В рамках нашего исследования ценностных ориентаций современной молодежи, мы выделяем один из аспектов – жизненные ценности студентов, состоящих в браке. Вступление в брак и создание семьи само по себе одна из ценностных ориентаций, и возможно существуют особенности в системе ценностей у семейных и не семейных студентов.
В нашем исследовании приняли участие 265 студентов. Из них 110 состоящих в браке – 57 девушек и 53 юноши. А также 155 студентов, не состоящих в браке, из них 85 девушек и 70 юношей. Всего 142 девушки и 123 юноши. Средний возраст 21 год.
В качестве инструментария был использован морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной.
После обработки результатов мы получили следующие особенности. Ценность развития себя у студентов в браке и вне брака имеет равное среднее значение. Но у юношей среднее значение выше, чем у девушек. Это говорит о том, что юноши в отличие от девушек больше стремятся получать объективную информацию об особенностях своего характера, способностях и других характеристиках своей личности. Юноши также в большей степени стремятся к самосовершенствованию и серьезнее относятся к своим обязанностям (рис.1).
Вторая ценность – духовное удовлетворение. У юношей в браке и вне брака средние значения практически совпадают. Но существует разница между полами. Ценность духовного удовлетворения преобладает у юношей. Юноши стремятся к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни. Для них самое важное в жизни – делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение.
Девушки в браке, в большинстве своем, направлены на поиск конкретной выгоды от взаимных отношений. Еще их результаты указывают на некоторое пренебрежение общественным мнением, общественными нормами.
Рис.1. Жизненные ценности студентов, состоящих в браке и вне брака
Следующая ценность, которую мы рассматриваем, – креативность. Среднее значение у юношей также выше, чем у девушек. Ценность креативности у женатых юношей выше, чем у замужних девушек. Юноши в большей степени, чем девушки, стремятся к реализации своих творческих возможностей и к разнообразию своей жизни.
У незамужних девушек наблюдается подавленность творческих наклонностей, стереотипность поведения и деятельности, следование уже устоявшимся нормам и ценностям.
Ценность активных социальных контактов у неженатых юношей имеет доминирующее значение. Это говорит о том, что юноши, не состоящие в браке, больше остальных стремятся к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Они часто убеждены в том, что самое ценное в жизни – это возможность общаться. У девушек, не состоящих в браке, обратная ситуация. У них наблюдается нерешительность в общении с незнакомыми людьми, отсутствие спонтанности в высказывании, недоверие другим людям, нежелание быть открытыми.
Ценность собственного престижа у юношей выше, чем у девушек. Юноши, состоящие в браке, стремятся к признанию, к уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц.
Девушки, не состоящие в браке, более уступчивы, избегают неудач, конфликтов. Они также лишены претензий на статус лидера.
Рис.2. Жизненные ценности студентов, состоящих в браке и вне брака
Ценность достижений у юношей в браке и вне брака имеет равное среднее значение. У замужних девушек среднее значение той же ценности выше, чем у незамужних девушек. И юноши и девушки стремятся к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное – добиться этих целей. Часто большое количество жизненных достижений служит для таких людей основанием для высокой самооценки.
Ценность материального положения у юношей выше, чему девушек, но обе группы имеют низкие значения. Студенты в браке и вне брака, по нашим результатам, равнодушны к материальному достатку.
Ценность сохранения собственной индивидуальности имеет примерно одинаковые средние значения у студентов в браке и вне брака. Юноши в большей степени стремятся к независимости от других людей. Они стремятся сохранить неповторимость, своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни. Женщины в браке больше стремятся к конформности, замкнутости и не любят брать на себя ответственность.
Рис.3. Жизненные сферы студентов, состоящих в браке и вне брака
Сфера профессиональной жизни имеет высокое значение для студентов в браке и вне брака. Они готовы отдавать много времени своей работе. Особую значимость профессиональная деятельность имеет у студентов, не состоящих в браке.
В сфере обучения и образования и та, и другая группа стремятся к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Но для девушек это более ценно, чем для юношей.
Особое внимание стоит уделить сфере семейной жизни. У юношей ценность сферы семейной жизни в браке и вне брака имеет равное среднее значение. А у замужних девушек ценность сферы семейной жизни значительно выше, чем у незамужних девушек. Для девушек, состоящих в браке, характерна высокая значимость всего того, что связано с жизнью их семьи. Они отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни – это благополучие в семье. Для незамужних девушек сфера семейной жизни является мало значимой.
Ценность сферы общественной жизни у юношей значительно выше, чем у девушек. Следовательно, для мужчин имеют значение проблемы жизни общества. Они склонны увлекаться общественно-политической жизнью. А девушки, наоборот, в большинстве своем направлены на решение собственных проблем. А данная сфера для женщин остается мало значимой.
Сфера увлечений особую ценность имеет у юношей, состоящих в браке. Для этих юношей высоко значимы их увлечения и хобби. Они стремятся отдать своему увлечению все свободное время и считают, что без увлечения их жизнь во многом неполноценна. У неженатых юношей данная ценность менее выражена. Видимо, в браке юноши больше начинают ценить свои личные интересы.
Ценность сферы физической активности имеет одинаково высокую значимость у женатых и неженатых юношей. Значит, для юношей остается значимой физическая активность и физическая культура как элемент общей культуры для человека. Юноши считают, что физическая культура необходима для гармонизации жизни человека, что необходимо уметь интеллектуальную деятельность с физической, что красота и внешняя привлекательность связаны часто со здоровым образом жизни, с физкультурой и спортом.
Для девушек сфера физической активности является мало значимой.
Исходя из результатов применения U-критерия Манна – Уитни, были выделены следующие значимые различия. Значимое различие в переменных наблюдается в сфере семейной жизни (U=5212,0 при p≤0,001) между группами юношей и девушек. Вступление в брак у девушек повышает ощущение сформированности сферы семейной жизни. Это связано с тем, что вступление в брак изменяет представления девушек о замужестве, делает их более осознанными, и тогда у них формируется более четкое и ясное понимание, что есть замужество и семья. А у юношей при вступлении в брак немного снижается ощущение сформированности сферы семейной жизни. У юношей такая ситуация, скорее всего, связана с тем, что после вступления в брак они осознают, что не совсем готовы к такой ответственности. А также, это может быть связано с особенностями возраста и ранней женитьбой.
Значимое различие переменных наблюдается в сфере семейной жизни (U=3461,0 при p≤0,001) у студентов, находящихся в браке и вне брака. У студентов, состоящих в браке, показатель выше, чем у студентов вне брака. Это говорит о том, что брак непосредственно влияет на формирование семейной сферы у человека, так как представления студентов о браке далеки от самой жизни в браке.
Значимые различия переменных в следующих ценностях: духовной удовлетворенности и активных социальных контактах между девушками и юношами. По ценности духовной удовлетворенности у юношей показатель выше, чем у девушек. Скорее всего, у девушек потребность в духовной удовлетворенности вытесняется, так как является неудовлетворенной. А для юношей духовная удовлетворенность – одна из важных ценностей.
По ценности активных социальных контактов показатель у юношей также выше, чем у девушек. Юноши более склонны к установлению связей и контактов, чем девушки. Юноши в большей степени верят в дружбу. А девушки более избирательны в установлении контактов, и сами по себе более замкнуты.
Значимые различия переменных выявлены в следующих жизненных сферах: сфере общественной жизни и физической активности между группами юношей и девушек. В сфере общественной жизни показатель у юношей выше, чем у девушек. Юноши в большей степени вовлекаются в общественно-политическую жизнь и интересуются проблемами жизни общества. Это для них характерно. Девушки в большей степени заняты собой или своей семьей.
В сфере физической активности у юношей показатель значимо выше, чем у девушек. Для юношей очень важно казаться сильными, физически развитыми, это дает им большую уверенность в себе и власть над другими. И по природе своей они являются защитниками.
Таким образом, мы видим, что есть различия в ценностях у студентов, состоящих в браке и нет. При этом у юношей и девушек есть своя специфика в ценностных ориентациях.
Полученные данные могут быть использованы при работе с молодежью, в рамках тренингов и ориентационной работы.
Рецензенты:Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург;
Зубова Л.В., д.псх.н., заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Вишняков А.И., Карымова О.С. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, СОСТОЯЩИХ В БРАКЕ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20881 (дата обращения: 03.12.2024).