сопровождения образовательного процесса. Это касается, прежде всего, увеличения степени самостоятельности студента в учебном процессе, подготовки его к инновационной деятельности в рамках образовательных программ.
Новые стратегические ориентиры и принципы развития педагогического образования, заложенные в проектах профессионального стандарта педагога и Концепции поддержки развития образования, ставят новые задачи перед научно-педагогическими коллективами образовательных учреждений. Одной из таких задач является разработка качественно нового научно-методического сопровождения педагогических образовательных программ[1,С.1187].
Методическое сопровождение образовательного процесса представляет собой систему нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для проектирования и реализации компетентностной модели специалиста.
Целью методического обеспечения образовательного процесса в широком смысле является создание условий для постоянного совершенствования образовательной деятельности, приведение его в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов для повышения качества профессиональной подготовки.
Методическое сопровождение образовательного процесса создает необходимые условия для инновационной профессиональной подготовки в соответствии с принципами и закономерностями обучения, для более качественного усвоения содержания образования и овладения необходимыми компетенциями, активизации их учебно-познавательной, проектной, инновационной деятельности и управления ею.
На основе целевых ориентиров, заложенных в стратегических документах развития педагогического образования, методическое сопровождение программ педагогической подготовки должно:
- обеспечивать уровень овладения выпускником компетенций, соответствующих ФГОС и профессиональному стандарту педагога;
- способствовать формированию у учащихся продуктивных способностей ориентироваться в ранее не встречавшихся ситуациях, формулировать проблему, самостоятельно составлять программу практических действий по её решению;
- позволять активно внедрять инновационные разработки ВУЗа, учреждений СПО и школ в образовательный процесс;
- формировать базу для развития творческих способностей учащихся с использованием технологий проектного и эвристического обучения;
- создавать основу для инновационной деятельности педагогов, в том числе с привлечением студентов;
- быть ориентированным на широкое использование информационных технологий в образовательном процессе, и овладение учащимися всех компонентов ИКТ-компетенции [4, с.4].
Для соответствия перечисленным требованиям методическое сопровождение образовательного процесса образовательного учреждения трансформируется в двух направлениях:
- развитие действующего методического обеспечения учебного процесса с усилением инновационной направленности всех его составляющих;
- разработка нового методического обеспечения, регулирующего принципиально новые механизмы и формы подготовки будущих учителей, в частности «универсального бакалавриата», сетевого взаимодействия и академической мобильности.
В настоящее время, когда контуры новой системы педагогического образования еще окончательно не сформированы, разработка конкретных механизмов, форм и процедур подготовки учителей нового типа ведется ведущими ВУЗами страны в форме различных проектов, в том числе в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Активная разработка нормативно-методической документации по разработке инновационного содержания педагогического образования, реализации совместных образовательных программ и обеспечению академической мобильности предполагает значительный объем научно-методической работы ВУЗов, учреждений среднего и общего образования.
Методическое сопровождение образовательного процесса целесообразно рассматривать на двух уровнях - уровне направления (специальности) и уровне конкретной дисциплины.
Первый уровень методического обеспечения образовательного процесса - это уровень направления подготовки.
В структуре методического обеспечения учебного процесса по направлению подготовки можно выделить три основных компонента.
1. Нормативно-методические материалы: ФГОС, основные образовательные программы, учебные планы, учебные программы, должностные инструкции, локальные акты образовательного учреждения.
2. Учебно-информационные материалы: учебники, учебные пособия, дидактические материалы, сборники, практикумы, рабочие тетради, другие источники информации.
3. Учебно-методические материалы: методические разработки, рекомендации, памятки и инструкции, учебно-методическое сопровождение дисциплины.
Поскольку механизмы и формы модернизации педагогического образования еще только формируются и в настоящий момент можно опираться только на контуры инновационной системы подготовки учителей, на уровне проектирования нормативно-методических материалов целесообразно перечислить новые задачи, возникшие перед учебно-методическими службами. Среди них разработка методического обеспечения:
А. Инновационных механизмов получения педагогического образования.
Подразумевается разработка программ «универсального бакалавриата», а также положений, регламентов, порядка получения педагогического образования после получения «универсального бакалавриата».
Б. Индивидуальных образовательных траекторий подготовки педагогов.
Предполагает разработку документов, регламентирующих академическую мобильность учащихся и преподавателей, разработку дополнительных модулей педагогической подготовки, возможности корректировки учебных планов подготовки педагогов, механизмы поддержки студента при выборе индивидуального пути получения образования.
В. Освоения дополнительных педагогических квалификаций в ходе получения основной педагогической квалификации или в период педагогической деятельности (управленческое звено системы образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги по работе с лицами с ОВЗ, педагоги по работе с детьми со специальными потребностями, девиантным поведением, педагоги системы дополнительного и дошкольного образования и т.д.).
Решение этой задачи предполагает:
- построение образовательных программ подготовки педагогов с возможностью включения дополнительных модулей (с возможным увеличением на один год продолжительности обучения),
- разработку дополнительных образовательных программ, предназначенных для работников системы образования, которые могут быть интегрированы с уже полученным ими образованием на основании кредитно-рейтинговой системы.
Г. Образовательных программ педагогической подготовки с учетом профессионального стандарта педагога.
Предполагает обновление содержательного, технологического и организационного компонентов подготовки в соответствии с новыми требованиями к результатам педагогического образования.
Д. Практической подготовки педагога в условиях развитого сетевого взаимодействия вуза с учреждениями общего образования, СПО и другими организациями.
При проектировании образовательных программ подготовки педагога практической подготовке в соответствии с новыми требованиями предполагается замена значительного объема теоретических курсов на практический компонент. Реализуемый в сетевом взаимодействии ВУЗов, организаций СПО и школ, практический компонент подготовки будущего учителя примет вид не только традиционных практик, но и оплачиваемых стажировок, что обеспечить возможность адресной подготовки учителей не только разных предметов, но и для разных категорий школ, учащихся [2, с.25].
Развитие сетевого взаимодействия также предполагается внесение изменений в действующие нормативно-методические документы, регламентирующие организацию практической подготовки студентов, а также научно-исследовательской работы студентов, если таковое имеется.
Проектирование учебно-информационных и учебно-методических материалов в свете реализации Концепции поддержки развития педагогического образования также видоизменяется и предполагает усиление принципов:
- сознательности обучения, при реализации которого происходит смещение акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную деятельность студентов по формулировке проблемы, поискам и реализации возможных путей её решения;
- практикоориентированности подготовки, проявляющегося в повышении доли самостоятельной работы студентов, ориентации на проектное обучение, использовании активных и интерактивных методов в учебном процессе;
- личностной ориентации в образовательном процессе, предполагающего использование личностно-ориентированного и ценностно-мотивационного подходов к развитию личности будущих учителей на основе создания соответствующей образовательной среды и условий для межличностного общения и самореализации личности, как студента, так и преподавателя;
- обеспечения внутрипредметной и междисциплинарной интеграции знаний, умений, навыков, норм, ценностей, составляющих фундамент содержательного и процессуального аспектов компетентностной подготовки студентов;
- обеспечения профессиональной мобильности студентов и преподавателей, предполагающего разработку методических материалов с учетом возможности выбора индивидуальной траектории в процессе профессиональной подготовки [3, с.55].
В условиях ВУЗа реализация задачи модернизации программ подготовки педагогов предполагает разработку комплекта нормативно-методического обеспечения, регламентирующего содержание, организацию, оценку и контроль качества подготовки будущих педагогов в условиях сетевого взаимодействия и академической мобильности [5, с.189].
Например, при внедрении инновационных механизмов подготовки учителей в НГПУ им. К. Минина был разработан комплекс методических документов, обеспечивающих реализацию вышеперечисленных принципов, в составе которого можно выделить:
А. Нормативно-методическое сопровождение организации образовательного процесса по направлениям подготовки бакалавров: положение о подготовке обучающихся в бакалавриате; положение о порядке перевода и восстановления студентов; положение о порядке предоставления академических отпусков студентам; положением о порядке предоставления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком и выплате пособий студентам;
Б. Нормативно-методическое обеспечения разработки инновационного содержания профессиональной подготовки: положение о учебно-методическом комплексе учебных дисциплин;
В. Нормативно-методическое сопровождение практической и самостоятельной работы студентов, в том числе при реализации сетевого сотрудничества: положение о практике студентов; положение о клинической базе практик; положение о курсовых работах (проектах).
Г. Нормативно-методическое сопровождение академической мобильности и признания результатов обучения при реализации сетевого сотрудничества: положение о балльно-рейтинговой системе оценивания уровня знаний студентов; положение об академической мобильности обучающихся и работников университета; положение об академическом консультанте.
Д. Нормативно-методическое сопровождение оценки качества профессиональной подготовки будущих педагогов: положение о выпускных квалификационных работах студентов; положение о промежуточной аттестации студентов; положение о государственной итоговой аттестации выпускников высшего образования.
Контуры системы педагогической подготовки, отвечающей современным требованиям, создаются положениями о подготовке обучающихся в бакалавриате, о балльно-рейтинговой системе оценивания уровня знаний студентов, о практике студентов по клинической базе практик, об академической мобильности обучающихся и работников университета, об академическом консультанте. Остальные представленные документы нормативно-методического обеспечения образовательного процесса также претерпевают изменения в соответствии с требованиями к уровню практической подготовки будущего учителя.
Рецензенты:Петров Ю.Н., д.п.н., профессор, руководитель проектно-сетевого центра образования специалистов профессиональных образовательных организаций ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород;
Кручинина Г.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и управления образовательными системами Нижегородского государственного университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Филатова О.Н., Прохорова М.П. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20908 (дата обращения: 06.12.2024).