Обновление моделей образования вузов обусловлено комплексностью внешних и внутренних причин, которые воздействуют на систему высшего образования.
Во-первых, высшее образование характеризуется повышением самостоятельности вузов. Принят курс на децентрализацию государственного управления регулирования высшего образования. Это приводит к поиску новых методов, форм, технологий. В данных условиях возникает необходимость моделирования новых систем и нового инструментария в управлении вузом с учетом развития современных научных и технологических достижений [7].
Во-вторых, моделирование образовательной системы вуза приобретает особую актуальность в связи с подготовкой конкурентоспособных выпускников и последующей кадровой политикой. Наблюдается некий дисбаланс в различных областях профессиональной сферы, когда одни специальности востребованы на рынке труда, но выпускники таких вузов - это штучный товар; с другой стороны, отмечается перенасыщение «популярными» и «модными», но «пассивными» для развития общества и государства специальностями. В связи с этим необходимо моделирование стратегической задачи современной образовательной политики - создать конкуренцию между профессиональными участниками рынка образовательных услуг, которая должна быть упорядоченной. Конкурентная политика является необходимой составной частью государственной политики на любом национальном рынке товаров и услуг. Такое включение должно восприниматься не как добрая воля просвещенных руководителей образования той или иной страны, а как обязанность Министерства науки и образования, Министерства труда и социальных отношений и иных, как обязательное условие поддержания рационального порядка, в том числе в таком значимом вопросе, как подготовка будущих кадров [3].
В-третьих, остается актуальной проблема оценки перспективного развития высшего образования. Все имеющиеся модели государственной и негосударственной форм собственности как в России, так за рубежом в качестве показателя используют оценку мониторинга и рейтинга вуза как соответствие мировым стандартам системы. Модель как путь познания представляет собой некий абстракт, который отражает явления реального мира.
Обращая внимание на то, что современные вузы как в России, так и за рубежом находятся в жесткой конкуренции, информационной стагнации, научной инклюзии многих отраслей знаний, а также постоянного мониторинга и рейтингования вузовской среды, следует выделить наиболее удачные модели системы высшего образования, отсортировать наиболее ценностные тенденции и идеи и прийти к некой универсальной модели современного университета. Подчеркнем, что российские вузы имеют и «дополнительные» негативные факторы:
1) тотальное сокращение неэффективных вузов;
2) ориентация образовательной политики РФ на снижение доли выпускников с высшим образованием, прерогатива отдана среднему и средне-специальному образованию.
С учетом вышеизложенных условий выделим модели современного зарубежного и российского высшего образования с целью разработки некой универсальной модели, содержание которой способствовало бы адаптивности внешнего и внутреннего корпоративного пространства вуза.
Модель университета мирового уровня. Это достаточно претенциозная модель университета. Это университет с успешным рейтингом на мировой арене образовательных услуг. Он является привлекательным для абитуриентов всех стран мира. Это может быть как вуз, имеющий многовековую историю, так и современный. В данном вузе акцент сделан на качество образования, такой вуз находится под эгидой государства, как правило, имеет особый статус (например, Страсбургский университет, Университет Сорбонна, Болонский университет, Университет Кембридж, Университет Оксфорд и др.).
Единственным недостатком данной модели является «потеря» индивидуальной траектории студента, в системе мегапроекта сложно учитывать иерархию потребностей рынка образовательных услуг.
Модель престижного университета. Модель престижного вуза отвечает запросам тех школьников, которые являются интеллектуально-креативным ресурсом молодежи. Здесь царит дух знаний и мыслей. Достойный профессорско-преподавательский состав, научно-техническая база создают реальные возможности для реализации амбициозных, студенческих планов и практик. В качестве примеров приведем Гарвардский университет, MIT Массачусетский технологический институт, Принстонский университет, Йельский университет, Берлинский университет, Университет Кембридж, Университет Оксфорд и др.
Недостатком данной модели является проблема трудоустройства и карьерного роста выпускников, поскольку привычная в вузовской среде элитарность не всегда играет положительную роль при трудоустройстве и создает некоторую оторванность от реальной действительности.
Модель традиционного обучения. Это модель для массового потребителя высшего образования. В данной модели реализуется образовательный стандарт. Как правило, здесь нет сложных, наукоемких специальностей, вуз гибко реагирует на рынок специальностей по тому или иному сегменту рынка. Вузы, относящиеся к данной модели, имеют развитую инфраструктуру, так как ориентированы на клиентов. Модель традиционного обучения вуза основана на законах конъюнктуры рынка.
Недостатком данной модели является массовость и перенасыщенность рынка труда выпускниками, что в дальнейшем приводит либо к получению второго высшего образования, либо к работе не по специальности, что, априори, ведет к снижению качества.
Модель двухуровневой или трехуровневой системы обучения. Система «бакалавриат + магистратура» и «бакалавриат + магистратура + аспирантура». Являясь университетской моделью в странах Европы, она работает. Однако в России она до настоящего времени проходит период адаптации. Социологические опросы студентов и преподавателей вузов России показывают, что во многих регионах к данной модели относятся настороженно, либо нет четкого понимания данной модели. Много вопросов и проблем вокруг «русской» магистратуры и еще больше - аспирантуры [5].
Недостатком указанной модели можно считать сложность и «раздутость» сроков обучения. И еще один существенный минус: выбор бакалавром непрофильной магистратуры повышает уровень ответственности и самообразования, во многих случаях это не представляется возможным (например, медицинские профили). В зарубежных вузах соотношение «бакалавриат + магистратура» достаточно устойчиво. Например, 64% - Стэнфордский университет , 60% - Массачусетский технологический институт, 59% - Гарвардский, 53% - Пекинский университет и пр. В российских университетах эти цифры в несколько раз ниже [1].
Новой моделью выступает модель сетевого взаимодействия. В данной модели вузы объединяются в систему, когда вуз, ранее бывший вполне самостоятельной единицей, начинает восприниматься как одна из ее структур. А сети из таких структур взаимосвязаны между собой. Например, Шанхайский университет - это сеть, которая связывает вузы Киргизии, Китая, Таджикистана и Узбекистана с 16 российскими вузами - ИТМО, ЛЭТИ и др. Руководство осуществляется через головные вузы Шанхайской организации сотрудничества в каждой стране.
Среди европейских университетов рассматриваемой модели можно выделить вузы Утрехтской сети. В данной модели организуются летние школы для студентов вузов других стран Европы. Степень студентам этих вузов присваивает вуз, в котором студент выполняет научную работу.
Прогнозируется, что в перспективе значительно увеличится доля подобных моделей университетов. С точки зрения их явных достоинств это возможность сравнить два и более вуза-партнера и получить представление о том, что высшие учебные заведения имеют разные стратегические и приоритетные цели. С точки зрения возможных рисков эта модель образования подвергает своих участников некоторой опасности, поскольку после вуза, в реалиях карьеры, эта система уже не работает или работает в усеченном варианте, как разбежавшееся по миру сообщество выпускников.
Виртуальная модель университета. Сегодня ряд западных университетов продвигают учебные программы в глобальном виртуальном пространстве Second Life - в многопользовательской онлайн-игре, которая представляет собой трехмерный виртуальный мир. Это представители университетов: Оксфорда, Лидса, Эдинбургского университета, Гарварда, Принстона, Массачусетского технологического института, университета ОАЭ в Аль-Айне. Там же есть и менее известные вузы - это вузы Китая, Канады.
Мотивы использования онлайн-пространства самые разные: чтобы отработать учебные программы внутри виртуальной реальности или чтобы можно было изучать иностранные языки. Это пока экспериментальная модель, поэтому выявление позитивных и негативных моментов модели будет не совсем корректным. Это покажет будущее.
Модель университета научно-предпринимательского типа.
В данной модели ставится вопрос о наукоемком бизнесе государственного масштаба. Повышенный интерес к бизнес-структурам и их влияние на образовательный кластер в разных странах представляют себе по-разному. Выделение модели российского вуза представляется достаточно непростой задачей. Начиная от первого высшего учебного заведения Славяно-греко-латинской академии Симеона Полоцкого и заканчивая современными вузами, мы то принимаем без критики западную модель образования (Болонский процесс), то «утопаем» в собственной самобытности.
Политика российского государства по отношению к вузам носит критический и неопределенный характер. Так, например, Владимир Путин, выступая на съезде ректоров (30 октября 2014 г.), говорил о сложившейся национальной модели образования. Министр образования Российской Федерации Д.В. Ливанов считает, что в нашей стране не может быть единой модели образования, подчеркивая тем самым многообразие.
Из вышеперечисленных моделей системы высшего образования среди российских моделей можно выделить, по нашему мнению, две: модель электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и инклюзивную модель вуза.
Модель электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Отрицательным моментом в данной модели выступают высокие материальные затраты вуза по обеспечению электронной информационно-образовательной среды. В некоторых регионах могут возникнуть и кадровые проблемы.
Инклюзивная модель университета
Данная модель основана на нормативно-правовой базе. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. закреплена возможность получения образования всеми детьми независимо от ограничений возможностей их здоровья [4]. Согласно Федеральному закону инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [4].
Инклюзивное образование дает возможность обучаться детям с ограниченными возможностями здоровья среди ровесников в высшем учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях. Внедрение данной модели идет очень медленно и требует существенных материально-технических затрат, специального медицинского оборудования, а подчас целой инфраструктуры вуза. Положительным эффектом модели выступает альтруизм и филантропия. Подчеркнем, что для зарубежных вузов эта модель не является новацией.
Безусловно, российские вузы не могут «похвастаться» длительной историей развития, как университеты Франции, Англии или Италии. Вместе с тем с учетом достижений ХХ и ХXI вв. традиций и истории становится недостаточно. Наряду с эффективными подструктурами в модель вуза должны включаться прорывные, экономически малозатратные компоненты.
Рассмотрение основных моделей образования в России и за рубежом позволило выделить наиболее общие недостатки и достоинства каждой модели, разработать универсальные рекомендации для моделирования системы высшего образования и спрогнозировать новую архитектонику модели системы высшего образования на ближайшее будущее [6].
Универсальные рекомендации для моделирования системы высшего образования в России и за рубежом:
1) модель должна быть основана на идеях инновационного развития экономики, создания эффективной национальной инновационной системы;
2) модель должна предусматривать уточнение функциональных элементов;
3) модель должна строиться с учетом образовательных приоритетов, которые являются основой для принятия решений о поддержке данной модели университета со стороны государства, стейкхолдеров и потребителей образовательных услуг;
4) в модели должны присутствовать «сквозные коридоры» от научно-исследовательских разработок до внедрения их на практику;
5) в модели должны отражаться взаимосвязи партнерства науки и промышленности, государства и частного сектора;
6) в основу модели должны быть положены результаты экспертного анализа и критерии опережающего развития. Эксперты сначала определяют группы образовательных услуг, которые могли бы быть конкурентоспособными на российском и мировых рынках, затем отбирают технологии, обладающие наибольшим потенциалом для реализации модели. Кроме того, необходимо расширить арсенал используемых методов моделирования.
Прогноз новой архитектоники модели системы высшего образования на ближайшее будущее:
1) в общественную практику происходит внедрение концепции непрерывного образования: «образование через всю жизнь»;
2) необходимы индивидуализация и либерализация среднего, высшего и специального образования (индивидуальная образовательная траектория);
3) многократный рост информационной доступности образования приведет к широкому распространению индивидуального школьного обучения и дистанционного обучения в вузах;
4) требуется создание «академий для взрослых» с функцией обучения тех, «кому за 40», пользованию новыми технологиями и гаджетами, адаптация взрослых и пожилых людей к реалиям быстро меняющегося мира;
5) функция итоговой аттестации усвоения знаний и умений учащимися не только школ, но колледжей и вузов будет передана независимым специализированным центрам аттестации знаний;
6) произойдет широкое распространение профессий, связанных с изготовлением и обновлением человеческих органов; генной инженерией и генной медициной; работой с нано-объектами; управлением альтернативными источниками энергии; производством новых материалов; конструированием и управлением: виртуальными пространствами; авиационно-космической техникой; робототехникой и т.п.;
7) с широким распространением робототехники исчезнут многие «низкотехнологичные» профессии (техслужащий, токарь, грузчик и т.п.). Роботы полностью заменят рабочих на конвейерных и сверхточных производствах;
8) необходимо систематически отслеживать достижения науки, техники, экономики и опережать запросы общества, чтобы определить стратегические направления собственных исследований и новаций, способные принести набольший социально-экономический эффект.
Таким образом, на основе вековых традиций, истории, культуры престижных зарубежных и отечественных университетов, учитывая недостатки и достоинства каждой модели, проецируя современные инновационные и наукоемкие технологии в образовательную модель вуза, мы конструируем адаптивную модель с учетом настоящего и будущего.
Рецензенты:
Буторин Г.Г., д.псх.н., профессор, профессор кафедры социальной психологии Челябинского филиала Университета РАО, г. Челябинск;
Литвак Р.А., д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусства, г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Шибанова Е.К. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20877 (дата обращения: 10.09.2024).