Основные черты современной лингвистической парадигмы обусловливаются такими новыми установочно-познавательными принципами, как экспансионизм, антропоцентризм, функционализм и экспланаторность. Язык изучается с целью познания ментальных процессов и их связи с восприятием мира. Как отмечает Е.С. Кубрякова: «На долю лингвиста выпадает... строить предположения не только о том, какая система собственно лингвистических форм стоит за речемыслительной деятельностью, но и о том, как языковые выражения, категории, единицы связаны с восприятием мира и как они отражают его познание» [4].
Имена географических объектов (топонимы) заключают в себе богатейший материал для познания истории и культуры народа. Мысль о тесной связи языка с жизнью народа, его культурой развивали Вильгельм фон Гумбольдт, А.А. Потебня, В.В. Виноградов. В современной науке о языке в качестве самостоятельной отрасли существует этнолингвистика, связанная с именами А. Вежбицкой, Н.И. и С.М. Толстых, А.Д. Шмелева, А.А. Зализняк и др.
Топонимические классификации в настоящее время остаются спорными и противоречивыми в связи с большим разнообразием ономастических явлений и их различными параметрами. Однако именно классификации систематизируют названия, учитывают многообразие существующего материала и, соответственно, различные подходы к его изучению. Выявление типологии годонимов, особенностей их структуры и принципов выбора при именовании объекта восполнит некоторые пробелы в изучении омской топонимии [1–5].
Цель работы
Выявление закономерностей формирования топонимической городской системы Омска в постсоветский временной период.
Материалы и методы исследования
Цель обусловила выбор методики исследования: это описательный метод, включающий классифицирование и обобщение отобранного материала. Для типологического описания годонимической системы Омска мы использовали классификацию, данную С.А. Огурцовым в своей статье «О названиях и переименованиях улиц г. Омска» [5]. Материалом исследования послужили наименования улиц, появившиеся после 1990 г. в городе Омске (92 единицы).
Результаты исследования
Для представления более полной картины годонимической системы города считаем не лишним ознакомить читателей с некоторыми результатами исследования названий улиц «дореволюционного» и «советского» Омска.
Ведущим в дореволюционном Омске был принцип номинации по искусственно созданным микротопонимическим объектам. Уступает ему антропологический принцип (16%). Также продуктивными являлись типы номинации по названиям городов и местоположению улиц. Распределение групп в процентном соотношении наглядно показывает рисунок 1.
В «советской» топонимической схеме присутствуют те же типы названий, что и в «дореволюционном» Омске. Исчезли годонимы на основе имен правящих русских царей и церковные наименования, появились идеологические. В 1960–1970-е гг. появилась мода на номерные названия. Это привело к появлению большого количества улиц с порядковыми номерами практически во всех местах новой застройки. Ведущим принципом стал антропологический (32%). Резко сократились годономы по группам людей. Распределение групп в процентном соотношении наглядно показывает рисунок 2.
Рис. 1. Распределение групп наименований улиц г. Омска до 1917 г. в процентном соотношении
Рис. 2. Распределение групп наименований улиц г. Омска с 1917 по 1991 гг. в процентном соотношении
Современная годонимическая система во многом повторяет советскую. Ведущим принципом номинации остается антропологический. Более 50% новых годонимов образуется по данному типу. Среди них:
1) названия по фамилиям деятелей искусства, культуры, науки – 15 наименований: улицы Булгакова, Шукшина, Ядринцева, Тютчева, Толмачева, Есенина, Михаила Кольцова, Кондратюка, Проскурякова Л., Нагибина, Вяткина, Журавского; Бульвар Л. Мартынова и др.;
2) названия по фамилиям омичей и других важных для города лиц – 20 наименований: улицы Кучумова, Щербанева, Вяткина, Сметнева, Стороженко, Лобова, Силина, Полосухина, Фиалкова, Багнюка, Будеркина, Штумпфа, Штанина, Косенкова, Полуэктова, Костерина, Палашенкова и др.;
3) по фамилиям Героев Советского Союза, участников ВОВ и участников боевых действий в Афганистане и Чечне – около 10: улицы Печникова, Маргелова, Полосухина, Силина, Лобова, И. Москаленко, Алексеева, Никандрова и др.
Мы обнаружили всего 2 наименования, образованных по типу названий групп лиц. Это улицы Электрификаторов и Моторостроителей. Данный тип годонимов на сегодняшний день непродуктивен и не выражает прямой связи с объектом, это символические названия.
Группа наименований по названиям населенных пунктов по продуктивности стоит на втором месте – всего около 11 наименований, это 11,9%. К ним относятся такие улицы, как Бийская, Кубанская, Тевризская, 1–3-я Казахстанские, Шадринская, 1–3-я Новороссийские, Транссибирская.
Типы названий по местоположению, искусственно созданным микротопонимическим объектам, а также символические наименования представлены малым количеством годонимов. В каждой группе не больше трех наименований.
Продолжая включать в свой состав новые населенные пункты, Омск приобретает и новые улицы, относящиеся к типологии природных объектов. К такому типу относятся улицы: Верхнеднепровская, Вишневая, Енисейская, Цветочная, Сиреневая, Тополиная, Калиновая, Камышовая, 1, 2-я Кедровые. Они составляют 10,8% от общего числа новых наименований.
Ряд наименований продолжает пополнять группу годонимов, образующихся по типу повторения соседних улиц. Таких названий всего около 9, они составляют 9,7% от общего числа новых наименований. Это такие улицы как: 6–7-я Москаленские, 1–5-я Кленовые; переулки И. Москаленко, Кленовый и др.
Некоторым улицам вернули прежние, «дореволюционные» названия. Это такие улицы, как Ильинская, Думская, Почтовая. Всего же названий, сохранивших свою историческую сущность, немного. К таким названиям относятся: переулок Больничный, улицы Большая и Малая Луговые, Госпитальная, Достоевского, Ермака, Иркутская, Лермонтова, Музейная, Омская, Полковая, Потанина, Сенная, Слободская, Средняя, Степная, Тарская, Учебная, Училищная. Распределение групп в процентном соотношении наглядно показывает рисунок 3.
Рис. 3. Распределение групп наименований улиц г. Омска на современном этапе в процентном соотношении
Выводы
Обобщая полученные данные, мы можем сказать, что современная годонимическая система сохранила прежние недостатки советской системы: перегруженность антропонимами, отсутствие исторической и культурной идентичности ввиду малого количества наименований, отражающих местную, региональную специфику. Тем не менее в наименованиях улиц Омска остался след событий, произошедших в стране и регионе, таких как революция, Гражданская и Великая Отечественная войны, участие земляков в боевых действиях в Чечне и Афганистане, индустриализация, развитие промышленности и сельского хозяйства и т.п.
Рецензенты:
Бутакова Л.О., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой русского языка, славянского и классического языкознания ФГБОУ ВПО ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, г. Омск;
Федяева Н.Д., д.фил.н., доцент, заведующий кафедрой русского языка и лингводидактики ФГБОУ ВПО ОмГПУ, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Авдеева Н.А., Дьячкова И.Г., Авдеев Д.Б., Корнеев Ю.А., Каримов А.В. ПРИНЦИПЫ НОМИНАЦИИ УЛИЦ ГОРОДА ОМСКА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20785 (дата обращения: 10.05.2025).