Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: SWOT-АНАЛИЗ

Зимина Э.В. 1 Kочубей А.В. 1 Конаныхина А.К. 1 Наваркин М.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России
Системный подход к изучению современных изменений, происходящих в системе подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения, позволил установить, что особенности профессионального медицинского образования и функционирования существующей системы здравоохранения обусловливают недостаточную эффективность преобразований системы подготовки и непрерывного профессионального развития кадров в сфере здравоохранения в ответ на запросы профессиональной среды и требования, предъявляемые общеевропейской образовательной системой. Интеграция инновационных технологий обучения в систему медицинского образования позволит адекватно преодолевать проблемы обеспечения качества профессионального медицинского образования на современном этапе. Залогом успешной интеграции инновационных технологий обучения в систему подготовки и непрерывного профессионального развития кадров в сфере здравоохранения являются существующие нормы права о ведении инновационной деятельности в образовании и разносторонний мировой опыт инновационного образования.
подготовка и непрерывное профессиональное развитие кадров в здравоохранении
инновационное образование в здравоохранении
1. Арсенова С.П. Современные педагогические технологии обучения // Научная организация образовательного процесса. 25 лет ЕМС – итоги и перспективы. Мат. науч-метод. конф. Под ред. акад. МАН ВШ, проф. П.Ф. Литвицкого, акад. РАМН, проф. И.Н. Денисова. – М.: ММА им. И.М. Сеченова, 2001. – С. 127–129.
2. Володин Н.Н., Мещерякова М.А. Педагогика высшей медицинской школы: исторические аспекты, современное состояние, проблемы и пути развития // Экономика здравоохранения. – 2002. – № 12. – С. 15–17.
3. Гребнев Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. – 2004. – № 1. – С. 36–42.
4. Кузьминов Я.И. Вероятное воздействие экономического кризиса на систему образования и качество человеческих ресурсов России. Российское образование: тенденции и вызовы: сб.статей и аналитических докладов. – М.: Дело АНХ, 2009. — 400 с.
5. Пальцев М.А., Денисов И.Н., Чекнёв Б.М. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс. Выпуск II. – М.: «Издательский дом «Русский врач», 2005. – 332 с.
6. Пальцев М.А., Денисов И.Н., Чекнёв Б.М. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс. Выпуск III. – М.: «Издательский дом “Русский врач”», 2005. – 250 с.
7. Пальцев М.А., Перфильева Г.М., Денисов И.Н., Чекнёв Б.М. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс (доказательная медицина). Выпуск VII. – М.: «Издательский дом “Русский врач”», 2006. – 272 с.
8. Пальцев М.А., Перфильева Г.М., Денисов И.Н., Чекнёв Б.М. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс (интегрированный учебный план и кредитная система). Выпуск VIII. – М.: «Издательский дом “Русский врач”», 2006. – 132 с.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
10. Шестак Н.В. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования в здравоохранении. – М.: Изд-во СГУ, 2007. – 370 с.

Актуальной задачей отечественной системы подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения является обеспечение качественно более высокого уровня подготовки специалистов. Решение данной проблемы обязательно предусматривает внедрение новых технологий в учебный процесс [1]. Дефицит кадров в отрасли, усложняющий отрыв специалиста от профессиональной деятельности на период обучения, с одной стороны, и стремительно развивающиеся медицинские технологии, требующие постоянного обучения медицинских работников, - с другой, ставят перед системой здравоохранения весьма затруднительный выбор между возможностью и необходимостью качественно и эффективно проводить образовательную деятельность, что в свою очередь требует внедрения инновационных технологий обучения в систему подготовки кадров здравоохранения. Процесс обучения, методические подходы, наполнение учебных программ по основным дисциплинам необходимо постоянно совершенствовать, гибко реагируя на меняющиеся потребности здравоохранения, ориентироваться на подготовку компетентных специалистов как по действующим, так и по новым направлениям [9].

Наряду с этим Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов России и Ассоциация высшего медицинского и фармацевтического образования отмечают снижение в высшей медицинской школе уровня дидактических исследований и их количества по сравнению с таковыми в дореформенный период [2].

Отечественная система профессиональной подготовки кадров нуждается в эволюционной модернизации при сохранении сложившегося образовательного пространства [3, 4]. Болонский процесс предусматривает совершенствование отечественной системы подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения, изменение не только учебных планов и программ, но и методов обучения [6, 7]. Необходимым условием реализации вытекающих из Болонской декларации требований является преемственность между традиционным образованием и новаторскими подходами [5].

Традиционно сложившаяся система непрерывного медицинского образования закреплена в положениях сравнительно недавно принятого и вступившего в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования ... обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации» [8, ст. 82, п. 2].

SWOT-анализ проблем отечественной системы подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения позволяет подходить к изучению составляющих ее элементов как к многоуровневой взаимосвязанной динамической системе.

К сильным сторонам отечественной системы подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения можно отнести:

1)                 исторически сложившееся базовое медицинское образование в России;

2)                 наличие практического опыта медицинской деятельности у преподавателей медицинских вузов;

3)                 глубинные знания классических и современных технологий оказания медицинской помощи населению;

4)                 Принцип преемственности изучения дисциплин в построении образовательной среды вуза;

5)                 адаптивность действующей системы непрерывного профессионального развития специалистов здравоохранения в расширении структуры и объемов краткосрочных циклов ТУ по актуальным проблемам медицинской деятельности;

6)                 развитие материально-технической базы, информационной базы и документооборота медицинских образовательных организаций;

7)                 возможность использования IT-технологий и Интернет-ресурсов для обучающихся и преподавателей;

8)                 методологическую проработанность учебно-методического комплекса (УМК) в рамках реализации ФГОС 3-го поколения;

9)                 отдельный опыт по внедрению электронных, дистанционных и симуляционных технологий обучения в образовательных организациях.

Слабые стороны отечественной системы подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения следующие:

1)                 существующая форма вступительных испытаний недостаточна для определения готовности абитуриента к специфике обучения в медицинском вузе;

2)                 большие объемы и перегруженность детализацией исходной информации фундаментальных дисциплин медицинского образования;

3)                 недостаточная подготовленность всего корпуса профессорско-преподавательского состава (ППС) к внедрению инновационных технологий обучения, особенно среди старших возрастных групп, имеющих наибольший опыт педагогической деятельности;

4)                 недостаточный практический опыт и отсутствие необходимых ресурсов для расширения и тиражирования инновационных технологий обучения;

5)                 дефицит учебно-вспомогательного персонала, особенно имеющего необходимые компетенции для обеспечения реализации электронного и дистанционного обучения;

6)                 кратковременность самостоятельной работы студента в структуре базовой подготовки специалиста в сфере здравоохранения;

7)                 длительность законченного цикла существующей подготовки специалиста здравоохранения для врачей минимум 12-15 лет;

8)                 в сложившейся системе медицинского образования наличие сертификата специалиста не гарантирует владение практическими навыками в конкретных областях медицинской деятельности;

9)                 консерватизм и монопредставительность Учебно-методического объединения (УМО) по медицинскому и фармацевтическому образованию при отрицательной динамике в общей структуре дифференцированного развития учебно-методических объединений по направлениям подготовки;

10)             профессиональное «выгорание» медицинских работников в условиях перманентных преобразований отрасли;

11)             дистанцирование обучающихся от пациента в период обучения;

12)             низкая мотивация у медицинских работников к овладению новыми компетенциями и приобретению практических навыков;

13)             дисбаланс кадрового и материально-технического обеспечения организаций, реализующих образовательные программы подготовки специалистов по направлению «Здравоохранение»;

14)             нерациональное использование ресурсов в организациях, реализующих образовательные программы подготовки специалистов по направлению «Здравоохранение»;

15)             развитие электронных, дистанционных и симуляционных технологий обучения.

Внешняя среда оказывает разнонаправленное воздействие на отечественную систему подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения. В связи с этим нами были выделены следующие возможности для совершенствования непрерывного медицинского образования:

1)             высокий отраслевой спрос на профессионально подготовленных компетентных специалистов в сфере здравоохранения;

2)                 непрерывность медицинского образования, закрепленная на законодательном уровне;

3)                 необходимость выстраивания долгосрочных планов подготовки и НПР с учетом оценки сложившейся ситуации и потребностей конкретного субъекта РФ;

4)                 инновационная деятельность в образовании, закрепленная на законодательном уровне;

5)                 развитие электронного обучения;

6)                 актуализация дистанционной технологии обучения;

7)                 внедрение и расширение симуляционных технологий обучения;

8)                 акмеологический подход в системе ДПО;

9)                 стратегия разработки опережающего 4-го стандарта высшего профессионального образования;

10)             мировой опыт инновационного образования;

11)             интеграция высшей школы в общеевропейскую образовательную структуру;

12)             распространение Болонского процесса;

13)             качество образования, в том числе профессионального, признано ключевым фактором развития России;

14)             предусмотрение в системе непрерывного профессионального развития самостоятельного свободного доступа обучающихся к информационным ресурсам и технологиям образования;

15)             стратегия на всестороннее развитие электронных, дистанционных и симуляционных технологий обучения;

16)             развитие государственно-частного партнерства.

К угрозам совершенствования отечественной системы подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения, на наш взгляд, следует отнести:

1)                 дискоординированность программ кадровой политики субъектов РФ по горизонтали и вертикали;

2)                 дефицит кадров отрасли по ряду специальностей, затрудняющий отрыв специалиста на формы очного обучения;

3)                 формирование профессиональных компетенций без учета специфики практической деятельности;

4)                 дисбаланс кадрового и материально-технического обеспечения медицинских организаций;

5)                 нерациональное использование ресурсов в медицинских организациях;

6)                 несовершенство стратегии развития кадрового потенциала в сфере здравоохранения;

7)                 свободный выбор выпускниками системы профессионального образования Российской Федерации будущего места работы;

8)                 ежегодно определенная часть выпускников не приходит, а специалистов выбывает из сферы здравоохранения;

9)                 приоритет финансово-экономических задач над социальными на уровне регионального управления здравоохранением;

10)             критерии рейтинговой оценки медицинских вузов не гармонизированы с задачами современного медицинского образования;

11)             слабая интеграция системы здравоохранения в инновационный процесс страны;

12)             недофинансирование высшего медицинского образования (более ресурсоемкого по сравнению с другими отраслями);

13)             интеграция российских вузов в глобальное образовательное пространство;

14)             недооценка сложности задач по переходу к инновационному образованию в здравоохранении.

Таким образом, отечественная система подготовки и непрерывного профессионального развития кадров в сфере здравоохранения в ответ на запросы профессиональной среды и требования, предъявляемые общеевропейской образовательной системой, активно меняется. Вместе с тем особенности профессионального медицинского образования и функционирования существующей системы здравоохранения обусловливают недостаточную эффективность преобразований системы подготовки и непрерывного профессионального развития кадров в сфере здравоохранения.  При этом надо  учитывать, что отсутствие анализа специфических рисков в секторах образования, науки и здравоохранения может привести к ошибкам [10].  Интеграция инновационных технологий обучения в систему медицинского образования, как показывает международная практика, позволит адекватно преодолевать проблемы обеспечения качества профессионального медицинского образования на современном этапе. Залогом успешной интеграции инновационных технологий обучения в систему подготовки и непрерывного профессионального развития кадров в сфере здравоохранения являются существующие нормы права о ведении инновационной деятельности в образовании и разносторонний мировой опыт инновационного образования.

 

Рецензенты:

Манерова О.А., д.м.н., профессор, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России,          г. Москва;

Сибурина Т.А., д.м.н., профессор, заведующая отделением  методологии стратегического планирования и мониторинга развития здравоохранения ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Зимина Э.В., Kочубей А.В., Конаныхина А.К., Наваркин М.В. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: SWOT-АНАЛИЗ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20816 (дата обращения: 12.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674