Ориентация образования на гуманистические ценности вызывает необходимость усиления воспитательной функции дисциплин эстетического цикла, исследования путей реализации значительного потенциала музыки в становлении личности, развитии ее духовного начала, мировоззрения, позитивной направленности эмоциональной сферы. В этой связи особенно остро ставятся вопросы совершенствования подготовки тех, кто понесет достижения музыкальной культуры в среду школьников, сделает ее достоянием учащихся уже с первых лет обучения в школе.
Проблемы подготовки учителя музыкального искусства глубоко разработаны в научно-методической литературе (Э. Абдуллин, Л. Арчажникова, О. Еременко, О. Михайличенко, Г. Падалка, В. Орлов, А. Ростовский, О. Рудницкая, О. Хижная, Д. Юник и др.). Однако проблемы подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению музыкально-образовательной работы не нашли достаточного освещения в трудах ученых. Между тем подготовка специалистов по специальности «начальное образование» к преподаванию музыки имеет свою специфику.
С одной стороны, студенты этой специальности имеют определенные преимущества по сравнению со студентами музыкально-педагогических факультетов институтов искусств - они получают разносторонние представления относительно содержания школьных учебных дисциплин, расширенную подготовку в области педагогических и практических навыков учительской деятельности, больше настроены на будущую работу в школе.
С другой стороны, в существующей подготовке специалистов к преподаванию музыкального искусства в начальной школе есть серьезные проблемы объективного характера, которые обусловлены сложностью внедрения интеграционных процессов в общепедагогическую и музыкальную составляющую этой подготовки, обеспечением взаимовлияния дисциплин педагогического и предметного циклов, в частности, музыкального. Так, О.Хижная отмечает, что существует противоречие между «функциональной направленностью преподавания специальных дисциплин и интегративным характером художественно-педагогической деятельности учителя начальной школы» [5, с.3]. Необходимо отметить и тот факт, что большинство студентов из тех, кто обучается по специальности «начальное образование», не имели систематической музыкальной подготовки до поступления в высшее учебное заведение, что проявляется в определенных недостатках сформированности музыкально-исполнительских навыков в области хорового, вокального, музыкально-инструментального исполнительства.
Таким образом, актуальность исследование проблемы подготовки будущих учителей начальной школы к обеспечению основ музыкального образования учащихся обуславливает необходимость разрешения противоречий между: потребностью современного общества в гуманитарно-культурологической направленности национального образования и недостаточным обеспечением основ музыкального образования младших школьников квалифицированным педагогическим руководством; значительной потребностью национальной системы образования в высококвалифицированных учителях начальной школы, способных на высоком уровне проводить уроки музыкального искусства, внеклассную и внешкольную музыкально-образовательную работу, и недостаточной научной разработанностью путей их эффективной музыкально-педагогической подготовки; теоретическим потенциалом современного знания относительно субъектных и личностных возможностей самореализации субъекта педагогической деятельности и недостаточной изученностью концептуальных и методико-организационных вопросов его реализации в условиях музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальной школы; возможностями воздействия искусства, особенно музыкального, на становление личности и недостаточным исследованием проблемы подготовки будущего учителя к воплощению развивающей и воспитательной функций искусства; потребностью овладения студентами музыкальным искусством на достаточном уровне для осуществления квалифицированного руководства музыкальным развитием детей и отсутствием научной разработанности путей разрешения этой проблемы в условиях недостаточной довузовской подготовки студентов в области музыкального искусства и объективно обусловленной ограниченностью времени, которое отводится на музыкальное обучение будущих учителей начальной школы.
Теоретическим фундаментом решения поставленной проблемы подготовки будущих учителей начальной школы к обеспечению основ музыкального образования учащихся определен разработанный в процессе исследования субъектно-личностный подход, сущность которого составляет взаимосвязанная система научных представлений относительно необходимости актуализации самостоятельности, инициативности и активности студента как способа становления его личности и профессиональной компетентности, и предполагает направленность учебно-воспитательного процесса на самореализацию будущих учителей во всех направлениях профессионального обучения. Другими словами, «самореализация представляет осмысленный процесс и результат осуществления личностью собственных задатков и способностей в конкретной области социальной деятельности. Междисциплинарный статус самореализации актуализирует ее значимость в контексте таких наук, как философия, психология, педагогика, культурология... и др.» [3, с.38-39].
Предлагая концепцию субъектно-личностного подхода как теоретического фундамента подготовки будущих учителей, мы исходили из того, что личность является главным субъектом педагогического образования. Целостную сущность личности характеризует способность к самоопределению, свободному проявленнию собственной позиции, способность к самостоятельному выбору поведения. В свою очередь, сама субъектная позиция личности определяет характер ее жизнедеятельности, обучения и развития. Именно субъектность индивидуальности направляет ее, ориентируя на преобразование действительности, определяет ответственное отношение к собственному поведению, к проектированию и осуществлению стратегии собственного образования.
Изложенное предполагает обращение к самореализации как к условию формирования личности, творческого развития ее профессиональных характеристик. Поэтому, самореализация представляется нами неотъемлемым компонентом становления личности, основой подготовки будущих специалистов к музыкально-образовательной работе в школе, стержнем оптимизации ведущих видов учебной деятельности студентов.
Формирование готовности студентов к самореализации в музыкально-педагогической деятельности предполагает опору на принципы профессионализации, адаптации, персонификации, субъект-субъектного взаимодействия и инновационности, совокупность которых определяет и ведущие ориентиры подготовки будущих учителей начальной школы к обеспечению основ музыкального образования учащихся с целью сохранения ее внутренней целостности, взаимообусловленности и единства структурных компонентов. Указанные принципы направлены на достижение профессиональной надежности будущих учителей в реальных условиях обучения музыке учащихся начальной школы, обеспечение максимальной опоры на личностные качества при решении музыкально-педагогических задач и открытости к внедрению инноваций в учебный процесс.
Субъектно-личностный подход является фактором реализации «Я-концепции» студентов в обучении, опосредованно воплощаясь в разработанных в процессе исследования педагогических условиях подготовки, которые касаются стимулирования студентов к осознанной активности в обучении, максимального влияния на создание поля их личностной автономии, отказа от преувеличенной регламентированности учебных действий и обеспечения свободы выбора. Среди разработанных педагогических условий важное значение приобретает создание среды специально-музыкального образования, т.е. подготовки, которая способствует целостному охвату учебных и жизненных интересов студентов. Ориентация учебного процесса, касающегося музыкальных дисциплин, не только на эстетические, а и на воспитательные ценности искусства закладывает основы развития способности студентов к воплощению гуманистических функций музыки, активизируя при этом моральные и национальные рычаги самореализации будущих учителей.
Расширение поля нерегламентированности действий студентов предполагает достижение оптимального характера их взаимодействия с преподавателями, возможность избежать давления на активизацию творческих проявлений в музыкально-педагогической деятельности.
Методическое обеспечение субъектно-личностного подхода должно охватывать всесторонне и последовательно процесс самореализации студентов от осознанной направленности учебных действий на самопознание, самосознание через целенаправленное использование способов самоусовершенствования и самоконтроля к самоутверждению, самопрезентации в музыкально-педагогической деятельности. Очерчивая ориентиры подготовки будущих учителей начальной школы, самореализация выступает одновременно и компонентом создания всей предложенной организационно-методической системы, и лежит в основе классификации разработанных методов и приемов, этапов и форм обучения.
Таким образом, в отличие от преобладающей информационной парадигмы, которая нивелирует личностные ориентиры развития будущих учителей, акцентируя внимание на необходимости овладения студентами обобщенными, стереотипными требованиями к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, мы предлагаем концепцию, согласно которой внешняя заданность ориентиров обучения уступает место активизаци внутренней мотивации студентов к самореализации в процессе образования, что в свою очередь, предполагает следующее: формирование профессионально направленных качеств личности будущих учителей в опоре на стимулирование их инициативности, самостоятельности на основе расширения поля нерегламентированности действий, привлечения студентов к критическому осмыслению традиционных путей развития искусства и педагогики, широкое внедрение вариативных подходов к обучению, максимальное насыщение разных форм методической подготовки творческими элементами; предпочтение практическим способам освоения музыкального искусства и усвоение методики его преподавания с целью усиления эффективности процессов адаптации студентов к реальным условиям будущей работы в школе; активизация эмоциональных факторов обучения путем обеспечения национальной его основы, создание специальной среды музыкального образования в подготовке и стимулировании студентов к овладению воспитательными возможностями музыки как вида искусства.
Главные задачи, которые встают перед высшей педагогической школой в процессе подготовки будущих учителей начальной школы к обеспечению основ музыкального образования учащихся, состоят в том, чтобы определить объективные предпосылки усовершенствования музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальной школы и выявить современные потребности развития музыкального образования в ней; на основании исследования состояния данной проблемы определить сущность, содержание, функции и структуру готовности учителей начальной школы к обеспечению основ музыкального образования младших школьников, используя интеграционные процессы; с помощью разработанной модели организационно-методической системы, представленной подготовки на основе субъектно-личностного подхода, охарактеризовать и ее мотивационную, содержательную, операционно-процессуальную и результативную составляющие.
Методологической основой предложенной концепции нашего исследования стали философские направления, принципиальные позиции теории познания, такие как научность, историзм, диалектичность, объективность (Л. Выготский, И.Зязюн, Г.Костюк, Б.Лихачов, В.Сухомлинский, В. и С. Шацкие и др.), основополагающие теории психологии и педагогики относительно гуманистической направленности образования [2, с.35-36], эстетические и искусствоведческие положения о национальных истоках художественной культуры.
Базовые основы нашего научного поиска детерминируют также положения экзистенциализма, в которых отстаивается мысль об углублении личности в свое собственное «Я» как способе противопоставления уничтожающей идее социального усреднения. Важное значение методологической стратегии исследования придается роли индивидуальности как выразителю уникальности существования каждого человека, подчеркиванию значимости рефлексии в становлении личности; приданию педагогического сенса активизации интуиции в творчестве (Н. Бердяев, М. Гайдеггер, Ж. Сартр, К. Ясперс).
Значительной составляющей концепции нашего исследования является идея относительно определяющей роли самореализации личности, которая отстаивается представителями неопрагматизма (Ч. Пирс, А. Маслоу). Методологическую базу наших научных поисков составляют философско-психологические постулаты К. Роджерса о создании «Я-концепции» как стратегического направления самореализации личности, придаче определяющего значения опыту как форме приобретения субъектом жизненных ценностей и теоретические положения неопозитивизма (П. Херс, Дж. Вильсон, Л. Кольберг) относительно признания важным фактором формирования личности - создание условий для ее свободного самовыражения. Принципиального значения в контексте нашего исследования приобретают положения синергетики как науки, которая изучает процессы взаимодействия и взаимосвязи между элементами самоорганизующейся системы (И. Стенгерс, Г. Хакен) и положения герменевтики, которые способствуют внедрению ценностных аспектов распознания явлений искусства (Г. Гадамер, Е. Гуссерль).
В своем исследовании мы опираемся на ведущие идеи и теоретические позиции философии образования (В. Андрущенко, И. Зязюн, В. Кремень и др.), научные обобщения относительно модернизации высшего образования (В. Бондарь, М. Евтух, О. Падалка, Н. Протасова, М. Шеремет и др.), дидактические основы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе (Н. Бибик, В. Бондарь, М. Вашуленко, А. Савченко и др.), генеральные направления развития психологии музыкальных способностей (Л. Выготский, Б. Теплов и др.), инновационные положения о творческом развитии личности (В. Кан-Калик, Я. Пономарев, В. Роменец, С. Сысоева и др.), культурологические исследования (Т. Андрущенко, М. Василенко, Е. Шевнюк и др.), концептуальные идеи педагогики музыкального образования (Б. Асафьев, Г. Падалка, О. Рудницкая, Ю. Цагарелли и др.) и исторического опыта развития музыкального и музыкально-педагогического образования (Н. Гуральник, В. Иванов, О. Михайличенко, О. Овчарук, В. Черкасов, В. Шульгина и др.).
Нам представляется необходимым отметить, что решение поставленной проблемы подготовки будущих учителей начальной школы к музыкально-образовательной работе среди младших школьников предлагается на основе разработанного в результате применения субъектно-личностного подхода как теоретической детерминанты исследования эффективности такой подготовки. Заметим, что «... человек овладевает азбукой музыкальной культуры - способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту музыки - только в раннем детстве» [4, с. 172].
Мы предлагаем обоснованные принципиальные положения формирования готовности будущих учителей начальной школы к музыкально-педагогической деятельности, которые системно охватывают содержание и процесс подготовки студентов. В них акцентируется внимание на профессионализации, адаптации, персонализации, субъект-субъектном взаимодействии и инновационости как ведущих факторах достижения современного уровня педагогического образования в ВУЗе. Как отмечает К. Завалко, «подходы к инновациям в образовании должны быть инновационными для системы образования» [1, с.11].
Кроме того, разработанная организационно-методическая система содержит представленные ведущие направления модернизации содержания подготовки, методические составляющие мотивационно-проективного, познавательно-поискового, оценочно-аналитического, активизационно-творческого, коммуникативно-трансляционного и контрольно-рефлексивного направлений, которые доказали комплексно-цикловой способ определения содержания и последовательности подготовки специалистов как оптимального.
На основе представленных методологических составляющих была раскрыта сущность, содержание и структура готовности будущих учителей начальной школы к обеспечению основ музыкального образования учащихся, а также особенности внедрения интеграционных процессов в систему подготовки студентов по специальности «начальное образование» к музыкально-педагогической деятельности. Раскрытые концептуальные положения наметили перспективу развития теоретических основ обеспечения ориентированности обучения будущих учителей на практическую подготовку, методических подходов к обучению музыкальному искусству студентов немузыкальных специальностей в высших педагогических учебных заведениях, пути адаптации музыкальной подготовки будущих учителей начальной школы к их реальным музыкально-исполнительским возможностям.
Подводя итоги сказанному, отметим, что активизация субъективных факторов личностного развития студентов является ведущим вектором формирования их профессиональной способности к музыкально-образовательной деятельности в начальной школе. Достижение необходимого уровня готовности к музыкально-образовательной работе в школе представляется нам невозможной без привлечения студентов к самореализации в разных видах практической педагогической деятельности, музицирования (вокального, хорового, музыкально-инструментального).
Таким образом, практическое значение предложенных концептуальных положений и результатов определяется, главным образом, возможностью использования их в подготовке студентов педагогических университетов, которые обучаются по специальности «начальное образование», в лекционных курсах, проведении занятий по методическим учебным дисциплинам, в составлении перспективных учебных планов, программ, рекомендаций; ориентирами музыкально-практической подготовки студентов немузыкальных специальностей.
Рецензенты:
Стрелец С.И., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования, Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г.Шевченко, г. Чернигов;
Хижная О.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики музыкального образования, хорового пения и дирижирования Института искусств НПУ им. М.П. Драгоманова, г. Киев.
Библиографическая ссылка
Дорошенко Т.В. КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20814 (дата обращения: 14.10.2024).