Выпуск и распространение печатной книги для детей - это достаточно сложный процесс, который требует объединения усилий людей разных профессий, возрастов и сфер деятельности, в том числе: писателей, редакторов, издателей, работников образования, библиотечных работников и др. В данной статье описывается опыт проектной разработки печатной и электронной книги, в котором активными исполнителями являются ученики начальной школы.
В опытно-экспериментальной работе задействованы библиотеки разных уровней - районные, библиотеки колледжа, школьные библиотеки. Привлечение школьников к издательской деятельности опиралось на опубликованные концептуальные идеи профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе [4] и прогнозные исследования в сфере использования и изучения информационно-коммуникационных технологий [5], а также разработки в сфере комплексного методического обеспечения формирования информационной культуры на учебных занятиях [1].
Цель исследования
Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в поиске эффективных условий подготовки мастер классов отличающихся привлечением студентов-волонтеров, владеющих информационными и дизайнерскими компетенциями и получивших необходимый педагогический опыт, а также условий их проведения в совместной издательской деятельности студентов и младших школьников.
Основными авторами и организаторами описываемых в данной статье мастер классов были активные сотрудники библиотек, выступающих в роли проводников традиционной и информационной культуры. Значимыми для данного изложения явились опубликованные труды, раскрывающие работу библиотечного сообщества по привлечению к чтению [9, 10]. Описанные условия привлечения к чтению в нашей работе дополняются применением системного подхода, описанного в научных статьях, раскрывающих обоснование применения и выбор подходов к моделированию педагогических систем [7, 8]. Системный подход раскрывается и дополняется обращением к совокупности основных субъектов образовательной, издательской и информационной системы. Проблемы моделирования проектной деятельности [3, 6] рассматриваются с учетом их специфики в условиях информационной и издательской среды.
Все это определило выбор цели опытно-экспериментальной работы по подготовке и проведению системы мастер классов, которая включала выработку совокупности достаточных педагогических условий проектной разработки печатной и электронной книги в начальной школе.
Материал и методы исследования
Опишем процесс и основные методы экспериментальной работы над проектами по продвижению чтения. На первом этапе осуществлялась реализация проектной мультимедийной деятельности волонтеров - студентов колледжа. Результаты этой деятельности были представлены на конкурсы и фестивали для студентов.
На втором этапе, который явился площадкой подготовки, отбора и стажировки наиболее подготовленных студентов для выполнения на последующих этапах роли волонтеров, помогающих в проведении мастер классов. Одним из заданий данного этапа было создание вариантов новых традиционных и электронных книг по теме мастер класса, в котором лучшие волонтеры участвовали в роли стажеров.
На третьем этапе ведущим методом явился формирующий эксперимент, на котором волонтеры выполняли самостоятельную педагогическую деятельность по проведению мастер класса для младших школьников, а опытные педагоги занимались сбором и анализом опытно-экспериментальных материалов. Авторы и идеологи мастер класса посчитали целесообразным предложить к предварительному изучению созданные ранее литературные, художественные и кинематографические произведения. Участникам заранее огласили тематику будущих проектов и предъявили возможные варианты их реализации, подготовленные студентами - будущими волонтерами.
В формирующем эксперименте установлено, что предварительное изучение и погружение в созданную ранее среду позволило быстрее начать непосредственную проектную работу и не утомлять детей, растягивая ее выполнение чрезмерно. Просмотр творческих проектов явился хорошей мотивацией для детей, которые наглядно представили возможные результаты своей предстоящей деятельности и постепенно включились в творческий процесс.
На четвертом этапе анализировалась деятельность совместного коллектива студентов-волонтеров и младших школьников, который приступил к созданию новых традиционных и электронных книг. Данный этап проводился на примере предложенной тематики, выбранной на основе сказки «Двенадцать месяцев» в обработке С. Я. Маршака. Выбор данной сказки был обоснован тем, что она сможет служить основой связи ряда поколений, так как ее читали еще дедушки и бабушки, папы и мамы. Выбранное произведение за многие годы своего существования пробудило творческую активность многих творческих людей, по сюжету сказки сняты фильмы, в дошкольных учреждениях и в школах любительские театры регулярно ставят спектакли по этой сказке. Юным читателям было предложено сделать собственную рукописную и электронную иллюстративно-художественную книгу.
В итоге наблюдения за процессом опытной работы и анализа ее результатов следует отметить, что богатый ранее созданный и изученный материал не явился ограничением для детского творчества, наоборот, на основе изучаемого материала у каждого ребенка возникало свое видение источников и рождались полезные идеи собственного проекта. Важным представляется, что школьникам в большинстве работ удалось проявить умение передавать характерные черты состояния природы в различные времена года и своё отношение к ним в создаваемых и конструируемых иллюстрациях и собственных подборках фотографий.
На пятом этапе в рамках ежегодного фестиваля «Молодые таланты - детям» был организован конкурс созданных рукописных книг и электронных ресурсов. Участниками были представлены не только книги и ресурсы, подготовленные во время мастер класса, но и проекты, подготовленные самостоятельно после его проведения.
Результаты исследования и их обсуждение
Свои новые проекты представили дети и студенты-волонтеры. Это были как их собственные версии разрабатываемых и новых книг, аналитические, иллюстративные и видео ресурсы по материалам, накопленным в процессе подготовки и проведения мастер класса, так и новые методические разработки для продолжения волонтерской деятельности по другим тематикам и в других техниках.
В юношеской библиотеке 158 и в библиотеке колледжа имени Карла Фаберже в рамках завершения работы над проектами книги по сказке «Двенадцать месяцев» была организована необычная выставка «Книги своими руками - от рукописной до электронной», в рамках которой маленькие читатели участники студии «Мульти-Пульти» из школы 935 представили свой новый мультфильм «Прогулка» по произведениям С.Михалкова, и мультфильм по собственной сказке «Как зверюшки узнали о правилах дорожного движения». Ребята из студии «Театральная гостиная» представили на выставку рукописную книгу по собственным сказкам и рассказам. Интерес вызвали представленные на выставке студенческие проекты и сборники, в числе которых красочная электронная книга и лиричный и выразительный компьютерный анимационный фильм «Вместе читаем». Кроме того, впервые были организованы персональные выставки участников проекта: выставка рисунков «Рождение весны», фоторабот «Зимние пейзажи России» и выставка живописи «Вальс цветов».
В целом в результате проекта с помощью современных фотоколлажей и аппликаций по-новому удалось проиллюстрировать известнейший сюжет сказки. Даная работа является продолжением описанного ранее опыта привлечения студентов-волонтеров к проектам по созданию кукольных анимационных фильмов [2]. Мастер классы по созданию рукописной и электронной книги ориентировались на технику фото коллажа (предложенную Сарычевой С.В., руководителем фото студии «Мир в объективе») - новую для малышей и достаточно простую в реализации. Архивы и аналитические материалы обогатились материалами решения этой трудной, но увлекательной задачи. Намечены новые технологии для их реализации в предстоящей работе, для реализации которой важным подспорьем послужат архивы, которые включают подготовленные книги, представленные на суд зрителей, рассказы об особенностях своих проектных работ и многое другое.
Заключение
В настоящее время младшие школьники - участники мастер класса, работая над новыми читательскими проектами, более активно повышают культуру устной и письменной речи, овладевают навыками выразительного чтения, смотрят фильмы, участвуют в литературных играх, викторинах. Издательские мастер классы по привлечению к чтению, проведенные в Год литературы, объединили в своем увлечении литературой участников разных возрастов и привлекли к чтению классической литературы и созданию электронных проектов много новых маленьких читателей.
Примечательно, что в волонтерской активности прослеживается система распределения ролевых функций между руководителями, авторами идеи, разработчиками методических материалов, педагогами, активными студентами и целевой аудиторией младших школьников.
Рецензенты:
Кирилова Г.И., д.п.н., профессор, кафедра системного анализа и информационных технологий, Институт вычислительной математики и информационных технологий, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;
Власова В.К., д.п.н., педагогики и методики начального образования, заместитель директора по образовательной деятельности КФУ, Институт психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Васильева Е.С., Фомичева О.Ю. ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ МАСТЕР КЛАССОВ ПО ПРОЕКТНОЙ РАЗРАБОТКЕ ПЕЧАТНОЙ И ЭЛЕКТРОННОЙ КНИГИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20756 (дата обращения: 28.04.2025).