Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

Горева О.М. 1 Осипова Л.Б. 2
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
2 Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
Современная система высшего образования обладает фундаментальной научной базой, позволяющей готовить всесторонне развитого выпускника, однако наступившая информационная эра и глобализация в образовании требуют ее модернизации, применения новых подходов к организации деятельности высшей школы. Подобные процессы характерны и для отечественной системы образования. Сочетание мощных и доступных информационных технологий, компьютеризация населения обусловили появление новых, специфических технологий в образовании, привело к формированию дистанционного образования. Дистанционное образование – менее затратная система получения знаний, необходимых специалисту. В связи с этим возникает необходимость разработки инновационных дистанционных образовательных моделей высшего образования с учетом возможностей и рисков глобализационного расширения мирового образовательного пространства, потенциала современных информационно-коммуникационных технологий и текущих потребностей российских университетов.
глобализационные процессы
система образования
модернизация образования
образование
дистанционное образование
дистанционное обучение
информационные технологии
1. Аванесов В.С. Основные направления модернизации российского образования [Электронный ресурс] // Материалы XII Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения» на XII Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения». URL: http://www.gosbook.ru/node/53942 (дата обращения: 09.01.2015).
2. Богуславский М.В. Стратегии модернизации российского образования XX века: теоретико-методологические подходы к исследованию // Проблемы современного образования. – 2012. – №4. – С. 5-20.
3. Горева О.М. Дистанционное обучение в системе послевузовского непрерывного образования // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. –2007. – № 3. – С. 83-85.
4. Горева О.М., Барбаков О.М. Дистанционная форма вузовского образования: реалии и перспектива. – Тюмень: Вектор Бук, 2007. – 159 с.
5. Горева О.М., Осипова Л.Б. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14612 (дата обращения: 24.02.2015).
6. Днепров Э.Д. Обращение редактора-составителя // Модернизация российского образования: документы и материалы. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 332 с.
7. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. – 1994. – № 3. – С. 10-12.
8. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. – М.: НИИВО, 1995. – 24 с.
9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
10. Тихомиров В.П., Солдаткин В.И., Лобачев С.Л., Ковальчук О.Г. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний (часть 1), [Электронный ресурс] // Научно-практический журнал «Открытое образование». URL: http://www.e-joe.ru/sod/99/2_99/st158.html (дата обращения: 09.02.2015).
11. Тихонов А.Н. Стратегия и пути перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом // Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1995 г., вып. 4.
12. Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: принят Гос. думой 21 дек. 2012 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc;base=LAW;n=158429 (дата обращения: 17.02.2014).

Российская система высшего образования обладает фундаментальной научной базой, позволяющей готовить всесторонне развитого выпускника, однако наступившая информационная эра и глобализация в образовании требуют ее модернизации, применения новых подходов к организации деятельности высшей школы. Современные исследователи неоднозначно трактуют определение «модернизация образования». Так, Э.Д. Днепров понимает под модернизацией образования «комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования» [6].

В свою очередь, М.В. Богуславский полагает, что модернизация образования – это «процесс формирования в системе образования способности постоянно и успешно адаптироваться к меняющимся условиям и задачам, создавать новые образовательные институты, модифицировать старые, формируя каналы для эффективного диалога между обществом и государством, развивая новый демократический тип взаимодействия в сфере образования» [2, с.10]. В.С. Аванесов дает более лаконичное определение модернизации образования, считая, что она представляет собой деятельность, направленную на «приведение сферы образования к современным требованиям личности, граждан, общества и государства» [1]. Таким образом, характер развития института образования должен быть максимально инновационным, что в значительной степени обуславливается тем, что он остается базовым инструментом для трансляции знаний в различные сферы человеческой деятельности.

Сочетание мощных и доступных информационных технологий, компьютеризация населения развитых и развивающихся стран обусловили появление новых, специфических технологий в образовании, позволяющих студентам обучаться на расстоянии от основного вуза, что в результате привело к формированию дистанционного образования. Дистанционное образование является предметом активной научной дискуссии [4]. В Российской Федерации оно начинает приобретать официальный статус с начала 1990-х гг.

В 1995 году была принята «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России» для повышения доступности и качества учебных программ и обусловленная «высокой социальной значимостью дистанционного образования, сформировавшихся потребностей в нем и наличия у России необходимого кадрового педагогического, научно-технического и научно-методического потенциалов и финансовых возможностей» [8, с.4]. В действующем Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» присутствует определение «электронное обучение», которое не в полной мере является синонимом дистанционного обучения (и тем более дистанционного образования) [12]. Для дистанционного обучения принципиально не важно, каким образом образовательные материалы будут доставляться от вуза к студенту. Электронное обучение подразумевает доставку всего образовательного материала в электронном виде с использованием компьютерных сетей (прежде всего глобальной сети Интернет). Следовательно, дистанционное обучение может использовать электронное обучение для достижения поставленных целей, а может и не использовать.

В.Г. Домрачеев понимает дистанционное обучение как «новую ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видеотехники, аудиотехники, космической и оптоволоконной техники» [7, с.11]. Е.С. Полат полагает, что «дистанционное обучение – это организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций)» [9]. Так, А.Н. Тихонов определяет дистанционное обучение как «важное направление поддержки потенциала высшей школы. Роль и значение дистанционного обучения заключается в том, что оно предоставляет возможность получения широкими слоями населения России качественного и мобильного образования» [11, с.51]. По мнению авторов, приведенные определения понятия «дистанционное обучение» не раскрывают его сущность в полной мере, страдают односторонностью подхода.

Наиболее полное определение категории «дистанционное обучение» определяют исследователи Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, утверждая, что «дистанционное обучение – это «целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [10].

Представляется важным охарактеризовать учебные формы дистанционного обучения. Лекции в дистанционном обучении могут проводиться в реальном и нереальном времени, для групп студентов и индивидуально. Для групповых лекций может применяться телевидение, которое является основой для телеобучения. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения занятий. Лекции, применяемые в дистанционном обучении, облегчают процесс усвоения материала, поскольку позволяют транслировать студенту мультимедийную информацию (видео, фото, презентации). В дистанционном обучении используются «электронные семинары» или «вебинары», проводящиеся в режиме реального времени, позволяющие обеспечить максимально полное взаимодействие между преподавателем и студентом. Подобное взаимодействие усиливается благодаря возможности обмениваться не только текстовыми, но и голосовыми сообщениями, а также характеризуется возможностью передачи файлов. Традиционные консультации служат для оказания помощи студентам при выполнении самостоятельной работы [5]. Данная форма активно применяется в процессе дистанционного обучения при помощи средств электронной почты, телефона (особенно актуальна IP-телефония), видеоконференций и т.д. В системе дистанционного обучения получили распространение виртуальные лабораторные работы, доступ к которым осуществляется через компьютерные сети. Следует отметить, что разработка подобных виртуальных лабораторных работ требует значительных финансовых затрат на первоначальном этапе, и особенно это актуально для технических специальностей. Самостоятельная работа студентов приобретает особую важность в системе дистанционного обучения, а их консультирование может осуществляться с применением сети Интернет как в текстовых режимах (чат, форум), так и при помощи видеосвязи (Skype, видеоконференции) [11]. Таким образом, в силу специфичности образовательной среды, дистанционное обучение имеет свои особенности, позволяющие студентам получать знания на расстоянии в любое удобное для них время. Как видим, наиболее адекватными технологиями в условиях модернизации высшей школы являются электронные образовательные среды, функционирующие в сети Интернет, поскольку они обладают уникальными характеристиками.

Для выявления основных факторов, влияющих на эффективность развития дистанционного образования в высшей школе, был проведен экспертный опрос. Отбор экспертов для участия в опросе проходил по принципу их непосредственной включенности в процесс развития дистанционного образования в высшем учебном заведении на руководящей должности. Всего было опрошено 90 экспертов, их средний возраст составляет 48 лет. По половому признаку среди экспертов преобладают мужчины (55,6 %), все эксперты имеют научные степени (кандидата или доктора наук).

В ходе анализа полученных результатов исследования стало очевидно, что все опрошенные эксперты отмечают важность технологий дистанционного обучения в вузе, в том числе 77,7 % считают, что оно имеет высокую значимость уже сегодня, а 22,3 % говорят о росте значимости дистанционных технологий обучения уже в скором будущем. Оценивая важность технологий дистанционного обучения на современном этапе развития высшего образования, эксперты отмечают, что «данные технологии важны, поскольку расширяют границы образовательного взаимодействия»; «важны, поскольку дают возможность обучаться вне зависимости от расположения вуза и занятости обучающегося»; «дают больше возможностей для вузов в условиях глобализации».

Эксперты, считающие, что технологии дистанционного обучения будут важны в будущем, обосновали свой ответ следующим образом: «сейчас информационная инфраструктура систем дистанционного обучения в университетах не достаточно развита, хотя спрос на дистанционные образовательные услуги возрастает с каждым годом».

Рис. 1. Важность дистанционного обучения для современных вузов

Так, 61,1 % экспертов полагают, что программы дистанционного обучения в высших учебных заведениях востребованы уже сейчас, еще 33,3 % респондентов считают, что подобные программы будут востребованы в ближайшие годы (рис. 2).

Рис. 2. Востребованность программ дистанционного обучения в современных университетах

Большая часть экспертов (88,8 % опрошенных) полагают, что в их вузах идет первоначальный процесс внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс и лишь 11,2 % респондентов отметили, что в их высших учебных заведениях технологии дистанционного обучения студентов находятся на высоком уровне (рис. 3).

Рис. 3. Уровень внедрения технологий дистанционного обучения в вузах

Низкий уровень внедрения в образовательный процесс технологий дистанционного обучения в университетах объясняется тем, что руководители вузов лишь недавно осознали всю важность дистанционного обучения студентов для роста экономических показателей и уровня конкурентоспособности высших учебных заведений.

Несмотря на понимание важности дистанционного обучения для сохранения конкурентных преимуществ вузов в условиях модернизации системы образования, преподаватели университетов достаточно настороженно относятся к перспективам преподавания дистанционным студентам (так считают 50 % экспертов, рис. 4).

Рис. 4. Готовность преподавателей вузов к обучению дистанционных студентов

Авторы считают, что подобный ответ экспертов прямо пропорционально зависит от текущего уровня развития технологий и общего состояния дистанционного обучения в университетах, поэтому значительное количество настороженно относящихся к дистанционному преподаванию сотрудников вузов свидетельствует о начальном этапе внедрения технологий дистанционного обучения в образовательную деятельность высших учебных заведений. Одновременно, результаты экспертного опроса показывают, что 16,7 % опрошенных экспертов полагают, что преподаватели их вузов не готовы к дистанционному преподаванию. Таким образом, полученные результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что в основном вузы осознают трудности преподавателей при внедрении технологий дистанционного обучения в образовательный процесс. В то же время они нацелены на необходимость подготовки преподавателей для такого образовательного процесса и готовы тратить силы и средства на самостоятельную подготовку педагогических кадров для дистанционного обучения студентов.

Итак, эксперты отмечают важность дистанционного обучения для повышения конкурентоспособности вузов в условиях глобализационных процессов, и университеты готовы развивать технологии дистанционного обучения. Однако  важно определить мнение экспертов о тех факторах, которые на их взгляд замедляют процесс внедрения дистанционного обучения. Результаты высказанного экспертами мнения таковы:

- высока стоимость разработки, внедрения и поддержки систем дистанционного обучения. При этом считают, что их использование позволит высшим учебным заведениям обучать большее количество студентов с меньшими издержками и в перспективе можно будет говорить о высокой окупаемости затрат на внедрение технологий дистанционного обучения в образовательный процесс;

- отсутствие необходимой технической поддержки для внедрения в учебный процесс дистанционного обучения. Учитывая тот факт, что 88,8  % опрошенных экспертов отмечают только первоначальный процесс внедрения дистанционного обучения в образовательную деятельность университетов, то определение временного отсутствия технической поддержки и основы дистанционного обучения в качестве ведущего фактора сдерживания развития данных технологий в вузах совершенно объективно;

- отсутствие специально подготовленных к работе в дистанционном режиме квалифицированных преподавателей. Однако, учитывая готовность вузов осуществлять обучение преподавателей для работы с удаленными студентами, негативное влияние данного фактора в ближайшем будущем может быть снижено или полностью устранено;

- отсутствие в вузах полноценных электронных курсов дистанционного обучения. В настоящее время разработка качественных электронных курсов является одним из наиболее востребованных направлений на рынке образовательных услуг, учебные заведения имеют возможность заказывать готовые курсы у сторонних разработчиков. Заказ электронных курсов у профессиональных разработчиков позволит сэкономить время в процессе внедрения дистанционного обучения в вузе, что немаловажно в условиях роста конкуренции на рынке образовательных услуг;

- низкий уровень качества дистанционного обучения. Авторы считают, что проблема обеспечения качества дистанционного обучения является одним из важнейших условий для его успешного внедрения в образовательный процесс.

Следовательно, мнение экспертов о влиянии пяти отмеченных факторов, сдерживающих развитие дистанционного обучения в высшей школе, объективно, поскольку от их успешного преодоления зависит в первую очередь распространение современных образовательных технологий в российских университетах.

Рецензенты:

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г.Тюмень;

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г.Тюмень.


Библиографическая ссылка

Горева О.М., Осипова Л.Б. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20810 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674