Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СИМБИРСКО-УЛЬЯНОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ

Тихонова А.Ю. 1
1 ФБГОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова»
Статья отражает опыт работы автора по созданию и апробации программы приобщения дошкольников к музыкальной народной культуре полиэтнического региона. Программа разработана на материале музыкальной культуры народов Среднего Поволжья и предусматривает активное освоение детьми музыкальной культуры народов, численно преобладающих в данном регионе (как и в стране в целом): русские, татары, чуваши, мордва. Реализация программы организуется в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного образовательного учреждения с детьми 5 – 7 лет по следующим разделам: слушание и пение, музыкально-ритмические движения, народные игры, народные праздники и развлечения на богатом краеведческом материале. Программа прошла апробацию в дошкольных учреждениях Ульяновской области и получила высокую оценку педагогов. Разработанная автором программа может служить основой для создания подобных программ в других регионах.
народы Симбирско-Ульяновского Поволжья
полиэтнический регион
поликультурное образование
дошкольное воспитание
народная культура
музыкальная культура
1. Вохмякова И.Н. Воспитание эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности: дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002. – 205 с.
2. Кашапова Л.М. Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы : дис. … док. пед. наук. - Уфа, 2006. – 400 с.
3. Курышева И.В. Психологические основы музыкально-творческого развития личности в образовательном процессе : дис. … док. пс. наук. - Нижний Новгород, 2011. – 453 с.
4. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 384 с: ил.: ноты.
5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1971, - 335 с.
6. Тихонова А.Ю. Уникальность культуры Среднего Поволжья в культурологическом измерении (монография). - Саарбрюккен: Palmarium Academic Publishing, 2013. - 412 с.
Введение. Музыкальная культура народов Симбирско-Ульяновского Поволжья обладает богатым педагогическим потенциалом развития личности ребенка, который проявляется в ее особых возможностях влиять на чувства, эстетические вкусы, творческие потребности, мотивы саморазвития и достижений и формировать личностные новообразования через искусство. Ее роль сегодня возрастает как никогда ранее, в связи с тем, что современное образование ориентировано преимущественно на формирование интеллектуально-познавательного аспекта деятельности, и все больше оставляет в стороне - собственно мотивационно-потребностный, личностный. Образование оказывается перед необходимостью развития принципиально новых подходов, моделей, форм и методов обучения и воспитания, направленных на личностное и творческое становление детей. Одним из таких перспективных путей является, на наш взгляд: определение места и роли музыкальной культурой народов полиэтнического региона (например, Симбирско-Ульяновского Поволжья) в формировании мотивационной сферы ребенка; а также создание программы приобщения дошкольников к народным традициям своей малой родины.

Цель исследования: подтвердить необходимость и доказать практическую возможность создания и реализации программы приобщения дошкольников к музыкальной народной культуре полиэтнического региона.

Материалы и методы исследования: педагогический эксперимент, анализ практики дошкольного образования.

Целесообразность и необходимость приобщения детей к музыкальным народным традициям своего края подтверждали педагоги прошлого Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж Руссо, А. Дисверг и другие классики. Важность данного направления образования в России доказывалась В.Н. Татищевым, М.В. Ломоносовым, Н.И. Новиковым. Педагогическую целесообразность приобщения детей к народной культуре обосновал К.Д. Ушинский. В дальнейшем идея «народности» в воспитании детей получила распространение в трудах В.А. Сухомлинского, А.П. Усовой, Н.Ф. Виноградовой, Э.К. Сусловой и др. Классические образцы научного подхода к народным традициям воспитания. По мнению В.А.Сухомлинского «без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры» [5, с.304]. Музыкальное народное творчество является значимой составляющей региональной культуры. Невозможно знакомить детей с культурой своего края без изучения и разучивания песен, хороводов, танцев народов, проживающих на данной земле. И.В. Курышева подчеркивает особую значимость «музыки для восприятия, ее огромными возможностями для создания, сохранения и распространения культурных ценностей, отвечающих задачам совершенствования, как отдельного человека, так и социума в целом» [3, с.8].

Однако проблема приобщения детей к музыкальной народной культуре рассматривается большинством исследователей (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, А.Н. Красев, М.И. Миропольский, С.В. Смоленский, К.В. Тарасова, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и др.) с позиции познания музыкальных особенностей культуры одной конкретной национальности, вне зависимости от места проживания данного народа. Между тем, произведения народной культуры создавались и создаются в конкретных географических условиях, отличающихся своеобразием. Одновременно, большинство субъектов Российской Федерации являются полиэтническими. Все перечисленные обстоятельства накладывают отпечаток и на народное музыкальное творчество. Именно поэтому нельзя изучать музыкальную культуру каждой национальности, проживающей на данной территории, изолированно, как самостоятельно развивающуюся, без влияния и проникновения других культур, без учета природных особенностей местности как среды бытования народного творчества.

Симбирско-Ульяновское Поволжье является полиэтническим регионом средней полосы России. Здесь происходят соприкосновение и взаимопроникновения культур разных национальностей: русских, татар, чуваш, мордвы, украинцев и других народов. На поволжской земле названные культуры существовали рядом друг с другом долгие годы, и веками формировали самобытную культуру данного края. Культура Симбирско-Ульяновского региона богата и разнообразна по своему содержанию, в ней находит отражение устное и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, обычаи, традиции и народные праздники.

Следует отметить, что региональная музыкальная народная культура - не застывшая форма, отображающая когда-то происходившие процессы. Это не окаменевшие обряды и не оцепеневшие на века песни, танцы. Это живой, развивающийся, но не изменяющий своим этнокультурным и традиционным корням феномен. Преемственность поколений позволила сохранять самобытную народную музыкальную культуру, следовать ее лучшим образцам. И в настоящее время развивается естественный процесс творческой трансформации народного музыкального искусства, основанный на обращении к первоистокам.

Использование произведений музыкального народного творчества полиэтнического региона в общеобразовательной работе с детьми дошкольного возраста способствует претворению в практику воспитания основных педагогических принципов педагогики, реализации регионального и национального компонентов образования. Компонентов. По свидетельству И.Н. Вохмяковой: «Музыкальная деятельность обеспечивает развитие эмоционально-творческой культуры старших дошкольников, включающей интеллектуальную активность, устремления, переживание среды и выражающейся в самостоятельности мышления, в мотивации творческой деятельности, в уровнях усвоения средств невербальной коммуникации, в избирательности предпочтений, в эмоциональной восприимчивости» [1, с.5]. Обогащенная народной мудростью музыкальная культура народов любого субъекта страны обладает богатым педагогическим потенциалом, для реализации которого необходимы соответствующие образовательные программы в каждом регионе.

Отсутствие программы по ознакомлению дошкольников с музыкальной народной культурой полиэтнического региона послужило основанием для ее создания. Программа приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре своей малой Родины создавалась в МБДОУ №111 г. Ульяновск на основе изучения особенностей становления и развития музыкального творчества народов данной территории, определения их общности, многослойности содержания и путей взаимообмена. Основным критерием такого анализа стало требование не разрушать самоценности культуры каждого народа. Программа строится на единстве развития и существования основных культур Среднего Поволжья и России в целом: русской, татарской, чувашской, мордовской. Программа реализуется в данном дошкольном учреждении с 1999 г. и получила распространение в дошкольных учреждениях Ульяновской области.

Цель данной программы - обеспечить процесс приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Симбирско-Ульяновского Поволжья через развитие у малышей национального самосознания, уважения к себе и к своему народу, толерантного отношения к культурам других национальностей.

 Задачи программы:

1. Воспитательные

  • Воспитание у будущего гражданина чувства сопричастности к истории и культуре родного края через самоидентификацию его личности.
  • Формирование базиса личностной культуры дошкольника на основе освоения музыкальных ценностей народов своего региона.
  • Углубление интереса детей к поликультурной музыкальной культуре своего края как духовного, этического, многовидового и многожанрового комплекса, включающего в себя региональные и интернациональные компоненты.
  • Обеспечение процесса осознания детьми собственной творческой индивидуальности и стремления проявить её в разнообразной музыкальной деятельности в соответствии с собственными интересами и склонностями.

2. Образовательные

  • Развитие активного восприятия музыкального фольклора народов Симбирско-Ульяновского Поволжья.
  • Становление специальных музыкальных способностей (чувства ритма, ладового чувства, музыкально-слуховых представлений).
  • Формирование исполнительских навыков в области народного пения, народной хореографии.
  • Развитие самостоятельности, инициативы, импровизационных музыкальных способностей у детей.

Работа по программе ведется при активном участии всех специалистов дошкольного учреждения, родителей, членов семей воспитанников. Для достижения поставленных задач необходимо создать условия, помогающие и взрослым и детям погрузиться в музыкальный мир поликультурой среды:

  • создание музыкальной среды и обеспечения возможности детям слушать музыку разных народов Симбирско-Ульяновского Поволжья;
  • организация фольклорных ансамблей детей и взрослых, отбор соответствующего репертуара;
  • наличие национальных костюмов и атрибутов для проведения музыкальных обрядов для детей и взрослых;
  • организация мини-музея народной культуры;
  • оформление соответствующего интерьера групповых комнат и всего учреждения;
  • подготовка педагогов ДОУ к активному освоению и трансляции музыкальных народных традиций.

Реализация программы организуется в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного образовательного учреждения с детьми 5 - 7 лет по следующим разделам: слушание и пение, музыкально-ритмические движения, народные игры, народные праздники и развлечения.

Представленные разделы программы отличаются от общепринятых компонентов дошкольного музыкального воспитания (по видам музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах). Данные различия объясняются особенностями народной культуры. Прежде всего, слушание и пение в народной культуре неразделимы в ходе усвоения. В народной педагогике овладение певческими навыками происходит в процессе слушания чужого исполнения и подпевания ему по мере освоения музыкального рисунка и текста. На данную особенность указывали искусствоведы и этнографы, в том числе исследователи народной музыкальной культуры Симбирско-Ульяновского Поволжья (например, М.А. Енговатова, И.П. Кошелев и др.). Кроме того, многие песни являются хороводными, обрядовыми, поэтому пение их сопровождается музыкально-ритмическими движениями.

Игра на народных инструментах как разновидность народного творчества, своеобразный вид детской музыкальной деятельности. С одной стороны, дошкольникам доступны общие для многих народов простейшие народные инструменты, в основном шумовые (программы по ним уже разработаны и не вызывают вопросов у педагогов). С другой стороны, специфические национальные инструменты сложны для детей, используются в основном во взрослом исполнительстве (балалайка, домра и т.п.). Для активной музыкальной деятельности детей, основанной на изучении традиций народной инструментальной культуры, необходимо изготовление специальных детских инструментов. И пример такого изготовления имеется. Д.А. Рытов (кандидат педагогических наук, победитель конкурса «Учитель года России - 97») создал около 50 наименований инструментов для оркестра «Дар». Все инструменты в стиле русской культуры были изготовлены с учетом возрастных особенностей физиологии и психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обучение игре на данных инструментах организовывалось автором на протяжении шестилетнего курса [4]. Данный опыт свидетельствует - необходимо создавать специальную программу по обучению детей игре на народных музыкальных инструментах после создания самих детских инструментов (татарских, чувашских, мордовских и т.п.). Но это уже другая, не входящая в программу «Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Симбирско-Ульяновского Поволжья», деятельность.

Каждый основной раздел программы (слушание и пение, музыкально-ритмические движения, народные игры, народные праздники и развлечения) имеет блочную подструктуру, соответствующую основным национальностям, проживающим на территории Поволжского региона: русская, мордовская, чувашская, татарская культуры.

Система работы по выполнению данной программы предусматривает два этапа:

1. Этап - приобщение ребёнка к народной музыкальной культуре разных национальностей Поволжского региона и деятельностное освоение старшими дошкольниками элементов народного музыкального творчества.

Цель: формирование у дошкольников эмоционально-личностного отношения к произведениям народной музыкальной культуры и развитие исполнительского интереса у детей в процессе практического освоения музыкального мастерства разных народов.

2. Этап - творческое самовыражение каждого ребёнка на основе усвоения способов и приёмов исполнения через дифференцированную персонализацию.

Цель: воспитание у старших дошкольников стремления и умений творчески использовать опыт народного музыкального творчества в собственной деятельности на основе развития индивидуальных устойчивых интересов к отдельным видам народного творчества.

Первый этап реализуется на музыкальных занятиях, в процессе проведения самостоятельной деятельности детей в группах в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулках. Первоначально музыкальный материал осваивается дошкольниками на музыкальных занятиях, где музыкальный руководитель включает сведения о музыкальной народной культуре как структурную составляющую занятия. Затем он закрепляется в ходе совместной работы музыкального руководителя и воспитателя в группах: в утренние и вечерние отрезки времени. Деятельность педагогов с воспитанниками организуется на основе субъект-субъектных отношений.

Второй этап осуществляется в процессе подготовки и проведения народных праздников и развлечений. Развлечения в стиле народных традиций организуются в группе один раз в месяц (четыре культуры: русская, мордовская, чувашская, татарская - у каждой одно развлечение в квартал). Развлечения проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателями и родителями. Развлечения могут проходить в одной конкретной группе или в двух и более группах. Причем одна из них может выступать в качестве организатора, другие в качестве гостей. Например, подготовительная к школе группа готовит «Кузьминки», а старшую группу приглашает в гости.

Народные праздники - итог работы по музыкальной народной культуре за квартал. В ходе их проведения дети реализуют те знания и умения, которые накопили за предшествующее время. Праздники посвящаются единению народов, демонстрируют взаимопроникновение культур и самобытность каждой национальности. Они могут быть посвящены общему календарному событию (подготовка к севу и т.п.), бытовому обряду (например, именины).  

Выводы. Таким образом, многолетний опыт работы по программе «Музыкальная культура народов Симбирско-Ульяновского Поволжья в воспитании дошкольников», созданной на базе МБДОУ №111 г. Ульяновск, доказал практическую возможность создания и значимость реализации программы приобщения дошкольников к музыкальной народной культуре полиэтнического региона в других субъектах РФ. Также необходимо развитие непрерывного этнокультурного музыкального образования. Мы согласны с мнением Л.М. Кашаповой, что непрерывное этномузыкальное образование обеспечит «процесс личностного и профессионального развития человека в этнокультурном контексте, где непрерывность как закономерность и императив этномузыкального образования связана с диалектической природой национального музыкального искусства, с этнопсихологическими особенностями развития личности, с допрофессиональным этномузыкальным развитием» [2, с.11]. Концепция непрерывного культурологического образования на краеведческом материале разработана автором статьи и представлена в монографии [6].

Рецензенты:

Макаров Д.В., д. культурологии, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск;

Шубович М.М., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Тихонова А.Ю. ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СИМБИРСКО-УЛЬЯНОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20777 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674