Обращение государства и, прежде всего, системы общего образования к идее нравственно-эстетического воспитания школьников как важнейшего условия возрождения современного российского общества в целом и каждого отдельного человека в частности не случайно. Эстетическое воспитание способствует объединению эмоциональной, нравственной, духовной сферы личности, обогащению чувственного опыта, повышению познавательной активности, физическому развитию ребенка. Теория эстетического воспитания личности развивается на стыке гуманитарных и общественных наук, поэтому для выявления степени разработанности данной проблемы нами была проанализирована психологическая, педагогическая, историческая и философская литература.
Эстетическое воспитание большинством ученых (Л.П. Гадзаова, Д.А. Гусев [2], И.Ф. Исаев [7], А.Ю. Козырев, Б.В. Лопаткин [3], В.П. Рубаева [6], В.А. Сластенин [7], В.А. Сухомлинский, Н.В. Ушкова [8], Е.Н. Шиянов [7] и др.) определяется как целенаправленный процесс формирования эстетического отношения человека к окружающей действительности.Методологические подходы к проблеме определения сущности, содержания, целей, задач, форм, средств и методов эстетического воспитания молодежи в образовательном процессе нашли свое место в исследованиях А.И. Бурова, И.Ф. Гончарова, Н.А. Дмитриевой, В.М. Кузнецова, С.И. Макулова [4], И.Ф. Харламова [9],Ч. Цзюй [10], Н.В. Шайдуровой [11], Н.А. Шмыревой [12] и др., в которых излагаются основные принципы и направления совершенствования системы эстетического воспитания и нравственного становления личности. Проблема органического единства эстетического воспитания и нравственного развития личности рассматривается в работах С.И. Бортник, Э.В. Бурмакина, С.Г. Ваниевой, В.И. Кузнецова, О.В. Розиной [5], В.Д. Шадрикова и др. Психологическим аспектам эстетического образования и развития личности студента посвящены исследования И.А. Бесковой, Н.Н. Блонского, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Н.К. Гончаренко, В.И. Кузнецова, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, Б.Т. Теплова и др. Вопросам выявления эффективных педагогических условий эстетического воспитания и нравственного становления личности в учебно-воспитательном процессе посвящены труды Ш.А. Амонашвили, Е.А. Ануфриева, М.И. Бекоевой [1], О.А. Зоровой, З.К. Каргиевой, Н.А. Кормима, Е.Л. Кудриной, И.С. Марьенко, С.Т. Махлиной, В.П. Михалева, Л.С. Сысоевой и др. Деятельности преподавателя в эстетическом воспитании и образовании молодежи посвящены работы Е.И. Бурдиной, А.В. Кудрявцевой, Г.А. Петровой, Л.Н. Столович и др. Работы этих авторов позволяют выявить основные закономерности формирования эстетического чувства, сознания, эстетического отношения к окружающему миру.
Современная система общего образования, являясь ведущим институтом воспитания и обучения, ориентирована на нравственное становление наиболее образованных граждан, способных не только совершенствовать избранные сферы будущей профессиональной деятельности, но и принимать активное участие в развитии общества. Личность обучающегося формируется и развивается под влиянием различных факторов: природных и общественных, объективных и субъективных, внутренних и внешних, зависимых и независимых от воли и сознания личности, действующих согласно определенным целям или хаотично и т.д. В педагогической науке ведущие направления воспитательной деятельности изучаются не изолированно от эстетического воспитания, а в единстве с ними как целостный педагогический процесс. Нельзя представить, например, умственное воспитание человека без осмысления красоты изучаемых явлений, трудовое воспитание без осознания прекрасного в целях, содержании и процессе труда; формирование нравственных качеств личности без восприятия манеры поведения и красоты поступка; физическое развитие без представления о совершенстве человеческого организма. Эстетическое воспитание также невозможно осуществить оторвано от жизни, от творческой деятельности, физического труда, нравственного и духовного совершенства.
Обучение и воспитание в современной школе должны быть направлены на максимальное использование характерного эстетического потенциала в процессе преподавания учебных дисциплин. В такой модели образования формирование эстетической культуры у школьников осуществляется системно, непрерывно и методично в единстве целостного образовательного процесса. Почти в каждой теме любой дисциплины преподаватель способен найти область, которую можно заполнить информацией о прекрасном из области литературы, искусства, музыки, живописи. Например, изучая по математике тему «Симметрия», занятие можно начать с утверждения практической значимости данного материала, демонстрации изображения различных симметричных фигур, орнаментов, фасадов зданий, ваз, птиц, бабочек и т.д. Секрет красоты этих предметов и сооружений - в скрытой геометрической форме, ее точности и строгости. Говоря языком эстетики, они выполнены с учетом закона осевой симметрии, который можно обозначить как математический закон красоты. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру, и к знаниям. В той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить и о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Основной задачей эстетического воспитания старшеклассников является формирование способности к восприятию и пониманию эстетических ценностей будущей профессиональной деятельности, развитие эстетического вкуса. Оно связано с восприятием и осмыслением ими прекрасного и оригинального в действительности, удовольствием им, эстетическим творчеством в познавательной деятельности. Успешность данного процесса в значительной степени зависит от деятельности образовательной организации, где формируются познавательные потребности, общие и профессиональные компетенции, эстетические представления, мировоззренческие основы и характер поведения старшеклассников при их подключении к различным видам образовательной, общественной и профессиональной деятельности [6].
Показателем сформированности эстетического развития и воспитания старших школьников служит эстетическая культура, через которую человек, по своей сущности, призван творить красоту и реализовать себя. Эстетическую культуру человека некоторые ученые (В.И. Андреев, Ю.Б. Борев, Э.Ф. Володин, С.А. Герасимов, В.М. Соловьев, Н.А. Шмырева и др.) рассматривают как определенный уровень нравственного потенциала, духовного наслаждения, целенаправленности и насыщенности эмоционально-чувственным переживанием, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности [12]. Эстетическая культура развивает и гармонизирует все духовные способности ученика, необходимые в различных областях творчества, и может выражаться в слове, поступке, поведении, или жесте, в умении ценить прекрасное в окружающей действительности, в человеческих отношениях с позиций эстетического идеала.
Типичной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Происходит укрепление таких качеств, как: решительность, самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, инициативность. Повышается интерес к нравственным, моральным проблемам: образу жизни, любви, верности, долгу и т.д.
Эстетическое воспитание способствует формированию социальной позиции, прогрессирует развитие самосознания, основанного на гуманистических позициях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу личности; у людей с повышенной эмоциональной чувствительностью снижает остроту реагирования на стрессовые ситуации, то есть стабилизирует их поведение, делает более комфортными условия совместной деятельности всех членов образовательного процесса. В процессе эстетического воспитания старшеклассников происходит приобщение их к ценностям, перевод во внутреннее содержание путем интериоризации. Эстетическое отношение к действительности, по мнению И.Ф. Харламова, специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой обществом и его специализированными институтами по отношению к личности, индивиду, группе или коллективу с целью выработки у них способности к ориентации в мире художественных и эстетических ценностей в соответствии со сформировавшимися в данном обществе представлениями об их назначении, значимости и характере [9].Такое отношение к действительности требует более активного общения ученического коллектива с высокими образцами художественно-эстетического произведения искусства в его современных и классических проявлениях, так как только в непосредственном соприкосновении с выраженной в произведениях искусства художественно-эстетической реальностью осуществляется ее понимание и принятие.
Узловым компонентом эстетического воспитания выступает художественное воспитание, которое в качестве воспитательного воздействия использует прогрессивные средства искусства, культуры, художественных образов ит.д. Художественное воспитание вырабатывает специальные способности в конкретных его видах - музыкальном, изобразительном, сценическом, хореографическом, театральном, вокальном, декоративно-прикладном и др. Как отмечает Ч. Цзюй, стремление передать жизнь в ее многообразных проявлениях, сделать понятным и доступным для широкого зрителя авторский замысел являются основными задачами художника-реалиста. Внешнее сходство с объектом изображения является не самоцелью, а средством общения художника со зрителем и средством выражения внутренней сущности объекта [10, с. 4]. На этой платформе происходит становление и развитие способности человека к эстетическому восприятию, осмыслению и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к созданию эстетических ценностей, к творчеству, к профессиональной деятельности, развивает эстетический вкус в целом. Эстетический вкус как способность судить о прекрасном или безобразном на основе чувственной оценки удовольствия или неудовольствия весьма субъективен, что соответствует современному релятивистскому взгляду на мир. Мировоззрение релятивиста не предполагает наличие абсолютного идеала ни в чем, для него истина относительна и урегулирование взаимоотношений индивидуумов происходит на основе правовой (внешней) нормы [5, с. 51-59].
Структура эстетического воспитания старших школьников содержит все эстетические явления действительности. Однако особое внимание при этом уделяется восприятию и пониманию прекрасного в учебно-познавательной деятельности, развитию у студента способности привносить красоту в процесс и результаты обучения и воспитания. Прекрасное в жизни - это и стимул, и средство, и идеал, и результат эстетического воспитания и нравственного становления личности. Оно неразрывно связано с общественной и трудовой деятельностью, окружающим миром, природой, взаимоотношениями и концентрируется в произведениях искусства, в художественных образах, различных литературных жанрах, в проявлении любви и т.д.
В связи со значимостью эстетического воспитания и развития художественных представлений, понятий и суждений у школьников большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Этот процесс требует широкого непосредственного общения молодого поколения с высокими образцами художественно-эстетического творчества в его классических и современных проявлениях, ибо только в прямом чувственном соприкосновении с воплощенной в произведениях искусства художественно-эстетической реальностью обретается ее понимание. Для этого в познании искусства, художественных средств изображения и преобразования действительности, большое значение имеет осмысление и усвоение учениками таких понятий, как художественный образ, метафора, эпитет, композиция произведения, его сюжет, фабула, сравнение, минор и мажор в музыке и др.
Художественность основана не только на эстетических принципах автора произведения искусства, но и на социально-культурных особенностях определенной исторической эпохи. Эстетическая оценка сопутствует всему художественному пути рождения произведения, включая в себя многообразный спектр эстетического восприятия содержания и формы. Как показывает практика преподавания в общеобразовательной школе, без акцента на нравственно-эстетическое воспитание нередко случается одностороннее понимание школьниками природы творчества, что приводит не к познанию реального воспринимаемого творческого продукта, а к его субъективной формулировке.
Таким образом, эстетическое воспитание, являясь сложным интегративным процессом в образовательном пространстве, развивает у современных школьников творческий потенциал, гармонизирует их эмоционально-коммуникативную сферу, расширяет горизонты в познании мировой культуры, отразившей факт многоплановой, интенсивной устремленности человека к абсолютной гармонии. Ведущими направлениями эстетического воспитания школьников в современной общеобразовательной системе являются: расширение совокупности эстетических взглядов; формирование нравственно-эстетических качеств; развитие эстетических отношений, необходимых для восприятия духовно-нравственных ценностей общества; воспитание творческих потребностей и эстетических интересов; формирование эстетического отношения к явлениям действительности; раскрытие нравственно-ценностных основ эстетической культуры обучающихся; художественное воспитание в его теоретическом и практическом выражении; формирование потребности в эстетическом самообразовании, самовыражении личности; формирование системы культурных предметно-практических ценностей; активизация творческого начала в будущей профессиональной деятельности.
Рецензенты:Каргиева З.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ;
Чеджемов С.Р., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Кулаева З.С. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ОБРАЗАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20780 (дата обращения: 19.02.2025).